СПЕЦИФИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

Кононенко Надежда Александровна
Оренбургский государственный педагогический университет
соискатель

Аннотация
Статья посвящена специфике совладающего поведения у студентов.

Ключевые слова: проблемно- ориентированное совладание, совладающее поведение, совладающее поведение у студентов


SPECIFICS OF CONTROLLING BEHAVIOR OF STUDENTS

Kononenko Nadezhda Aleksandrovna
Orenburg State Pedagogical University
postgraduate

Abstract
This article is about specifics of controlling behavior of students.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кононенко Н.А. Специфика совладающего поведения у студентов // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2238 (дата обращения: 24.02.2024).

Многие задачи, возникающие в период студенчества и непосредственно после окончания вуза (поиск работы и первое трудоустройство, решение учебных и профессиональных задач, решение бытовых вопросов в связи с уходом из родительской семьи, и прочие) требуют проблемно-ориентированной стратегии совладания [8; 12] для достижения поставленных целей – не только для восстановления нормального эмоционального состояния, но и для получения реального результата [5,11]. Период студенчества является периодом, новообразованием которого должно выступать предпочтение реального решения проблем перед другими стратегиями совладания [6], поскольку именно данная стратегия совладания обуславливают мобильность, и как следствие, конкурентоспособность будущего специалиста [4,7]. В соответствии с данным требованием к личности студента следует, что в период студенчества необходимо осуществление формирования проблемно-ориентированной стратегии совладания – совокупности когнитивных, эмоциональных и регулятивно-поведенческих компонентов совладания, обеспечивающих разрешение критических ситуаций.

К когнитивным компонентам проблемно-ориентированного совладания относятся формирование адекватной оценки субъектом себя, возникшей ситуации, имеющихся и требуемых для ее разрешения ресурсов, и достигнутых результатов; к эмоциональным компонентам совладания – отношение к себе как субъекту, способному к разрешению данной ситуации и отношению к ситуации как разрешимой; к регулятивно-поведенческому – способность к поставке задач, выбору способов их решения и контролю за достигаемыми результатами.

Также ряд исследований указывают на специфику формирования совладающего поведения в данном возрасте.

Результаты исследования С. С. Гончаровой [3], направленного на изучение оценки юношеством эффективности способов психологического преодоления негативных событий, свидетельствуют о следующих предпочитаемых молодыми людьми способах преодоления критической ситуации (Таблица 1):

Таблица 1

Распределение способов преодоления негативных событий

по параметру эффективности по мнению юношества

(по результатам исследования С. С. Гончаровой, 2005)

ранг

Наименование способа преодоления

% выборов

1

Уединение с целью обдумать ситуацию и найти выход

45, 1

2

Анализ проблемы

43, 4

3

Обращение за поддержкой

38, 5

4

Оптимизм

37, 8

5

Отвлечение (на учебу, хобби)

33, 9

6

Конструктивная деятельность

31, 6

7

Альтруизм (внимание к себе идрузьям)

30, 3

8

Переключение внимания

28, 9

9

Сохранение самообладания

28, 6

10

Компенсация

23, 4

11

Эмоциональная разрядка

21, 7

12

Солидарность

19, 7

13

Поиск смысла ситуации

19, 4

14

Игнорировании действительности

17, 8

15

Повышение самооценки

17, 4

16

Относительность

15, 1

17

Религиозность, вера в Бога

13, 8

18

Юмор

13, 5

19, 5

Принятие и стоицизм

11, 8

19, 5

Подавление чувств

11, 8

21

Поиск виновных, ярость

10, 9

22

Пассивное сотрудничество

10, 2

23

Поиск информации по проблеме

9, 9

24

«Мыслительная жвачка» (постоянные мысли о случившемся)

8, 9

25

Самообвинения

8, 2

26

Концентрированное расслабление

7, 2

27

Пессимизм

5, 9

28, 5

Возмущение, жалость к себе

5, 6

28, 5

Активное избегание

5, 6

30

Смирение

3, 3

Кроме того, С. С. Гончарова указывает, что в среднем каждый респондент в своем репертуаре называет от 3 до 9 эффективных способов преодоления (М=5,73±2,96), что также свидетельствует об одновременном использовании нескольких стратегий преодоления критических ситуаций. Данный показатель несколько ниже, чем у взрослых (М=6,52±3,54). При этом исследователь указывает на невозможность однозначной оценки преимуществ более широкого «репертуара» способов преодоления кризисной ситуации перед меньшим количеством способов преодоления, приводя результаты исследований, свидетельствующих, что при большем количестве способов преодоления совладание более эффективно [9], так и о «хаотическом») типе личности [16]. Тем не менее результаты данного исследования демонстрируют, что студены имеют верное представление о степени эффективности того или иного способа совладания и понимают возможность использования совокупности различных способов совладания.

Но в реальности далеко не всегда студенты используют соответствующую стратегию совладания. Так результаты исследования С. С. Гончаровой свидетельствуют, что в ситуациях с высокой интенсивностью переживания спектр «помогающих» способов преодоления сужается и наиболее частым становится использование пассивных способов преодоления, связанных с эмоциональным совладанием – «жалость к себе», «самообвинение», «поиск виновных», в поведенческой сфере – «уход от решения ситуации». Аналогичны и результаты исследований Е. В. Битюцкой [2], которые свидетельствуют, что для преодоления трудной жизненной ситуации, по содержанию связанной с учебной или профессиональной деятельностью, студенты предпочитают использовать стратегии, связанные с привлечением других людей. Используемые студентами стратегии совладания в ситуациях, связанных с учебной деятельностью, направлены на взаимодействие с социумом характер. Но при этом в меньшей степени задействованы другие компоненты проблемно-ориентированной стратегии совладания – реализацию активных действий.

В случаях, если ситуация возникает однократно или крайне редко, то наиболее интенсивно используются такие копинг-стратегии, как риск, уход от решения проблемы, отказ от активности – что является непродуктивной эмоциональной стратегией совладания. Большинство студентов к окончанию вуза нередко не владеют всеми компонентами проблемно-ориентированной стратегии совладания, не умеют осознанно использовать их в необходимой совокупности.

При этом степень сформированности проблемно-ориентированной стратегии совладания у студентов зависит от индивидуально-личностных особенностей студентов. Так, А. А. Баканова [1] выделяет в период юношества следующие общие способы преодоления кризисной ситуации:

  1. эффективное разрешение благодаря осознанию смысла кризисной ситуации, использованию конструктивных копинг-стратегии и внутренних ресурсов;
  2. неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл в ситуации и сильной сосредоточенности на эмоциональных переживаниях;
  3. уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

При этом выбор стратегии совладания в значительной степени зависит от гендерной принадлежности. Так, «специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисной ситуации и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к экзистенциальным аспектам трудных жизненных обстоятельств, наделять их особых смыслом. Специфической же особенностью юношей является стремление снижать эмоциональную значимость критической ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захвачены негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний»[1,С.83].

Результаты исследования совладающего поведения студенток, проведенного И. Л. Шелеховым, О. Г. Берестеневой и И. А. Дубининой [17] свидетельствуют, что у студенток в зависимости от различий в успешности обучения отличаются и выбираемые стратегии совладания в различных критических ситуациях. Так, для отличниц характерны высокие значения по таким непродуктивным стратегиям, как «самообвинение» и «уход в себя», а также «активный отдых». В целом же для успешных студенток характерны эмоционально-доминантый и мобилизационный стили совладания, из чего следует, что отличницы оценивают критическую ситуацию либо как неудачу, либо как вызов. Значительно в меньшей степени отличницы выбирают проблемно-ориентированный и социотропный стили совладания, что указывает, что успешные студентки редко воспринимают успешные образы критической ситуации как «разрешимой проблемы» и как «задачи для других» (или «совместно с другими»).

Изучив наиболее часто встречающиеся критические ситуации в период студенчества, Т. В. Сборцева [13] выделила три предпочитаемых студентами стратегии совладания – активная, компенсаторная и пассивная. При этом было выявлено, что когнитивная составляющая индивидуальности студента оказывает влияние на выбор стратегии, особенно такие характеристики, как уровень притязаний и ценностные ориентации. Между уровнем интеллекта и стратегией саморегуляции прямой связи не обнаружено. Также Т. В. Сборцева указывает, что в значительной степени выбор стратегии определяют особенности эмоциональной сферы, а именно такие характеристики, как внутренняя конфликтность, тревожность и фрустрированность личности. Особо значимые различия были обнаружены по поведенческому компоненту, а именно в позиции личности, направлению и типу реакции в ситуации фрустрации и особенностям поведения в ситуациях типа конфликта. Результаты исследования, проведенного М. Ш. Магомед-Эминовым с коллегами [10], направленного на оценку эмоций и копинг-стратегий, возникающих у студентов в результате экстремального события (событие идиосинкразического характера), указывают на следующую особенность: хотя экстремальное событие в наибольшей степени вызывает сильнейшие отрицательные эмоции (тревога, паника, ужас, негодование), тем не менее, преобладающими стратегиями когнитивного совладания были поиск информации о ситуации и выдвижение гипотез о происходящем (то есть поиск дополнительной информации о ситуации), из чего следует, что сами по себе сильнейшие негативные эмоции в экстремальной ситуации сохраняют способность у студентов к дальнейшему анализу ситуации. Как указывают ученые, поиск информации (которую исследователи оценивают как адаптивную копинг-стратегию в данной ситуации) значительно превалирует над неадаптивными и не достаточно адаптивными копинг-стратегиями (рассеянность, агрессия, поиск виновного). Поведенческие копинг-стратегий в основном были представлены в форме активности по эвакуации и в форме продолжения реализации обычного поведения (то есть респонденты, участвующие в исследовании, отметили преобладание стратегий, направленных на решение проблемы и игнорирование ситуации). В целом результаты данного исследования указывают, что в критической ситуации, решение которой жестко ограничено временем, у студентов одновременно реализуются несколько копинг-стратегий – причем если когнитивные копинг-стратегий в большинстве случаев можно считать эффективными по отношению к ситуации, то поведенческие и эмоциональные далеко не всегда продуктивны в представленной ситуации. При оценивании совокупности используемых компонентов стратегий совладания представленные стратегии совладания (примерно в равных пропорциях) соответствуют модели адаптивного копинг-поведения и моделью псевдоадаптивного копинг-поведения (по типологии Н. А. Сирота и В. М. Ялтонского [14]).

Итак, для студентов в отличие от взрослых людей характерен более узкий репертуар стратегий совладающего поведения, при этом в ситуациях с повышенной критичностью и более высокой степенью неопределенности наиболее характерными стратегиями совладания являются стратегии, связанные с эмоциональным совладанием, и стратегии, направленные на всяческое избегание возникшей ситуации, и в меньшей степени – проблемно-ориентированные стратегии, в связи с чем становится актуальным вопрос об условиях формирования компонентов проблемно-ориентированной стратегии совладания у студентов.


Библиографический список
  1. Баканова А.А. Экзистенциальный аспект преодоления кризисных ситуаций в юношеском возрасте//Безопасность жизнедеятельности – профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт – Петербург, 19-20 ноября 2002 г. – СПб., 2002. – С. 82-84.
  2. Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: Автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.01 – Москва, 2007 – 30с.
  3. Гончарова С.С. Оценка юношеством эффективности способов психологического преодоления негативных событий жизненного пути// Вторая научно-практическая Интернет-конференция «Психология и семья», Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка // http://psy-family.narod.ru/konf2.htm
  4. Горюнова Л.В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2007 – №1 – С.63-69.
  5. Демин А.Н. Достижение успеха в ситуации безработицы //Социологические исследования – 2002 – №10 – С.46-57.
  6. Камынина И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: Автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.01 – Хабаровск, 2008 – 26с.
  7. Кормильцева М.В. Социально-личностные компетенции студентов как фактор развития их профессиональной мобильности: Автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.07 – Екатеринбург, 2009 – 24с.
  8. Кучеренко И. В. Психологические средства формирования адаптивного поведения личности в ситуации ее трудоустройства: Диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 – Новосибирск, 2003 – 176с.
  9. Либин А.В., Либина А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В.Либина. М., 1998. – С. 190–204.
  10. Магомед-Эминов М.Ш., Баженова Е.В., Квасова О.Г., Савина О.О., Приходько И.П. Проект «Кризисная интервенция»: исследование последствий и психологическая помощь после взрыва.// Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Том 2, раздел «Здоровье нации и образование». – М.,2008. – С. 85-87.
  11. Прохоров А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния// Психологический журнал – 1999 – Т.2№2 – С.115-124.
  12. Рахимова Г.А. Когнитивно-волевые особенности совладающего поведения безработных: Автореферат диссертации кандидата психологических наук: 19.00.01 – Москва, 2009 – 19с.
  13. Сборцева Т.В. Психологические условия обучения саморегуляции в критических ситуациях в юношеском возрасте: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 – Череповец, 2002 – 169с.
  14. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение как проблема наркологии// Вопросы наркологии. – № 1. – 1996. – С. 76-82.
  15. Степанова С.С. Личностные факторы успешного трудоустройства безработных: Диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 – Комсомольск-на-Амуре, 2008 – 219с.
  16. Чехлатый Е.И. Совладающее поведение у больных неврозами, лиц с преневротическими нарушениями и в социальных группах повышенного риска нервно-психических расстройств: Автореферат диссертации доктора медицинских наук: 19.00.04, 14.00.18  –Санкт-Петербург, 2007 – 59с.
  17. Шелехов И.Л., Берестенева О.Г., Дубинина И.А. Особенности совладающего поведения студенток университета//Вестник ТГПУ, 2009, выпуск 4(82) – С.87-91.


Все статьи автора «Надежда Кононенко»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: