БОЧАРОВА И.А. ДАГЕСТАН – УНИКАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ КАВКАЗА


БОЧАРОВА И.А. ДАГЕСТАН – УНИКАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ КАВКАЗА


Рубрика: Культурология, Религия, Философия, Этика

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/11/1876 (дата обращения: 23.02.2024).

Дагестан – это уникальнейший регион Северного Кавказа, богатый прежде всего своими традициями, обычаями, нравами, культурой,  природой и мн. другое. Культура Дагестана – бес­ценное достояние его народа. В этом таятся высоконравствен­ные житейские правила – быть честным, добрым, милосердным, трудолюбивым, чтить старших, любить свой дом, аул, край, а за­тем и всю Родину. Они отражают дух и характер народов Даге­стана.[1]

Неписанный этикет горцев «кодекс чести» всегда являлся внутренним нравственным стержнем горца, а общественное мнение, одобрительное  или осуждающее – верным стимулом к действию. Одними из примечательных культурно-духовных ценностей являются такие традиций как маслиат, куначество, добрососедство, этноконфессиональная веротерпимость, намус и т.п.

На сегодняшний день мы сталкиваемся с проблемами  коренного изменения взглядов молодежи на духовно-нравственные ценности своего народа и всего человечества. Они имеют общие для всей России корни. В результате перехода к иным социально-экономическим формам развития общества и связанными с ними процессами произошло отчуждение системы воспитания не только от ценностей мировой цивилизации, но и от традиций отечественной национальной культуры. Сложилась система образования и воспитания, абстрагированная от реальности. В результате духовная бедность, достаточная для существования в условиях идеологизированной социальной системы, привела к нравственной катастрофе в условиях сложной социальной обстановки постперестроечного времени Появилась опасная тенденция к замене классового принципа в воспитании и социально-гуманитарном образовании националистическим или фундаменталистским. Так, например, Республика Дагестан унаследовала от прошлого целый комплекс противоречий и конфликтов в сфере межэтнических отношений. Планомерная переселенческая политика с гор на равнину привела к кардинальному изменению национального состава населения и высокой степени мозаичности и этнокультурного многообразия на равнине. Кумыки, ногайцы, чеченцы-аккинцы, азербайджанцы, русские в местах компактного проживания оказались в меньшинстве, что внесло заряд конфликтности, нарастание напряженности в отношениях этих народов к переселенцам (аварцам, дар­гинцам, лакцам, лезгинам). Как подчеркивается в материатах круглого стола «Ислам и межнациональные отношения», в Даге­стане более чем в любом другом субъекте федерации накопились этнотерриториальные противоречия, связанные с наследием сис­темы отгонного животноводства и стихийным переселением на равнину.[2]

 

Ситуация изменилась характерным для нашей республики  наивысшим уровнем внешней (в регионы России) и внутренней (с гор на равнину и обратно) миграции населения, вызванной трудоизбыточностью (до 25%), наличием территориально нереабилитированного репрессированного населения чеченцев-аккинцев, значительной части насильственно переселенных горских народов в Чечню в 1944 году и обратно в 1957 году, ассимиляционной политикой в отношении малочисленных народов. Поэтому огромное значение в условиях многонационального Дагестана имеет воспитание культуры межнациональных отношений. Такое воспитание предполагает уважение к чужой культуре, чужому языку, обычаям и религии, умение выйти за рамки своей национальности, не замыкаться в кругу узких национальных интересов. Культура межнационального общения зависит от общей культуры общающихся между собой людей, умения поставить общечеловеческие ценности выше узконациональных. При решении задач воспитания культуры межнационального общения в Дагестанском государственном университете берутся за основу следующие принципы: воспитание российского и дагестанского патриотизма; воспитание уважения к человеку независимо от расы, национальности, отношения к религии: воспитание непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма. Названные принципы воспитания культуры межнациональных отношений не декларация, а одна из самых острых проблем воспитания в условиях многонационального Дагестана, который переживает трудный период общественного развития, осложненный нестабильностью политической обстановки вокруг Дагестана, проявлениями религиозного

экстремизма и фундаментализма.

Этническая культура предлагает нам важнейшие нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и ценности, могущие служить регуляторами повседневного поведения. Бесспорно, что изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Задумки и действия наших совре­менников во многом и сегодня определяются именно традици­онными представлениями о таких важнейших ценностях как долг и честь, благородство и справедливость, добро и зло, доб­родетель и порок, красота и безобразие и т.д. Новейшие ценно­сти и нормы не сформировались, они во многом еще размыты. Поэтому недопустимо списывать традиционные регуляторы по­ведения людей, содержащиеся в этнической культуре, в архив, отказываться от них. Необходима определенная теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит провозглашаемым программным социальным установкам и служит фактором стабилизации общества.

Некоторые родители приоритета ценностей европейской цивилизации, понятых как общечеловеческие ценности, проти­вопоставляют их этническим нормам жизни. При этом игнори­руется тот факт, что общечеловеческие ценности существуют не сами по себе, а в этнических формах культуры.

Не зря клятвенными словами считаются в народе слова: “Человеком родился человеком умру”. Наиболее ценимые народами нравственные качества человека находили свое выражение в различных пословицах, поговорках, поучениях, песнях, танцах, музыке и других формах художественной культуры. Традиционный народный фольклор несет в себе ценности и идеи высокой преданности своему народу, родной земле, ненависти к врагам Отчизны. Простота и человечность, геройство и самопожертвование, ум и смекалка, искренность и любовь являются качествами, наиболее часто подчеркиваемыми в фольклорных произведениях. Народные песни и музыка славят умственное и физическое совершенство, культивируют общественно ценное, порицают и высмеивают антиобщественные поступки. Красота и грациозность, вкус и манеры, осанка и чувство ритма развивают народные танцы. Традиции художественной культуры дагестанских народов веками накапливали и доносили до последующих поколений общечеловеческие эстетические ценности и идеалы.



[1] Ислам и межнациональные отношения II Материалы круглого стола. -Махачкала. 2006, С. 10

[2] Ислам и межнациональные отношения II Материалы круглого стола. -Махачкала. 2006, С. 10



Все статьи автора «Ирина Плешкова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: