ПАЛАСТРОВ А.В. ПОЭТИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ С КЛЮЧЕВЫМ СЛОВООБРАЗОМ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ С.Я. МАРШАКА

Ключевые слова: , , , ,


ПАЛАСТРОВ А.В. ПОЭТИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ С КЛЮЧЕВЫМ СЛОВООБРАЗОМ «ВРЕМЯ» В ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ С.Я. МАРШАКА


Рубрика: Филология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/01/2174 (дата обращения: 27.05.2017).

С. Я. Маршак – русский, советский поэт, писатель и теоретик литературы, знакомый большинству читателей как детский автор и переводчик наследия западноевропейских классиков. Но есть и другая, менее известная, грань его творчества – оригинальная лирика, в которую вошли философские стихи, послания, эпитафии, экспромты. Официальное литературоведение долгое время не признавало Маршака как лирического поэта, лишь в конце пятидесятых годов его стихотворения стали активно печататься. В 1962 году вышел сборник «Избранная лирика», который получил высокую оценку у читателей и критиков. В него вошли лирические стихотворения, написанные Маршаком в течение всей жизни. Именно в это время поэт стал известен широкому кругу читателей как автор не только детской, но и «серьезной» лирики.

Оригинальное творчество Маршака представляет большой интерес для исследователей, как литературоведов, так и лингвистов. Особое внимание привлекают его философские стихи и лирические эпиграммы, напоминающие афоризмы, которые были написаны в последние годы жизни.  В них в классической форме раскрываются мысли и чувства, мудрость и жизненный опыт автора, последователя пушкинской поэтической традиции.  Это философские раздумья о «вечных» вопросах, один из которых – течение времени. В лирике, посвященной этой теме, отражены воспоминания о детстве и юности поэта, события связанные с его жизнью, литературной деятельностью, творческие и нравственные поиски.  Маршак утверждал, что время – это большая сила, способная изменить жизнь человека, оно может рождать и убивать, приносить горе и счастье.  Нет ничего дороже времени.

Для творческой манеры Маршака характерен дидактизм, нередко безличность, также он ждет от читателя сотворчества, воображения, чувства.  Его цель как автора – научить читателя перечувствовать, пережить всё то, что поэт хочет ему передать, помочь открыть что-то ценное для себя, для жизни.

 

Например, лирическая эпиграмма:

 

Даже по делу спеша, не забудь:

Этот короткий путь –

Тоже частица жизни твоей.

Жить и в пути умей [5, с. 79].

 

Многие стихи Маршака остались в народной культуре как пословицы, поговорки и афоризмы. Он был наставником по своей творческой натуре,  каждое его лирическое стихотворение содержит философское обобщение или дидактическую сентенцию. C. Ю. Лаврова пишет: «Большие Творцы создают целостный мир, поэтому, анализируя отдельный конкретный текст, можно обнаружить, (…) обязательно предлагается какой-либо из эстетических подходов к пониманию и вербализации творчества» [4, с. 61]. Общенародные истины у Маршака принимают стихотворную форму, характер кратких по форме и ёмких по смыслу поэтических афоризмов – поэтических формул.

Поэтическая формула – это эстетическая единица и способ авторского художественного мышления в цепи ассоциативного познания мира и его оценки в категориях, выработанных поэтической практикой. Она представляет собой высказывание из текста, обладающее определённой структурно-смысловой организацией. Категориальные признаки поэтической формулы: афористичность, смысловое обобщение,  индивидуальность употребления, фразеосвязанность структуры, мобильность. В основе поэтических формул лежат концепты, или словообразы, являющиеся категорией  художественного мышления и репрезентантами авторской концептуальной системы. Словообразы реализуются на лингвистическом уровне как ключевая или соключевая лексема, тематически связанная с образом. В художественном тексте поэтические формулы выполняют эстетическую функцию и, входя в его эмоциональное и содержательное пространство, становятся смыслообразующими центрами, смысловыми сгустками, символическими обобщениями ментального характера, концентрирующими национально-культурную, индивидуально-авторскую и концептуальную информацию. В структурном аспекте поэтическая формула образует структурно-композиционную модель художественного целого, занимает ключевые позиции начала и конца текста, часто представляет собой весь текст. В логическом плане поэтические формулы можно разделить по способу выражения авторской мысли на формулы-наставления и формулы-констатации истины.

Исследование поэтических формул как эстетических доминант художественного творчества позволяет определить композиционно-парадигматические особенности художественной речи автора и принципы его творческого освоения мира. На когнитивном уровне поэтические формулы являются национально-культурными универсалиями, отражающими художественное мышление автора через призму ментальности. Поэтические формулы характеризуются повышенной метафоричностью и смысловой концентрированностью, свойственными народно-поэтической языковой традиции, уходящей корнями в фольклор.

Поэтические формулы являются эстетически и концептуально значимыми единицами художественной речи Маршака, отражают инвариантные темы его творчества, обусловленные жизненной позицией и авторским кредо. Данные поэтические единицы являются самодостаточными, чтобы охарактеризовать идиостилевые параметры философского творчества Маршака, поэтому исследование поэтических формул представляется актуальным. Выбор словообраза «время» обусловлен его понятийной универсальностью, смысловой емкостью, широкой употребительностью в поэтической речи автора. В сборнике «Избранная лирика» насчитывается много стихотворений, в которых прямо или косвенно представлен этот словообраз. Тема времени является основной, а словообраз «время» –ключевым, центральным в поэтике художника слова, имеющим глубокие ментальные истоки и выполняющим важную эстетическую функцию в поэтических формулах автора.

Б. Е. Галанов в книге «С. Я. Маршак. Жизнь и творчество» писал: «О творческих возможностях, которые открывает перед человеком время – каждый день, час, каждая минута его жизни, – говорится во многих стихах Маршака, начиная с детского стихотворения «Что такое год?» и кончая философскими стихами о вечности и времени, в которых текучее, преходящее время рождает миру великие ценности, достойные вечности. Прочитайте короткие стихи, которые так и называются «Минута», и вы с предельной ясностью почувствуете, как много могут значить даже самые небольшие отрезки времени» [1].

О величайшей ответственности стихов Маршака о времени перед людьми  говорил и С. С. Наровчатов в статье о Маршаке «Добрый и давний друг» [6]. Времени так много и так мало, поэтому каждая минута дорога.

 

Рассмотрим стихотворение:

 

Дана лишь минута

Любому из нас.

Но если минутой

Кончается час,

Двенадцатый час, открывающий год,

Который  в другое столетье ведет, –

Пусть эта минута, как все, коротка,

Она, пробегая, смыкает века [5, с. 78].

 

Данный текст является поэтической формулой, целостной по своей смысловой структуре, неразрывным художественным целым. Ключевой словообраз «время» в тексте представлен соключевыми лексемами: «минута», «час», «год», «столетье». Структурно-смысловое пространство поэтической формулы организовано с помощью стилистического приема – многократного подхвата, раскрывающего и усиливающего смысловые качества ключевого словообраза: минута, действительно, короткий промежуток времени, но если она является  значимой, роковой для какого-либо важного события в жизни человека, то эта минута бесценна. Нельзя ее потерять, так как, упустив свою роковую минуту, каждый человек может лишиться в жизни многого. Автор прямо говорит нам об этом:

 

Дана лишь минута

Любому из нас.

 

Эта поэтическая формула – констатация истины, точка в конце строки указывает на утверждение, дидактизм скрыт в подтексте: нельзя терять даже эту маленькую минуту, которая может стать судьбоносной.

В другом варианте у этого стихотворения есть заглавие: «Минута». Идейно-художественный смысл  поэтической формулы согласуется с заглавием текста, недаром ключевой словообраз через соключевую лексему «минута» вынесен в сильную позицию заглавия.

М. Гаспаров в статье «Маршак и время» отмечал, что: «пожалуй, не было года и не было жанра, чтобы тема времени не возникала в его стихах. Но он делал все, чтобы время в них оставалось темой и не становилось приметой. Он никогда не датировал стихов, даже в рукописях» [2]. И. Калинковицкая в статье «Слово и время» утверждала, что темы времени, вечности, жизни и смерти на склоне лет все больше занимали Маршака «точно так же, как лирика пронизывает все книги Маршака, независимо от жанра, вся его лирическая поэзия, независимо от тематики, буквально прошита временем» [3]. Там же она писала, что мир поздней лирики Маршака строится вертикально: пространство сужается, а время расширяется. Вечны только великие дела, и  поэтому  поэт ценит во времени лишь поле действия, только возможность созидания, а не пустой его траты.  Значимо именно то время, которое заставляет человека пройти через трудности и потери, чтобы сделать его сильнее и мудрее.

 

Рассмотрим еще один пример:

 

И поступь, и голос у времени тише

Всех шорохов, всех голосов.

Шуршат и работают тайно, как мыши,

Колесики наших часов.

 

Лукавое время играет в минутки,

Не требуя крупных монет.

Глядишь, – на счету его круглые сутки,

И месяц, и семьдесят лет.

 

Секундная стрелка бежит что есть мочи

Путем неуклонным своим.

Так поезд несется просторами ночи,

Пока мы за шторами спим [5, с. 7].

 

 

В данном стихотворении образ времени создается с помощью олицетворения и сравнения. Поэтическая формула:

 

И поступь, и голос у времени тише

Всех шорохов, всех голосов.

 

Образная ткань этой поэтической формулы формируется с помощью олицетворения: время идет незаметно, неслышно. Следующие две строки представляют собой метафорическое определение:

 

Шуршат и работают тайно, как мыши,

Колесики наших часов.

«Колесики  наших часов» – это скрытая, потенциальная сила, возможность времени изменить действительность. Сравнительный оборот усиливает выразительность суждения «как мыши». Следующее четверостишие представляет собой поэтическую формулу, построенную на образной основе:

 

Лукавое время играет в минутки,

Не требуя крупных монет.

 

Способ смысловой организации поэтической формулы –противопоставление. На лингвистическом уровне оно выражено отрицательной частицей «не», контекстуальными антонимами: «крупные монеты» «минутки». Идейно-художественный смысл поэтической формулы таков: время играет минутами, но из минут складываются часы, из часов – дни. Так проходит жизнь… Неожиданность, быстроту хода времени на лингвистическом уровне выражает противопоставление первых двух строк с последними с помощью тире и глагола «глядишь».

Последнее четверостишие представляет собой поэтическую формулу, построенную на сравнении, на лингвистическом уровне сравнение выражено союзом «так». Предметом сравнения является образ поезда, время по скорости, быстроте своего течения уподобляется поезду. Время тоже идет незаметно, но его нельзя остановить, поэтому необходимо беречь каждую минуту своей жизни:

 

Секундная стрелка бежит что есть мочи

Путем неуклонным своим.

Так поезд несется просторами ночи,

Пока мы за окнами спим.

Таким образом, в этом тексте поэтические формулы выполняют сразу несколько функций: смыслообразующую, текстообразующую, композиционнообразующую и резюмирующую.

 

Выводы:

  1. Лирические стихи Маршака говорят об умении поэта использовать богатые возможности средств выразительности русского языка. Маршак   продолжатель лучших традиций русской и мировой поэзии. Глубокие философские обобщения выражены в классической, ясной форме.
  2.  Философская лирика Маршака характеризуется образностью, метафоричностью, предельным лаконизмом.
  3. Концептуальный словообраз «время» у Маршака является ключевым, что определяется частотностью его употребления в текстах и его эстетической ролью в поэтике автора. Словообраз «время» отражает представления автора о действительности, обусловленные его эстетическими и жизненными позициями: время для Маршака бесценно,  его потеря равноценна смерти, нельзя терять даже маленькую незаметную минуту,  чтобы сохранить  жизненно важные человеку события,  саму жизнь.
  4. Поэтические формулы Маршака являются текстовыми афоризмами, обобщенно-философскими истинами.
  5. По структуре поэтические формулы Маршака разнообразны, чаще представлены поэтическая формула-текст и резюмирующая поэтическая формула, занимающая позицию конца текста.
  6. Поэтическая формула выполняет важную функциональную роль в лирике С. Маршака. Основными функциями являются смыслообразующая, текстообразующая и композиционнообразующая.

 

Литература

  1. Галанов Б. Е. С. Я. Маршак. Жизнь и творчество. [Электронный ресурс] // Недописанная страница. Жизнь и творчество С. Я. Маршака: сайт. – URL: http: // s-marshak.ru/articles/galanov/galanov13.htm (дата обращения 14.01.2013)
  2. Гаспаров М. Л. Маршак и время. [Электронный ресурс] // Недописанная страница. Жизнь и творчество С. Я. Маршака: сайт. – URL: http: // s-marshak.ru/articles/gasparov01.htm (дата обращения 14.01.2013)
  3. Калинковицкая И. Слово и время. [Электронный ресурс] // Недописанная страница. Жизнь и творчество С. Я. Маршака: сайт. – URL: http: // s-marshak.ru/articles/kalinkovitzkaya.htm (дата обращения 14.01.2013)
  4. Лаврова С. Ю. Формулы в текстовой парадигме (на материале идиостиля М. Цветаевой): Монография. М.: Прометей, 1998. – 193 с.
  5. Маршак С. Я. Собрание сочинений в 8 томах. Т.5.  – М.: Художественная литература. 1970.  – 703 с.
  6. Наровчатов С. С. Добрый и давний друг.  [Электронный ресурс] // Недописанная страница. Жизнь и творчество С. Я. Маршака: сайт. – URL: http: // s-marshak.ru/articles/narovchatov.htm (дата обращения 14.01.2013)


Все статьи автора «Алексей Паластров»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: