УДК 378.1

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дронова Елена Николаевна
Алтайский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы

Аннотация
В работе представлена рабочая программа дисциплины «Групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения», реализуемой как курс по выбору в процессе профессиональной подготовки по направлению «социальная работа». Программа апробирована автором в Алтайском государственном университет.

Ключевые слова: асоциальное поведение, подростки, профессиональное образование, психосоциальная работа, социальная работа


FORMS OF GROUP PSYCHO-SOCIAL WORK WITH ADOLESCENTS ANTISOCIAL BEHAVIOR: THE WORKING PROGRAM OF DISCIPLINE

Dronova Elena Nikolaevna
Altai State University
candidate of pedagogical science, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department of Social Work,

Abstract
The paper presents the work program of the discipline «Forms of group psycho-social work with adolescents antisocial behavior». The program is implemented in framework of the course by choice in the process of professional training the field of «social work». The program has been tested by the author in the Altai State University.

Рубрика: Педагогика, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н. Групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения: рабочая программа дисциплины // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3062 (дата обращения: 29.09.2017).

В процессе профессиональной подготовки студентов Алтайского государственного университета по направлению «социальная работа» дисциплина «Групповые формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин по выбору. Введение дисциплины в учебный план обусловлено необходимостью освоения будущими специалистами по социальной работе теоретических основ организации общения с подростками асоциального поведения и технологического обеспечения социально-психологического взаимодействия с целевой группой.

Преподавание дисциплины направлено на решение следующих задач: формирование у студентов представлений о сущности и содержании взаимодействия специалиста по социальной работе как субъекта психосоциальной работы с подростками асоциального поведения; освоение групповых форм психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и правил их использования в социальной практике; овладение технологией общения с подростками асоциального поведения в процессе групповой работы; развитие у будущих специалистов умений разрабатывать программу тренинга для подростков асоциального поведения; воспитание толерантного отношения к общению с подростками асоциального поведения.

Студент, изучивший дисциплину, должен: знать виды групповых форм психосоциальной работы с подростками асоциального поведения, их отличительные особенности и принципы реализации, сущность и содержание коммуникативного взаимодействия с подростками в групповых формах психосоциальной работы; уметь подбирать упражнения для организации психосоциальной работы с подростками асоциально поведения и разрабатывать конспекты проведения игровых, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий, дискуссий, составлять программу социально-психологического тренинга; владеть аналитическими, организаторскими, коммуникативными компетенциями в сфере психосоциальной работы с подростками асоциального поведения.

Содержание дисциплины представлено двумя разделами. В первом разделе «Нетренинговые» формы психосоциальной работы с подростками асоциального поведения и их реализация» изучаются темы: «Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения», «Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения», «Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения». Второй раздел «Тренинг как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения» представлен следующими темами: «Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения», «Тренинг по развитию у подростков коммуникативных навыков», «Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний», «Тренинг по формированию позитивных жизненных целей», «Тренинг гармонизации детско-родительских отношений». Вопросы, изучаемые в контексте данных тем, представлены ниже.

Тема 1. Игра как форма психосоциальной работы с подростками асоциального поведения. Вопросы для изучения: возрастной поход в использовании игры в работе с детьми и подростками асоциального поведения; требования к использованию игры в психосоциальной работе; технология организации игровой деятельности, содержание подготовительного, основного и заключительного этапов; виды игр для подростков (ролевая игра, организационно-деятельностная игра, деловая игра и др.).

Тема 2. Коррекционно-развивающее занятие для подростков асоциального поведения. Вопросы для изучения: основания проведения коррекционно-развивающих занятий; цели и задачи, принципы проведения коррекционно-развивающих занятий; тематика коррекционно-развивающих занятий; методика проведения коррекционно-развивающих занятий.

Тема 3. Дискуссионные формы работы с подростками асоциального поведения. Вопросы для изучения: понятие дискуссии; требования к проведению дискуссии; виды дискуссионных форм работы и технология их проведения (панельная дискуссия, форум, симпозиум, дебаты, аквариум и пр.); организация работы малых групп и функциональные роли участников (организатор, аналитик, протоколист, наблюдатель, др.); правила ведения дискуссии.

Тема 4. Теоретические основы организации и проведения тренинга с подростками асоциального поведения. Вопросы для изучения: генезис развития социально-психологического тренинга как формы работы с клиентом; специфика тренинговой формы работы; тренинговая группа; цели и задачи, принципы тренинговой работы; роль и функции тренера; формы организации тренинговых занятий; разработка программы тренинга, особенности подбора упражнений; обратная связь в Т-группе; техника вербальных и невербальных коммуникаций; тренинговые упражнения, их значение, виды и методика проведения.

Темы 5-8 .связаны с изучением специфики проведения тематических тренингов, которые могут варьироваться в зависимости от особенностей и проблем в социализации подростков асоциального поведения, требующих коррекционного социально-психологического воздействия. При этом изучаемые вопросы являются инвариантными независимо от темы тренинга: цели и задачи тренинга; целевая группа; организация занятий; компетенции ведущего; структура занятий; тренинговые упражнения; ожидаемые результаты.

Специфика проведения и лекционных, и практических занятий по предмету заключается в том, что 100% занятий носят интерактивный характер, теоретический материал осваивается в контексте «обучения на опыте», реализации технологий контекстного образования. При этом достигаются не только поставленные в курсе цель и задачи, но и посредством «проигрывания» фрагментов тренинговых занятий в студенческой группе создаются условия для самодиагностики, самовоспитания, самокоррекции обучающихся.

Закрепление изучаемого обеспечивается через выполнение заданий практико-ориентированного характера. Например:

а) организуйте на занятии в группе апробацию сюжетно-ролевой игры «Три королевства», организационно-деятельностной игры «Сам себе бухгалтер», деловой игры «Биржа труда»;

б) составьте в микрогруппах (3-4 чел.) план-конспект коррекционно-развивающего занятия для подростков, состоящих на учете в отделении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних центра социальной помощи семье и детям, и склонных к сквернословию и бродяжничеству (микрогруппа 1), с заниженной самооценкой (микрогруппа 2), конфликтующих с родителями (микрогруппа 3), склонных к Internet-зависимости (микрогруппа 4), нарушающих закон «о комендантском часе» (микрогруппа 5);

в) разработайте тематику дискуссий для подростков асоциального поведения; выделив критерии для сравнения, составьте сравнительную таблицу дискуссионных форм работы с подростками асоциального поведения; подготовьте и проведите на практическом занятии дискуссии в следующих формах – панельная дискуссия (микрогруппа 1), форум (микрогруппа 2), дебаты (микрогруппа 3), аквариум (микрогруппа 4);

г) подготовьте банк упражнений (30 упражнений) для проведения социально-психологического тренинга с подростками асоциального поведения различной направленности; проведите на занятии апробацию одного из тренинговых упражнений (на выбор).

Итоговой контроль проводится в групповой форме через организацию апробации разработанных студентами тренинговых программ. Выступая в роли тренера, студент демонстрирует не только знания, но и проявляет, а также закрепляет освоенные умения, формирует профессиональные навыки. А выполняя роль участника тренинга, проживая ситуацию взаимодействия в тренинговой группе, он получает стимул для развития своих аналитических и организационных компетенций.

Действенность предлагаемой формы контроля подтверждается и данными обратной связи со студенческой группой. Так, при сдаче зачета студенты в ситуации выбора 100% отказываются от традиционного подхода – зачет «по билетам» – в пользу интерактивного контроля как открытой, обучающей, развивающей процедуре профессионального роста.

О восстребованности данного курса в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе говорят следующий цифры: 100% студентов как очной, так и заочной форм обучения в 2010-2013 гг. делали выбор именно в пользу данной дисциплины, так как она дает возможность не только осваивать содержание социально-психологического взаимодействия с целевой группой, но и решать задачи сплочения своих студенческих групп, развития личностно-профессиональных качеств (эмпатия, взаимоподдержка,  внимательность, толерантность и пр.).



Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: