БАЛАКЛИЦКИЙ М.А. ОГРАНИЧЕНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ УКРАИНЫ)

Ключевые слова: , , , , ,


БАЛАКЛИЦКИЙ М.А. ОГРАНИЧЕНИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ УКРАИНЫ)


Рубрика: Журналистика, Психология, Религия, Социология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2444 (дата обращения: 28.05.2017).

С древнейших времен Технология является одной из тех «стихий мира» (Кол.2:20), значение которой люди склонны переоценивать. Не свободно от этого перекоса и христианство: в его истории мы видим постоянное стремление, с одной стороны, держать руку на пульсе технологического развития, с другой, провозгласить Церковь зоной «естественной» жизни, свободной от «дьявольских изобретений». Протестантизм всегда стремился быть в курсе технологических новинок. Достаточно вспомнить, что печатный станок спас Лютера от папского костра.

Всё возрастающее влияние технологий на современную жизнь заставляет постоянно уточнять баланс между пренебрежением к многообещающими механизмами церковной работы и переоценкой технических средств, становящихся содержанием веры («в 2001 году был выдвинут лозунг: «Перестаньте строить храмы, развивайте Интернет!»[1]).

Если технология так необходима церкви, почему Иисус не создал телеканал? Дело ли в «научной отсталости» Его времени?

Различия церковной (личной и групповой) и журналистской (массовой) коммуникации отражены в следующей таблице (кликните для увеличения).

Моя гипотеза состоит в том, что Иисус не создал телеканал, потому что знал, что делает. Вместо этого Он основал Церковь, созданную по модели семьи. Семья построена на непосредственном общении. Близкие люди касаются друг друга.

Иисус всегда работал в зоне физического контакта. Расширение коммуникации происходило за счет расширения количества коммуникаторов, а не увеличения аудитории («когда Он вошел в лодку, [бывший] бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя» (Мк.5:18–19). «Правильная» массовая коммуникация — это дуплицирование группового общения.

Массовая коммуникация хороша и необходима как дополнение личной и групповой коммуникации или при их отсутствии. Она работает а) на этапе разрушения стереотипов, расширения кругозора, и б) в процессе духовного возрастания уже уверовавшего[3].

Массовая коммуникация не годится для уверования. Как показывают исследования[4], украинцы присоединяются к баптистской церкви в подавляющем большинстве при совпадении двух условий: жизненного кризиса и личного свидетельства верующего знакомого или родственника.

Это показывает и практика церковной работы. Социальные программы, позволяющие адвентистской церкви в Харькове налаживать связи с общественностью, предполагают личное внимание к людям, диалог с ними, свидетельство христианской заботы о них, а лишь затем переход к лекциям, раздаче книг, дисков, газет.

Пример первый. В 2010-2011 годах «школа здоровья» проходила каждую субботу в харьковском дворце культуры «Металлист».

На встречах предлагают просветительские лекции, врачебные консультации, измерение веса и роста, артериального давления и пульса, измерение уровня холестерина и сахара в крови, определение индекса массы тела, процента жировых тканей в организме, висцерального (внутреннего) жира, процента мышц в организме, расхода калорий в состоянии покоя, биологического возраста, пробы Генчи и Штанге, степ-тест, тест «Состояние сердца», бесплатный массаж. В течение месяцев посетители Школы получали социальную помощь — крупы, макаронные изделия, хлеб.

Пример второй. На базе молитвенного дома по ул. Мира 3 (район ХТЗ) год проходила еженедельная благотворительная программа. Были развешены самодельные афиши. В первый день пришло шесть человек. Обслуживающего персонала было раза в два больше.

Как вспоминает пастор, «пришедшие были просто ошарашены нашим уважительным отношением. Мы с ними знакомились, спрашивали, откуда они узнали об этой программе, приглашали приходить еще. Давали пачку крупы, буханку хлеба, пирожок, чай. Половина приходящих были люди неблагополучные, с алкогольной зависимостью, бомжи, вторая половина — бабушки, которые решили посмотреть, правду ли написали. Потом были молитвы за алкоголиков.

Показывали видеопроповеди. Люди после фильма задавали вопросы по услышанной теме. Каждый раз прибавлялось два-четыре человека. Объявления были развешены только раз, дальше работала «цепочка доброты».

В течение двух месяцев ходило 25-30 человек. Многие уходили, так и не поняв, что это церковь, думали, что это «что-то социальное», показывали свои удостоверения. Некоторые обижались, что им досталась овсянка, а не горох, тогда мы четко объяснили, что продукты приобретены за пожертвования, и нужно быть благодарным и за это. Я пил с ними чай, и мы просто разговаривали о жизни».

Залогом успеха обеих программ является не технические средства, а готовность команды христиан к стабильной самоотдаче.

Литература

[1] Подберезский И. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста. — СПб. : Библия для всех, 2004. — С. 3.

[2] Вспомним отзыв фарисеев о своей пастве: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49).

[3] Балаклицький М. Міні-медіа в протестантській комунікації України // Інформаційне суспільство. — Вип. 11. — 2010. — Перше півріччя. — С. 24–28.

[4] Глик Д. Что говорят новообращенные христиане Украины. В помощь пасторам, лидерам и церквям. — Запорожье : Пилигрим, 2008.



Все статьи автора «Maksym Balaklytskyi»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: