ТРУФАНОВА О.В. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ КИНОСЕРИАЛА «КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ»)

Ключевые слова: , , , , ,


ТРУФАНОВА О.В. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В КИНЕМАТОГРАФЕ (НА ПРИМЕРЕ КИНОСЕРИАЛА «КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ»)


Рубрика: Антропология, Психология, Философия

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1228 (дата обращения: 28.05.2017).

Душа, не стремись к вечной жизни,

но постарайся исчерпать все, что возможно.

Истинный философ во всём ищет свет и ясность, вскрывая глубинные смыслы, создавая прозрачные и стремительные ручейки мыслей, которые без препятствий впадают в большое озеро мировой мысли, не нарушая его экосистему. Особо сильные потоки мыслей вызывают просмотренные фильмы, поскольку визуализированная информация более всего воздействует на нас, вызывая отклик из глубин подсознания. Одним из таких впечатляющих и побуждающих к размышлению фильмов стал «Кошмар на улице Вязов». Картину можно разделить на текст и контекст. Девушке снится сон, в котором она погружена в глубины своего бессознательного, вобравшего все содержание родового опыта с его коллективным чувством вины, переживанием архетипов матери и отца, тени, персоны, анимы, анимуса и другие.

В фильме четко прорисовано многоэтажное здание бессознательного, спуск на более низкие этажи которого означает более глубокое погружение в тайные уголки своей души. Девушка входит в бессознательные структуры, подчиняется им.

Таким образом, сам фильм «Кошмар на улице Вязов»  представляется нам не мистический фильм ужасов (хотя поистине ужасен и мифичен его сюжет), а развертка целого сценария взаимодействия сознания и бессознательного человека. Не исключено, что ни режиссер, ни сценарист, ни вся съемочная команда не ставили себе такой цели при съемке фильма, даже не задумывались о возможных интерпретациях. Это легко объяснимо тем, что в творческие идеи и произведения независимо от желания автора проникают и раскрываются элементы целого родового опыта человечества, коллективного бессознательного в той мере, в какой может себе это позволить индивидуальное сознание и личное развитие. А теперь перенесем эту идею на «Кошмар», и мы увидим картину сознания с прорывающимся в него бессознательным человека 70-х гг. XX столетия. XX век, как известно, – век надлома, век смены парадигм и типа рациональности, век крушения старых и установления новых стереотипов.

И Фредди  здесь – существо бестелесное, изменяющееся, могущее принимать любой внешний вид по желанию человека-проводника его во внешний мир.

Стоит отметить, что границы реального и нереального крайне размыты. Сон во сне, жизнь как сон и сон как жизнь – это основные состояния героев. Герои же – подростки переходного возраста, а также их родители. По ходу сюжета они перемещаются по четырем дисциплинарным пространствам из одного в другое. Эти пространства (дом, школа, тюрьма, больница) позволяют выстраивать связи между субъектами в одном узкоспециализированном контексте, максимально концентрируя социальное давление, устанавливая контроль сознания над всеми сферами жизни и проявлениями человека. Через них Фредди вторгается в жизнь главных героев фильма, нарушает ее привычный распорядок, стереотипы, традиции и нормы.

Кто же такой Фредди Крюгер, существо со странным, уменьшительно-ласкательным, по-детски звучащем имени и строгой немецкой фамилией? Это не просто вырвавшийся на поверхность сознания образ из бесконечных глубин бессознательного, а нечто в роде греческого «эйдоса», «эйдос» эпохи, протест против процесса тотальной социализации, против закабаляющего общественного давления, против установленных в обществе стереотипов, рамок и условностей. Он асоциален, атипичен нашему обывательскому взору, агрессивен и пугающ, ведь в системе нашей реальности он выступает, как элемент деструктивный, взрывоопасный. Отсюда весь символический дискурс, под которым я понимаю ту речь, тот текст, имеющий смысл для интерпретации фильма, проходит на языке права, сквозь понятия «преступления» и «наказания». Фредди, для сознания обычного, по нормам, установленным в обществе, живущего человека,  преступник, которого следует наказать. Однако, он не герой и не преступник, он вне категорий морали (добра и зла) и юриспруденции. Он «эйдос» протеста, заговорившая совесть, проповедник идеи очищения от скверны социализирующих пут, пришедший побеседовать с современным миром. Его внешний вид, одежда, манеры, язык, на котором он изъясняется, также современны, понятны нам. Фредди явился ребятам таким образом, чтобы  они смогли его увидеть, принять и понять. Четыре железных пальца-когтя на его руке  – это не те ли четыре дисциплинарных пространства, помещающих человека в железный непроницаемый футляр-панцирь и отрывающих его от своей природы?! Обезображенное тело Фредди, состоящее   из разрозненных фрагментов,  с точки зрения топологического анализа,  – признак разобщенности его частей, отсутствия или утраты целостности. Только современный человек мог породить такой ужасающий образ отчужденности от своей природы. Надо сказать, что видеть Фредди и общаться с ним могут только дети-подростки. Это так же не случайно, поскольку подростки суть те, кто еще не утратили связи со своей природой, своей непосредственности, кто уже достаточно повзрослели, чтобы что-то понимать, но также и не очерствели, не погрязли в мирской суете и обыденности четырех дисциплинарных пространств, как их родители. Они еще на пороге, и это пороговое состояние их сознания делает возможным контакт с Ино-бытием, коим является Фредди.

Вытесненная современным общественным процессом природа человека (творческая, хаотичная, сексуальная, духовная и др.) взывает о помощи (Ницше назвал бы ее диониссийским началом), и Фредди Крюгер спешит сообщить об этом миру через детей его, через подростков. Как известно, природа человека определяется гармонией и взаимодействием двух начал: диониссийского и аполонического. Первое отвечает за творчество, стихийность, активность и яркость, за прогрессивное развитие. Это архаичное, импульсивное, бессознательное начало. Второе  суть рациональные структуры сознания, отвечающие за порядок, системность и контроль. Очевидно, что преобладание одного из двух начал над другим губительно для человека, подавление диониссийского начала приведет к утрате изначальной целостности, навсегда закроет дверь перед творчеством.

Не об этой трагедии души человека пришел сообщить главным героям и нам Фредди? Не случаен здесь и пол Крюгера, мужчина  – символ прогресса, постоянного движения вперед, развития, бушующей энергии при отсутствии стягивающих рамок, стремления вырваться, обрести свободу. Это потенциальная гениальность.

И что же делает Фредди? Он вещает на своем языке, на языке, понятном даже современному подростку, ибо язык базальных переживаний не может быть непонятым. С помощью череды убийств, Фредди пытается достучаться до людей, прокричать свое печальное пророчество. Смерть тела в социуме ничего не значит, говорит он, это всего лишь траурная церемония, работа для полицейского и медика, хлеб журналистов и повод для обсуждений. Что она, прирученная и дисциплинарная,  по сравнению со смертью души? Смерти подростков – это символические акты неприятия общества, протест против механизированного пространства современного социума. Фредди показывает растащенного по частям человека, располосованного на кусочки, каждый из которых помещен в свой железный чехол.  Это формируемое существо живет в им же образованных дисциплинарных клетках, но жизнь ли это? И о какой жизни идет речь?

Жизнь – ведь это гармония инь и ян, диониссикйского и аполонического, это сочетание коллективного опыта, пробирающегося в сознание из темниц бессознательного, и форм его организации, это непрерывная связь архаичной импульсивности и упорядоченной разумности, это совершенствование, накопление индивидуального духовного опыта человека, с последующей его реализацией в будущем поколении.



Все статьи автора «Олеся Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: