ПРУДНИКОВА Е.А. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ШАХМАТАМ В РОССИЙСКОЙ ДЕТСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ


ПРУДНИКОВА Е.А. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ШАХМАТАМ В РОССИЙСКОЙ ДЕТСКОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/02/2323 (дата обращения: 15.09.2020).

Е.А. Прудникова, к.п.н, педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦО №1883 «Бутово»

                                           Жизнь…

                                            Жизнь – это шанс, не упусти его.

                                                Жизнь – это красота, удивляйся ей.

                                             Жизнь – это мечта, осуществи ее.

                                           Жизнь – это долг, исполни его…

                                        Жизнь – это игра, так играй…

                                                   Жизнь – это трагедия, выдержи ее…

                                      Жизнь – это жизнь, спаси ее.

                                                     Жизнь – это счастье, сотвори его сам.

                                                 Жить – стоит. Не уничтожай свою   жизнь!

Мать Тереза.

 

В Российской детской клинической больнице (РБКБ) ежедневно спасают детские жизни. Для многих детей стены больницы становятся родным домом на долгое время лечения. В одном из отделений РДКБ – гематологическом, лежат дети, больные тяжелейшими заболеваниями крови: апластической анемией, лейкозом и др. Эта опасная болезнь безжалостно лишает детей веселого, беззаботного детства – самого прекрасного периода жизни. В то время как сверстники с азартом гоняют футбольный мяч во дворе, играют в салки и дочки-матери, детям, подвергшимся этой напасти, приходится годами лежать в изолированных больничных палатах. После операции или курса лечения, реабилитация проходит в отдельных стерильных боксах, где связь с внешним миром ограничена. Малейшая халатность  со стороны врачей, проникновение в палату больного микробов и  инфекций (в том числе тех, которые не представляют опасности для большинства обычных  людей)  может привести к самым плачевным последствиям и даже к летальному исходу.

Операции, постоянные переливания крови, химиотерапия. Говорить  об оптимизме и хорошем настроении детей, попавших в столь тяжелую ситуацию, очевидно –  излишне. Многие из них  настолько эмоционально подавлены, опустошены, погружены в себя, что перестают разговаривать даже со своими родителями. Сделать так, чтобы у них вновь проснулся интерес к жизни, появились положительные эмоции – задача не из простых.

В связи с тем, что игра в шахматы не только очень интересна и увлекательна, но и позитивно отражается на  развитии ребенка,  введение этого кружка в больницах – для физически ограниченных детей –  может быть просто незаменимо. Ведь известно, что  шахматы не только развивают личность ребенка, раскрывают его творческие способности, но и положительно влияют на память, мышление, интеллект, а самое главное, закаляют волю, без которой с этим недугом не справиться. Кроме того, шахматы для детей, оказавшихся в такой ситуации, –   это  один из немногих способ проявить себя. Благодаря наличию игрового элемента, шахматы буквально затягивают детей, тем самым, уводя их от негативных мыслей. У ребят появляется заинтересованность в новом виде деятельности, что открывает им «второе дыхание», помогает  поверить в свои силы, поверить в себя.

В обучении шахматной игре детей в условиях клиники возникает ряд проблем, обусловленных как спецификой самой болезни, так и  особенностью ее лечения. Проблемы, обусловленные  спецификой самой болезни, связаны, в первую очередь, с психо – эмоциональным состоянием ребенка, с тем, как он переживает свою болезнь. Дети, больные онкозаболеваниями, характеризуются повышенной чувствительностью к стрессовым ситуациям, высокой эмоциональной нестабильностью, слабым контролем над эмоциями и чувствами, импульсивностью, необщительностью. Проблемы, связанные со спецификой проводимого лечения, следующие:

•        проблема утомляемости ребенка. У больных детей сил и энергии на полноценное занятие не хватит. Поэтому обучение должно строиться с учетом временного фактора

•        проблема подготовки помещения для занятий. В помещении должна быть  стерильная чистота в силу проводимого лечения и стерильное облачение преподавателя, чтобы не занести инфекцию. Желательно иметь постоянное помещение, которое необходимо кварцевать после каждого занятия

•        проблема организации педагогического процесса  и проведения соревнований. Проводить турниры в условиях отсутствия некоторых участников (по причине все той же изоляции ребенка в боксах после курса химиотерапии или трансплантации костного мозга) – сложно. Партии можно переносить, но, если ребенок будет изолированным от окружающих больше месяца, то турнир затянется на неопределенный срок. Так же, как и сам процесс обучения

•        проблема подбора материала для преподавания шахмат. Здесь проблема в выборе материала: он должен быть разноуровневым, ориентированным на личность ребенка, его восприятие и его состояние на данный момент. Необходима индивидуализация учения, которая предполагает организацию учебной деятельности в соответствии в психофизиологическими потенциальными возможностями, уровнем развития детей.

Особенность преподавания шахмат больным детям состоит в том, что, во-первых,   обучение больных детей должно быть направлено, прежде всего,

на укрепление здоровья путем  поднятия жизненного тонуса, получения заряда положительных эмоций от красиво выигранной партии, проведенной комбинации или выполненного спортивного разряда. Во-вторых, занятия должны радовать ребенка, не обременяя его.  В-третьих, обучение должно строиться с учетом возможностей самого ребенка, его возрастных особенностей, его состояния здоровья  на данный момент, степени его утомляемости.

В связи с этим, в процессе обучения необходимо придерживаться основных принципов здоровьесберегающих технологий, которые направлены на снижение утомляемости учащихся:

1. Гигиенические условия в помещении (что бесспорно актуально в больнице, а особенно в гематологическом отделении). В комнате должно быть всегда чисто, простирилизованно. Так как малейшие бактерии и микробы могут отразиться самым плачевным образом на здоровье ребенка.

2. Чередование видов учебной деятельности: опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение задач. Это необходимо в связи с тем, что однообразность урока способствует утомлению детей. Частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Чередование видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа.

4. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из « потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия). Методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки).

5. Наличие мотивации деятельности учащихся на занятии. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

6. Обязательное наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, небольших стихотворений. Так как эмоциональный настрой преподавателя передается детям.

Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс способствует развитию личности учащегося, снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе. Возможности для реализации творческих задач достигаются использованием активных методов и форм обучения, например, для малышей это может быть зарисовка рассказанной сказки и объяснение, почему именно так он это понял.

Так же стоит отметить, что необходимо во время преподнесения материала избегать  многократного повторения одного и того же (фразы, идеи, примера). С одной стороны это улучшает усвоение изучаемого материала отдельными ребятами, но с другой стороны, в этом случае будет наблюдаться резкий рост утомления учащихся.

Таким образом, применение  в процессе обучения здоровьесберегающих технологий и использование основных принципов дидактики способствует тому, что учебная деятельность ребенка будет протекать в психологически более комфортных условиях, что приведет к более высокой ее продуктивности и меньшим энерго – и трудозатратам. А, следовательно, к меньшему утомлению ребенка.

Люди появляются на свет для того, чтобы нести добро, тепло, улыбки, счастье другим людям, для того, чтобы помогать  и сострадать, делить с окружающими радости и печали жизни. Но у каждого человека жизнь складывается по-разному: кто-то несет это добро и  счастье, кто-то ждет его от других, кто-то  нуждается в помощи, а кто-то ее оказывает…В РДКБ лежат дети с нелегкими судьбами, которые особенно нуждаются в помощи. И помощь эта должна оказываться  не только со стороны одних врачей, но и со стороны психологов и педагогов. Главная задача шахматного педагога вместе с врачами – сотворить чудо. Задача врачей – спасти жизнь ребенка, а задача шахматного педагога – вселить маленьким пациентам надежду на выздоровление, уверенность в том, что свет в конце туннеля все-таки есть, и завтрашний день все-таки наступит.

 

Литература

  1. Алексеев А.В. Себя преодолеть!-2-е изд. доп. и перераб. – М.: Фис., 1982. – 192 с.
  2. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Методы и методика исследования в шахматах/ГЦОЛИФК каф. шахмат. –  М., 1984. – 8 с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика медицинского исследования в физическом воспитании. – М., ФиС., 1978. – 223 с.
  4. Герасимова С.В. Педагогические условия социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством занятий шахматами: Дисс.канд.пед.наук/РГАФК. – М., 2001.  – 168с.
  5. Реабилитация онкологического больного/под ред. Н.П. Напонкова. – Л.: Ленуприздат., 1979.- С.62-63, 72-73.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. –  М.:АРКТИ,2003. –272с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Прудникова Екатерина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация