Дагестан – это уникальнейший регион Северного Кавказа, богатый прежде всего своими традициями, обычаями, нравами, культурой, природой и мн. другое. Культура Дагестана – бесценное достояние его народа. В этом таятся высоконравственные житейские правила – быть честным, добрым, милосердным, трудолюбивым, чтить старших, любить свой дом, аул, край, а затем и всю Родину. Они отражают дух и характер народов Дагестана.[1]
Неписанный этикет горцев «кодекс чести» всегда являлся внутренним нравственным стержнем горца, а общественное мнение, одобрительное или осуждающее – верным стимулом к действию. Одними из примечательных культурно-духовных ценностей являются такие традиций как маслиат, куначество, добрососедство, этноконфессиональная веротерпимость, намус и т.п.
На сегодняшний день мы сталкиваемся с проблемами коренного изменения взглядов молодежи на духовно-нравственные ценности своего народа и всего человечества. Они имеют общие для всей России корни. В результате перехода к иным социально-экономическим формам развития общества и связанными с ними процессами произошло отчуждение системы воспитания не только от ценностей мировой цивилизации, но и от традиций отечественной национальной культуры. Сложилась система образования и воспитания, абстрагированная от реальности. В результате духовная бедность, достаточная для существования в условиях идеологизированной социальной системы, привела к нравственной катастрофе в условиях сложной социальной обстановки постперестроечного времени Появилась опасная тенденция к замене классового принципа в воспитании и социально-гуманитарном образовании националистическим или фундаменталистским. Так, например, Республика Дагестан унаследовала от прошлого целый комплекс противоречий и конфликтов в сфере межэтнических отношений. Планомерная переселенческая политика с гор на равнину привела к кардинальному изменению национального состава населения и высокой степени мозаичности и этнокультурного многообразия на равнине. Кумыки, ногайцы, чеченцы-аккинцы, азербайджанцы, русские в местах компактного проживания оказались в меньшинстве, что внесло заряд конфликтности, нарастание напряженности в отношениях этих народов к переселенцам (аварцам, даргинцам, лакцам, лезгинам). Как подчеркивается в материатах круглого стола «Ислам и межнациональные отношения», в Дагестане более чем в любом другом субъекте федерации накопились этнотерриториальные противоречия, связанные с наследием системы отгонного животноводства и стихийным переселением на равнину.[2]
Ситуация изменилась характерным для нашей республики наивысшим уровнем внешней (в регионы России) и внутренней (с гор на равнину и обратно) миграции населения, вызванной трудоизбыточностью (до 25%), наличием территориально нереабилитированного репрессированного населения чеченцев-аккинцев, значительной части насильственно переселенных горских народов в Чечню в 1944 году и обратно в 1957 году, ассимиляционной политикой в отношении малочисленных народов. Поэтому огромное значение в условиях многонационального Дагестана имеет воспитание культуры межнациональных отношений. Такое воспитание предполагает уважение к чужой культуре, чужому языку, обычаям и религии, умение выйти за рамки своей национальности, не замыкаться в кругу узких национальных интересов. Культура межнационального общения зависит от общей культуры общающихся между собой людей, умения поставить общечеловеческие ценности выше узконациональных. При решении задач воспитания культуры межнационального общения в Дагестанском государственном университете берутся за основу следующие принципы: воспитание российского и дагестанского патриотизма; воспитание уважения к человеку независимо от расы, национальности, отношения к религии: воспитание непримиримости ко всем проявлениям шовинизма, национализма, расизма и экстремизма. Названные принципы воспитания культуры межнациональных отношений не декларация, а одна из самых острых проблем воспитания в условиях многонационального Дагестана, который переживает трудный период общественного развития, осложненный нестабильностью политической обстановки вокруг Дагестана, проявлениями религиозного
экстремизма и фундаментализма.
Этническая культура предлагает нам важнейшие нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и ценности, могущие служить регуляторами повседневного поведения. Бесспорно, что изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Задумки и действия наших современников во многом и сегодня определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях как долг и честь, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие и т.д. Новейшие ценности и нормы не сформировались, они во многом еще размыты. Поэтому недопустимо списывать традиционные регуляторы поведения людей, содержащиеся в этнической культуре, в архив, отказываться от них. Необходима определенная теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит провозглашаемым программным социальным установкам и служит фактором стабилизации общества.
Некоторые родители приоритета ценностей европейской цивилизации, понятых как общечеловеческие ценности, противопоставляют их этническим нормам жизни. При этом игнорируется тот факт, что общечеловеческие ценности существуют не сами по себе, а в этнических формах культуры.
Не зря клятвенными словами считаются в народе слова: “Человеком родился человеком умру”. Наиболее ценимые народами нравственные качества человека находили свое выражение в различных пословицах, поговорках, поучениях, песнях, танцах, музыке и других формах художественной культуры. Традиционный народный фольклор несет в себе ценности и идеи высокой преданности своему народу, родной земле, ненависти к врагам Отчизны. Простота и человечность, геройство и самопожертвование, ум и смекалка, искренность и любовь являются качествами, наиболее часто подчеркиваемыми в фольклорных произведениях. Народные песни и музыка славят умственное и физическое совершенство, культивируют общественно ценное, порицают и высмеивают антиобщественные поступки. Красота и грациозность, вкус и манеры, осанка и чувство ритма развивают народные танцы. Традиции художественной культуры дагестанских народов веками накапливали и доносили до последующих поколений общечеловеческие эстетические ценности и идеалы.