Для системы ориентации проектно-творческой деятельности на саморазвитие профессионально важных качеств курсантов в военном вузе важно,чтобы все компоненты (цели, содержание, методы,условия обучения и воспитания) работали на конечную цель- на саморазвитие профессионально-творческого потенциала, на саморазвитие курсанта, как будущего специалиста.
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.). Исследователи (Л.К.Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества, как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: “Творчество – это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением… Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности”.
Большую роль в процессе обучения играет развитие творческого потенциала личности курсанта в контексте непрерывного образования, активизации учебно-познавательного и поисково-исследовательской научной деятельности, ориентации на освоение собственного опыта творческой деятельности, развития познавательных и личностных возможностей как курсанта, так и преподавателя. Таким образом, важнейшей чертой современного процесса обучения является его направленность на развитие творческого потенциала курсантов. Отечественные ученые (В.И. Андреев, Е.А. Глуховская, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, В.В. Сериков и др.) рассматривают творческий потенциал как интегративное качество личности, отражающее меру возможности актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике. И задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь развитию и саморазвитию креативности каждого курсанта.
Если сосредоточить внимание на системно-функциональном подходе то наиболее важные функции, которые присущи современным педагогическим системам это:
обучающая(современнаядоминирующая функция вузовского преподавателя),которая характерна как для традиционного, таки дляинновационного вузовского образования;
воспитывающая (прежде всего влияние личности вузовского преподавателя на личностькурсанта), которая проявляется в том, чтопреподаватель не только обучает,но и воспитывает курсанта как человека культуры;
развивающая (все элементы педагогической системы должны быть ориентированы на саморазвитие конкурентных способностей курсантов)
управленческая(целепологание, планирование,организация, контроль, коррекция) при условии, когда педагогическое управление переходит в самоуправление курсантов;
информационная(очень важно чтобытворческая деятельность протекала не иначе как при помощи информационно-компьютернойподдержки, и заканчивалось компьютерной презентацией);
контрольно-диагностическая(от реализации этой функции зависит качество и эффективность функционирования всей вновь проектируемой системы.
В этой связи необходимо, чтобы контрольно-диагностические функции были доведены до уровня мониторинга качества проектно-творческой деятельности курсантов). При анализе принципа саморазвития применительно к проектно-творческой деятельности нельзя не обратить внимания на то, какой стратегии придерживается, на какую стратегию поведения ориентированы курсанты.
Понятие«стратегия», имеет три характерных признака.
Во-первых, стратегия (как и принцип) задает цель и способ деятельности. Так, например, курсанта можно в контексте проектно-творческой деятельности ориентировать на преимущественно исполнительную деятельность с весьма низким удельным весом творчества,а можно ориентировать на максимальную творческую самореализацию с максимальным использованием инновационных подходов.В последнем случае по существу будет реализован акмеологический подход и соответственно акмеологический принцип.
Во-вторых, важно чтобы проектно-творческая деятельность была длякурсантов лично значима,что, несомненно повышает его мотивацию на успех,на саморазвитие его конкурентоспособности.
В-третьих,важной педагогической стратегией применения принципа саморазвития профессиональных качеств курсанта является стратегия на активацию других процессов: самопознание,самоопределение, самоуправление, самореализация,самоконтроль.
Способность к саморазвитию и к самореализации являются в последнее время определяющими факторами будущей успешной профессиональной деятельности. Обучение студентов проектно-творческой деятельности находится в русле современных тенденций российского образования, ориентирующего специалиста на решение постоянно возникающих творческих теоретических и практических задач. Теория саморазвития личности концентрирует внимание при этом на внутреннем мире человека, на необходимости активизации процессов «самости» личности, как источнике саморазвития.
Выдающийся отечественный ученый В.И. Андреев определяет творческое саморазвитие личности как «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов самости, среди которых системообразующими являются самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности».
Таким образом, саморазвитие является в настоящее время одной из приоритетной педагогических задач. По существу,от степени профессиональной педагогической культуры и научного потенциала преподавателя военного вуза зависит, в какой степени будет интенсифицироваться процесс развития и саморазвития профессионально-творческого потенциала и степени конкурентоспособности будущего военного инженера. Таким образом, если преподавательвоенного вуза не занимается научной деятельностью,то он вряд ли сможет приобщить к научной, проектно-творческой деятельности и своих курсантов. Проектно-творческая деятельностькурсантов у такого преподавателя небудет отличаться инновационностью, прогностичностью,конкурентоспособностью.
Библиографический список
- Андреев В.И. Педагогикавысшей школыинновационно - прогностическийкурс.Казань, 2005. 356 с.
- Байдурова Л.А. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А.Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. – 2002. – №1. – С.10-12.
- Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. научн. тр. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – С.136-137.
- Зайцева Н.В. Развитие творческого потенциала студентов / Н.В. Зайцева, Д.В. Зайцев // Специалист. – 2006. – №2. – С.31-32.
- Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. – М., 1982.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – №2. – С.3-11.
- Ратнер Ф.Л. Развитие межкультурной коммуникации в курсе обучения иностранным языкам в высшей школе / Ф.Л. Ратнер // Лингвистические основы межкультурной коммуникации: Матер. междун. науч. конф. – Н.Новгород: Изд-во Нижегор. гос. лингв. ун-т им. Н.А. Добролюбова, 2003. – С.44-46.
- Хайруллина Э.Р. Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инженеров-технологов / Э.Р. Хайруллина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 348с.