УДК 37

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ ТРУДЯЩИХСЯ ГОРОДА ЧАПАЕВСКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ КАК ПОТЕНЦИАЛ НРАВСТВЕННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Скопинцева Е.1, Пономаренко И.В.2
1ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск, ученица 8б класса ГБОУ СОШ №1, г.о.Чапаевск
2ГБОУ СОШ №1 г.о.Чапаевск, учитель истории ГБОУ СОШ №1, аспирант кафедры Отечественной истории и археологии ПГСГА

Аннотация
В статье рассматривается героический подвиг трудящихся города Чапаевска в годы Великой Отечественной войны как потенциал нравственного патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Нижнее Поволжье, санитарно-противоэпидемическая деятельность


HEROIC FEAT OF THE PEOPLE IN TOWN CHAPAEVSK DURING WORLD WAR II AS A POTENTIAL MORAL PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Skopinzev E.1, Ponomarenko I.V.2
1SCHOOL №1 of Chapayevsk, Student class 8B GBOU SCHOOL No. 1, g.o. Chapayevsk
2SCHOOL №1 of Chapayevsk, history teacher GBOU SCHOOL No. 1, the post-graduate student of Faculty of national history and archeology PGSGA

Abstract
Articel is about heroic feat of the people in town Chapaevsk during World War II as a potential moral patriotic education of students.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Скопинцева Е., Пономаренко И.В. Героический подвиг трудящихся города Чапаевска в годы Великой Отечественной войны как потенциал нравственного патриотического воспитания школьников // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1374 (дата обращения: 14.09.2020).

«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»

Н.М. Карамзин

Актуальность данной темы не вызывает сомнений: ставшая в последние годы открытой информация о деятельности оборонных заводов в годы войны нуждается во всестороннем анализе;  Нерешенные вопросы, присутствующие в исследовании региональных тыловых городов, связаны не всегда с  объективным и всесторонним анализом конкретной российской действительности периода ВОВ.  Именно всестороннее изучение тылового города, на примере  Чапаевска, позволит внести лишь малую долю к объективному пониманию значения героической и трагической страницы прифронтовых зон в период войны. Героический подвиг трядящихся города Чапаевска является блестящим материалом на уроках истории по краеведению для развития патриотизма и нравственности у школьников.

В ходе исследования были привлечены следующие группы источников: законодательные и нормативные акты. Они позволили выявить аспекты по изучению особенностей правового климата в производственной сфере на предприятиях, делопроизводственные документы, извлеченные из двух местных архивов (Государственный архив Самарской области, Самарский областной государственный архив социально-политической истории, где особенно большое значение имели следующие фонды: Чапаевский горком КП РСФСР и ВЛКСМ,  парторганизация Чапаевского горкома КПСС, партком Чапаевского завода «Полимер», «Металист», «Химических удобрений»  и Чапаевский Механический завод. Именно в данных источниках, в которых автор нашел огромную информацию о героизме тружеников тыла г. Чапаевска, дается материал о характеристике производства, рационализаторских предложениях, социалистических соревнований ит.д. Также  огромное значение имели опубликованные сборники документов под редакцией Л.В. Храмкова, В.П.Чистякова К.Я, Наякшина, С.А. Хропова, в которых сосредоточены материалы по деятельности местных заводов в  годы ВОВ.

Использованы материалы местных периодических изданий – «Чапаевский рабочий», «Коллективный организатор», «Стахановец». Материалы печати помогли глубже понять изучаемый вопрос, а также сделать сравнения с официальными документами, что дает более глубокое изучение данного вопроса.

Крупнейшими предприятиями, которые  ни на минуту не переставали работать, были завод № 15 (ныне ОАО “Полимер”), завода № 309 (ныне ФГУП “Металлист”), и 102 завод (Завод Химических удобрений), а также Чапаевский испытательный полигон (ныне Чапаевский опытный завод измерительных приборов)

Наш город в годы войны находился в глубоком тылу. Здесь не было линии фронта, но его жители, работники оборонных предприятий, своим трудом приближали победу над врагом, снабжая фронт самым необходимым – боеприпасами.

Уже через три с половиной месяца после начала войны части вермахта оказались у стен Москвы, захватив огромную территорию страны с большим людским и промышленным потенциалом. Выпуск промышленной продукции стал резко снижаться. Производство боеприпасов резко сократилось.

      На фронтах стал резко ощущаться недостаток боеприпасов. Правительство предприняло беспрецедентное мероприятие – началась быстрая эвакуация оборонных предприятий на Восток. Эвакуируемые на восток предприятия быстро вступали в строй. Необходимо было срочно ликвидировать кризис в боеприпасной отрасли, так как он оказывал непосредственное влияние на ход боевых действий. Кризисная ситуация  была ликвидирована во многом благодаря деятельности чапаевских оборонных предприятий, так как они оставались единственными по изготовлению некоторых изделий боеприпасов.

Вклад наших земляков, работников оборонных предприятий, в общее дело победы над врагом огромен. Достаточно взглянуть на результаты деятельности только одного военного завода № 15. Например, на заводе № 15 предстояло осуществить изготовление 63–х номенклатур против 23-х в мирное время, при этом  двадцать наименований являлись новыми, мощностей для которых не создавалось.[7,3]

Строить капитально уже не было времени, а фронт испытывал острую нужду в боеприпасах. В этой ситуации более десятка небольших зданий были приспособлены для организации производства. На заводе № 309 монтаж резервного поступающего с эвакуированных заводов производился круглосуточно.

Особое внимание заслуживает – Чапаевский артиллерийский полигон (Чапаевский опытный завод измерительных приборов).

В связи с тем, что в начальный период войны полигоны, производившие испытания боеприпасов заводов, расположенных в центральной части Рос­сии, на Украине и в Белоруссии, были перебазированы на восток, вся тя­жесть по испытаниям легла на Чапаевский, Уральский и Новосибирский полигоны.

В годы войны деятельность Чапаевского полигона заключалась в испы­тании валовых элементов артиллерийских и авиационных боеприпасов, раз­рабатывавшихся НИИ и КБ, и в сборке патронов и реактивных снарядов для Красной Армии. Полигон производил испытания боеприпасов разных ка­либров – от 20-миллиметровых до 152-миллиметровых, мин калибра от 50 до 160 миллиметрови взрывателей к ним, авиабомб и взрывателей к ним, гильз и взрывателей практически ко всем снарядам. .[10,20]

В 1941 году производилось испытание 76 заводов в 1942 -126, 1943-80, 1944-56. Срок испытаний продукции снизился с 5,7 дня на одну партию до 1,7 дня.

В конце 1941 года в Чапаевск эвакуировался Крымский авиационный полигон с материальной частью и обслуживающим персоналом во главе с начальником полигона полковником Д.А. Ивановым, который как старший по званию, и возглавил Чапаевский артиллерийский полигон. На правой границе полигона срочно был построен полевой аэродром, и полигон приступил к испытаниям авиабомб и взрывателей к ним. Полигон располагал самолетами ДБ-3, СБ-3, ИЛ-2, У-2. [3] Увеличились номенклатура и количество испытываемых изделий.

Большое значение имел завод №102, который отличался самым тяжелым трудом, так как все производство было связано с химической промышленностью.

Студент Ленинградского химико-технологического института, Сиволодский, приехал весной  1941  года на завод №102 на практику. Война задержала Евгения в Чапаевске надолго. Уже после войны, в 1992 году, доктор химических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, автор более двухсот научных трудов  Евгений Андреевич Сиволодский  поделился своими воспоминаниями с газетой «Санкт – Петербургские ведомости»:

« 22 июня 1941 года я получил приказ 1 на иприт. Мы выходили на смену в специальной одежде, в резиновых сапогах и перчатках,  в противогазах. Работать в зараженной   атмосфере   по   нескольку   часов   -   это   искусство.   Несмотря   на   все предосторожности, первое поражение, пусть и легкое, получил уже через месяц, в июле. Месяц сидел на больничном, а потом вновь вернулся на иприт. Ремонт производился тут же в цехе. Змеевик вырывали с помощью троса, привязанного к трактору. При такой «технологии» сильно повышалась загазованность. Предельно допустимые концентрации паров иприта повышались в помещениях в 200 –  500 раз. А если твой товарищ пострадал и не мог тебя сменить, приходилось выстаивать и две смены». .[6,6]

В цехе №4, из-за негерметичности оборудования и загазованности, шли непрерывные ремонты. А у работников цеха не было самого необходимого. Противогазной коробки марки «А», которая бы надежно защищала органы дыхания от воздействия стойких органических соединений (в том числе и от иприта и люизита),  не завезли на завод. Людям выдавали то, что имелось в наличии: противогазную коробку для защиты от нестойких ОВ.

Очень тяжело приходилось заводчанам, но они работали на износ, приближая победу всеми своими силами.

Одним из способов решения кадровой проблемы  были трудовые мобилизации. Как отмечалось в докладной записке уполномоченного Государственного Комитета Обороны Докторова в ЦК ВКП (б), в порядке мобилизации, только в сентябре – октябре 1941 г., завод № 15 получил 1398 человек, завод № 309 – 2400 человек, а затем дополнительно еще 3968 человек. .[8, 64-65]   Условия  труда  на  оборонных  предприятиях  города   были    чрезвычайнотяжелыми. Преобладал ручной труд при 10 – 12 – часовом рабочем дне, без выходных и праздничных дней. “Нередко мы сутками не покидали свои цехи,- вспоминала работница одного из военных заводов М.Т. Кондратьева. – Прикорнем на 3-4 часа и снова на работу”.[9]  . В мастерских отсутствовали элементарные бытовые удобства, а в некоторых и вентиляционные системы. Люди жили в бараках, в которых температура  зимой не превышала 7 градусов. Коек не хватало, спали по очереди. Из – за отсутствия обмундирования, у военных и тружеников тыла порой были одна пара валенок на двоих и одно пальто на всю семью. Не хватало дров, бани работали с перебоями, люди не мылись неделями. Но работники не теряли духа, работали по 2-3 смены и смело двигались вперед. Главное, что воспитала в них советская власть, – это патриотизм, который заключался в том, чтобы дать тылу как можно больше.

Работники создавали  добровольные отряды помощи военным и после работы оставались и шили одежду и обувь для эвакуированных детей. Были случаи, когда с завода не уходили по 2-3 недели.

В годы войны родился почин заменять ушедших на фронт мужчин женщинами. Его инициаторами стали  работницы швейной фабрики и хлебозавода. К станкам, аппаратам, прессам вместо мужчин встали женщины, в том числе и прибывшие в  город в порядке эвакуации из западных районов страны. Уже к концу 1941 года более 70 % всех работающих составляли женщины. .[11,14]

Большое значение имел труд подростков на производстве.     На заводе № 309 бригада А.А. Окуневой была снабжена подростками, которые наравне трудились со взрослыми.“Наша бригада состояла преимущественно из молодых девчат, – вспоминала Анна Алексеевна. – Были в ней и подростки 14 – 15 лет. Многие из них, из-за маленького роста, не могли дотянуться до пульта управления, чтобы пустить в работу пресс. Таким мы подставляли ящики. И вот представьте такую картину. Огромный гудящий производственный корпус. Девочки в платьицах с оборками, с косичками, торчащими как у первоклассниц, наравне со всеми уверенно управляют сложнейшей аппаратурой и другим оборудованием, выпускают продукцию для фронта. Бригада наша систематически  выполняла нормы на 220 – 250 %. Трудно назвать из них лучших – трудились все самоотверженно. Но самыми трудными для ребят были ночные смены, которые формировались из учащихся старших курсов. .[2]

Многие тысячи горожан в то суровое время узнали про рядовую скромную работницу Анну Гавриловну Волкову. Она выполняла в то время тяжелую для женщин опе­рацию, связанную с насыщением снарядов тротилом. Ей не раз предлагали перейти на другую, более легкую работу. Но передовая труженица категорически отказалась.

«Буду здесь до тех пор, пока Красная Армия не победит врага»,— говорила она и продолжала выполнять по две-три нормы за смену. «Надо было видеть на работе эту простую женщину, чтобы по-настоящему понять неиссякаемую энергию, горя­чее сердце и любовь к Родине советского человека»,— так писала о ней тогда городская газета «Чапаевский рабочий».

Работники оборонных предприятий города прилагали все усилия для увеличения выпуска военной продукции. Кадровыми рабочими предприятий было организовано соревнование за ежедневное перевыполнение двух- и трехсменных норм при высоком качестве продукции. Зачинателями движения “двухсотников” в нашем городе были работницы завода № 15 Анна Григорьевна Волкова и Мария Семеновна Зверева.

Большое значение на производстве имели социалистические соревнование которые давали  право называться фронтовыми бригадами.Добиться такого звания можно было при условии систематического выполнения заданий на 150 – 200%  и более.  В1943 г. на заводе № 15  насчитывалось 59 фронтовых бригад, а на заводе № 309 – 129.

   За успехи в выполнении производственных заданий городские предприятия неоднократно награждались Красными Знаменами ГКО И ЦК ВКП (б), правительственными наградами.

Чапаевцы помогали фронту, собирая средства на вооружение и боевую технику для Красной Армии, шефствуя над воинскими частями и госпиталями, помогая семьям фронтовиков. За годы войны от трудящихся Чапаевска в Фонд обороны поступило всего 94,7 млн. руб., в том числе на строительство танков и самолётов 6,4 млн.руб..[1,117]

 На фронтах Великой Отечественной врага громили авиаэскадрилья из 9 самолетов “Чапаевский рабочий”, танковая колонна, авиаэскадрилья из 14 самолетов “Чапаевцы”. Город являлся шефом 153 стрелковой дивизии (впоследствии 58 гвардейской). Чапаевцы оказывали помощь в восстановлении Баррикадного района города Сталинграда, города Ярцева Смоленской области, Воронежа. [5]

Школьное образование на нравственное воспитание подрастающих поколений оказывает большое влияние. Нравственное воспитание осуществляется в определенной системе. После окончания школы идет не столько приобретение новых качеств, сколько их совершенствование или исправление. Поэтому содержание нравственного воспитания детей за период школьного обучения должно быть очень емким, охватывать все области нравственности.

На первый план в выдвигаются те черты, которые характеризуют отношение человека к обществу, его обязанности перед народом, перед обществом:

- любовь к Родине;

- добросовестный труд на благо общества;

- забота каждого о сохранении и умножении общественного

богатства;

- высокое сознание общественного долга.

Красота и благородство нравственного облика проявляются в новых взаимоотношениях между людьми, основанных на гуманизме и коллективизме. Поэтому нужно воспитывать у подрастающих поколений коллективизм и товарищескую взаимопомощь, умение жить по правилу: «Один за всех, все за одного», чувство дружбы (человек человеку — друг, товарищ и брат), сознательную дисциплину и культуру поведения.

Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважения к старшим.

Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, тунеядству, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.

Важное место занимают нравственные принципы взаимоотношений различных наций и народов:

- дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами;

- непримиримость к врагам, дела мира и свободы народов.

Нравственное воспитание осуществляется во всех звеньях воспитательной работы с учащимися, на уроках, в процессе обучения и трудовой подготовки, эстетического и физического воспитания. Нравственные нормы нельзя просто заучить, их надо глубоко осмыслить, прочувствовать и пережить, тогда они станут моральной нормой поведенияученика.

Каждый человек отличается большой любовью к своей Родине — государству трудящихся и выражают эту любовь в конкретных делах, направленных на укрепление ее славы и могущества.

Поэтому развитие у подростков чувства любви к близким, к родному краю становится одним из важных направлений работы школы в деле патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родным местам — один из компонентов патриотического воспитания. Опираясь на эти чувства, необходимо идти дальше. По мере овладения знаниями школа призвана воспитывать у детей чувство любви к нашему советскому строю, показывать его преимущества перед капиталистическим строем, растить сознательных, убежденных защитников нашего социалистического общества.

Важной задачей является воспитание у подростков любви к трудовому и боевому революционному прошлому нашей Родины. Красочный, яркий рассказ о поступках герое труда, о ратных подвигах наших людей во время вой вызывает сильные переживания и прилив благородных патриотических чувств. Переживание может возникнуть и как результат сопереживания жизни другого человека. На этих благородных традициях прошлого формируется стремление преумножить славу и могущество нашей страны.

Школа направляет свои усилия на то, чтобы патриотические чувства подростков находили выражение в полезных делах на благо Родины, с этим тесно связана и другая задача — воспитание у детей готовности защищать свою страну.

Огромное значение в воспитании патриотических чувств принадлежит учебному  процессу.  На  уроках  учащиеся  изучают прошлое и настоящее нашей Родины, знакомятся в лучшими представителями науки, культуры, героями борьбы и труда. Знание является важнейшей предпосылкой для возникновения патриотических чувств. Урок является источником получения знаний о Родине. Именно постоянное подкрепление изучения истории краеведческим материалом способствует развития у школьников чувства патриотизма.

На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине. Иногда учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране. Многие из них под словом Родина понимают только местность, в которой они живут. Такое представление является исходным для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве. В зависимости от характера материала учителя делают это различными путями.

Уровень патриотического воспитания во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников. Его воздействие на детей может быть усилено за счет привлечения отрывков из мемуарной литературы, использования статей периодической печати военных лет, картин.

Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить следующее. Наш город -один из населенных пунктов, на примере которого можно проследить историческое значение всех тыловых городов в период ВОВ. Как и все остальные города Куйбышевской области, он ковал победу для нас с вами, что бы сегодня мы могли радоваться жизни, смеяться, улыбаться и заниматься любимым делом. Факты свидетельствуют: люди фронта и тыла жили единой жизнью. Самоотверженность тружеников тыла в выполнении задач обеспечения фронта всем необходимым для борьбы с врагом позволили нашему народу победить  фашизм, а трудовой героизм, проявленный в процессе восстановления освобожденных от гитлеровской оккупации районов, – быстро восстановить разрушенное войной хозяйство.  Пройдет много времени, но великая победа всегда останется Великой в сердцах настоящих патриотов своей Родины!


Библиографический список
  1. Город Чапаевск. Историко – экономический очерк. Куйбышев, 1988. С.117.
  2. Еремин, В. С учетом военного времени. / В.Еремин // Чапаевский рабочий. – 1985. – 16 апреля; Егорова, И. Достойно ответим на высокую оценку вождя / И.Егорова // Коллективный организатор. – 1944. – 23 декабря;
  3. Ерсак, Л. Создание полигона. К 70-летию Чапаевского опытного завода измерительных приборов / Л. Ерсак,  // Чапаевский рабочий. – 2004. – 21 мая.
  4. Жигарднович, К. Во имя любви к Родине / К. Жигарднович // Коллективный организатор. – 1944. – 1 апреля.
  5. Жук, Л. Все силы на помощь Сталинграду / Л. Жук  // Коллективный организатор. – 1942. – 14 ноября;
  6. Засекреченный подвиг. О тружениках спеццехов завода №102 в годы Великой Отечественной Войны. Чапаевск, 2005. С.6
  7. Здесь тыл был фронтом  / Чапаевцы труженики тыла; сост. Г.А Борисова. – Чапаевск, 2004. С.3
  8. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Документы материалы. -  Самара: Издательство «Самарский дом печати». 1995. С. 64-65
  9. Чапаевск-фронту // Чапаевский рабочий. – 1985. – 16 апреля.
  10. Чапаевский опытный завод измерительных приборов.1934-1999. Чапаевск, 1999. С.20
  11. СОГАСПИ. Ф. 46. Оп. 1.  Д. 162.  Л.14


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пономаренко Илья Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация