НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕСТУЖЕВ И ЕГО ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Виткаускас Елена Николаевна
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского

Аннотация
Статья посвящена Николаю Александровичу Бестужеву и его литературному творчеству.

Ключевые слова: Бестужев Н.А., Декабристы, Забайкалье


NIKOLAI ALEKSANDROVICH BESTUZHEV AND HIS LITERARY WORKS

Vitkauskas Elena Nikolaevna
Trans-Baikal State Humanitarian Pedagogical University of N.G. Chernyshevsky

Abstract
This article is about Nikolai Aleksandrovich Bestuzhev and his literary works

Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Виткаускас Е.Н. Николай Александрович Бестужев и его литературное творчество // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/10/1697 (дата обращения: 23.02.2024).

Исполнилось 187 лет со дня восстания декабристов. В памяти народной никогда не изгладится революционный подвиг тех, кто в начале прошлого века самоотверженно выступил против деспотического режима монархии. Среди них был и Николай Александрович Бестужев. Нам дорого это имя, так как оно связывает нас с прошлым Забайкалья. Все привыкли видеть его как художника, благодаря картинам которого мы знаем о многих декабристах. Я хочу рассказать о Николае Александровиче, как о писателе, мемуаристе и поэте. Он внёс огромный вклад в развитие литературы Сибири и Забайкалья. Он первым сумел рассказать нам о жизни простого народа, об их думах, о жизни бурят – коренного населения Забайкалья.

Бестужев Н. А. с юных лет жил интересами искусства и культуры. Ещё в Читинском остроге, где он пробыл два с половиной года, им были задуманы четыре литературных произведения. Там же он приступил к работе над ними, но завершил их в более позднее время.

В его разрозненных записках, повестях и рассказах нередко встречаются имена выдающихся мастеров искусства, особенно мастеров живописи. Так в своей повести «Русский в Париже 1814 года» он устами одного из персонажей высказал мысль об изобразительном искусстве Жан-Батиста Изабе и назвал его «славным живописцем миниатюрных портретов». [] Многие страницы упомянутой повести посвящены спорам героев о характере мастерства художников разных эпох, они пестрят указаниями на произведения живописи, хранившиеся в  картинных галереях Парижа. В повести названы полотна выдающихся художников. Произведения и особенности творческой индивидуальности этих замечательных мастеров живописи разбираются в повести весьма углубленно.

Творчество Бестужева–мемуариста имело высокую оценку в печати. В такой же степени самых положительных отзывов удостоились и беллетристические творения декабриста. Но было обнаружено ещё одно литературное произведение, написанное в Чите – рассказ под названием «Похороны». Предназначая своё произведение для печати, Бестужев не мог сказать в полный голос всё, что ему хотелось. Тем не менее, в рассказе звучит социально-обличительная тема. Он явно направлен против тех, кто не был чужд передовых общественных устремлений, а потом охладел к ним. Николай Александрович выступает в нём обличителем лицемерия и бездушия высшего общества. Мастерской рукой срывает он маску приличия, скрывающую холодный эгоизм и полное равнодушие к людям «в этой обширной пустыне, которую зовут большим светом». Если учесть, что написан рассказ, по-видимому, не позже 1829 г., придётся признать его одним из первых по времени прозаичных произведений, в которых обличаются фальшь и душевная пустота «высшего общества». Рассказ был напечатан лишь в 1931 году.

С полным основанием следует считать, что в своей художественной прозе Николай Бестужев в какой-то степени предвосхищает критику светской среды, зазвучавшую в тридцатых годах в прозаичных произведениях В. Ф. Одоевского и Александра Бестужева. Когда Николай Бестужев писал «Похороны», не только не появились в печати, но и не были созданы те произведения, в которых бы обличается «большой свет». Только в 1834 г. В. Ф. Одоевский опубликовал повесть «Княжна Мими», где писатель говорит, что оно «держит в руках и авторов, и музыкантов, и красавиц, и гениев, и героев», что «оно ничего не боится – ни законов, ни правды, ни совести» []. А

за год до этого вышла повесть Александра Бестужева «Фрегат Надежда», где изображён «ледяной свет», в котором «под словом не дороешься мысли, под орденами – сердца», где свет – это сборище пустых самовлюблённых людей.

Важно отметить, что ни Петропавловская крепость, ни Шлиссельбургский каземат, ни Читинский острог не сломили Николая Бестужева, не изменили его идейной направленности, присущей его прозе в годы, предшествовавшие декабрьскому восстанию. Он и в тюрьме не утратил чувства ненависти к той социальной несправедливости, против которой с оружием в руках выступил на Сенатской площади.

Темы его рассказов свидетельствуют также об интересе Бестужева Н. А. к вопросам личной и общественной морали. Но в исторических условиях николаевской поры литературно-художественные замыслы писателя-декабриста не могли получить полного осуществления. Рассказы, написанные в период сибирского изгнания, не только значительны по мысли: они написаны умелой рукой и по своему художественному уровню не уступают произведениям Бестужева первой половины 20-х гг.

Те немногие произведения, которые в виде томика «Рассказов и повестей старого моряка Н. А. Бестужева» были выпущены Е. А. Бестужевой в 1860 г., уже после смерти автора, вызвали глубокое сочувствие читателей. Вот один из откликов того времени: «Прочитав его «Повести и рассказы старого моряка», всякий видит, что это только пробы писателя в разных родах, но пробы, обещавшие писателя не одностороннего, не пристрастного, не отличавшегося каким-нибудь наружным способом выражения, а писателя умного, дельного, наблюдательного, произведения которого могли долго жить в литературе и долго пользоваться уважением критики. В нём вырабатывался писатель, которым бы гордилась русская литература».[]

Единственное отдельное издание произведений Николая Александровича Бестужева вышло много лет назад. Его повести, рассказы, путевые записки, очерки и сейчас представляют интерес как памятники реалистической литературы эпохи декабризма.

Самым замечательным памятником литературного наследия декабриста Бестужева стало произведение, написанное о жизни бурят в Забайкалье – «Гусиное озеро».

«Гусиное озеро» – это цельное литературное произведение с продуманным отбором материала, подчинённым единой сюжетной линии. Сочувствие к угнетённым бурятам-беднякам, ненависть к правящей верхушке – тайшам, зайсанам, ламам (ламству Н. А. Бестужев дал удивительно  точное  афористическое   определение,  сказав,  что  «ламское

сословие есть язва бурятского племени») – проходят красной нитью через все описания, детали, характеристики. Даёт ли Николай Бестужев описание юрты бедного бурята, в которой его поразила пустота, рисует ли портрет главы буддийской церкви («едва ли не толстейшего человека во всём мире»), воспроизводит ли облик бедного деревенского мастера (он был на вид «столь худой и сухой, что по его наружности можно было учиться остеологии»), излагает ли улусное предание о больном Марко, которому ламы приписали обкладывать себя овечьими внутренностями, в результате чего «требуха досталась больному, а мясо ламам», – во всём ощутима безошибочно точная обрисовка и оценка социальной жизни бурят середины прошлого века. Первым Н. А. Бестужев в своём произведении показал социальные типы бурятского народа, нарисовал развёрнутые картины его быта, описал обстановку, обычаи, привычки, одежду людей. Обобщение, сделанное в конце произведения, свидетельствует о глубоком интернационализме автора: «Несмотря на стесняющие обстоятельства, бурят сметлив и на всё способен… Что же касается умственных способностей бурят, то, по моему мнению, они идут наравне со всеми лучшими племенами человеческого рода».

В своём произведении Николай Бестужев использовал три бурятские сказки, услышанные из уст кузнеца Цыдена Баклановича, и одну бурятскую песню о горькой доле бедного сироты, которую исполнила ему собравшаяся молодёжь. Содержание этих народных сказок и песни полностью согласуется с выводами автора о бурятском народе, как народе способном и сметливом, они утверждают общую идейную направленность произведения и органически входят в его композицию. К фольклорным произведениям Бестужев Н. А. подошёл как к самым верным свидетельствам тяжёлого положения бурятского народа, его помыслов и надежд.

Николай Александрович был первым, кто познакомил русского читателя с подлинными произведениями фольклора, увидев в нём выражение души народа, и в этом отношении  «Гусиное озеро» было прогрессивным явлением

среди публикаций о бурятах и бурятском фольклоре того времени. В этом же произведении он сумел показать географические и геологические сведения о Забайкалье, как крае богатом различными ископаемыми и крае необыкновенной красоты.

Жизнь Бестужева Н. А. – это жизнь революционера, человека многосторонних дарований и неиссякаемой творческой энергии.

Под влиянием его литературных произведений народы Сибири смогли критически относиться к действительности, воспитывать в себе новые идеи и формировать новые отношения к обществу.



Все статьи автора «Елена Виткаускас»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: