УДК 336.64

ВЛИЯНИЕ ВЫБОРА ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Айрапетян Арут Амурович1, Канкиа Алик Георгиевич2
1Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, аспирант кафедры финансов и цен
2Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, аспирант кафедры финансового менеджмента

Аннотация
Статья посвящена проблемам выбора дивидендной политики компании, непосредственно влияющей на ее инвестиционную привлекательность. Приведена общая схема разработки дивидендной политики компании. Выделены основные подходы к формированию дивидендной политики, а также их взаимосвязь с инвестиционной привлекательностью компании. Проведен сравнительный анализ и оценка дивидендной политики и инвестиционной привлекательности компаний нефтяной отрасли.

Ключевые слова: дивидендная политика компании, инвестиционная привлекательность компании


INFLUENCE OF THE DIVIDEND POLICY ON THE COMPANY'S INVESTMENT ATTRACTIVENESS AT THE MODERN STAGE

Ayrapetyan Arut Amurovich1, Kankia Alik Georgievich2
1Plekhanov Russian University of Economics, Post-graduate student of the Department for Finance and Prices
2Plekhanov Russian University of Economics, Post-graduate student of the Department for Financial Management

Abstract
The article is devoted to the problem of choosing the company's dividend policy that affects its investment attractiveness. It provides an overview of the development of the company's dividend policy. It highlights the main approaches to the formation of the dividend policy, as well as their relationship with the company's investment appeal. Authors have carried out a comparative analysis and assessment of the dividend policy and investment attractiveness of the oil industry companies.

Keywords: dividend policy, exchange rate difference, investment attractiveness, market capitalization, profit


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Айрапетян А.А., Канкиа А.Г. Влияние выбора дивидендной политики на инвестиционную привлекательность компании на современном этапе // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1449 (дата обращения: 30.09.2017).

Экономические преобразования и перестройки, на протяжении последних 20 лет в России, коренным образом изменили существующую систему экономических отношений общества. В условиях современной развивающейся российской рыночной экономики для достижения успеха на рынке компаниям необходим постоянный приток инвестиций, который направляется на дальнейшее развитие, расширение и модернизацию производства, а также на освоение новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций в должном объеме есть результат постоянной и бесперебойной работы компании над повышением своей инвестиционной привлекательности.

Актуальность темы заключается в том, что оптимизация дивидендной политики является важной составляющей в достижении этой цели: без взвешенной и обоснованной дивидендной политики не может существовать эффективная инвестиционная политика, поскольку инвестор стремится к выбору такой компании, где, помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций, он получит устойчивый доход в виде дивидендов.

Проблеме формирования дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные научные исследования. Теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают этот процесс наряду с другими с позиции воздействия ее на рыночную стоимость компании и благосостояние акционеров.

Помимо этого, дивидендная политика оказывает влияние и на многие аспекты управления финансами компании, к которым относятся: движение денежных и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цена акций и стоимость бизнеса.

Дивидендная политика компании, как составная часть ее финансовой политики, предполагает выбор пропорции между потребляемой акционерами и капитализируемой частями прибыли для достижения конкретных целей компании.

В широком смысле под дивидендной политикой компании следует понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общий собственный капитал компании.

Общая схема разработки дивидендной политики компании представлена на рисунке 1.

Рис.1 Схема разработки дивидендной политики компании

Невозможно сформировать успешную дивидендную политику без углубленного изучения факторов, влияющих на нее: инвестиционные, финансовые, правовые, организационные и многие другие.

Выбор типа дивидендной политики компании осуществляется в соответствии с ее финансовой политикой и основан на теориях влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций и благосостояние акционеров: теория независимости дивидендов, теория предпочтительности дивидендов, теория минимизации дивидендов, сигнальная теория дивидендов, теория соответствия дивидендной политики составу акционеров.

Практическое использование теорий дивидендной политики позволило выделить три основных подхода к формированию дивидендной политики компании – консервативный, умеренный (компромиссный) и агрессивный. Каждому типу дивидендной политики компании соответствует определенная методика дивидендных выплат (таблица 1).

Табл. 1. Основные типы дивидендной политики акционерного общества

Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования в компании. При этом если уровень рентабельности инвестиционных проектов превышает требуемый, то инвесторы могут предпочесть вариант накопления. Если ожидаемая прибыль от инвестиций равна или меньше требуемой, то инвесторы предпочтут выплату дивидендов.

При решении вопроса о распределении прибыли очень важно проведение обоснованной дивидендной политики не только на уровне компании, но и в аспекте движения рыночных курсов акций на фондовых биржах. Это связано с тем, что изменение курсов акций служит для инвестора основной информацией о работе конкретного эмитента.

Таким образом, можно отметить, что последовательная и понятная инвесторам дивидендная политика является необходимым элементом стратегии компании, ориентированной на долгосрочный рост капитализации. Грамотно сформированная и эффективная дивидендная политика подчеркивает репутацию компании в глазах инвестиционного сообщества, а также улучшает ее корпоративный имидж.

В последние годы российские компании уделяют повышенное внимание вопросам формирования эффективной дивидендной политики. В частности, к таким примерам можно отнести компании нефтяной отрасли: ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть» и многие другие. Важность рассмотрения данного вопроса заключается в том, что выбор рациональной дивидендной политики позволяет не только максимизировать благосостояние акционеров компании, но и повышать ее инвестиционную привлекательность, тем самым обеспечивая финансирование производственной деятельности.

Большинство компаний к настоящему моменту регламентировали принципы, порядок расчета, условия выплаты дивидендов, разработав и утвердив соответствующие Положения по дивидендной политике (таблица 2).

Табл. 2. Содержание дивидендной политики нефтяных компаний России

Основные показатели, характеризующие дивидендную политику нефтяных компаний России, представлены в таблице 3.

Табл. 3. Показатели дивидендной политики нефтяных компаний в 2010 году

Сравнительный анализ дивидендной политики ведущих компаний нефтяной отрасли России свидетельствует, что рассмотренные компании имеют разные типы дивидендной политики. ОАО «Газпром» придерживается политики остаточного типа с отказом от инвестиционных вложений в пользу выплат акционерам, ОАО «ЛУКОЙЛ» – политики фиксированных дивидендных выплат, ОАО «Сургутнефтегаз» – политики стабильного уровня дивидендов, ОАО «НК «Роснефть» – политики постоянного возрастания размера дивидендов.

Таким образом, можно сделать вывод, что единой дивидендной политики компаний в настоящее время не существует. На разных этапах своего становления и развития, в различных ситуациях, складывающихся на рынке, компании стремятся либо форсировать накопление, либо наращивать дивидендный доход акционеров. Данные действия имеют свою цель повышение инвестиционной привлекательности и финансово-хозяйственной деятельности компании в целом.


Библиографический список
  1. Бадокина Е.А. Дивидендная политика и рыночная стоимость компании // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2010. – №3.
  2. Бланк И.А. Управление формированием капитала. – М.: Омега-Л, 2008. – 512 с.
  3. Воронина Е.В. Сравнительный анализ дивидендной политики нефтяных компаний России // Управление экономическими системами. – 2011. – №7.
  4. Слепов В.А., Громова Е.И., Кери И.Т. Финансовая политика компании: Учебное пособие. – M.: Экономистъ, 2008. – 283 с.
  5. Официальный сайт компании ОАО «Газпром». – http://www.gazprom.ru.
  6. Официальный сайт компании ОАО «ЛУКОЙЛ». – http://www.lukoil.ru.
  7. Официальный сайт компании ОАО «НК «Роснефть». – http://www.rosneft.ru.
  8. Официальный сайт компании ОАО «Сургутнефтегаз». – http://www.surgutneftegas.ru.


Все статьи автора «Айрапетян Арут»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: