ПОЖИТКИНА Н.В., ПАПУШИНА А.В., ПЕТРОВА А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АНДРОГИННОСТИ И ТИПОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


ПОЖИТКИНА Н.В., ПАПУШИНА А.В., ПЕТРОВА А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АНДРОГИННОСТИ И ТИПОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1493 (дата обращения: 14.09.2020).

Достижение высокого уровня социально-экономического развития любого  государства должно основываться на высокой личностной компетентности и конкурентоспособности участников трудовых отношений, субъектами, которых являются мужчины и женщины. Для расширения прав и возможностей этих отношений, была утверждена Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы, заключающаяся в реализации принципов гендерного равенства во всех сферах жизни общества. Для развития конкурентоспособности у людей необходимо воспитывать уверенность в себе, развивать эффективную эмоционально-личностную направленность, повышать адаптивность личности. Адаптивность личности достигается путем гармоничной интеграции маскулинных и фемининных черт личности. Т. е. в соответствии с существующими представлениями различных авторов индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов, то есть андрогинность. Андрогинность – это понятие для обозначения людей, успешно сочетающих в себе и традиционно мужские, и традиционно женские психологические качества.  При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо, что определяет его социальную успешность, поло-ролевую толерантность.

В наши дни в связи с изменением социальных установок личности происходит феминизация мужчин и маскулизация женщин, что может поменять общественное сознание в целом, т. е. это изменение статуса в семье, экономике, политике и т. п. Женщины, становясь на место мужчин, теряют свой былой статус домохозяйки, становится менее мягкой, менее уступчивой, чувствительной. А мужчины наоборот, теряя былое положение в обществе, становится менее мужественными, доминантным, уверенным в себе. Мы не сравниваем андрогинность и такое направление как унисекс, которое подразумевает сливание пола в биологическом плане как это делали такие ученые как Платон, который ввел понятие андрогинов, О. Вейнингер, В.С. Соловьев и др. авторы. Мы рассматриваем андрогинность именно как психологическую характеристику личности, как ее установку на жизнь и социум. Авторитетный ученый в области гендерной психологии С. Бем определила, что андрогинные личности обладают адаптивностью и гибкостью поведения, отличаются творческими наклонностями и наиболее психологически благополучны. Так же в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям и т. п. Кандидат психологических наук В.М. Погольша полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на
других людей. Работы по эмоциональной направленности личности основываются на исследованиях Б.И. Додонова. Речь идет о том, в какой сфере активности человек чаще всего испытывает радость и грусть, удовольствие и неудовлетворенность при оказании помощи другому, при достижении успеха в работе, при познании нового, подтверждении своих догадок и предположений и т. п.  То есть способность испытывать эмоции является одной из важнейших особенностей психической организации человека. Эмоциональная направленность людей, определяется в зависимости от переживания, которое человек больше всего испытывает. Из вышесказанного можно сделать вывод, что эмоциональная направленность личности – это направленность чувств и переживаний человека, это эмоционально-оценочная деятельность человека. Типы эмоциональной направленности личности (коммуникативные, глорические, праксические, гностические, эстетические и др.), которые выделяет Б. И. Додонов, определяют основные функции эмоций, что влияет на управление и регуляцию поведения человека в различных ситуациях. Так же типы эмоциональной направленности рассматриваются как особые элементы, обеспечивающие успешную адаптацию к социальным условиям.

Актуальность исследования: последними исследованиями по проблематике андрогинности в сфере образования являются работы таких авторовкак Е.С. Турутина, Л.В.  Штылева, изучали взаимосвязь страхов, социально-психологической адаптации личности и андрогинии И.А. Сапогова, К.Г. Терзи,  проблему эмоциональной направленности в семейных и вне семейных отношениях исследовала О.А. Сербина, И.В. Арцимович выявляла влияние эмоциональной направленности учителя на психологическую реабилитацию социально неадаптированных подростков, а проявление психологических механизмов защиты и поиска средств изменения поведения при различных типах эмоциональной направленности личности изучали такие исследователи как Е.М. Ижванова,  Е.В. Калмыков. Но с того времени как Б.И. Додонов разработал свою концепцию по эмоциональной направленности не было проведено ни одного исследования, выявляющие взаимосвязь андрогинности и типов эмоциональной направленности личности.

Цель исследования: изучить особенность взаимосвязи андрогинности и типов эмоциональной направленности личности в юношеском возрасте.

Объект исследования:  личность детей юношеского возраста.

Предмет исследования: взаимосвязь андрогинности и типов эмоциональной направленности личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если для юношей и девушек свойственна андрогинность, то, возможно, особенностью их личности будут выступать коммуникативный и гедонистический типы эмоциональной направленности, так как именно в юношестве стремления к эмоциональной близости, телесному и душевному комфорту характеризуют взаимодействия с действительностью.

Методы исследования: теоретический  анализ научных источников; психодиагностические методы (тест-анкета эмоциональной направленности Б. И. Дадонова; вопросник «Маскулинность-фемининность» С. Бем); метод математической обработки данных (корреляционный анализ: коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.

В соответствии с целью исследования  мы подобрали репрезентативную выборку, т. е она имеет набор определенных признаков, таких как возраст, пол в количестве 84 человек (39 юношей и 45 девушек), учащихся средней школы-комплекса эстетического воспитания № 8. Обоснованностью выборки является то, что в юношеском возрасте в эмоциональной сфере сохраняется повышенная ранимость, чувствительность. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние «Я». В этот период происходит самоопределение юноши и не только профессиональное, но и социальное, личностное, духовно-практическое, формируются жизненные планы, мировоззрение, самосознание, ценностные ориентации, личностная идентичность, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я». Итак, для достижения нашей цели были
использованы такие методики как опросник «Маскулинность-фемининность» С. Бем и тест-анкета эмоциональной направленности Б.И. Додонова.

На первом этапе нашего исследования нам необходимо было выяснить, к какому психологическому полу относят себя юноши (в количестве 39 человек) и девушки (в количестве 45 человек). В результате обработки данных мы выявили, что в нашей выборке испытуемых андрогинных –  68%, т. е. они сочетают в себе и традиционно мужские, и традиционно женские психологические качества. Это важная психологическая черта гибкого отношения к гендерным ролям, позволяющая им вести
себя в соответствии с индивидуальными особенностями своей личности, а не с
жесткими предписаниями половой роли, не всегда соответствующими ситуации, что помогает
формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в
различных сферах жизнедеятельности, определяет социальную успешность личности и
поло-ролевую толерантность. 9,5% юношей и девушек относятся к маскулинному психологическому полу, т. е. у них преобладают типично мужские черты личности: независимость, напористость,
доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность,
уверенность в себе и др. 9,5% обладают традиционно женскими качествами
личности (фемининность): уступчивость, мягкость, чувствительность,
застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и
др.

Анализа данные по методики «Маскулинность-фемининность» мы выяснили, что 64 человека являются андрогинными.    В результате этого мы разделили выборку по полу – андрогинных юношей (выборка 1) и андрогинных девушек (выборка 2) по 30 человек в каждой.

Вторым этапом нашего исследования явилось выявление типов эмоциональной направленности на двух выборках. Анализируя полученные результаты нами было выяснено, что в первой выборке преобладает коммуникативный тип эмоциональной направленности – 33%, что свидетельствует о том, что они на первое место ставят потребность в общении, желание найти отклик своим мыслям и переживаниям, чувство симпатии и расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности и благодарности, обожание, желание заслужить одобрение значимых людей. Склонны испытывать практические эмоции 27% юношей, которые вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, чувством напряжения, желания добиться успеха, увлеченностью работой, любованием результатами своего труда. Гедонистические эмоции в основном испытываю 20% учащихся мужского пола, которые связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте, наслаждение от приятной пищи, тепла, чувство безопасности и безмятежности, приятная возбужденность, сладострастие. Обладают романтическим типом эмоциональной направленности личности 7%, т. е. они стремятся ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. И 3%  юношей обладают глорическими эмоциями, связаные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте, альтруистическими эмоциями, которые возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, акизитивными эмоциями, возникающие в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них и пугническими эмоциями, которые происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.Во второй выборке, так же как и в первой преобладает коммуникативный тип эмоциональной направленности личности – 43%.  Гедонистические эмоции испытываю 30% девушек. Глорический и альтруистический тип эмоциональной направленности присущ 13% .

На следующем этапе нашего эмпирического исследования мы попытались установить взаимосвязь между андрогинностью и типами эмоциональной направленности в группах юношей и девушек. Для выявления существенных связей мы использовали коэффициент ранговой корреляции rsСпирмена, который позволяет определить степень статистической значимости связей между шкалами.

Анализируя значения rs эмп можно сделать вывод, что имеется статистически достоверная связь в группе девушек между андрогинностью и гедонистическим типом эмоциональной направленности личности rs эмп = -0,364> rs кр  (а≤0.05, уровень значимости – 95%), принимаем гипотезу Н1. Во второй выборке имеется статистически достоверная положительная связь между андрогинностью и коммуникативным типом эмоциональной направленности личности rs эмп = 0,502> rs кр  (а≤0.01, уровень значимости – 99%), принимаем гипотезу Н1. То есть чем больше свойственна андрогинность, тем более им присущ коммуникативный тип эмоциональной направленности личности. Это можно объяснить тем, что коммуникативные эмоции, переживания, возникающие у андрогинных девушек на основе потребности в общении, которые проявляются в желании найти отклик своим мыслям и переживаниям, желании общаться,  в чувстве симпатии и расположении, чувстве уважения к кому-либо, чувстве признательности и благодарности, обожание, желании заслужить одобрение значимых людей), как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.). Так же в этой выборке была выявлена статистически достоверна отрицательная связь между андрогинностью и гедонистическим типом эмоциональной направленности личности, что свидетельствует о том, что чем выше показатель андрогинности, тем менее им свойственен гедонистический тип эмоциональной направленности, т. е. андрогинные девушки менее испытывают потребности в удовлетворении в телесном и душевном комфорте, наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца и т. д., сладкая лень, чувство веселья, чувство безопасности и безмятежности, приятная возбужденность, сладострастие.В группе юношей корреляция между показателем андрогинности и типами эмоциональной направленности личности не выявлена.

Таким образом, мы делаем следующие выводы: гипотеза подтверждена частично, для девушек свойственна андрогинность, то особенностью их личности  выступают коммуникативный и гедонистический типы эмоциональной направленности, так как в юношестве стремления к эмоциональной близости, телесному и душевному комфорту характеризуют взаимодействия с действительностью. В группе юношей, для которых свойственна андрогинность, подобная связь не выявлена.

На основе результатов эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации по работе педагога-психолога со старшеклассниками с конкретными типами эмоциональной направленности



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Pozhitkina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация