УДК 101

ПРИРОДНО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ К.ЛОРЕНЦА

Сурнина Юлия Александровна
Орловский государственный университет
Аспирантка кафедры логики, философии и методологии науки

Аннотация
В настоящее время человечество вступает не только в информационную эпоху, эпоху сверхсовременных технологий и невиданных возможностей, но и в эпоху огромных опасностей которые таятся в самом человеке. Данная статья посвящена проблеме существования биологических истоков социального поведения человека, на основе работ К.Лоренца.

Ключевые слова: агрессия, познание, природа человека, разум, сущность, технонаука, эволюционная эпистемология, эволюция


NATURAL BOLOGICHESKY ESSENCE OF THE PERSON IN THE EVOLUTIONARY THEORY OF KNOWLEDGE OF K.LORENTS

Surnina Julia Aleksandrovna
Orel state university
Graduate student сhairs of logic, philosophy and science methodology

Abstract
Now the mankind enters not only information era, an era of supermodern technologies and unprecedented opportunities, but also during an era of huge dangers which are concealed in the person. This article is devoted to a problem of existence of biological sources of social behavior of the person, on the basis of K.Lorents's works.

Keywords: aggression, essence, evolution, knowledge


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Сурнина Ю.А. Природно-биологическая сущность человека в эволюционной эпистемологии К.Лоренца // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2422 (дата обращения: 27.03.2019).

Возникнув в конце XIX в., значительное распространение в период постнеклассической науки получил эволюционный подход к исследованию познания. Предлагая свой теоретический ответ на вызовы обострившихся отношений человека, общества и природы, эволюционная эпистемология по праву заняла место среди актуальных научных и эпистемологических концепций XX века.Основоположником одной из его версий -эволюционной эпистемологии стал Конрад Лоренц – известный австрийский зоолог и философ, один из создателей этологии – науки о поведении животных в естественной для них среде. В 1973г. совместно с Н. Тинбергеном и К. Фришем он был удостоен Нобелевской премии в области медицины и физиологии за открытия, связанные с установлением моделей индивидуального и группового поведения животных. Эти идеи продуктивно развивают ученые в различных странах. Интерес к ним, начиная с 70-х годов, проявляется и в нашей стране.  К. Лоренц одним из первых попытался связать воедино биологические, антропологические и социокультурные аспекты эволюции познания и духа.

В работе «Агрессия» прослеживаются очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных видов и вида Homo sapiens. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных. Доказывая это на множестве убедительных примеров, автор приходит к выводу, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию серьезной опасностью, которая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития. С появлением современного оружия массового уничтожения – агрессия вновь становится источником глобальной угрозы. Опасность агрессии, согласно К.Лоренцу, определяется именно ее инстинктивной природой, спонтанностью, а также снижением порога ее запуска. Он был убежден, что смягчить, изменить проявления агрессивности (но не уничтожить, т.к инстинкт уничтожить нельзя) человеку помогают понятийное мышление, мораль и определяемое ею ответственное поведение. Важное значение он придает и разрядке агрессии, основными способами которой считает: перенаправление агрессии; ее сублимацию; изменение человеческой агрессивности с применением средств евгеники; ритуализацию. Последняя проявляется, с точки зрения К.Лоренца, в таких феноменах, как спорт, улыбка, формирование дружеских отношений. Вместе с тем, автор уверен, что, поскольку биологически агрессия имеет приспособительное, видосохраняющее значение, «великий конструктор» -эволюция – никогда не приведет к полному ее уничтожению.

На основе исследования поведения животных К. Лоренцом было сделано эмпирическое обобщение, что чем более мощным оружием наделила природа тот или иной вид, тем прочнее у его представителей инстинктивный запрет на убийство себе подобных. «Мюнхенский слон Вастл, который без какого- либо агрессивного умысла, играя, тяжело ранил своего служителя, пришел в величайшее волнение и встал над раненым, защищая его»[1,с243]. В этой связи он отметил, что можно лишь пожалеть о том, что человек не имеет натуры хищника. Важный выводом ученого стало заключение, что скорость изменения врожденных форм поведения и скорость изменения телесных признаков корректировались в антропогенезе до того, как на смену истории вышло понятийное мышление. После его возникновения скорость культурной эволюции заметно возросла, понятийное мышление спустило с цепи внутривидовой отбор. К.Лоренц обратил внимание на то, что совершенствование когнитивной компетенции вида Homo sapiens может вести к угасанию человечества. В настоящее время, в связи с возможностями искусственного преобразования человеческой природы ставится вопрос о качественно новом этапе в когнитивной эволюции. Биотехнологии создают геномодифицированные продукты, а их использование оказывает влияние на естественную природу , возникающие трасформации в геноме живых организмов могут иметь необратимый характер. Подобным образом когнитивные технологии создают возможность контролировать эмоции, управлять мышлением человека. Это далеко не все проблемы, возникающие вследствие вмешательства в естественную эволюцию живого.

Разрыв в скорости протекания природной и социокультурной эволюции привел к опасному противоречию между человеческой цивилизацией и природой. Его современным проявлением стал социально-экологический кризис, угрозы которого К. Лоренц определял как «восемь смертных грехов цивилизационного человечества» и называл в их числе: перенаселение, опустошение естественного жизненного пространства, безумный бег человечества наперегонки с самим собой, тепловую смерть чувства, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринацию общества, ядерное оружие. В то же время он полагал, что опасности уменьшатся, если станут известны их причины. Отсюда следует, что человеческая экологическая ниша, которая развертывается разумом до размеров Вселенной, требует нравственности, адекватной этим масштабам, постигаемым в эволюционном процессе познания.

Как нормальное развитие в природе- это биологическая эволюция, так нормальное развитие человека- это духовная эволюция. Но как в природе бывают биологические катастрофы, на время прерывающие эволюционную линию и обращающие развитие вспять, так происходят катастрофы и в развитие человечества. В следствии свободы воли человека духовная эволюция не прямолинейный непрерывный процесс. На ее пути встречаются препятствия, которые могут затормозить эволюцию и даже обратить ее вспять, тем самым создавая духовный кризис. По мнению К.Лоренца: «прогрессивный упадок нашей культуры имеет явно патологическую природу, в нем очевидны признаки заболевания человеческого духа..»[2, с259].Эволюционные процессы убыстряются по мере восхождения от космогенеза к социогенезу. На каждом витке спирали универсальной эволюции действуют не только общие, но и специфические законы. Одним из законов, управляющих социогенезом, является закон технико- гуманитарного баланса, согласно которому мощность технологического воздействия должна уравновешиваться более действенными принципами контроля. К.Лоренц одним из первых выразил опасения в связи с расхождением скорости развития природных и культурных граней человека. Он полон пессимизма в отношении силы здравого смысла и чувства ответственности современного человека: «Имея в руках атомные бомбы, а в центральной нервной системе – эндогенные агрессивные инстинкты вспыльчивой обезьяны, современное человечество основательно утратило свое равновесие..»[1с 109].

В настоящее время, в ситуации глобального кризиса данное противоречие имеет судьбоносное значение.  Исследуя создавшийся в эволюции дисбаланс, большинство мыслителей склонны считать, что его «причины лежат в природе человека, который, который, обладая сознанием, продолжает действовать как животное…Глубинное биологическое начало человеческой природы влечет к уничтожению всей земной биологической самоорганизации, к самоуничтожению..»[3,с272]. Потребительство, агрессивность, эгоизм, властолюбие благодаря технонауки, которая также составляющая когнитивной эволюции, эти качества природы человека стали опасны по отношению к природе в целом и каждому человеку в отдельности. Возможно ли применение когнитивных технологий для усиления человеческого разума покажет лишь будущее.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Лоренц К. Агрессия.М1994с 243
  2. Лоренц К. По ту сторону зеркала.М.2000,с259
  3. Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.2007.272с


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Юлия Сурнина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Природно-биологическая сущность человека в эволюционной эпистемологии К.Лоренца”

  1. 27.05.2014 в 16:08

    Уважаемая Юлия Александровна! Я работаю над темой: “Универсальная модель эволюционного преобразования современного общества и человека в 21 веке”. Ищу единомышленников для совместной работы. Не могу согласиться с мыслью, что “создавшийся в эволюции дисбаланс ….., что его “причины лежат в природе человека, который обладая сознанием , продолжает действовать как животное.” Далее вы перечисляете качества природы человека, которые свойственны человеку. Все правильно, за исключениемтого, что все эти качества прививаются сознательному человеку обществом, капиталистическим строем, в природе , в основных положениях, в критериях и ценностях, в мировоззрении которого это заложено. Усовершенствовав эти положения, придав капитализму некую умеренность, можно выдавить из человека его животность.
    Буду рад узнать ваше мнение.
    Анатолий Биньяминов
    Израиль
    +972542653991
    +97297733151

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация