УДК 37

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Нуриахметова Н.Р.
Томский государственный педагогический университет

Аннотация
В статье изложена теоретическая основа модели формирования нормативно-правовой компетентности педагога.

Ключевые слова: нормативно-правовая компетентность педагога


THEORETICAL BASIS OF THE MODEL OF FORMATION OF THE LEGAL COMPETENCE OF THE TEACHER

Nuriahmetova N.R.
Tomsk State Pedagogical University

Abstract
Article is about theoretical basis of the model of formation of the legal competence of the teacher

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Нуриахметова Н.Р. Теоретическая основа модели формирования нормативно-правовой компетентности педагога // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/04/858 (дата обращения: 15.09.2020).

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Соответственно, на современном этапе развития России возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, которая позволила бы сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

В настоящее время цель высшего педагогического и дополнительного профессионального образования связывается в первую очередь с проблемой изменения подходов к своей профессиональной деятельности. Ведь Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют принципиально новые требования к процессу и результатам обучения, а значит и к подготовке самих педагогов, формированию новых профессиональных компетенций будущих и работающих педагогов.

Можно констатировать, что в рамках системно-деятельностного образовательного процесса современному учителю необходимо не только и не столько владеть новым содержанием образования, инновационными педагогическими технологиями, но и осознавать собственное место в учебном процессе в роли консультанта, модератора, тьютора, менеджера образовательного учреждения.

С одной стороны, новые условия создают свободу для профессиональной реализации педагога, с другой стороны, подобная свобода подразумевает высокую степень ответственности за результаты своего труда и соблюдение требований российского законодательства в области образования, которое в свою очередь так же претерпевает динамичные изменения в последнее десятилетие. Таким образом, нормативно-правовая компетентность (НПК) педагога становится важным условием обеспечение государственной политики в области образования.

Как показывает обзор литературы, исследования по проблемам формирования НПК ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В.Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л.М. Абдулина, Э.Ш. Абдюшев, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Ю.К. Янковский) и за рубежом (Е.Д. Вознесенская, Б.Л. Вульфсон, Н.И. Костина, Л.В. Кузнецова, М.С. Сунцова, Ю.Е. Штейнсапир), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров). Цели работ этих ученых, в основном, направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования. До сих пор четко не определены взаимосвязи между управленческой компетентностью и НПК педагога; при реализации вариативных образовательных технологий в рамках компетентностного подхода в недостаточной степени освещены вопросы о механизмах формирования НПК.

В этой связи, актуальность исследования определяется недостаточным уровнем исследований, описывающих НПК будущих учителей и работающих специалистов в условиях перехода к ФГОС общего и педагогического образования.

Напомним, что согласно ФГОС 2005, 2010 гг. педагогическая деятельность представлена следующими видами: учебно- воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, научно-методической, организационно-управленческой. Если учесть, что в настоящее время роль педагога из ретранслятора информации об окружающем мире превратилась в организатора процесса обучения, а субъект-объектные отношения педагога и ученика превращаются в субъект-субъектные, требующие сознательного управляющего воздействия со стороны педагога, то управленческая составляющая педагогической деятельности становится основой, без которой не могут быть качественно выполнены все виды педагогической деятельности. При рассмотрении организационно-управленческой деятельности педагога мы выявили перечень трудовых функций, которые и стали обоснованием содержания НПК. Это следующий трудовые функции: участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом; разработка на основе типовых нормативно-правовых актов совокупности локальных актов образовательного учреждения; анализ устава и других локальных нормативно-правовых актов образовательного учреждения в части соблюдения прав граждан на получение образования; осуществление сравнительного анализа правового статуса участников образовательного процесса; разработка должностных инструкций работников образовательного учреждения; определение характеристики квалификационных категорий педагогических работников, результативности деятельности работников образования на основе критериев (квалификация, компетентность, продуктивность); участие в создании системы государственно-общественного контроля, оценка на основе нормативно-правовых актов качества, доступности и эффективности образовательных услуг; расчет фонда стимулирующих выплат.

Исходя из содержания трудовых функций, в работе обосновывается понятие НПК студентов и работающих педагогов. Это есть качество действий, реализованное на базовом и профессиональной уровнях и обеспечивающее эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

На основе анализа существующих подходов [1, 2, 3] к определению нормативно-правовой компетентности следует, что последняя рассматривается специалистами как базовая для осуществления профессиональной деятельности в любой сфере.

Проанализировав перечень трудовых функций, для выполнения которых педагогу необходимо обладать НПК, мы отметили, что для части функций НПК действительно выступает как базовая или ключевая, но при выполнении ряда трудовых функций НПК выступает в качестве специальной профессиональной компетентности. Действительно, например, для разработки локальных актов образовательного учреждения требуются знания всей системы образовательного законодательства, законодательства о труде, других отраслей права и подзаконных нормативно-правовых актов РФ, а так же знание принципов и навыки разработки актов образовательного учреждения. (см. схему 1).

Таким образом, выявленные нами сущность и структура НПК педагога стали теоретической основой разработки модели формирования НПК у студентов педагогического вуза и работающих учителей.

Формирование НПК в работе рассматривается как неотъемлемая часть общего процесса становления профессиональной педагогической компетентности преподавателя, где целенаправленное изменение внутренней структуры профессионально-педагогической компетентности и внешних форм ее проявления приводит к возникновению новых качественных состояний, основой которых выступает диалектическое единство возможного и действительного, а также саморегулирующийся процесс, т.е. внутренне необходимое движение «самодвижение» педагога от наличногоуровня профессиональной компетентности до более высокого в соответствии с этапами данного процесса.


Схема 1.-Структура НПК педагога


Библиографический список
  1. Безукладникова И.В. Правовая компетентность учащихся и условия ее формирования. http://innvik.ucoz.ru/index/0-40 дата обращения 09.10.2010
  2. Фирсов Г.А. Формирование правовой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки. Калининград, ГОУ ВПО РГУ им.И. канта, 21 с., 2005
  3. Юрасюк Н.В. К вопросу о формировании правовой компетентности современного специалиста / Н.В. Юрасюк // Современные технологии в российской системе образования (май 2008; Пенза): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2008


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нуриахметова Надия»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация