Теа́тр (греч. θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства. Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, фотографию и т.д. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.
Театр – одна из доминант культуры, ее элемент, без которого культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Театр представляет собой развивающуюся систему и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что его основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.
Студенческий театр является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль студенческого театра в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической (например, студенческий театр Московского университета) и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.
Предпосылки возникновения студенческого театра России имеют общекультурный характер. Они связаны с динамичной эволюцией антропологических представлений, сменой мировоззренческих приоритетов, социокультурных структур, развитием profession de foi режиссера, дифференциацией театральных форм и усложнением коллизий между режиссером и актером. Немаловажной задачей воспитания личности средствами театра является приобщение студента к духовной культуре страны, человечества. В первую очередь, это возможность для него почувствовать себя причастным к этой культуре, и, конечно, способность увидеть и открыть в себе мир прекрасного.
Цель данного научного исследования состояла в том, чтобы определить понятийный статус «студенческий театр» как подлинного художественного явления. Для достижения цели потребовалось последовательное решение следующих задач:
• изучение истории русского драматического театра;
• выявление специфики концепта «студенческий театр» как сущностной характеристики русского театрального искусства;
• рассмотрение концепта «студенческий театр» как ярко выраженного феномена культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение.
Объект исследования – российские студенческие театры.
Предмет исследования – драматическая природа студенческого театра в России второй половины XX – начала XXI века.
Материал исследования – спектакли и видеозаписи спектаклей студенческих театров из Москвы (студенческого театра «МОСТ» МГУ), Екатеринбурга (студенческого театра «О.С.Т.» УрГУ), Челябинска (студенческого театра «Манекен», ЮУрГУ), Смоленска (студенческого театра «Театр и мы» СКЛПиИМ).
Хронологические рамки исследования – вторая половина XX – начало XXI века.
Источники исследования – отечественная и зарубежная научная, мемуарная, эпистолярная литература о театре, соответствующая предмету исследования театральная критика, а также справочно-энциклопедические издания по театрологии и театроведению П.Пави, Г.Морозовой, О.Дубровской, Н.Зверевой и другая справочно-энциклопедическая литература, сайты театров.
Опираясь на общность мыслей отечественных и зарубежных авторов о том, что феномен студенческого театра природообусловлен и универсален в способности проявлять себя в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в данной исследовательской работе авторы актуализировали возможность творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства.
Теоретико-методологическим основанием предпринятого исследования являются:
- труды К.С. Станиславского, Д. Гасснера, Э. Бентли с их концепцией «внутренней драмы» и «внутреннего человека» на сцене;
- исследования М.Бахтина, С.Аверинцев, П.Пави, Ю.Барбоя о жанре как теоретико-литературной и теоретико-театральной рефлексии;
- учение о диалоге, риторическом и диалогическом слове М.Бахтина;
- труды о семиотическом пространстве Ю.Лотмана;
- работы мастеров драматической сцены Н.Евреинова, В.Немировича-Данченко, А.Таирова, Е.Вахтангова, В.Мейерхольда, М.Чехова, Е.Гротовского, П.Брука, Э.Някрошюса о взаимоотношениях режиссера и актера и актера с персонажем.
В работе над исследованием авторы использовали комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов деятельности драматического театра одного актера, его сценической практики, жанровой специфики и поэтики, в том числе:
1. Культурно-исторический метод. Цель – анализ театральных и социо-культурных условий зарождения и развития жанра студенческого театра.
2. Структурно-типологический метод. Цель – выявление и осмысление основных модификаций студенческого театра в современном театральном процессе.
3. Метод жанрового анализа. Цель – выяснение особенностей жанров спектаклей студенческого театра.
Таким образом, в настоящем исследовании осуществлено построение понятия «студенческий театр» как феномена художественной деятельности человека, охватывающего первоначальный этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается:
1. В экспликации предыстории и становления студенческого театра в ХХ веке;
2. В исследовании сценической практики мастеров студенческого театра исследуемого периода в ракурсе жанровой дифференциации их творчества.
Студенческий театр развивает культуру не только через свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.
Студенческий театр предполагает остро выраженную интеллектуальную и внутренне конфликтную интенцию в различных миметических формах. Этим он отличается от других форм культурной жизни современных студентов (например, КВН).
Главное в студенческом театре не сам спектакль, а создание дружного коллектива, способного поставить любой спектакль, не пасующего перед сложностями. Участие в постановке спектакля дисциплинирует и учит общению с людьми. А знакомство с произведением разноплановых писателей способствует внутреннему росту студентов. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства – это креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс реализации собственных потенциальных возможностей, способствующий становлению личности студента в духовном освоении окружающего мира и протекающий в специфических условиях студенческого театра.
На рубеже XX-XXI века студенческий театр завоевывает все более значимую роль в сценическом искусстве, и частным подтверждением его растущей популярности служит появление профильных фестивалей, которые устраиваются в целях апробации творческих инноваций и поиска новых форм.
Таким образом, в настоящем исследовании осуществлено построение понятия «студенческий театр» как феномена художественной деятельности человека, охватывающего первоначальный этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами.
Практическая значимость. Историо- и культурография (культура повседневности) в последние десятилетия, отдавая дань микроистории, активно интересуется микро-пространствами студенческой жизни, в том числе и студенческими театрами. Предполагается, что анализ, выводы и результаты, полученные в данной исследовательской работе, станут важными в дальнейшей работе секций литературоведения и театроведения научного студенческого общества СКЛПиИМ при разработке проблем культурологии и семиотики театра, посвященных изучению истории русского студенческого театра.
Основные положения и выводы данного исследования отражены в выступлениях на заседаниях секций литературоведения и театроведения научного студенческого общества СКЛПиИМ (2011, 2012), VII международной конференции «Русская классическая литература на сцене и в кино» (Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова: 22 декабря 2011 года), международной Интернет-конференции «К.Г. Паустовский: В поисках художественных открытий» (Смоленск, Москва, Cambridge & Cheimsford, UK: 31 мая 2012г.). Одним из авторов этой статьи поставлены два моноспектакля («Человек есть тайна» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Есть голоса, как ожиданье счастья» по рассказу «Белая радуга» К.Г. Паустовского) на сцене студенческого театра СКЛПиИМ «Театр и мы».
Библиографический список
- Аверьянов А.И. Творчество как узнавание другого // Творчество как фактор формирования личности. Тамбов, 2001.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
- Брук Питер. Пустое пространство. Секретов нет. / Пер. с англ. — М., 2003.
- Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
- Докутович Б.Н. Актёр и роль. Некоторые режиссерские уроки Ю.А.Завадского. М., 1983.
- Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). М.: Искусство, 1972.
- Ершов П.М. Технология актёрского искусства. М., 1992.
- Кунцевич А.Ю. «Человек есть тайна»: моноспектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на сцене студенческого театра СКЛПиИМ «Театр и мы» [Текст] / Кунцевич А. / / Русская классическая литература на сцене и в кино: материалы VII международной конференции: 22 декабря 2011 года. – Смоленск, 2012. – С.85-89.
- Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты). — Вопросы философии, 1983, № 2.
- http://www.susu.ac.ru/ru/upravlenie_po_vneuchebno_rabote/strukturnye_podrazdelenija/teatr-maneken
- http://www.sadovaya6.ru/akterskaya_shkol