ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ ШУЛДАН В НАЧАЛЕ XXI В.

Неделькин Евгений Владимирович
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Аннотация
Данная статья посвящена изучению негативных изменений, которые произошли с архитектурным ансамблем пещерного монастыря Шулдан в начале XXI в.

Ключевые слова: монастырь, пещерные города, Феодоро, храм, Шулдан


CAVE MONASTERY SHULDAN AT THE BEGINNING OF XXI CENTURY

Nedelkin Evgeniy Vladimirovich
Taurida National V.I.Vernadsky University

Abstract
This article is devoted to the study of the negative changes that happened with the architectural ensemble of the cave monastery Shuldan at the beginning of XXI century.

Рубрика: История, Религия

Библиографическая ссылка на статью:
Неделькин Е.В. Пещерный монастырь Шулдан в начале XXI в. // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2013/01/2169 (дата обращения: 02.11.2024).

История, так называемых «пещерных городов», уходит своими корнями в далёкую эпоху средневековья. Среди этих уникальных памятников особое место занимают пещерные монастыри юго-западной Таврики, одним из которых является Шулдан. Целью данной работы выступает не критика действий Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в отношение монастыря, а является отображение тех изменений, которые произошли с его архитектурным ансамблем в результате проводимых работ в начале XXI в. по «возрождению» данной обители.

Монастырь Шулдан (Покрова Пресвятой Богородицы) расположен на территории Севастопольского горсовета, к северу от современного с. Терновка, в обрывах скалы Шулдан. Его архитектурный ансамбль складывается из двух пещерных храмов и сопутствующих им 20 помещений (хозяйственные, кельи, трапезная, усыпальницы), которые располагаются в два яруса.

Первые исследования монастыря были проведены во второй половине XIX в. Д.М. Струковым и А.Л. Бертье-Делагардом. В связи с работой Эски-Керменской экспедиции В.П. Бабенчиков в 1933 г. провёл детальное обследование Шулдана и произвёл здесь зачистки ряда помещений. Он составил подробное описание монастыря, особенно главного храма, и выполнил архитектурные обмеры. По мнению В.П. Бабенчикова, характер фресок  аналогичен росписи храмов «Трех всадников» и «Успения» на Эски-Кермене, которые автор датировал концом XII-ХIII вв. Также исследователь полагал, что фрески в главном храме Шулдана были многослойные.

При зачистке комплекса была раскопана могила, переделанная из хозяйственной ямы. Причём, перед тем как яму превратили в могилу, в ней была произведена подсыпка грунтом. Учитывая, что данная вырубка расположена как раз на входе в храм (с юга) и крещальню (с запада), то возможно связать засыпь ямы с сооружением крещальни и с созданием или ремонтом церкви. В подсыпке были найдены «обломки сосудов неполивных тонкостенных красной глины, поздних, и поливных, типа широких и плоских плошек на узкой подставке в 1,5-2 см с поливной ярко-зеленой, желтой и темной зелено-коричневой с рисунками. Наиболее любопытен фрагмент зеленого блюдца с отогнутыми наружу плоскими краями, с поливой, положенной на белой обмазке, на которой процарапан рисунок. Рисунок нанесен грубыми штрихами толщиной 0,003 м. По краю блюда – «елочка» между двумя параллельными линиями: в середине что-то вроде человеческой фигуры до пояса, держащей в правой руке возможно бубен». Сведения о монастыре представлены и в неизданной «Археологической карте юго-западного нагорья Крыма» Н.И. Репникова.

С начала 40-х годов XX столетия археологических исследований в Шулдане не проводилось. Появившиеся же в последние два десятилетия работы Ю.М. Могаричева, А.Г. Герцена, Н.Е. Гайдукова основаны на личных осмотрах авторами пещерных сооружений и данных исследования Шулдана В.П. Бабенчиковым.

Сейчас комплекс Шулдана выглядит цельным и единовременным, однако в нем видны следы скальных вывалов: обрушилась часть лестничных переходов, помещений, следы крупного обвала есть и в соседнем (к западу) с монастырем скальном гроте. В глыбах у подножия грота прослеживаются углы помещений, гнёзда для пазов, каменные кольца. Возможно, в результате этого обвала была уничтожена часть помещений монастыря. По крайней мере, лестница, ведущая к главному храму с запада, резко обрывается именно там, а в верхней части грота видны остатки помещения.

Главная церковь монастыря по форме и устройству апсиды имеет аналогии с храмом южного монастыря Мангупа и с «Храмом с крещальней» в Инкермане (в последнем, как и в Шулдане, имеется баптистерий). По своим пропорциям (значительная высота – 3,65 м) церковь ближе всего к главному храму монастыря Св. Софии (5,5 м) и базилике Св. Георгия (4 м) в Инкермане, Вообще рост объемов церквей вверх характерен именно для палеологовского времени. Отметим, что в базилике Св. Георгия имеется и двухступенчатый синтрон. Таким образом, среди архитектурных аналогий церкви Шулдана – памятники XIV-XV вв.

Важными для датировки являются и упомянутые находки из засыпи первоначальной крещальни. Наличие их в слое позволяет датировать время засыпки не ранее XIV-XV вв. Следовательно, главный храм Шулдана и современная крещальня могут датироваться XIV-XV вв.

Вторая церковь, по мнению Ю.М. Могаричева, по своей форме напоминает церковь в 4-м ярусе Челтера, храм у станции Инкерман-I и часовню в оконечности Тешкли-Буруна на Мангупе, то есть памятники, также появившиеся не ранее XIV в. Однако ряд авторов считают, что вышеупомянутые храмы и сама церковь № 2 ошибочно причислены Ю.М. Могаричевым к пещерным храмам.

В истории монастыря можно выделить два строительных периода. Первоначальный монастырь мог здесь возникнуть в XIII-XIV вв.[1] Скорее всего он был небольших размеров. Часть комплекса, находившаяся к западу была уничтожена в результате обвала. На месте современной главной церкви находилась более ранняя, с примыкающей к ней с юга крещальней, от которой сохранилась лишь купель со ступенькой, вырубленной в полу.

В период княжества Феодоро, вероятно не ранее конца XIV-XV вв., монастырь перестраивается, храм расширяется, появляется новый баптистерий. Учитывая пропорции храма и наличие горнего места, монастырь, скорее всего, был не последним в церковной иерархии. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита. Ведь  Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро. По-видимому, в XIV-XV вв. сооружаются и остальные помещения монастыря. Вероятнее всего, монастырь прекратил своё функционирование после турецкого завоевания 1475 г.

С конца XV – начала XVI вв. жители Шульской долины начали использовать помещения монастыря для содержания скота. Об этом свидетельствует тот факт, что при исследованиях главного храма был выявлен мощный слой образованный навозом, под которым были обнаружены многочисленные фрагменты штукатурки с росписью, опавшей с потолка и стен. В это время в полу и стенах храма появляются новые углубления, гнёзда, желоба, которые были необходимы для оборудования загонов для скота, отведения жидких стоков за приделы пещерных сооружений. Также, возможно, чабаны-мусульмане наносили повреждения фресковым росписям на стенах церкви, как это было во многих других храмах Таврики. Всё это негативным образом отразилось на облике монастыря.

Однако монастырь пострадал и в новое время. Так, начиная с 50-х гг. XIX в. на фреску в главном храме[2] начали наносить всевозможные надписи (в основном с информацией кто и когда посетил монастырь), а особого размаха такие действия горе-туристов приобрели со второй половины XX в. Сейчас фреска находится в плачевном состоянии, заметна одна плохо различимая фигура, отдельные фрагменты красных и синих фресок. К этому добавляется то, что фрески покрыты слоем копоти и пыли. Большинство пещерных сооружений также покрыты значительным слоем копоти и большим числом граффити.

И всё же наибольшие негативные изменения в облике Шулдана начали происходить в начале XXI в., когда началось «возрождение» этой древней обители. Но эти «восстановительные» работы в монастыре проводились и проводятся[3] не профессиональными реставраторами, архитекторами, археологами и специалистами в области литургического устройства древних храмов. Основные изменения можно разделить на две категории: изменение в архитектуре пещерных сооружений и новое строительство на территории монастыря. Так, к первому относятся изменения контуров помещений всевозможными подрубками на стенах, полу, появление новых отверстий, подрубка дверных и оконных проёмов, ликвидация в некоторых местах скальных перегородок. Ко второму относятся строительство новых каменных стен на месте разрушенных или с целью перепланировки помещений. Эти строительные работы, так или иначе, затронули большинство помещений монастыря.

Особое внимание следует уделить главному храму  (Покрова Пресвятой Богородицы). Здесь с южной стороны была возведена новая стена из камня на цементе с песком и каменной крошкой, на месте частично разрушенной скальной, вставлены современная дверь и окна. Пол внутри храма покрыт деревянным настилом, заметны небольшие подрубки на стенах храма. Для закрепления икон в стены забиты гвозди (в том числе в скудные остатки фресковых росписей на северной стене). Установлена деревянная алтарная преграда с иконостасом. Во время «восстановительных» работ в одном из помещений первого яруса был найден вход в погребальное сооружение, которое находится под алтарной частью главного храма. Расчистка погребального сооружения проводилась монахами монастыря, естественно специальной фиксации археологического материала не проводилось, а работы ограничились выборкой камней и просеиванием грунта (эти материалы использовали при строительстве южной стены храма). В погребальной камере были обнаружены фрагменты костных останков, которые сейчас находятся в раках и нише переделанной под оссуарий внутри храма. Учитывая тот факт, что монастырь был не последним в церковной иерархии, а возможно и одной из резиденций Готского митрополита, погребённые под алтарём могли носить высокие церковные саны.

К другим изменениям следует отнести закрытие гранитными плитами вырубленных в скале гробниц[4], возведение деревянных ограждений вдоль обрывов, сооружение беседки и навесов. Также «восстановлена» разрушенная часть лестницы, ведущая на второй ярус, оборудовано несколько клумб и построена кирпичная печь на террасе первого яруса монастыря. На самой высокой точке плато Шулдан-Бурун (515 м) была возведена часовня в виде круглой башни с куполом.

В отвалах, образованных в результате современной хозяйственной деятельности, у подножия монастыря встречаются мелкие фрагменты тонкостенной поливной керамики зелёного и жёлтого цвета, которая датируется XIII-XV вв.

На данный момент не представляется возможным точно сказать, какую степень ущерба нанесли работы по возрождению Шулдана его архитектурному ансамблю. Конечно, с точки зрения сохранения исторического наследия, этот уникальный археологический памятник пострадал, а некоторые архитектурные детали утрачены навсегда. Не стоит забывать, что средневековые приёмы строительства и ведения хозяйства сильно отличались от современных. Но с точки зрения религии возрождение этой древней православной святыни является фактом положительным.


[1] Однако ряд авторов полагают, что монастырь основан в VIII в., связывая это с притоком в Таврику гонимых монахов во время иконоборческих смут в Византии. В.Г. Тур обратил внимание на то, что Ю.М. Могаричев не связывает археологический материал VIII-X вв., обнаруженный на склоне близь Шулдана, с памятником. При этом автор обращает внимания на особенности пещерных монастырей, расположенных на скальных обрывах и подверженных вымыванию мягких культурных наслоений, из чего следует, что материал более раннего периода необходимо искать именно на склоне.

[2] На северной стене храма Д.М. Струков в XIX в. отмечал наличие фресковой росписи, «изображающая Богоматерь с Предвечным младенцем и напоминающая икону, именуемую Ржевской, и двое святых во весь рост». А.Л. Бертье-Делагард видел фигуру Богоматери. Ещё в 30-е годы XX века были видны остатки фресковой росписи, фигуры на синем фоне в обрамлении широкой красной каймы. О.И. Домбровский говоря о фреске, заметил что «иконографическая схема была сложной и многоярусной. По-видимому, она содержала полный репертуар общепринятых изображений: от святителей внизу над скамьёй горного места до изображения вседержителя на плафоне, напоминающем купол».

[3] Хотя в соответствии с дополнением № 1887-VI от 12. 02. 2010 г. к Закону Украины «О перечне памятников культурного наследия, не подлежащих приватизации» пещерный монастырь Шулдан внесён в число памятников, неподлежащих приватизации, а, следовательно, любая хозяйственная деятельность на его территории запрещена.

[4] На этих плитах на латинском, греческом и старославянском языках начертан одиннадцатый член Символа Веры – «Чаю воскресения мертвых» (принят на II Вселенском Соборе, созванном в 381 г. последним Римским императором Феодосием I в Константинополе).


Библиографический список
  1. Бабенчиков В. П. Пещерный комплекс Шулдана: Материалы Эски-Керменской экспедиции / В. П. Бабенчиков // Известия ГАИМК. – 1935. – Вып. 117. – С. 88-101.
  2. Бертье-Делагард А. Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма / А. Л. Бертье-Делагард // ЗООИД. – 1886. – Т.XIV. – С. 168-279.
  3. Бобровский Т. А. Пещерная церковь с фресками византийской эпохи в юго-западном Крыму / Т. А. Бобровский, Е. Е. Чуева // Материалы Международной церковно-исторической конференции «Духовное наследие Крыма» памяти преподобного Иоанна, епископа Готфского. – Симферополь : Издательство Симферопольской и Крымской епархии, 2006. – С. 181-212.
  4. Борисов Д. А. Надписи в средневековом пещерном монастыре Шулдан / Д. А. Борисов, В. Г. Зарубин // БИАС. – 1997. – Вып. 1. – С. 445-449.
  5. Виноградов А. Ю. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии / А. Ю. Виноградов, Н. Е. Гайдуков, М. С. Желтов // РА. – 2005. – № 1. – С. 72-80.
  6. Гайдуков Н. Е. Путеводитель по пещерным городам Крыма / Н. Е. Гайдуков. – М. : Альтекс, 1997. – 82 с., ил.
  7. Гайдуков Н. Е. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма / Н. Е. Гайдуков, диак. Михаил Желтов // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. – К. – Судак : Академпериодика, 2006. – Т. II. – С. 76-85.
  8. Гайдуков Н. Е. Типология и структура комплексов, включающих пещерные храмы юго-западной Таврики / Н. Е. Гайдуков, Н. В. Днепровский // Пещерные церкви и монастыри Византии и Руси. – Саранск : Саранское Духовное училище, 2011. – С. 19-22.
  9. Герцен А. Г. Пещерные города Крыма / А. Г. Герцен, О. А. Махнева-Чернец. – Севастополь : Библекс, 2006. – 192 с., ил.
  10. Домбровский И. О. Фрески средневекового Крыма / И. О. Домбровский. – К. : Изд-во АН УССР, 1966. – 126 с., ил.
  11. Закон України про внесення змін до Закону України «Про Перелік пам’яток культурної спадщини, що не підлягають приватизації». – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1887-vi
  12. Карташев А. В. Вселенские Соборы / А. В. Карташев. – М. : Эксмо, 2006. – 672 с.
  13. Могаричев Ю. М. Пещерные церкви Таврики / Ю. М. Могаричев. – Симферополь : Таврия, 1997. – 384 с., ил.
  14. Могаричев Ю. М. Пещерные города в Крыму / Ю. М. Могаричев. – Симферополь : СОНАТ, 2005. – 192 с., ил.
  15. Могаричев Ю. М. Шулдан / Ю. М. Могаричев // Православные монастыри. Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата / отв. ред. протоиерей Н. Доненко; науч. ред. Ю. М. Могаричев. – Симферополь : СОНАТ, 2007. – С. 201-205.
  16. Могаричев Ю. М. Крым. «Пещерные города» / Ю. М. Могаричев. – К. : Вища школа-XXI, 2011. – 280 с., ил.
  17. Репников Н. И. Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма // АЛОИА, ф. Р-10, оп. 1, д. 10, 387 л.
  18. Символ веры. Его происхождение и краткое содержание / ред. В. П. Ерохин. – М. : Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – 36 с.
  19. Струков Д. М. Древние памятники христианства в Тавриде / Д. М. Струков. – М. : Университетская Типография (Катков), 1876. – 51 с.
  20. Тур В. Г. Пещерные монастыри Крыма в XIX – начале XX вв. / В. Г. Тур. – К. : Стилос, 2006. – 248 с., ил. – Загл. обл. : Тур В. Г. Пещерные монастыри Крыма.
  21. Фадеева Т. М. По горному Крыму / Т. М. Фадеева. – М. : Искусство, 1987. – 176 с., ил.
  22. Фадеева Т. М. Княжество Феодоро и его князья. Крымско-готский сборник / Т. М. Фадеева, А. К. Шапошников. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2005. – 280 с., ил.
  23. Фадеева Т. М. Тайны горного Крыма / Т. М. Фадеева. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2007. – 216 с., ил.
  24. Фадеева Т. М. Крымские пещерные города и крипты / Т. М. Фадеева. – Симферополь : Бизнес-Информ, 2012. – 224 с., ил.
  25. Харитонов С. В. «Пещерные города» Крыма / С. В. Харитонов. – СПб. – Одесса – Симферополь : СПД Бровкин А. В., 2005. – 248 с., ил.


Все статьи автора «Евгений Неделькин»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: