СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Карпенкова Анна Евгеньевна1, Кунцевич Анастасия Юрьевна1
1Смоленский колледж легкой промышленности и индустрии моды, студентка

Аннотация
Актуальность темы исследования «Студенческий театр как феномен культуры» обусловлена остротой проблемы российской студенческой театральной жизни, актуализации и трансляции её знаковых ценностей в культурно-образовательное пространство страны. Студенческий театр многогранен как сама жизнь и на данный момент обладает достаточным спектром неизученных проявлений, способных принести пользу для научных исследований.

Ключевые слова: студенческий театр, феномен культуры, художественная деятельность человека


STUDENT THEATRE AS A PHENOMENON OF CULTURE

Karpenkova Anna Evgenevna1, Kuntsevich Anastasiya Yurevna1
1Smolensk College of light industry and the fashion industry, student

Abstract
The relevance of the research topic "student Theatre as a phenomenon of culture due to the severity of the Russian student's theatrical life, updating and translating its iconic value in cultural and educational space of the country. Student Theatre is versatile as life itself and it currently has sufficient range of unexplored manifestations that can be useful for research.

Keywords: art, human activities, student Theatre, the phenomenon of culture


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Карпенкова А.Е., Кунцевич А.Ю. Студенческий театр как феномен культуры // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/02/2352 (дата обращения: 21.02.2024).

Теа́тр (греч. θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства. Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, фотографию и т.д.  Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

Театр – одна из доминант культуры, ее элемент, без которого культура не может успешно осуществлять свои базовые социальные функции. Театр представляет собой развивающуюся систему и в результате этого отличается от других явлений культуры, прежде всего тем, что его основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

Студенческий театр является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Роль студенческого театра в обществе всегда была очень велика, что подтверждается его длительной исторической (например, студенческий театр Московского университета) и социальной эволюцией, функциями в обществе, многоплановой структурой, многообразными видами и формами.

Предпосылки возникновения студенческого театра России имеют общекультурный характер. Они связаны с динамичной эволюцией антропологических представлений, сменой мировоззренческих приоритетов, социокультурных структур, развитием profession de foi  режиссера,  дифференциацией театральных форм и усложнением коллизий между режиссером и актером. Немаловажной задачей воспитания личности средствами театра является приобщение студента к духовной культуре страны, человечества. В первую очередь, это возможность для него почувствовать себя причастным к этой культуре, и, конечно, способность увидеть и открыть в себе мир прекрасного.

Цель данного научного исследования состояла в том, чтобы определить понятийный статус «студенческий театр» как подлинного художественного явления. Для достижения цели потребовалось последовательное решение следующих задач:

•        изучение истории русского драматического театра;

•        выявление специфики концепта «студенческий театр» как сущностной характеристики русского театрального искусства;

•        рассмотрение концепта «студенческий театр» как ярко выраженного феномена культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение.

Объект исследования – российские студенческие театры.

Предмет исследования – драматическая природа студенческого театра в России второй половины XX – начала XXI века.

Материал исследования – спектакли и видеозаписи спектаклей студенческих театров из Москвы (студенческого театра «МОСТ» МГУ), Екатеринбурга (студенческого театра «О.С.Т.» УрГУ), Челябинска (студенческого театра «Манекен», ЮУрГУ), Смоленска (студенческого театра «Театр и мы» СКЛПиИМ).

Хронологические рамки исследования – вторая половина XX – начало XXI века.

Источники исследования – отечественная и зарубежная научная, мемуарная, эпистолярная литература о театре, соответствующая предмету исследования театральная критика, а также справочно-энциклопедические издания по театрологии и театроведению П.Пави, Г.Морозовой, О.Дубровской, Н.Зверевой и другая справочно-энциклопедическая литература, сайты театров.

Опираясь на общность мыслей отечественных и зарубежных авторов о том, что феномен студенческого театра природообусловлен и универсален в способности проявлять себя в различных сферах человеческой жизнедеятельности, в данной исследовательской работе авторы актуализировали возможность творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства.

Теоретико-методологическим основанием  предпринятого исследования являются:

- труды К.С. Станиславского, Д. Гасснера, Э. Бентли с их концепцией «внутренней драмы» и «внутреннего человека» на сцене;

- исследования М.Бахтина, С.Аверинцев, П.Пави, Ю.Барбоя о жанре как теоретико-литературной и теоретико-театральной рефлексии;

- учение о диалоге,  риторическом и диалогическом слове М.Бахтина;

- труды о семиотическом пространстве Ю.Лотмана;

- работы  мастеров драматической сцены Н.Евреинова, В.Немировича-Данченко, А.Таирова, Е.Вахтангова, В.Мейерхольда, М.Чехова, Е.Гротовского, П.Брука, Э.Някрошюса о  взаимоотношениях режиссера и актера и актера с персонажем.

В работе над исследованием авторы использовали комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление основных аспектов деятельности драматического театра одного актера, его сценической практики, жанровой специфики и поэтики, в том числе:

1. Культурно-исторический метод.  Цель – анализ театральных  и социо-культурных условий зарождения и развития жанра студенческого театра.

2. Структурно-типологический метод.  Цель – выявление и осмысление основных модификаций студенческого театра в современном театральном процессе.

3. Метод жанрового  анализа. Цель – выяснение особенностей жанров спектаклей студенческого театра.

Таким образом, в настоящем исследовании осуществлено построение понятия «студенческий театр» как феномена художественной деятельности человека, охватывающего первоначальный этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами.

Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается:

1. В экспликации предыстории и становления студенческого театра в ХХ веке;

2. В исследовании сценической практики мастеров студенческого театра исследуемого периода в ракурсе жанровой дифференциации их творчества.

Студенческий театр развивает культуру не только через свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с материальной и духовной культурой, с другими общественными явлениями и природой.

Студенческий театр предполагает остро выраженную интеллектуальную и внутренне конфликтную интенцию в различных миметических формах. Этим он отличается от других форм культурной жизни современных студентов (например, КВН).

Главное в студенческом театре не сам спектакль, а создание дружного коллектива, способного поставить любой спектакль, не пасующего перед сложностями. Участие в постановке спектакля дисциплинирует и учит общению с людьми. А знакомство с произведением разноплановых писателей способствует внутреннему росту студентов. Творческое саморазвитие студентов вуза средствами любительского театрального искусства – это креативный, осознаваемый, целенаправленный процесс реализации собственных потенциальных возможностей, способствующий становлению личности студента в духовном освоении окружающего мира и протекающий в специфических условиях студенческого театра.

На рубеже XX-XXI века студенческий театр завоевывает все более значимую роль в сценическом искусстве, и частным  подтверждением его растущей популярности служит появление профильных фестивалей, которые устраиваются в целях апробации творческих инноваций и поиска новых форм.

Таким образом, в настоящем исследовании осуществлено построение понятия «студенческий театр» как феномена художественной деятельности человека, охватывающего первоначальный этап формирования и становления творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира и в осознании собственных потенциальных возможностей специфическими театральными средствами.

Практическая значимость. Историо- и культурография (культура повседневности) в последние десятилетия, отдавая дань микроистории, активно интересуется микро-пространствами студенческой жизни, в том числе и студенческими театрами. Предполагается, что анализ, выводы и результаты, полученные в данной исследовательской работе, станут важными в дальнейшей работе секций литературоведения и театроведения научного студенческого общества СКЛПиИМ при разработке проблем культурологии и семиотики театра, посвященных изучению истории русского студенческого театра.

Основные положения и выводы данного исследования отражены в выступлениях на заседаниях секций литературоведения и театроведения научного студенческого общества СКЛПиИМ (2011, 2012), VII международной конференции «Русская классическая литература на сцене и в кино» (Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова:  22 декабря 2011 года), международной Интернет-конференции «К.Г. Паустовский: В поисках художественных открытий» (Смоленск, Москва, Cambridge & Cheimsford, UK: 31 мая 2012г.). Одним из авторов этой статьи поставлены два моноспектакля («Человек есть тайна» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Есть голоса, как ожиданье счастья» по рассказу «Белая радуга» К.Г. Паустовского) на сцене студенческого театра СКЛПиИМ «Театр и мы».


Библиографический список
  1. Аверьянов А.И. Творчество как узнавание другого // Творчество как фактор формирования личности. Тамбов, 2001.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  3. Брук Питер. Пустое пространство. Секретов нет. / Пер. с англ. — М., 2003.
  4. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
  5. Докутович Б.Н. Актёр и роль. Некоторые режиссерские уроки Ю.А.Завадского. М., 1983.
  6. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). М.: Искусство, 1972.
  7. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. М., 1992.
  8. Кунцевич А.Ю. «Человек есть тайна»: моноспектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на сцене студенческого театра СКЛПиИМ «Театр и мы» [Текст] / Кунцевич А. / / Русская классическая литература на сцене и в кино: материалы VII международной конференции: 22 декабря 2011 года. – Смоленск, 2012. – С.85-89.
  9. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты). — Вопросы философии, 1983, № 2.
  10. http://www.susu.ac.ru/ru/upravlenie_po_vneuchebno_rabote/strukturnye_podrazdelenija/teatr-maneken
  11. http://www.sadovaya6.ru/akterskaya_shkol


Все статьи автора «stlpiim»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: