УДК 9

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ О ЛОКАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ В ДЕРЕВНЕ ТИХОНОВО ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВОСЛАВНЫМ ХРАМОМ

Кучинов Артемий Михайлович
Московский Государственний Университет имени М. В. Ломоносова
Студент Факультета Политологии, член Молодёжного Отделения Российской Ассоциации Политической Науки

Аннотация
В данной статье описывается историческая память и общественная мысль о локальных событиях в деревне Тихоново Гусь-Хрустального района Владимирской области, связанных с православным храмом.

Ключевые слова: Гусь Хрустальный, деревня Тихоново


HISTORICAL MEMORY AND THE PUBLIC THOUGHT ABOUT LOCAL EVENTS IN THE VILLAGE TIKHONOVO GUS CRYSTAL VLADIMIR REGION ASSOCIATED WITH THE ORTHODOX CHURCH

Kuchinov Artemiy Mihaylovich
Moscow State University
Student of the Faculty of Political Science, a member of the youth branch of the Russian Association of Political Science

Abstract
Article is about historical memory and the public thought about local events in the village Tikhonovo Gus Crystal Vladimir region associated with the Orthodox church.

Рубрика: История, Политология, Психология, Религия, Социология, Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Кучинов А.М. Историческая память и общественная мысль о локальных событиях в деревне Тихоново Гусь-Хрустального района Владимирской области, связанных с православным храмом // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/03/774 (дата обращения: 27.05.2017).

На практике получается, что локальная история д. Тихоново и её окружения именно после 1917 г. является наиболее ангажированной и замифологизированной. Так происходит ввиду того, что ещё живы люди, для которых принципиально важна не столь историческая правда, сколько оставить о себе лучшую память, улучшить свой имидж и т. д. Здесь же мы испытываем недостаточность документальных источников в связи с тем, что многие из них до сих пор остаются в ограниченном доступе. Сейчас автор настоящего исследования работает в Государственном Архиве Владимирской Области (ГАВлО), Государственном Архиве Ивановской Области (ГАИО) и Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ). Существующие источники в виде живой памяти и публицистических статей часто бывают очень заангажированными и конъюнктурными. Наличие большого количества публицистических ненаучных статей, низкокачественных газетных и краеведческих текстов препятствует лучшему научному осмыслению тех или иных событий.

В этой связи интересно исследовать взаимосвязь реально происходивших событий с мифологемами исторической памяти и человеческими воспоминаниями. Мифологемы хоть и не всегда отражают реально происходившее, но нельзя их просто обходить вниманием – по ним можно определять наличие тех или иных стереотипов, идеалов, потребностей в то или иное историческое время, они напрямую показывают историю мысли.

Необходимо отдельно упомянуть о соотношении категорий «историческая память», «общественная мыль», воспоминаний тех или иных конкретных лиц и реально происходивших событиях.

Психологическая наука позволяет понимать, что восприятие, в том числе восприятие исторического прошлого, носит творческий характер. Воспринимая информацию о современном или прошлом, человек приписывает действующим лицам те или иные нужные для мыслителя качества, иногда создаёт для себя не существовавших исторических персонажей, забывает  что-либо не интересующее его в данный момент, создаёт стереотипы о не происходивших на самом деле событиях. Картина исторического прошлого в массовом сознании всегда так или иначе отличается от реально происходивших событий.

Информация как в массовом, так и в индивидуальном сознании состоит, так или иначе, из определённого количества стереотипов, составляющих воспоминания людей о тех или иных событиях, явлениях и процессах. Эти стереотипы могут как отражать, так и искажать информацию о реально происходивших событиях.

Те стереотипы-воспоминания, которые более устойчиво укореняются в групповом сознании, являются материалом для исторической памяти. Историческая память – это очень динамичное, постоянно развивающееся явление. Информация в исторической памяти ни в коем случае не является неизменной, статичной, она постоянно меняется и искажается, проходя через разные поколения.

Общественная (в т. ч. политическая, социальная, экономическая и т. п.) мысль отличается от исторической памяти тем, что она обращена не в прошлое, а на объяснение современных мыслителю событий, прогнозирование и конструирование будущего. При этом общественная мысль всегда связана с исторической памятью.

Границы между исторической памятью, общественной мыслью и человеческими воспоминаниями в нашем случае, очень размыты. Многие стереотипы об их прошлом, которые встречаются у многих местных жителей часто и для обыденного сознания не вызывают сомнения, мы в этой статье назвали исторической памятью. Те стереотипы, которые пока ещё не закрепились настолько устойчиво, мы называли воспоминаниями. Однако, многие воспоминания в последнее время имеют тенденцию к закреплению в исторической памяти. Стереотипы о настоящем и будущем, закреплённые в общественном сознании, встречающиеся у жителей деревни, мы приняли за общественную мысль.

В исторической памяти деревни в 2009 г. (при запросе на восстановление храма в Тихоново) находилось довольно большое количество стереотипов о неблагополучных личных последствиях лиц, причастных к разрушению храма. Согласно общественной мысли местных жителей, у мужчины, выполнявшего поручение по уничтожению ценностей искусства в храме, нарушилось психофизическое состояние, его повело в припадок веселья, он начал танцевать около церковного здания вприсядку. После этого у него отнялись ноги, и в дальнейшем он не смог ходить.[1] Это, по локальной памяти, был первый, случай, когда Бог наказал богоборцев за свои дела.

Согласно памяти, после коллективизации сельского хозяйства в 1929 г. люди практически не знали свободного времени, постоянно были заняты сельскохозяйственными работами, не было времени даже поговорить. Нормы продукции, которые следует сдать, были слишком высоки для неплодородной территории, из-за нехватки зерна не неслись куры.[2] В памяти людей сохранились факты о самых разных неожиданностях жизни в 1930-е гг.: арестовать могли за то, что кто-то имеет на одну-две больше коров, лошадей, коз, кур, гусей, уток, свиней, плодовых деревьев или распаханной земли или просто за какую-либо частушку о государственном руководстве того времени. Согласно памяти, 1929 г. были раскулачены местные помещики Арефьевы, которые переселились в Ильичёво, Шевертни, Мокрое, зажиточные крестьяне (по терминологии тех лет – «кулаки»)  Ильичёвы приселились в посёлок Ильичёво, крестьяне Шуваловы – в «Шуваловские выселки» (имеют ввиду совр. пос. Тасино) южнее Избищ.[3] В свою очередь, интересно, что ныне установлено, что пос. Тасино существовал с 1913 г.[4] Шуваловы не являются его основателями, как думают местные жители[5]. Однако стереотип о Шуваловых как значимых в истории пос. Тасино фигур должен отражать их положительную роль в каких-либо других событиях истории Тасино.

Сегодня местные жители говорят, что заставить людей не ходить в церковь было невозможно: люди помнят, как напротив храма в д. Тихоново под липой был сельсовет, из которого на колокольный звон выходил председатель и запрещал священнику звонить, а тот продолжал, никакие слова руководства на общественность не действовали. Трудно на данный момент установить, отражают ли такие стереотипы реальные события, однако не должна быть обойдена вниманием версия о том, что такие данные могут быть попыткой прикрыть своё участие в атеистических действиях в советское время и угодить современным тенденциям в общественных этических предпочтениях относительно религиозности. Ситуационный анализ происходивших в 2009-2012 гг. событий позволяет предположить, что жители Тихоново религиозны или атеистичны лишь в зависимости от стереотипов, устанавливаемых общественными тенденциями (модой) на данный момент.

Согласно исторической памяти, в 1929 г. были сброшены 6 из 7 колоколов. Жители помнят, как в 1932-1933 гг. муниципальные власти обещали жителям Тихоново премии в случае, если крестьяне закроют церковь. На них действовали обманом: подавали бланки для подписей и говорили, что это сбор подписей за премии. Местные жители помнят, как в то время в Тихоново было много безграмотных и малограмотных (даже председатель сельсовета Дуня не умела читать и писать, но сумела расписаться «крестиком»), и они не могли прочитать, что это на самом деле не подпись за премию, а за закрытие церкви. Крестьяне, конечно же, расписывались, кто, как мог, но премий не получили.[6] Этот рассказ кажется наиболее правдивым.

