В 920 году власть в Византийской империи узурпировал Роман I Лакапин. Он был византийским императором в 920 – 945 годах. Полководцы императора отодвинули границу империи на восток от реки Галиса до Евфрата и Тигра. Достиг император определенных успехов и на западном театре военных действий. Все православные христиане были потенциальными союзниками Византии, а число их благодаря деятельности святых равноапостольных Мефодия и Кирилла росло.
Рассматриваемая эпоха Македонской династии была временем преобладания армян в управлении Византийской империи. Роман I Лакапин был гораздо больше воином, чем политиком. Он начал гонения на византийских евреев скорее всего по причине многовекового армяно-еврейского торгового соперничества. Согласно арабу Масуди [1]:
«… император, правящий ныне [в 943 г.] и носящий имя Арманус [Роман], обращал евреев своей страны в христианство силой и не любил их… и большое число евреев бежало из Рума в страну хазар».
Хазарским иудеям, стоявшим у руля Хазарии – могущественного государства Восточной Европы, пришлось считаться с вновь набирающей силу Византией. Хазарский царь иудей Иосиф в ответ стал преследованию хазарских христиан. И наверняка среди христиан Хазарии больше всех досталось армянам. Отношения между Византией и Хазарией обострились.
Роман I на основе данных разведки (у византийцев она традиционно была на высоком уровне), не считал сильным правителем и полководцем русского князя Игоря Рюриковича. Внешнеполитические успехи Византии позволяли императору начать ущемлять русские торговые интересы. Из-за такой внешней политики императора Романа I русский князь Игорь Рюрикович вынужден был отстаивать интересы державы. Он стал готовить десант на Царьград, главной целью которого, безусловно, являлась защита интересов русской торговли с Византией, так как власти империи стали постоянно нарушать права купцов-русов.Наверняка русских к походу на Царьград активно подталкивали хазарские иудеи, особенно бежавшие из Византии евреи. Они предоставили военному руководству Руси разведывательную информацию и не пожалели денег (естественно, в долг и под большие проценты) на организацию русского десанта на Царьград.
Время для десанта князь Игорь выбрал удачное – византийцы увязли в войнах с арабами на своих южных границах. Там же оказалась и большая часть их военного флота. О походе первом походе князя Игоря на Царьград летописцем рассказано кратко, но емко [2]:
«В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. … Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой».
Отметим, что по летописным источникам, до похода 941 года на Царьград Русское государство почти двадцать лет жило без войн. В этом, конечно, есть существенная заслуга князя Игоря. Но одновременно был несколько подрастрачен опыт проведения молниеносных десантных операций. Русские военачальники решили победить византийцев не умением, а числом. Забыли, какой опытный, отважный, жесткий и расчетливый противник им противостоит. Набег не стал неожиданностью для Византии. Но византийский флот в это время сражался с арабами и в Константинополе оказалось всего пятнадцать полуразрушенных хеландий (тип судна), оставленных из-за их ветхости.
Количество кораблей Игоря византийцы исчислили в десять тысяч. Лиутпранд сообщает о тысяче кораблей [3].
Ладья представляла собой судно, на котором размещались 40 и более человек. Так что при таких подсчетах численность морского десанта, возглавляемого князем Игорем, могла составлять до сорока тысяч человек. Хотя на самом деле была значительно – в разы – меньше. Потому что, следуя элементарному здравому смыслу, и самих русских ладей было намного меньше тысячи.
Русский десант, высадившись на побережье Византии, занялся грабежом, так что защитники Константинополя имели время, чтобы подготовиться к отражению нападения. Греческие корабли встретили русский флот море у входа пролив в Босфор. Согласно Лиутпранду [3]:
«… заняв позицию в середине русского [войска], они [греки] [начали] бросать огонь во все стороны. Руссы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне. Одни, отягощённые кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу».
Тип греческого корабля, принимавшего участие в этом сражении – хеландия. Это такой небольшой боевой или транспортный корабль, вмещавший сотню гребцов и от 200 до 300 воинов. У арабов хеландия называлась шаландой (данный термин широко применялся в южнорусских диалектах вплоть до середины ХХ века).
При императоре-воине византийцы действовали крайне решительно [43]. Но как просто физически пятнадцать неповоротливых византийских кораблей в бою смогли уничтожить русский флот в десять тысяч (или хотя бы в одну тысячу) быстроходных и юрких ладей?
Византийцы в бою с русскими успешно применили «греческий огонь» – зажигательную смесь, применявшуюся в VII – XV веках в морских боях и при осаде крепостей [4]. «Греческий огонь» состоял, вероятно, из смолы, канифоли, серы, селитры и других веществ, его пламя не гасилось водой. Подожженную смесь бросали на корабли противника в бочках, а также выдували с помощью мехов из специальных медных труб, устанавливаемых на носу и бортах корабля. В войске Игоря были и христиане и язычники. Особый ужас вызывал «греческий огонь» у воинов-христиан.
Согласно Святому писанию Иисус сказал:
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт». (Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 25).
Христиане рассуждали просто: нет трупа – нет воскресения. Поэтому они так боялись «греческого огня». А язычники после смерти хоронили своих покойников, сжигая их трупы. Из-за этого греческий огонь их так не пугал.
Несколько иначе последовательность действий русского десанта описывает так называемый «Кембриджский документ» [5]. Однако при внимательном анализе всех источников противоречия между ними разрешается [6].
Русский десант, подойдя 11 июня 941 года на ладьях к Босфорскому проливу, разделился. Небольшой отряд рванул вперед, высадился на берег и стал громить предместья Константинополя, между тем как на основной русский флот напали византийские корабли, обрушив на него «греческий» огонь. Часть десанта, вероятнее всего, во главе с князем Игорем, позорно сбежала с поля боя Вернувшись домой, они мужественно поведали [2]:
«Будто молнию небесную – говорили они, – имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их».
Но основная часть флота от «греческого огня» не погибла, а двинулась к берегам малоазийских провинций Византии и воевала там свыше трех месяцев. Согласно [7] русы продолжили поход. Было захвачено много городов, монастырей, взято в плен изрядное количество греков. Русскими вновь была проявлена неоправданная жестокость к мирному населению, свойственная язычникам при ведении боевых действий.
Политика террора мирного населения с целью сломить моральный дух сопротивляющихся войск противника широко применялась в течение всей человеческой истории. Далеко за примерами ходить не следует: достаточно вспомнить политику немецких властей на оккупированных территориях Советского Союза или ковровые бомбардировки авиацией англосаксов городов Германии в конце Второй мировой войны, ядерные бомбы, сброшенные США на Японию в 1945 году.
Разве современные англосаксы чем-то лучше наших далеких предков?
Но Византия успела и в этот раз мобилизовать силы. Византийские воины были достаточно хорошо вооружены, закалены в многочисленных войнах империи и постоянных пограничных боях. Не смотря на применение византийцами этого сверхоружия – «греческого огня» – в морских битвах русские часто сами первыми атаковали византийские корабли, бились отчаянно, до последнего используя любой шанс на победу. Произошли крайне ожесточенные сражения на море и на суше.
Когда русы узнали, что с востока приближаются многочисленные колонны византийских солдат, они не приняли боя. Отошли к берегу, погрузились в ладьи и отчалили. Но уже наступила осень, время штормов. Буря разметала русские ладьи и выбросила их на болгарский берег.
Еще в те давние времена была заложена недобрая историческая традиция – в крупных военных конфликтах «братушки»-болгары почему-то регулярно оказывались в одном лагере с врагами русских.
Болгарский царь Петр старательно выполнил союзные обязательства перед византийским императором, захватил всех спасшихся русских и выдал их грекам.
Пленных пригнали в Константинополь и очень «гуманные» и цивилизованные греки вывели несколько тысяч русских на площадь, выстроили очередями к палачам и методично и культурно приступили к казням [8].
Эту десантную операцию возглавляли неизвестные истории, как сейчас говорят, русские «полевые командиры». Летопись [2] и другие известные документы о роли князя Игоря в этих боевых действиях русского десанта вообще не упоминают. На этот раз десантная операция против Византийской империи оказалась неудачной. Авторитет князя Игоря был подорван. Из всего флота, отправившегося в поход, обратно вернулось, согласно [9], лишь десять судов.
Хазарии результаты похода понравились – оба противника ослабляли друг друга в войне. Было приятно вести борьбу с Византией руками русских воинов. Процесс следовало развить и углубить. Поэтому в 942 году в Киеве был создан целый еврейский квартал [10]. Большая война сулила бешеные барыши.
Однако даже этот неудачный и плохо организованный морской десант напомнил Византии, с кем они имеют дело и какова боеспособность русских войск. Византийцы же доказали русам, что на испуг их не возьмешь.
Русские извлекли урок из этого похода. Для победы необходимо было участие сухопутной армии, в первую очередь кавалерии. Для достижения победы русским потребовавлось провести масштабную войсковую операцию с применением морского десанта, аналогичную походу князя Олега в 907 году.
Князь Игорь Рюрикович не смирился с поражением и стал готовить новый десант на столицу Византийской империи. Летописец Нестор косвенно подтверждает, что Игорь во время похода на греков в 941 году вел себя недостойно вождя, умалчивая о продолжении похода после первого применения византийцами греческого огня и поражения русских под Царьградом. Возможно, после применения византийцами греческого огня имело место бегство киевского князя. В любом случае Игорь явно поступил «некрасиво» с точки зрения своих современников. Вождь, погубивший свое воинство, не мог более оставаться у власти. Позором для дружинника было остаться в живых, если князь погиб, но позором было и для князя погубить свою дружину, а самому остаться жить. Провал десанта напомнил подданным и союзникам ошибки и промахи князя в каспийском походе 913 года. И Игорю и его князьям-союзникам требовалось отмщение византийцам. Не будем углубляться в понятия средневековой этики наших предков. И прежде и сейчас никто и никогда не любил и не любит военачальников, проигравших целые кампании.
После поражения русского десанта торговля с Византией должна была пойти из рук вон плохо. Русских купцов не допускали в города империи (могли просто казнить как врагов) и товары приходилось по дешевке продавать грекам-перекупщикам в Крыму. А тем временем хазарские купцы и дипломаты прилагали все усилия, чтобы напакостить ненавистному императору Лакапину, подтолкнуть славян против него.
Князь Игорь не мог откладывать поход. Но война требовала денег, а казна пополнялась золотом и серебром от торговли с греками, которая несколько лет как пресеклась. Пришлось брать под огромные проценты деньги у иудеев – и русские смогли перекупить печенегов, заплатив им еще больше, чем давали византийцы. Давно известно – кому война, а кому мать родна.
С учетом опыта похода князя Олега и своих ошибок было решено сочетать действия морского десанта с действиями русской кавалерии и отрядами нанятых кочевников-печенегов. Чтобы печенеги добросовестно отработали обещанную оплату их ратного труда и чтобы их во время похода не перекупили греки, князь Игорь для профилактики и укрепления морального духа взял у печенегов заложников. Мера вполне разумная и адекватная.
Наняли варягов [11], были мобилизованы ополчения полян, кривичей, словен, тиверцев.
Согласно [2] в 944 году Игорь собрал войско и двинул на Византию морской десант (главная ударная сила) и конницу по суше. Но до боев дело не дошло. Византийцы прекрасно знали, что у славян действовали законы кровной мести. Но у них также применялась и вира – откуп за убийства и телесные повреждения.Предупреждённый заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная и предложил выплатить такую же дань, как когда-то получил Вещий Олег. Одновременно Роман выслал дары печенегам.
Византийцы уже не одно столетие умели постоять за себя. Легкой победы ждать не приходилось. Поэтому князь Игорь провел военный совет [2]:
«Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, – не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки [дорогую шелковую ткань]? Разве знает кто – кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть».
После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Болгарам же за то, что выдали пленных русских на расправу византийцам, отомстил, позволив печенегам их пограбить [2]. Заодно набег печенегов являлся профилактикой дальнейших возможных болгарских безобразий.
Греки поступили, как принято говорить в современной России, «по понятиям» – возместили русским нанесенный моральный и материальный ущерб. Но пользуясь тем, что боеспособность их армии за три прошедших десятилетия возросла, а у русских в тот момент не было авторитетного вождя и военачальника, тут же предложили пересмотреть условия договора 912 года и заключить новые соглашения.
В следующем 945 году Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре указаны в основном обязанности русов по отношению к Византии. Возможно, до наших современников дошла только копия с того экземпляра, который содержал обязательства русской стороны по отношению к грекам. Византия снова признавала русских «друзьями и союзниками ромеев», иными словами, соглашалась платить дань. Но Русь лишилась постоянных баз на черноморском побережье. Греки добились и других уступок от русов.
Договор был закреплен присягой с византийской и русской стороны [2].
Христиане принимали присягу в церквях и храмах, язычники – в своих капищах. Отметим, что варяги-язычники присягали в славянском языческом капище бога Перуна. Отсюда можно сделать вывод: либо эти варяги были атеистами, что невероятно и не обсуждается, либо варяги и славяне суть одно и то же.
Военная биография князя Игоря Рюриковича достаточно поучительна. Хотя князь Игорь полководцем был далеко не самым удачливым, терпел страшные поражения, но он упорно шел к великой цели – укреплению русской государственности. В результате походов князя Игоря Русское государство стало важнейшей региональной державой Восточной Европы, наравне с Византией и Хазарией. Несмотря на неудачу первого похода, военное руководство Руси показало свою решимость и целеустремлённость в проведении десантных операций для достижения своих геополитических задач. Дух русского воинства не был сломлен поражением в 941 году и, поняв это, Византия пошла в 944 году на условия князя Игоря без военного столкновения.
Библиографический список
- Ал-Масуди. Промывальни золота и рудники самоцветов (извлечение). [Электронный ресурс] – URL: http://idrisi.narod.ru/masudi.htm
- Нестор Летописец. Повесть временных лет. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/149931
- Русско-византийская война 941 – 944 годов. [Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikipedia.org/
- Греческий огонь. [Электронный ресурс] – URL: http://slovari.yandex.ru/Греческий%20огонь/БСЭ/Греческий%20огонь/
- Еврейско-хазарская переписка. «Кембриджский аноним». [Электронный ресурс] – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейско-хазарская_переписка
- А.С. Королев Загадки первых русских князей. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/260835/read
- Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. Перевод, статьи, комментарии Я.Н.Любарского. Наука, С.-Пб. 1992 г. [Электронный ресурс] – URL: http://oldru.narod.ru/biblio/feofan.htm
- Карамзин Николай Михайлович История Государства Российского. Князь Игорь. [Электронный ресурс] – URL:http://rusich.moy.su/publ/knjaz_igor_staryj/3-1-0-343
- Лев Диакон. История. Наука, М.: 1988. [Электронный ресурс] – URL: http://www.rummuseum.ru/portal/node/
- Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с.
- Шамбаров, В.Е.Выбор веры, или Войны языческой Руси [Текст] / В.Е, Шамбаров – М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2011, – 352 с.