УДК 37

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧЕБНОЙ КНИГОЙ

Овчинникова Елена Николаевна
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье описывается самостоятельная работе с учебной книгой.

Ключевые слова: оптимизация текста, самостоятельная работа, учебная книга


ABOUT INDEPENDENT STUDYING WITH TEXTBOOK

Ovchinnikova Elena Nikolaevna
National University of mineral resource "Gorniy"
PhD

Abstract
This article is about independent studying with textbook.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Овчинникова Е.Н. К вопросу о самостоятельной работе с учебной книгой // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1312 (дата обращения: 16.09.2020).

Для успешной профессиональной и социальной адаптации в информационном обществе XXI века конкурентоспособный выпускник должен обладать общезначимыми (ключевыми) компетенциями, к числу которых относятся, в частности, способность самостоятельно осваивать новые знания, а также способность анализировать и критически отбирать необходимую информацию.

На формирование вышеуказанных компетенций существенное влияние оказывают навыки самостоятельной работы с учебной книгой, которые человек должен приобрести еще в школе. Работа с учебной книгой, как разновидность самостоятельной работы в обучении, способствует развитию таких важных качеств как организованность, целеустремленность, воля, активность, стремление к наращиванию знаний, приучает к поиску новых методов решения учебных задач.

По В.В. Краевскому, работа с учебной литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и т.д.), относится к общеучебной деятельности [4, с. 212]. Внешнюю сторону учебной деятельности, по М.И. Розеновой, составляют практические действия учащихся с предметами, которые включены в учебный процесс (учебные пособия, вспомогательные средства и др.). Внутренняя сторона учебной деятельности представлена внутренними умственными действиями и операциями, которые выполняет ученик (восприятие, запоминание, мыслительная переработка информации, воспроизведение материала) [8, с. 22]. Следовательно, самостоятельная работа учащихся с учебной книгой относится и к внешней, и к внутренней сторонам учебной деятельности.

По вопросу обучения учащихся приемам самостоятельной работы с учебной книгой в психолого-педагогической литературе накоплен богатый материал. В частности, работы Г.Г. Граник [1] Л.П. Доблаева [2], Л.А. Концевой [3], М.И. Махмутова [6], и других исследователей непосредственно касаются данной проблемы.

Так, Л.П. Доблаев приводит некоторые способы обучения школьников составлению плана. Например, учитель делит текст на части и предлагает учащимся подобрать к ним заголовки, формулируя следующие вопросы: «Как можно озаглавить то, что мы прочитали?», «О чем здесь говорится?» В дальнейшем учащиеся самостоятельно составляют план текста [2, с. 43–45].

Согласно М.И. Махмутову, для того чтобы учащиеся могли самостоятельно работать с книгой, их необходимо систематически обучать следующей группе приемов: выделению существенного; сортировке материала; ответам на вопросы; пересказу (в определенной логической последовательности); составлению плана, тезисов; составлению конспекта; самопроверке.

Для выделения существенного, в частности, целесообразно научиться задавать два вопроса к тексту: «О чем здесь говорится? Что об этом говорится?» По мнению М.И. Махмутова, уже в начальной школе на уроках учителю необходимо организовать следующую работу с учащимися: попросить их сформулировать главную мысль прочитанного текста и дать формулировку заголовка прочитанного и разобранного текста (главная мысль прочитанного должна соответствовать формулировке его заголовка) [6, с. 74–79]. Приемы работы с текстом учебника (учебной книги), рассмотренные в работе М.И. Махмутова, обеспечивают, по его мнению, не только усвоение учебного материала, но и умственное развитие учащихся, формирование их познавательной самостоятельности.

О том, как учащимся надо работать с учебником или с первоисточниками, как читать художественную литературу, написано немало методических пособий. Исходя из концепции поэтапного формирования умственных действий и умений П.Я. Гальперина, ученые и методисты рекомендуют поэлементное обучение школьников данному виду учебной деятельности. В частности, И.Я. Лернер настаивает, что «нельзя научить составлению плана, не научив предварительно озаглавить отрывок текста и определять в нем существенное» [5, с. 48].

Таким образом, психолого-педагогическая литература дает более или менее полные ответы на вопросы, как учить учащихся работать с учебной книгой. Однако, как показали исследования Л.А. Концевой [3], специальной работой по обучению учащихся приемам самостоятельной работы с учебной литературой в школе редко кто занимается. Большинство учителей ошибочно полагают, что ученик умеет работать с учебником. В действительности же, утверждает Л.А. Концевая, учителя не всегда имеют верное представление о том, какими приемами работы с учебником владеют школьники.

Л.А. Концевая провела эксперимент, в котором участвовало 568 учащихся 4–10 классов разного типа школ. В ходе специальной проверки учащиеся должны были выполнить следующие задания: выделить главную мысль параграфа; составить к нему план; ответить на вопросы к параграфу; дать краткий пересказ его содержания.

Результаты эксперимента распределили школьников по трем группам: в первую вошли те, которые справились со всеми предлагаемыми заданиями (9,7% от всего числа опрошенных); во вторую – те, кто справился с частью заданий (62,7%); в третью – не справившиеся ни с одним из заданий (27,6 %).

Многочисленность третьей группы (учащиеся, которые не справились ни с одним из заданий), по мнению Л.А. Концевой, свидетельствует о том, что в школе недостаточно эффективно обучают предлагаемым программой и педагогической литературой приемам работы с книгой. Согласно исследованию Л.А. Концевой, обучение учащихся приемам работы с текстом не носит целенаправленного характера и не является органической частью всего учебного процесса [3, с. 68–69].

Результаты констатирующего эксперимента, проведенного нами на базе ГОУ НПО Оптико-механического профессионального лицея, ГОУ СОШ №№ 146 и 186 города Санкт-Петербурга также показали, что значительная часть обучающихся обладает не достаточно высоким уровнем сформированности самостоятельного анализа текстового фрагмента. В частности, план текста правильно составили лишь 19% учащихся, выделили главную мысль текстового фрагмента – 46%, верно определили главный (ключевой) термин текста – 54% учащихся.С позиций логико-информационной технологии обучения (ЛИТО), данную проблему можно решить целенаправленным обучением учащихся процедуре оптимизации текста.

Поясним, что оптимизация текста или фрагмента текста (предложения, абзаца, параграфа, главы) предполагает такое его сокращение, после которого остаются лишь ключевые выражения (выражения, без которых законченный информационный фрагмент теряет или изменяет смысл), а смысл всего текстового фрагмента остается тем же [7, с. 211].

Отметим, что на сегодняшний день существует несколько методов оптимизации, т.е. выделения главного содержания в тексте:

1) Статистические методы, базирующиеся на частотности встречаемых терминов: чем чаще то или иное слово использовано, тем оно значимее.

2) Позиционные методы, основанные на присущей ряду текстов особенности располагать наиболее важные термины в начале или конце фрагментов текста.

3) Индикаторные методы, нацеленные на выделение наиболее значимых предложений по лексическим индикаторам типа «доказано, что…», «итак …» и т.п. [9, с. 45].

Названные методы оптимизации фиксируют лишь формальную сторону текста (частота терминов и т.п.), и отвлекаются от содержательного смысла текста. В рамках же учебного процесса нельзя пренебрегать содержательной стороной текста.

В контексте логико-информационного подхода к обучению можно выделить два способа оптимизации текста. Первый способ – постепенный, развернутый. Алгоритм оптимизации текста первым способом следующий:

1. Прочесть фрагмент и уяснить его смысл.

2. Представить контекст.

3. Читая, последовательно исключать ненужные слова, следя за сохранением смысла.

4. После всего еще раз прочитать оставшуюся фразу на предмет ясности и соответствия контексту.

Второй способ оптимизации текста – более быстрый. Сначала осуществляется поиск ключевого слова (словосочетания). Затем из текста выбираются сопутствующие ему слова.

Подчеркнем, что выбор способа оптимизации зависит от конкретного текста, а также от целевой установки. Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Оптимизация текста первым способом.

«В настоящее время известно несколько десятков тысяч вирусов, заражающих компьютеры с различными операционными системами и распространяющихся по компьютерным сетям».

Если нас интересует количество компьютерных вирусов, известных на сегодняшний день (это и есть целевая установка), то после оптимизации получим следующую фразу: «Известно несколько десятков тысяч вирусов».

Пример 2. Оптимизация текста вторым способом.

«Компьютеры оказались долгожданным спасательным кругом, позволившим резко увеличить эффективность управления производством и применить мощные математические методы, с помощью которых конструировали новые изделия – от одежды до спутников».

 Ключевой термин в данном фрагменте – «компьютеры». После оптимизации текста получим следующую фразу: «Компьютеры позволяют увеличить эффективность производства и его управления».

В результате оптимизации информации смысл текстового фрагмента не исказился, а сам текст сократился в несколько раз.

Важно отметить, что процедуре оптимизации поддается далеко не каждый текст. Так, трудно выделить и «свернуть» текст с рассуждениями, когда любая последующая фраза тесно связана по смыслу с предыдущей и без нее может оказаться неясной. Нецелесообразно также оптимизировать текст художественного стиля, который каждым словом и даже отдельным междометием может передавать интонацию, эмоции, внутренний мир героев произведения и т.п.

Тем не менее, процедура оптимизация текста позволяет установить объект рассмотрения текстового фрагмента (т.е. ключевой термин). На основании того, что утверждается об этом объекте в тексте, без особых затруднений можно дать название текстовому фрагменту, определить главную мысль текста, составить план текста и т.п. Именно поэтому преподавателям необходимо уделять особое внимание тому, чтобы обучать школьников процедуре оптимизации текста, поскольку данный прием повышает эффективность самостоятельной работы с текстовой информацией, что, в свою очередь, содействует подготовке конкурентоспособного выпускника.


Библиографический список
  1. Граник Г.Г. Как учить школьников работать с учебником / С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. – М.: «Знание», 1987. – 80 с.
  2. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. – М.: «Книга», 1970. – 71 с.
  3. Концевая Л.А. Использование учебника в самостоятельной работе школьника // Проблемы школьного учебника. – 1974. – Вып. 2. –  С. 66–70.
  4. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
  5. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
  6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. – М.: «Просвещение», 1977. – 240 с.
  7. Овчинникова Е.Н. Приемы обучения, способствующие повышению уровня сформированности самостоятельной работы учащихся с учебной книгой // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. – 2008. –     № 34 (74). – Ч. II. – С. 209–212.
  8. Розенова М.И. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: МГУП, 2003. – 152 с.
  9. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. – СПб: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 181 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Elena_Ovchinnikova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация