ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТРУКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Ясинский Д.В.
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье исследуется психолого-педагогическая характеристика конструктивной социальной активности молодежи.

Ключевые слова: молодежь, социальная активность


PSYCHO-PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF CONSTRUCTIVE SOCIAL ENGAGEMENT OF YOUTH

Yasinskiy D.V.
Transdniestrian State University named after T.G. Shevchenko
teacher of psychology department

Abstract
This article is about psycho-pedagogical characteristics of constructive social engagement of youth.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ясинский Д.В. Психолого-педагогическая характеристика конструктивной социальной активности молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2245 (дата обращения: 22.02.2024).

Многие современные исследователи воспри­нимают молодежь лишь в качестве объекта воспитания, внушения, воздейст­вия. Однако это озна­чает лишение молодежи возможности осуществления своей главной миссии – новаторского и творческого функционирования в социуме.

«Если молодежь не активна, не служит источником развития и про­грес­са, то ее существование в главном и основном не имеет социального смыс­ла… Не реализовавшее себя социально молодое поколение – это по­терянное поколение», – утверждает И.М.Ильинский [2, с.24-25].

Социальная активность – это потребность и способность индивида или группы в конкретном социальном действии, влекущем изменение статуса субъекта и/или воздействие с целью изменения социальной си­туации, при этом обязательно происходит взаимодействие с социумом.

Социальная активность рассматривается в качестве самостоятельной категории в психологии и социологии. В других науках этот вопрос за­трагивается для изучения какого-либо явления или фено­мена.

Молодежь считается самой социально активной категорией обще­ства.

Социолог К. Манхейм подчеркивал важность молодежи для «динами­ческих», стремящихся к прогрессу обществ, отмечал наличие у молодого поколения того творче­ского потенциала, инновационного запаса, кото­рым уже не обладает старшее поколение и, который не используется об­ществами, нацеленными на тради­ционно-консервативный путь разви­тия. К. Манхейм говорит о способ­ности молодежи к быстрому реагиро­ванию на смену ведущих социальных факторов, на ее мобильность [3].

Молодежь обладает огромным потенциалом в силу возрастных и психо­логических особенностей для социально активного поведения. Социаль­ная активность молодежи несет в себе как конструктивный так и дест­руктивный харак­тер. Каждая из данных  форм имеет свои при­знаки. Конструктивной активности соответствуют:

- действия, направленные на поддержание и совершенствование су­щест­вующего в обществе общест­венного устройства;

-  поведение, цель которого – повышение личного социального стату­са или его составляющих без причинения вреда существующим общественным нормам;

- креативность – создание предметов науки и техники, куль­туры и искусства;

- инновационный характер деятельности, способствующий появлению новых вариантов  социального взаимодействия [3., с. 39-40].

 Среди сфер социальной активно­сти молодежи конструктив­ного характера, можно выделить следую­щие:

1. Трудовая деятельность. В данной сфере активность человека прояв­ляется в форме оценки труда – признание профессионализма, карьер­ный рост, заработная плата, удовлет­ворение от результатов профессио­нальной деятельности.

В настоящее время молодежная активность в сфере труда претер­пе­вает негативные изменения. Для большинства молодых людей трудовая деятельность зачастую приобретает значение только как источник средств к существованию. Учиты­вая, что молодежь – это резерв профессиональных кадров – такое  потребительское отношение к труду становится тревожной тенден­цией.

2. Образование. Сегодня спектр образовательных услуг и сама инфраструк­тура образования необычайно воз­росли. Позиция молодого человека по отношению к получению образования и сам результат этого процесса напрямую связаны с его активностью. Образование для молодежи все чаще выступает как неотъемлемый атрибут и инструмент для достиже­ния социального успеха. Однако, существует и группа молодежи, кото­рая получает образование «просто потому, что надо». Их действия ли­шены социальной активности, т.к. носят по­требительский характер и конструктивны только в том, что сдерживают от деструктивности.

3. Творчество. Здесь, прежде всего, имеется в виду реализация лич­ного креативного потенциала человека. Молодому возрасту присущ творческий поиск, а значит, подразумевает соци­альную активность.

Однако здесь имеет место особый тип социальной активности, которому характерны: на­правлен­ность на культурно-социальное будущее; абсолютная независимость друг от друга понятий «талант» и «актив­ность» (активный бездарь – не­редкое явление); тесное общение с социумом, опосредованное продуктами творчества.

4. Личная жизнь (семья, брак, дружеские отношения и т.д.). Актив­ность человека в данной сфере имеет огромное зна­чение, т.к. прямое взаимодействие с общест­вом часто происходит именно через семью или дружескую компанию. Следовательно, есть и обратная сторона роли этих инсти­тутов, они могут поглощать социальную активность и даже сводить активную жизненную позицию в пассивную.

5. Общественные некоммерческие организации. Это сфера реализации
коллективной социальной активности. В обыденном понимании молодежную активность напрямую связывают с данной сферой. Здесь находит формы для самореа­лизации т.н. «молодежный акти­в», т.е. самая активная часть молодежи, четко ориентированная на взаи­модействие с обществом, партнерство с социальными институтами и реали­зацию собственной инициативы. В последние годы особенно заметно развитие различных органи­за­ций в молодежной и социально-благотворительной сферах, где подавляющее большинство волонтеров в этих организациях составляет молодежь.

6. Политика. Несмотря на рост политической активности молодежи во всем мире, на постсоветском пространстве данная сфера привлекает сравнительно небольшую часть молодежи, как правило, стремящуюся к карьерному росту и связанному с этим материальному благополучию. В данном случае, мы можем говорить скорее о деструктивной активности, т.к. такая деятельность как правило направлена не направлена на созидание.

В политике, как и в сфере труда – лишь немногие из молодых людей достигают реальных высот на различных уровнях по­литической арены. Все это не ка­сается только одной политической линии – сферы самой молодежной по­литики, где процент молодежи в общем составе кадров очень велик и постоянно растет.

Сегодня получила распространение и такая форма политической активности молодого поколения как молодежная ассамблея или молодежный парламент, но су­дить о них  как о реально ощутимой политической силе пока нельзя. Возможно, в скором будущем они станут не только платформой проявления социальной молодеж­ной активности, но и реально будут оказывать влияние на принятие важных государственных решений и на политическую жизнь страны в целом.

Среди других сфер, где находит свое выражение социальная активность молодежи отдельно можно выделить спорт, науку, бизнес, и т. д., хотя они также укладываются и в отме­ченные ранее сферы профессиональной занятости, образования, творчества.


Библиографический список
  1. Грибцова, А.В. организационно-педагогические условия социализации молодежи в деятельности общественных объединений : дис. … канд. пед. наук: 13.00.02  / А.В. Грибцова; из фондов Российской Государственной библиотеки. – Электрон. дан. – М. : РГБ, 2006. – 185 с.
  2.  Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М,: Голос, 2001. -243 с.
  3. Мальцева Э. А. Социальные инициативы и детское движение / Э. А. Мальцева, Н. М. Костина // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: сб. докл. и выступ. – М: Логос, 2002. – С. 213 – 217.


Все статьи автора «kniaz»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: