УДК 101

РОЛЬ И ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Гуреев Максим Вячеславович
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Кандидат философских наук, Доцент кафедры теории, истории и философии культуры

Аннотация
Статья описывает роль и проблематичность развития философии в современном мире.

Ключевые слова: культура, философия


THE ROLE AND THE DIFFICULTY OF THE DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY IN THE MODERN WORLD

Gureev Maksim Vyacheslavovich
Novgorod State University of Yaroslav Mudriy
PhD, Associate Professor of Theory, History and Philosophy of Culture

Abstract
Article is about role and the difficulty of the development of philosophy in the modern world

Рубрика: Культурология, Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Гуреев М.В. Роль и проблематичность развития философии в современном мире // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/07/1529 (дата обращения: 27.05.2017).

Несмотря на многие недоразумения, связанные с преобладанием в массовом сознании косных шаблонов и поверхностных стереотипов, философия – это та сфера деятельности, которая не только не теряет своей актуальности в XXI веке, но и приобретает новое принципиальное значение.

Наиболее целесообразным, на мой взгляд, является понимание философии не просто, как любви к мудрости, но именно как деятельного стремления РЕАЛИЗОВАТЬ эту мудрость. Любая теория ценна лишь в той степени, в какой она приносит пользу на практике. Именно этот практический, прикладной смысл вкладывал в понимание термина «философ» древнегреческий мыслитель Платон (427-347 гг. до н.э.), когда писал в своем диалоге «Государство» о том, что во главе данной структуры должны стоять философы, а не кто-либо другой.
Философия ценна именно в её практическом ключе, а не как досужая болтовня, словесная эквилибристика. Философы – это не любомудры, не «мудрецы»-любители, а именно профессионалы своего дела, мудролюбы. Любовь никогда не верит пустым словам, аналогично и мудрость. Философское видение мира даёт людям то, что никогда не давала и никогда уже не даст ни одна другая сфера деятельности: это –
1) гармонизация сознательного и интуитивного опыта человека с последующим их переводом в практическую направленность;
2) системность мышления, осознание глубинных взаимосвязей, существующих между людьми в обществе и между всеми живыми существами на этой планете (этика);
3) умение грамотно излагать свои мысли и выражать свои чувства (связь с риторикой и психологией);
4) способность видеть скрытые механизмы за внешней суетой и напускным блеском того или иного социокультурного феномена;
5) талант извлекать золотые крупицы мудрости из-под груды хаотичного нагромождения «достижений» современной цивилизации (кстати, искусственное создание хаоса – это тоже весьма эффективная технология манипулирования массовым сознанием, ибо «даже в хаосе есть порядок»; всегда найдутся те, кто тянет за верёвочки и целенаправленно создаёт панику, сеет неуверенность и страх в сердцах обычных людей, объявляя об очередном «кризисе» или надуманной проблеме международного терроризма);
6) умение «прокручивать» в голове альтернативные варианты развития того или иного феномена, объекта, процесса и т.д., не принимая на слепую веру общепринятые догмы (в этом плане философы постоянно дают фору историкам-«позитивистам», которые всё время стремятся опираться на «факты», которые в РЕАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ жизни, действительно, недоказуемы, и принимают их именно НА ВЕРУ, полностью доверяясь признанным корифеям науки). Любую истину практической философии вполне можно проверить в своей собственной жизни, если внимательнее присмотреться к своей биографии; наглядный пример – «Золотое правило нравственности»: «Не делай другим того, чего себе не желаешь» или «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе». И Добро, и зло идут по цепочке и возвращаются к своим зачинателям, причём совсем не обязательно со стороны того, кто вами был ущемлён первым. Однако, это порою бывает трудно объяснить начинающему коммерсанту или профессиональному автомобилисту: они слишком зажаты в рамках узкой конкретной ситуации и не всегда ориентируются на стратегическое планирование.
7) Дар выделять наиболее существенное из всего многообразия культурного багажа и опыта, из богатейшего наследия человечества, не зацикливаясь на второстепенных мелочах и фоне.
8) Способность видеть перманентные ВЗАИМОСВЯЗИ между собой, как конкретной личностью, и миром, как твоим творцом и, одновременно, продуктом твоей активности. Способность «плыть по течению» ценна лишь до поры – до времени, истинная же рефлексия сталкивает человека с необходимостью целенаправленного, КАЧЕСТВЕННОГО изменения своей сущности. Когда человек, что называется, «умывает руки», говоря о том, что не желает идти работать в милицию или в политику, потому что там «всё продано и куплено», что «это – дело “грязное”», не желает заниматься социальной сферой или развивать науку и образование, потому что «там мало платят» и т.п., он тем самым отвергает свою значимость как субъекта истории. Всё великое начинается с малого, любое грандиозное здание – с первого кирпичика или другого первоэлемента. Если ты будешь полноценно заниматься СВОИМ делом, то этот мир станет лучше хотя бы на одного человека; а если этой мыслью проникнется каждый, то начнутся кардинальные позитивные сдвиги в структуре общества. Вода точит камень … И ещё один неопровержимый факт из всемирной истории человечества: НИ ОДНА ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВЕЛИКАЯ ЛИЧНОСТЬ НЕ РОДИЛАСЬ И НЕ РАЗВИЛАСЬ В СИТУАЦИИ ТАК НАЗЫВАЕМОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ. Присутствие каждого гения в этом мире – строго детерминированный процесс, а не случайный «фактик из жизни галактик». Пусть хрестоматийный пример М.В. Ломоносова (1711-1765), пришедшего в столицу из глухой деревеньки Денисовка Архангельской губернии и прославившегося впоследствии на весь мир, будет бельмом на глазу у тех, кто посредством различных увёрток и ухищрений пытается оправдать свою социальную пассивность!
Одна из проблем современного российского социума состоит в том, что интересы страны и интересы конкретной семьи начинают противопоставляться, сплошь и рядом забывается философская диалектика, тогда, как истинное процветание страны без процветания семьи не бывает. В то же время и благоденствие каждой «ячейки общества» не состоится без полноценного развития страны. Разворовывая государственный бюджет, конкретные субъекты и теневые организации, обворовывают тем самым и самих себя в том числе, ибо общество – это система, множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Дисбаланс в одной сфере ведёт и к перекосам во всех остальных. К тому же, невозможно всё время сидеть на «пороховой бочке»: рано или поздно она взорвётся не только вербальным недовольством разочарованных масс людей, но и активными физическими действиями.
Одна из наиболее важных сфер общества – культурная – включает в себя такой принципиально важный социальный институт, как мораль, изучением которой занимается философско-культурологическая дисциплина под названием «Этика». Жизненные наблюдения показывают, что ни одна из сфер общества не будет полноценно развиваться, совершенствоваться до тех пор, пока не будет достигнут высокий уровень морали. Если аморален и беспринципен конкретный политик, то ни о каких реальных позитивных сдвигах во внешней и внутренней политике страны говорить не приходится; если экономист понимает экономику только в её наиболее узком, приземлённом смысле, как нечто сходное с коммерцией в дурном смысле слова, с умением, что называется «нагревать» других людей на деньги, то в разрухе будет и экономика; социальная сфера также не очутится в хорошем положении, если все дотации, пенсии, стипендии и т.п. ресурсы, выделяемые государством на поддержку малозащищенным или специфическим слоям населения, будут «по дороге» разворованы обширным чиновничьим аппаратом.
Что же касается юридической сферы, если рассматривать её отдельно, то ещё мыслители прошлого неоднократно отмечали, что сфера права становится наиболее актуальной тогда, когда сфера морали перестаёт справляться со своими функциями. Однако, всегда ли сПРАВедливо решает ПРАВовая сфера конфликтные ситуации, возникшие на пересечении интересов разных людей, – тоже очень большой и жирный вопрос. Не имея высокого уровня моральных принципов в сердце, или поимев совесть в жаргонном смысле этого слова (опять же, мода на жаргон – показатель того, что наше общество переживает далеко не лучшие времена!), ни один адвокат, прокурор, судебный пристав и т.д. не будет заниматься своей профессиональной деятельностью во благо всех людей, а не только конкретных субъектов, оказывающих им спонсорскую или иную поддержку.
Из проблем и сложностей, встающих перед современной философией, укажем на такие, как:
1) на философских факультетах может быть много историков философии и намного меньше собственно философов. Этот перекос не всегда позитивно отображается на воспитании следующего поколения вольнолюбивых мудролюбов. Педагог с косным мышлением, вместо того, чтобы научить развивающуюся личность учиться дальше самостоятельно, часто перегружает своих преемников бесполезным классическим «хламом». С другой стороны, вполне опасно было бы отпускать мышление студентов на вольные ветра без серьёзной предварительной подготовки, ибо это чревато негативными последствиями и для их собственной психики, и для социального окружения, – об этом тоже необходимо помнить.
2) До сих пор официально не решён вопрос: «Философ – это призвание или профессия?». Способности к философии – это Дар Божий или результат целенаправленного приобретения соответствующих знаний, умений и навыков? Мне видится, что истина где-то посередине обеих точек зрения: любой дар, даже при его изначальном наличии, без полноценной работы над собой, без активного труда со временем затухает. С другой стороны, в жизни встречается немало примеров, когда люди, не имеющие никакой наследственной предрасположенности, особой одарённости и воспитания, ориентированного в сторону той или иной профессии, исключительно путём НАПРЯЖЁННОЙ ТРУДОВОЙ деятельности становились асами выбранного дела.
3) Философия в современном российском обществе неправильно популяризируется, если вообще репродуцируется в массовых коммуникациях: вместо того, чтобы развенчивать сложившиеся мифы и стереотипы о самих себе и своих предшественниках, педагоги-философы, как правило, занимаются традиционным скармливанием своим студентам готовых «консервов» – фактографией из жизни знаменитых философов прошлого, полным или кратким пересказом их концепций и т.д. В итоге, бóльшая часть общества воспринимает философов, как отстранённых от мира интеллектуалов, эрудитов по типу «вещь-в-себе». Понятное дело, что в обществе, как и в человеческом теле, все части должны быть разумно и эффективно сбалансированы: не должно быть слишком большой головы и маленьких конечностей с туловищем, и – наоборот. Не пристало грузчику размышлять на работе о смысле жизни, а философу охранять рекламное агентство. Каждому свои место и время. Однако, речь идёт об общем повышении рефлексивной культуры личности. Тот же самый грузчик, если не на профессиональном уровне, то хотя бы на поверхностном, должен осознавать свою взаимосвязь с другими людьми, а не воспринимать себя, как ходячую модель «человек-механизм» (на основании чего многие из них просто зверски спиваются). Как у Джанни Родари: «Все профессии важны, все профессии нужны». А кто сейчас чаще всего поднимает эти острые вопросы? Философы или люди, которые по типу своего мышления сходны с первыми. Обычный, перегруженный стереотипами, приземлённый человек об этом даже не задумывается: вся его жизнь превращается в жалкое существование, в беготню от одной работы к другой, в попытки «урвать» где-то – не всегда легальным способом – кусочек материальных благ и не нести за это ответственность.

У человека всегда есть выбор: плыть по течению или пойти – пресловутым путём карпа – вспять. Опять же, это – далеко не самая выносливая рыба; не верьте шаблонам слепо – не ленитесь постоянно проверять их состоятельность! Сама постановка этого вопроса – находка именно философов. Своя практическая философия жизни вырабатывается у всех людей, которые достигают определённых вершин в жизни, с той лишь разницей, что у кого-то она остаётся на интуитивном уровне, а кто-то делится своим полезным опытом и с другими людьми.

12 ноября 2008, 00:53



Все статьи автора «Гуреев Максим Вячеславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: