УДК 355

РУССКИЙ ДЕСАНТ. ХРАБРЫЙ КНЯЗЬ

Гумелёв Василий Юрьевич1, Пархоменко Александр Викторович2
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент

Аннотация
В статье рассмотрено влияние на становление русской государственности десантных операций под командованием князя Святослава Игорьевича.

Ключевые слова: вооружение


RUSSIAN LANDING TROOPS. THE BRAVE PRINCE

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, kand. tehn. sciences
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, associate professor

Abstract
The influence on the formation of the Russian state amphibious operations under the command of Prince Svyatoslav of the Brave.

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В. Русский десант. Храбрый князь // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/2685 (дата обращения: 28.05.2017).

Большая Советская Энциклопедия – одна из самых авторитетных энциклопедий – дает краткую, но емкую справку о сыне Игоря великом князе Святославе Игоревиче. Этот князь – легендарная и символическая фигура в отечественной истории. Именно в годы правления князя Святослава Русь окончательно стала субъектом геополитики, то есть Русское государство стало ставить и решать самостоятельно важнейшие для державы внутри и внешнеполитические задачи. Приведем некоторые выде6ржки из этой справки [1]:

«Святослав Игоревич (г. рождения неизвестен – умер 972 или 973), великий князь киевский (около 945 – 972), полководец. … В 964 – 966 С. И. освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву. В 60-х гг. 10 в. разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль – столицу каганата. Воевал с волжско-камскими болгарами и взял их столицу на Волге. … Около 971 он в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности византийским войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском 3-месячную осаду, С. И. заключил в 971 мир с императором Иоанном I Цимисхием».

Ратное служение Святослава началось в раннем детстве. Он еще ребенком символически участвовал в битве с древлянами, в земли которых привела войско его мать [2]. Первая война с его участием завершилась полной победой над мятежным племенем.

Во времена правления княгини Ольги остро стоял вопрос об идеологической основе общеславянского мировоззрения в едином Русском государстве. Язычество в принципе не могло решить эту задачу. Несмотря на наличие общих богов, у славян каждое племя имело также и свои особые божества, которым могли поклоняться только люди, принадлежавшие к данному племени. Перед Русью встала необходимость выбора общей веры. Но за крещением великой княгини Ольги не последовало обращения в христианскую веру всего народа. Языческая партия была по-прежнему сильна.

Святослав воспитывался рядом с матерью, которая пыталась обратить его в православную веру. Но безуспешно – Святослав считал христиан юродивыми, но желающим принять крещение не запрещал этого делать.

Для воина-язычника, каковым был воспитан Святослав его ближайшим окружением, многие принципиальные положения и заповеди христианства были просто неприемлемы. Язычники не понимали, как можно поклоняться Богу, позволившему людям предать жесточайшей казни – распятию – своего Сына. Далее, высочайшим позором, хуже смерти, было для княжеского дружинника обращение в рабство. А христиане называли себя «рабами божьими», молились своему Богу стоя на коленях. Некоторые догмы христианства могли оказать прямое влияние на политическую и экономическую деятельность княжеских дружинников. Например, нельзя было нападать на соседей-христиан и, соответственно, убивать их, покорять, обращать в рабство и грабить. Но уже внуки Святослава – первые русские святые Борис и Глеб – были убиты своим братом Святополком Окаянным, тоже христианином [3]. В дальнейшем прямые потомки Святослава – христиане уже не в первом поколении, достаточно легко решили для себя эту мировоззренческую проблему и стали буквально разрывать Русь на части в бесконечных междоусобицах, сопровождавшихся постоянными грабежами всего и всех.

Свой отказ принять крещение молодой князь объяснял матери без лукавства, просто [2]:

«Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Но в основном оппозиция перемене вероисповедания была политической. Языческая партия на Руси была против обращения народа в православие до тех пор, пока русской Церкви не будет гарантирована определенная автономия от власти константинопольского патриарха. Христианство было отвергнуто Святославом, так как он хорошо знал, что вслед за крещением византийский император назовет его «сыном» в феодальном смысле вассалитета.

Княгиня Ольга во время своего визита в Византию не смогла договориться на переговорах с императором в Константинополе и обеспечить национальную организацию для русской Церкви (позднее эту проблему решил ее внук Владимир, используя силовые методы ее сына и своего отца Святослава). Поэтому она не имела сил бороться с язычеством. Все это привело к усилению языческой партии. Ольга предпочла, чтобы ее сын Святослав, ставший лидером язычников, получил полноту власти в Киеве [4]. Княгиня, как всегда, поступила расчетливо и мудро – если язычников нельзя было победить, то их следовало возглавить. Согласно [2]:

«Однако Ольга любила своего сына Святослава и … молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».

Летопись [2], повествуя о коротком княжении Святослава Игоревича (964 – 972 годы) под 964 годом сообщает:

«В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».

Святослав, согласно летописи, военачальник, ведущий жестокую маневренную войну, и суровый воин, пренебрегающий элементарными жизненными удобствами ради быстроты передвижения войска. Князь заранее предупреждал противника о своем походе. На древнерусском языке это объявление войны звучало куда лаконичнее: «Иду на вы». Святослав воевал в Волжской Болгарии (территория современного Татарстана), в Хазарии, в степях Северного Причерноморья, на территории Болгарии и в Византии.

По самым минимальным подсчетам Святослав прошел походами за несколько лет от 8000 до 8500 километров. Князь провел две последовательных и продолжительных военных кампании:

- поход на вятичей и на Хазарию в 964 – 966 годах;

- поход в Болгарию Дунайскую и война против Византии в 967 – 971 годах.

Русское войско состояло в первую очередь из славян и восточноевропейских финнов, отчасти наемников-скандинавов. Степняки – хазары, болгары, мадьяры – были не только соседями, но многие из них жили на Руси и служили в княжеских дружинах. Под влиянием многообразия наступательного и оборонительного оружия противников и союзников русского государства складывался оригинальный древнерусский комплекс вооружения.

Русь в Х веке имела два центра государственности: южный, расположенный вокруг Киева, и северный – новгородский. Юг был в значительной мере христианизирован, а в северных землях по-прежнему было сильно язычество.

Вооружение южнорусского конного воина включало в качестве наступательного оружия меч, саблю, боевой топор, кистень, копье, дротик, лук и стрелы. Защитным вооружением служили шлем, щит, панцирь из металлических пластинок или кольчуга. Вариант вооружения конного княжеского дружинника представлен согласно рисунку 1.

В войнах со степняками русские применяли маневренные конные подразделения, но главной ударной силой русского войска являлась пехота. В войнах против Хазарии и Византии именно она решала исход сражения. Византийский историк [5] сообщал о русах, участвующих в походе Святослава в Болгарию, именуя их скифами или тавроскифами:

«… скифы к концу дня выехали из города верхом – они впервые появились тогда на конях. Они всегда прежде шли в бой в пешем строю, а ездить верхом и сражаться с врагами [на лошадях] не умели».

Из приведенного выше сообщения византийца Льва Диакона следует, что в походе на Византию кавалерийские подразделения русских не участвовали или выполняли крайне ограниченные задачи. Но летописец [2] упоминает о наличии в войске Святослава кавалерийских подразделений. Можно предположить, что среди воинов-дружинников русских конных отрядов (а это были, как сейчас принято говорить, элитные подразделения) основную массу составляли христиане. Либо они и их вожди уклонились от похода, либо сам князь Святослав сомневался в них, поэтому основную массу его войска составляли пешие воины из северных земель – язычники-единоверцы.

Все это только предположения или, говоря проще, догадки, которых может быть сколько угодно много.

О вооружении и о том, как сражалось русское пешее войско, ромей сообщает [5]:

«Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы».

Рисунок 1 –
Воин-рус середины Х века. Художник Д. Алексинский

Вооружение славянского воина Х века полностью соответствует тому боевому построению (фаланге) русского войска, о котором рассказывает византийский историк.

Войска в двух своих основных военных кампаниях князь Святослав применял как десант. В качестве средств десантирования в походах Святослава использовался ладейный флот.

Во время боевых действий против Хазарии для перевозки воинов использовались боевые ладьи и речные небольшие парусно-гребные суда, которые могли ходить по мелководным рекам и речушкам и достаточно легко перетаскиваться волоком из одного речного бассейна в другой.

Мореходность русских по сути речных ладей была вполне достаточной для дерзких походов в Черном, Балтийском и Каспийском морях.

Но свой флот против византийцев Святослав применять не стал. Он вполне обосновано опасался встречи с греческими огненосными боевыми кораблями.

Теперь вновь вернемся к личности князя Святослава. Перед сражениями он вдохновлял свое войско речами, ставшими позднее хрестоматийными. Речи русского полководца, обращенные ко всем воинам, пересказывает греческий историк [5], современник событий. В войске Святослава, по-видимому, был свой летописец. Только поэтому нам, его потомкам, стало известно о его речах. Схожесть текстов Льва Диакона и монаха Нестора косвенно это подтверждают. Сведения о походах Святослава они узнавали из одного источника.

Летописная передача речей Святослава близка к записи участника императорских походов. Перед одним из боев под городом Доростолом в Дунайской Болгарии он сказал [2]:

«Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь».

Ответ воинов Святослава отлично иллюстрирует отношение русских к воинскому долгу и своей жизни и их понятия о чести и доблести. Он навсегда вошел в русскую историю:

«И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Так выразительно ответ русских воинов представлен художником (рисунок 2).

В ходе войны с Византией летом 971 года между Святославом и императором Иоанном I Цимисхием было заключено перемирие. При заключении договора произошло личное свидание императора и великого князя на берегу Дуная.

Рисунок 2 – Где твоя голова ляжет, там и нам пасть. Художник Ю.Г. Лазарев

Облик князя подробно описан византийским летописцем [5], возможно лично присутствовавшим на этой встрече:

«… умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким».

На основании свидетельства византийского придворного историка разные художники в разное время воссоздавали облик князя Святослава (рисунок 3).

При этом князь получался типичным запорожским казаком с «оселедцем» на голове («клоком волос» по Льву Диакону). Пройдет много столетий после гибели Святослава, но православные казаки будут считать, что Бог за оселедец их павших товарищей поднимает на небо в рай.

Описание наружности Святослава напоминает описание Приском Панийским (византийский дипломат, историк и писатель V векa) облика царя гуннов Аттилы [6]. В этом нет ничего удивительного – именно такая прическа и такие усы были характерны на протяжении многих веков для различных народов, населяющих Великую Степь от Великой китайской стены до берегов Дуная. Удивительное и смешное в другом.


а б

а – Святослав Игоревич (по описанию Льва Диакона). Акварель художника Ф. Солнцева; б – князь Святослав Игоревич. Художник П. Ильин

Рисунок 3 – Великий князь Святослав Игоревич

Адольф Алоизович Шикльгрубер (Гитлер), бесноватый фюрер Третьего Рейха и одновременно художник-неудачник, начитавшись трудов различных так называемых историков-«норманнистов» и где-то, видимо, увидев картину с образом русского князя Святослава Игоревича Храброго, не мудрствуя лукаво решил, что казаки являются потомками германцев. Логическое построение, вероятно, было следующим: русы – это норманны, а норманны – это германцы. Князь русов похож на лихого казачьего атамана, значит казаки – тоже германцы. Но только на бескрайних русских просторах очень сильно одичавшие и поэтому напрочь забывшие свой родной прекрасный немецкий язык.

Логика железобетонная …

Такая и должна быть у великого вождя и выдающегося мыслителя (как и положено одержимому, Гитлер без всякой тени сомнения рассказывал всем кому только мог о своей миссии и роли в истории германского народа и, конечно же – а чего стесняться-то – всего человечества [7]).

Понятно, что к гениальному Адольфу Алоизовичу норманизм пришел в своей клинической форме. Но все-таки обидно за Аттилу и гуннов. Они-то чем не угодили Гитлеру? Почему он не принял их в германцы? Это волюнтаризм в чистейшем виде.

Походы Святослава были жизненно важными для Руси. Деятельность князя Святослава Храброго отличается крупными масштабами, смелостью принимаемых решений, ясным и глубоким пониманием государственных интересов Руси. Личность князя следует рассматривать на широком историческом фоне. Он руководствовался государственными интересами, видел будущее и приближал его. Русский князь Святослав Храбрый не проиграл ни одной кампании, ни одного сражения, кроме своей последней битвы у днепровских порогов. В ходе дерзких, но просчитанных десантных операций он уничтожил злейшего врага молодого русского государства – Хазарский каганат, и вступил в борьбу за контроль над Балканами с могущественной Византийской империей.

Все действия Святослава были направлены на укрепление Руси. Поэтому он остался в памяти потомков как великий князь, заботившийся о своей Отчизне.


Библиографический список
  1. Святослав Игоревич. [Электронный ресурс] – URL: http://alcala.ru/bse/izbrannoe/slovar-S/S11642.shtml
  2. Нестор Летописец. Повесть временных лет. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/149931.
  3. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий. [Электронный ресурс] – URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/borisgleb.htm
  4. Г.В. Вернадский. Киевская Русь. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv2.htm
  5. Лев Диакон. История. Наука, М.: 1988. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rummuseum.ru/portal/node/
  6. Приск Панийский. Готская история. [Электронный ресурс] – URL: http://www.drevlit.ru/texts/p/prisk.php
  7. Застольные разговоры Гитлера. Пикер Генри.[Электронный ресурс] – URL: http://tululu.ru/read57230


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: