В процессе профессиональной подготовки студентов Алтайского государственного университета по направлению «социальная работа» дисциплина «Групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин по выбору. Введение дисциплины в учебный план обусловлено необходимостью освоения будущими специалистами по социальной работе теоретических основ организации общения с подростками асоциального поведения и технологического обеспечения социально-психологического взаимодействия с целевой группой.
Преподавание дисциплины направлено на решение следующих задач: формирование у студентов представлений о сущности и содержании взаимодействия специалиста по социальной работе как субъекта психосоциальной работы с подростками асоциального поведения; освоение групповых форм психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и правил их использования в социальной практике; овладение технологией общения с подростками асоциального поведения в процессе групповой работы; развитие у будущих специалистов умений разрабатывать программу тренинга для подростков асоциального поведения; воспитание толерантного отношения к общению с подростками асоциального поведения.
Студент, изучивший дисциплину, должен: знать виды групповых форм психосоциальной работы с подростками асоциального поведения, их отличительные особенности и принципы реализации, сущность и содержание коммуникативного взаимодействия с подростками в групповых формах психосоциальной работы; уметь подбирать упражнения для организации психосоциальной работы с подростками асоциально поведения и разрабатывать конспекты проведения игровых, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий, дискуссий, составлять программу социально-психологического тренинга; владеть аналитическими, организаторскими, коммуникативными компетенциями в сфере психосоциальной работы с подростками асоциального поведения.
Содержание дисциплины представлено двумя разделами. В первом разделе «Нетренинговые» формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализация» изучаются темы: «Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения», «Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения», «Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения». Второй раздел «Тренинг как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения» представлен следующими темами: «Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения», «Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков», «Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний», «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей», «Тренинг гармонизации детско-родительских отношений». Вопросы, изучаемые в контексте данных тем, представлены ниже.
Тема 1. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения. Вопросы для изучения: возрастной поход в использовании игры в работе с детьми и подростками асоциального поведения; требования к использованию игры в психосоциальной работе; технология организации игровой деятельности, содержание подготовительного, основного и заключительного этапов; виды игр для подростков (ролевая игра, организационно-деятельностная игра, деловая игра и др.).
Тема 2. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения. Вопросы для изучения: основания проведения коррекционно-развивающих занятий; цели и задачи, принципы проведения коррекционно-развивающих занятий; тематика коррекционно-развивающих занятий; методика проведения коррекционно-развивающих занятий.
Тема 3. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения. Вопросы для изучения: понятие дискуссии; требования к проведению дискуссии; виды дискуссионных форм работы и технология их проведения (панельная дискуссия, форум, симпозиум, дебаты, аквариум и пр.); организация работы малых групп и функциональные роли участников (организатор, аналитик, протоколист, наблюдатель, др.); правила ведения дискуссии.
Тема 4. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения. Вопросы для изучения: генезис развития социально-психологического тренинга как формы работы с клиентом; специфика тренинговой формы работы; тренинговая группа; цели и задачи, принципы тренинговой работы; роль и функции тренера; формы организации тренинговых занятий; разработка программы тренинга, особенности подбора упражнений; обратная связь в Т-группе; техника вербальных и невербальных коммуникаций; тренинговые упражнения, их значение, виды и методика проведения.
Темы 5-8 .связаны с изучением специфики проведения тематических тренингов, которые могут варьироваться в зависимости от особенностей и проблем в социализации подростков асоциального поведения, требующих коррекционного социально-психологического воздействия. При этом изучаемые вопросы являются инвариантными независимо от темы тренинга: цели и задачи тренинга; целевая группа; организация занятий; компетенции ведущего; структура занятий; тренинговые упражнения; ожидаемые результаты.
Специфика проведения и лекционных, и практических занятий по предмету заключается в том, что 100% занятий носят интерактивный характер, теоретический материал осваивается в контексте «обучения на опыте», реализации технологий контекстного образования. При этом достигаются не только поставленные в курсе цель и задачи, но и посредством «проигрывания» фрагментов тренинговых занятий в студенческой группе создаются условия для самодиагностики, самовоспитания, самокоррекции обучающихся.
Закрепление изучаемого обеспечивается через выполнение заданий практико-ориентированного характера. Например:
а) организуйте на занятии в группе апробацию сюжетно-ролевой игры «Три королевства», организационно-деятельностной игры «Сам себе бухгалтер», деловой игры «Биржа труда»;
б) составьте в микрогруппах (3-4 чел.) план-конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков, состоящих на учете в отделении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних центра социальной помощи семье и детям, и склонных к сквернословию и бродяжничеству (микрогруппа 1), с заниженной самооценкой (микрогруппа 2), конфликтующих с родителями (микрогруппа 3), склонных к Internet-зависимости (микрогруппа 4), нарушающих закон «о комендантском часе» (микрогруппа 5);
в) разработайте тематику дискуссий для подростков асоциального поведения; выделив критерии для сравнения, составьте сравнительную таблицу дискуссионных форм работы с подростками асоциального поведения; подготовьте и проведите на практическом занятии дискуссии в следующих формах – панельная дискуссия (микрогруппа 1), форум (микрогруппа 2), дебаты (микрогруппа 3), аквариум (микрогруппа 4);
г) подготовьте банк упражнений (30 упражнений) для проведения социально-психологического тренинга с подростками асоциального поведения различной направленности; проведите на занятии апробацию одного из тренинговых упражнений (на выбор).
Итоговой контроль проводится в групповой форме через организацию апробации разработанных студентами тренинговых программ. Выступая в роли тренера, студент демонстрирует не только знания, но и проявляет, а также закрепляет освоенные умения, формирует профессиональные навыки. А выполняя роль участника тренинга, проживая ситуацию взаимодействия в тренинговой группе, он получает стимул для развития своих аналитических и организационных компетенций.
Действенность предлагаемой формы контроля подтверждается и данными обратной связи со студенческой группой. Так, при сдаче зачета студенты в ситуации выбора 100% отказываются от традиционного подхода – зачет «по билетам» – в пользу интерактивного контроля как открытой, обучающей, развивающей процедуре профессионального роста.
О восстребованности данного курса в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе говорят следующий цифры: 100% студентов как очной, так и заочной форм обучения в 2010-2013 гг. делали выбор именно в пользу данной дисциплины, так как она дает возможность не только осваивать содержание социально-психологического взаимодействия с целевой группой, но и решать задачи сплочения своих студенческих групп, развития личностно-профессиональных качеств (эмпатия, взаимоподдержка, внимательность, толерантность и пр.).