В 1930-е гг. настоятелем храма в Тихоново был протоиерей Флоринский Николай Иванович (по другим данным – Васильевич).[7] Он родился в 1883 г. в селе Кибол Суздальского уезда Владимирской губернии (ныне Суздальский р-н Владимирской обл.). Согласно воспоминаниям людей, однажды он пришёл в школу вести Закон Божий, его туда не пустили, объясняясь тем, что начальство запретило эту деятельность, на него оказывали сильное давление, издевались; что и стало причиной его вхождения в глубокую депрессию и алкоголизма. Некоторые местные жители до сих пор помнят, как после службы он напивался и пел «Бога нет, Бога нет!» 1 ноября 1931 года он был арестован и приговорён к ссылке на 3 года в Северный край. За эти три года церковь в Тихоново не работала.[8] Возможно, в 1934 г. отец Николай Флоринский вернулся в Тихоново, ведь, согласно исторической памяти местных жителей, до 1941 г. церковь работала.[9]

Служивший так же в это время в Тихоново диакон Ильичёв Иван Петрович, родившийся здесь в 1871 г., был арестован 4 ноября 1931 г. и приговорён к ссылке на 3 года в Северный край. Дальнейшая его судьба неизвестна.[10]

Православный приход с. Тихоново за свою историю успел дать и других деятелей церкви, пострадавших во время гонений. Денисова Ирина Тимофеевна родилась в Тихоново в 1882 г., произошла из семьи обеспеченных крестьян. Она являлась помощником старосты Покровской церкви в с. Пустоша Шатурского р-на Московской обл. В 1931 г. была раскулачена, её семье было дано «твердое задание» по всем видам заготовок, и за невыполнение его у них конфисковали лошадь, корову, домашнее имущество. За «невыполнение твердого задания» в 1933 г. была  арестована сроком на 8 суток и в 1935 г. была заключена на 2 года. 3 марта 1938 г. была арестована, 9 марта 1938 г. осуждена тройкой при УНКВД СССР по Московской области за антисоветскую пропаганду и приговорена высшей мере наказания – расстрелу. 3 марта 1938 г. была заключена в тюрьме г. Егорьевска Московской обл. 16 марта 1938 г. была расстреляна на Бутовском полигоне Московской обл., где и была похоронена. 31 июля 1989 г. реабилитирована.[11]

Следует отметить, что предыдущие исследователи исследовали дело Денисовой И. Т. и Пустошанское дело не достаточно подробно. Автор настоящей статьи исследовал следственные дела Денисовой И. Т. и Пустошанское дело по заданию православной религиозной организации г. Гусь-Хрустальный в декабре 2011 г., в данное время разбирает зафиксированные факты. Дело в том, что причинами для репрессий была вовсе не православная вера, а наличие в с. Пустоша в то время разных групп интересов, каждая из которых имела своих лидеров и стремилась привлечь к себе как возможно больше материальных ресурсов. Одна из таких групп была связана с православным приходом и единоличными крестьянами (по терминологии тех лет – «кулаками»), вторая – с колхозом и ВКП(б), на стороне которых всегда были государственные, в т. ч. правоохранительные органы. Законодательно в то время было узаконено использование церкви и её территории в нуждах колхоза, что тревожило религиозные чувства первой группы интересов, вынуждало её бороться с колхозным строительством и заниматься антисоветской деятельностью. Этот конфликт использовался при фабриковании Пустошанского дела.

Денисова И. Т. не является «малограмотной», как писали предыдущие исследователи.[12] Она весьма хорошо умела писать и читать, её сельскохозяйственная деятельность предполагает наличие необходимых математических знаний, судя по речам, которые она произносила или ей приписывали, она разбиралась в действиях власти, понимала опасности тоталитаризма и сталинизма в то время. Так же, предыдущие исследователи недостаточно описали ряд её достоинств, её трудолюбие, и особенности семейной жизни.

Иногда инициативы о разрушении тихоновского храма приписывают Сурковой Александре Ивановне, людям из д. Нечаевской, пос. Уршельского, с. Ерлекса, пенсионеру-инвалиду из Тихоново Вячеславу Мытареву, самим местным жителям в массе, местным православным людям, священникам, владимирской епархии, а так же существуют другие куда более абсурдные идеи. Здесь же становится ясно, что в таких случаях люди часто пытаются не описать реально существовавшие события, а оставить о себе хорошую память и свалить инициативу на неугодных себе лиц из прошлого. Ведь по другим данным, Суркова А. И. не занимала должностей, на которых она была бы уполномочена выпускать соответствующие распоряжения (была библиотекарем), а Мытарев В. не ходил ни на какие местные общественные и партийные мероприятия. Попытка вытеснять собственные неудачи, а так же аморальные действия, на соседей или жителей другого соседнего населённого пункта (часто пос. Тасинский, пос. Уршельский, г. Гусь-Хрустальный) при разговорах с резидентом из других регионов, свойственна многим местным жителям. Узнать же реальных инициаторов атеистического движения будет возможно только после обследования архивов.

В памяти устойчиво утвердился стереотип о том, что перед Великой Отечественной Войной (1941-1945 гг.) «Суркова А. И. приказала распродать на кирпич церковный забор за 20000 рублей, что тогда было довольно маленькой суммой и снести церковную сторожку». 2 декабря 1940 г. был расторгнут договор с местной общиной и 16 января 1941 г. гусевской райисполком окончательно закрыл церковь.[13] Опять же, проверить всё это станет возможно лишь только после обследования архивов.

Такие довольно сложные отношение – наличие договоров с общиной, продажа забора, говорят о возможном сходстве Пустошанского дела и Тихоновского дела и о наличии сотрудничества церкви и власти. Полностью подтвердить или опровергнуть станет возможно только после обследования архивов, но существующие стереотипы интересны в плане исследования коммуникаций в деревенских малых группах и искажений исторической памяти.

Относительно устойчив другой стереотип – о том, что долго шли поиски людей из Тихоново, которые согласились бы спилить кресты и сбросить последний (самый большой) колокол, но когда председатель сельсовета Фёдор Андреев по прозвищу Американец родом из Золотково понял, что искать волонтёров среди жителей Тихоново и окрестностей бесполезно, он нанял трёх мужчин из пос. Уршельский для этих целей. Снова мы видим попытку вытеснить свои проблемы на резидентов из других соседних населённых пунктов. Согласно более редкому стереотипу, при этом местные жители пытались сопротивляться: они подходили к церкви, отговаривали богоборцев, но физическое сопротивление они оказать не могли: мужчины ушли на войну, в деревне остались только женщины, дети и инвалиды. Во время спиливания они не раз падали, двое из них и сам Американец умерли менее чем через год. Третий же в дальнейшем раскаялся.[14]

Согласно исторической памяти людей, для того, чтобы попасть на службу, жители ходили 22 кмпешком в церковь Ильи Пророка в с. Палищи, а с 1944 г. – 16 км в с. Ерлекс, в церковь Троицы Живоначальной. Храм в Палищах не закрывался вовсе, а в Ерлексе – с 24 декабря 1940 г. по 1944 г.[15] Скорее всего, этот стереотип отражает реальные события, но несколько преувеличен.

Во время Великой Отечественной Войны фронт не дошёл до Владимирской обл., но согласно исторической памяти, около р. Тасы на границе с Шатурским р-ном Московской обл. вражеские самолёты бомбили поезда с нефтью.[16]

Внешний вид храма в 1960-е гг.

Внешний вид храма в 1960-е гг. Фото М. Д. Мурычева

Внешний вид храма в 1960-е гг. Фото М. Д. Мурычева.

Внешний вид храма в 1960-е гг. Фото М. Д. Мурычева.

Внешний вид храма в 1960-е гг. Фото М. Д. Мурычева

Внешний вид храма в 1960-е гг. Фото М. Д. Мурычева

Внешний вид храма в 1960-е гг. Фото М. Д. Мурычева

Внешний вид храма в 1960-е гг. Фото М. Д. Мурычева

Согласно исторической памяти, во второй раз настоятеля арестовали вместе с родственниками (жена Ольга Павловна, Клавдия Павловна, 6 детей), 4 из 6 домов членов притча были розданы на дрова. Здание храма запустело. С этого момента в Тихоново больше не совершалось регулярных богослужений.

В то время клубу в Тихоново требовался ремонт и его начальнику Мурычевой Валентине Фёдоровне предлагали приспособить церковь под танцы, но она твёрдо отказывалась, так как была человеком верующим и настойчиво говорила, что нельзя танцевать там, где совсем ещё недавно молились и отпевали усопших. В наказание за это её послали выполнять самую грязную работу в колхозе: на уборку клеток для коров. Там её невзлюбил один бык, о чём сейчас она рассказывает с усмешкой.[17]

Согласно исторической памяти, в апреле 1962 г. колхоз «Большевик» с центром в Нечаевской разместил в храме «склад №3». Там хранили запчасти для тракторов, электрощиты, газовые баллоны, зерно, овощи, сельскохозяйственную химию, на пол насыпали соль, которая разъела кирпичную кладку. В церковное здание были проведены телефонная связь и электричество. В храме стояли холодильники для охлаждения молока, в деревянной сторожке разместили маслозавод, в доме священника – ветеринарный пункт.[18]

Согласно исторической памяти, в 1967 г. или в 1950-х гг. по приказу  Сурковой А. И. (о сомнительности этого положения см. выше) несколькими домкратами снесли колокольню для того, чтобы сложить кирпичные печи на стекольном заводе в пос. Уршельский. Но кладка была скреплена очень прочно и использовать колокольню для строительства стало невозможно: 3 уровня башни рассыпались на глыбы и в крошку. При сносе колокольни от вибрации разбились все стёкла в храме и в соседних домах, на левой и на некоторых других стенах храмового здания образовались трещины, свод с куполом и кирпичная конструкция под ним упали внутрь, проломили пол, прошли в подвал, частично обсыпалась штукатурка с фресками. Тогда же была снесена одна из четырёх внутренних колонн.[19] Версия о том, что развезены тракторами, опровержена очевидцами.[20]

В исторической памяти Тихоново о 1960-х гг. сохранились воспоминания о самых страшных делах: иконами топили печи, их сдавали детям на плоты, а они на них катались летом по реке и зимой по снегу. Для того, чтобы люди (и дети тоже) не могли входить в храм, спасти каким-нибудь образом иконы и утварь, его закрыли на замок, окна забили иконами таким образом, что при попытке проникновения внутрь люди прыгали на иконы, на которые были набиты гвозди. Могилы на кладбище переворачивали тракторами, по кладбищу ездили на мотоциклах. Все мебель, престолы, жертвенник, предметы культа были растасканы быстро и неожиданно.[21]

Получившийся строительный мусор от колокольни пришлось использовать для подсыпания дорог в пос. Ильичёво, в д. Тихоново и Ягодино. Здание начало разрушаться и постепенно приходить в аварийное состояние. По современному состоянию храмового здания даже без специальной подготовки можно понять, что нормы эксплуатации здания колхозом «Большевик» никогда не соблюдались.

Жители Тихоново считают, что они даже во время богоборчества были верующими и патриотичными: иногда белили и штукатурили здание от имени колхоза (там храм числился как «склад №3»). Кроме того, даже в атеистическое время, сотрудники колхоза «Большевик», живущие в Тихоново помнят, как, высылали продукты бедным монахам из монастырей. Верным можно считать память о том, что ношение крестиков всюду преследовалось, а люди всё равно носили их в кармане одежды, в обуви, зашивали детям в зыбку (региональное слово – кровать для детей) и в другие незаметные места.[22]

Очень противоречивыми представляются стереотипы о смерти Сурковой А. И., с личностью которой часто связывают разорение прихода в Тихоново. Люди думают, что в её дом в д. Нечаевской ворвались люди, которые её изнасиловали и насмерть зарезали. Это станет возможно проверить, доказать или опровергнуть только после окончания 70-тилетнего срока после смерти А. И. Сурковой. Люди думают, что жители (в том числе очень верующие) д. Аббакумово, с. Ерлекса, пос. Уршельского, г. Гусь-Хрустального, причастные к разрушению храма, одинаковым образом были насмерть сбиты автомобилями, мужчина, бросавший иконы в реку, лишился руки, даже их собака, существо, лишённое души с точки зрения православия, после входа в храм живой не осталась. Такие данные тоже необходимо проверять на архивных данных, но срок их ограниченного доступа пройдёт ещё не скоро.

Затем председателем сельсовета стал Горшков Аким Васильевич, родившийся в дер. Нармуч, бывший убеждённым сторонником коммунистической идеологии во всех отношениях. Его жители д. Тихоново и Нечаевской наделяют положительными качествами: считают, что при нём заметно выросло и расцвело Тихоново, развивалось сельское хозяйство, строились новые дома с газовым отоплением, куда он поселял тружеников со всего СССР, в 1970-е гг. была заасфальтирована дорога в село. Но при нём с церковью ничего не делалось.

Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, председатель колхоза «Большевик» Горшков А. В. (1898-1980) оставил нам несколько своих печатных произведений, по которым мы можем судить об имевших место в 1960-е – 1970-е гг. тенденциях и процессах в общественной мысли. Среди этих произведений – его автобиографический роман «Разбег»[23], который иногда перепечатывался в другие издания. В том числе его произведение было перепечатано в серию «Библиотечка о проекте Примерного Устава колхоза», где называлось «Школа коммунизма для крестьянства»[24]. Это достаточно уважаемое издание, там помимо Горшкова А. В. печатались представители советской экономической науки и министр сельского хозяйства Флорентьев Л. Я.

По тексту произведения мы можем понять не только отношение советской деревни к религии и церкви, но и причины крушения самой советской идеологии, советской идентичности и даже видим предпосылки распада Советского Союза. Несмотря на то, что в основном, автор описывает в своей книге отделение колхоза «Большевик» в дер. Нечаевской, большая часть информации об общественной мысли и исторической памяти тех лет, описанная в книге, актуальна и для Тихоново.

Это произведение демонстрирует яркую приверженность людей к коммунистической идеологии, главным идеалом показывался труд. С самого начала автор романа обозначает свою приверженность колхозу, писал свой труд в 75, а 45 своих лет отдал колхозному строительству[25], что колхоз «стал школой коммунизма для крестьянства».[26] Однако, при этом в общественной мысли людей было много стереотипов, отражающих их враждебное отношение к некоторым социальным категориям. Вот что пишет А. В. Горшков: «В колхозе мы постигали науку ненависти к последнему эксплуататорскому классу в стране – кулачеству, науку борьбы с врагами и в итоге сумели победить их»[27] (выделено мной – А. К.). Такие слова могли появиться только при одном условии – наличие в обществе зависти, обиженности, жадности, значит – неудовлетворённости.

В исторической памяти того времени было очевидно негативное и иногда враждебное, навязанное пропагандой, восприятие истории до 1917 г.[28] В главе «Страницы истории» он пишет, что «в старину Мещёру не случайно называли медвежьим углом»[29]. Постоянно автор обходится без указания дат, статистики, а при приведении каких-либо цифр на источник не ссылается. Мы делаем вывод о том, что в исторической памяти и общественной мысли деревни того времени присутствовало весьма туманное и мифологизированное представление о дореволюционном прошлом, а период после 1917 г. исследовался с большим вниманием. Вот что пишет автор о дореволюционном быте местных жителей: «Примитивным был и внутренний вид избы. Почти треть её занимала огромная печь, в которой женщины готовили пищу для своей семьи и пойло скоту. В печках даже мылись. Вдоль стен располагались лавки и скамейки. В углу задней стены пристраивались нары и полати. В переднем (красном) углу выделялись стол и иконы. В избах бедняков по вечерам горели берёзовые лучины, поэтому потолки и стены были прокопчены до блестящей черноты, которая не смывалась даже горячей водой»[30]. На самом же деле, нельзя думать, что 1917 г. или время колхозного строительства – это некие моменты, когда такая жизнь прекратилась, ведь известно, что сходные бытовые условия сохранялись в большинстве домов Тихоново до 1960-х гг., а бывает, что дома со сходными бытовыми условиями встречаются до сих пор и редкостью не оказываются. Однако же, несмотря на то, что культ революции сейчас закончился, такие стереотипы негативно влияют на историческую память местных жителей, их идентичность и самосознание, что способствует социокультурному кризису и ухудшению имиджа региона.[31] Не вызывает сомнений, что неправильно приведены данные о степени благополучия местных жителей «Крестьяне носили самотканную одежду: холщовые рубахи и штаны, обувались в лапти. Питались очень скудно: белого хлеба почти не видали, да и ржаного-то не хватало. Жили в основном на картошке, капусте, квасе и грибной похлёбке, короче говоря, впроголодь»[32]. Сходный быт реально существовал не только в дореволюционное время, но и именно во время колхозного строительства и долго после него.

Откровенно сфальсифицировано представление о дореволюционном досуге в местной деревне. Про молодёжь своего времени Горшков А. В. писал «Жители современной деревни, особенно молодёжь, – это не прежние грубые мещеряки, которые как в шутку говорили, и щи-то хлебали лаптем. В нашей лесной стороне, когда-то не знавшей иного веселья, кроме пьянства и дебошей, ныне люди для удовлетворения возрастающих потребностей стремятся как можно лучше использовать свободное время».[33] Такие предрассудки не согласуются с дореволюционными историческими документами. Напротив, объективно, социокультурное благополучие местных деревень ухудшилось после появления здесь новых благ вроде водопровода и электричества, в дореволюционной деревне требовалось больше сил, что объективно не позволяло устраивать здесь «веселье», «пьянство», «дебоши» и т. д. Неправильно автор называет местных жителей мещеряками, т. к. слабоизученные древнефинские и тюркские племена, возможно проживавшие здесь до XVII в., ко XVIII-XIX вв. уже были ассимилированы русскими переселенцами и идентичности «мещёра» по этническому принципу не существовало.

Автор пишет, что из-за неплодородия местной почвы предки местных жителей тех лет отходничали[34], что верно, судя по дореволюционным исследованиям локальной истории и историческим документам. Однако факт о том, что перед революцией неграмотными были 69% мужчин и 72% женщин[35], требует дальнейшей проверки.

Следующий стереотип массового сознания тех лет объясняет неудачу попытки восстановления храма в Тихоново в 2009-2012 гг.: «А как ловко притесняли, эксплуатировали и обманывали простой сельский люд царские сатрапы, купцы-мироеды и местные торговцы, да попы, которые тонко затуманивали беднякам сознание. Бедняки всю жизнь были у них в долгу».[36] Мы делаем вывод о том, что в массе своей население было атеистичным, хотя и были исключения.

Ещё одна цитата объясняет наличие жадности и зависти в массовом сознании того времени: «Их [дореволюционных крестьян] уделом были нищета, грязь и бескультурье. Мой отец два десятка лет батрачил у богатого мельника. Работа у него была каторжная, почти круглосуточная, и единственной его отрадой в жизни были минуты мечтательных раздумий. Мечтал он скопить деньжонок и поставить на юру, рядом со своей деревней, хотя бы двухкрылую мельницу, но так и умер, как и другие батраки, в бедности и горе»[37].

Автор пишет, что во время революции ему было 18 лет, «она-то и изменила судьбы простых людей».[38] Автор пишет о своём участии в Гражданской Войне «Лично мне довелось сражаться против Колчака и Деникина, работать в ЧК и судебно-следственных органах, разоблачать врагов Советской власти – спекулянтов, нэпманов, вредителей»[39]. Снова мы видим попытки найти врагов, что является сигналом неудовлетворённости населения какими-то благами в деревне в то время. Автор много пишет о колхозном строительстве, но ввиду конъюнктурности изложение фактов в его тексте требует проверки: «Мещёрские сёла тоже бурлили тогда, как в дни революции. На собраниях бедноты стоял один вопрос: организация колхозов», куря самосад, мужики слушали Горшкова А. В. на собраниях, он был избран в председатели колхоза как самый грамотный и т. д.[40] При этом, как всегда автор пишет о каких-либо социальных категориях, мешавших ему заниматься колхозным строительством: «Кулаки, враги пророчили гибель»[41], «Становление колхоза было нелёгким ещё и потому, что нередко давала себя знать частнособственническач психология. Отдельные лица оказались маловерами, испугались трудностей и сбежали от нас»[42].

Интересно наблюдать не только историческую, но и территориально-региональную идентичность в произведении Горшкова А. В. Здесь нет никаких упоминаний о «советском народе», «мировым пролетариате», «международном коммунистическом движении» и т. д. При описании местонахождения своего колхоза автор пишет, что он находится в европейской части России[43], в части Российской федерации.[44] Уже в то время существовала мифологема в массовом сознании, отражающая идентичность местного сообщества с «Мещёрой» – территорией на пересечении Владимирской, Рязанской и Московской областей. Автор подробно описывает её природу, говорит, что о ней писали Есенин, Пришвин, Паустовский; её рисовали Левитан и Шишкин.[45] После строительства асфальтированных дорог идентификационная единица «Мещёра» сузилась до некоторых частей Гусь-Хрустального района.

Совсем в иных красках Горшков А. В. пишет о послереволюционной эпохе в местной истории: «В колхозе мы учились коллективизму, сплочённости и дружбе; учились работать в тесном союзе с рабочим классом на себя, на своё советское общество, работать не по принуждению, а по велению сердца, по совести; учились преодолевать старые привычки и обычаи, превыше всего ценить не частнособственнические, личные, а общественные интересы, учились новой культуре, жить по законам новой морали – словом, учились практически строить социализм, как завещал наш вождь и учитель Владимир Ильич Ленин».Хвалил здесь автор и коммунистическую партию.[46]

Автор рисует коллективизацию в лучших чертах: «Коллективизация упрочила завоевания Октябрьской революции, вывела деревню на новый, социалистический путь, ещё больше украсила союз рабочего класса и крестьянства, явилась одним из важнейших факторов победы над гитлеровскими захватчиками»[47]. В связи с тем, что такая информация лишь частично верна в плане прогрессивности коллективизации, мы можем предположить, что публикации и пропаганда вроде Горшкова А. В. и были одной из причин идентичностного и социокультурного кризисов в советской деревне, которые и стали предпосылкой для краха советской экономики и общественного строя. При том, что внимание советских людей было обращено на экономический прогресс и советскую идеологию, в критические моменты во время неудач в советской деревне, внимание было обращено именно на эти же самые объекты – экономические пороки и несовершенства общественного строя.

Автор хвалит свой колхоз «Большевик», пишет, что «это укрупнённое высокоразвитое механизированное многоотраслевое хозяйство. Помимо агрогородка в Нечаевской, он вобрал в себя ещё двенадцать деревень с вековой биографией – ту же Нармучь, Головари, Дёмино, Суслово, Синцово, Тихоново, Избищи, Ягодино и другие»[48]. Конкретно о Тихоново Горшков А. В. писал, что здесь были реконструированы школа с интернатом, больница, завершалось строительство колхозного санатория на 50 мест, об открытии которого вёлся разговор ещё в довоенные годы. За год в санатории проходило 6000 колхозников.[49]

В то же время по произведению Горшкова А. В. мы понимаем, что в то время в советской деревне росла заинтересованность в личной материальной выгоде от труда, был запрос на переход к рыночной, мелкобуржуазной экономике. Автор часто оперирует такими рыночными категориями, как «прибыль», «спрос», «доход», обращает внимание на подсобные промыслы.[50] Он пишет, что заработок колхозного крестьянина в то время был от 100 до 300 рублей, не считая подсобного хозяйства.[51]

Председатель колхоза писал о «кукурузной революции»[52] (кукрузной эпопее), о том, что во времена Горшкова А. В. в деревне было 8-милетнее образование[53], в колхозе «Большевик» студенты Московской Сельскохозяйственной Академии имени К. А. Тимирязева проходили практику.[54] Для решения проблем и противоречий, которые в то время были, существовали партийная, профсоюзная и комсомольская организации.[55] В 1967 г. колхоз «Большевик» был награждён орденом Трудового Красного Знамени.[56]

Несколько иным кажется произведение другого местного жителя. Согласно данным общественной мысли, самые первые надежды на то, что храм придет в нормальное состояние, появились в 1980-е гг., что связано с тем, что тогда «между церковью и государством началось потепление». В 1986-1989 гг. учитель истории тихоновской школы (возможно сын диакона) Иринарх Васильевич Савельев выпустил историко-краеведческий очерк «История Тихоново» в четырёх экземплярах, где, в том числе было многое написано о церкви, где он об этом говорит.[57]

То произведение, вне сомнения, демонстрирует недостаточно критичный подход к источникам исследования, много информации из живой памяти людей и публицистических газетных и журнальных статей там не подвергаются проверке. Однако, в той рукописи есть достаточно много интересной информации об общественной мысли и исторической памяти д. Тихоново в 1986-1989 гг. – восприятии локальных исторических событий, территориально-региональной идентичности. Из текста произведения мы видим симпатии жителей д. Тихоново к периоду их истории в 1917-1970-е гг., Горшкову А. В., люди пытались найти себе предшественников из Раннего Средневековья. Например, легендарных «основателей д. Тихоново, Избищи и Ягодино» бобылей Тихона, Филина и Гордея Савельев И. В. отнёс к XI-XII вв., при том, что они жили значительно позже. Прогрессивным можно считать некоторые черты методологии анализа общественного процесса в той рукописи, вобравшие в себя подходы лучшей российской историографии – анализ климатических, географический факторов, влияние на развитие деревни каналов коммуникаций – дорог и связи.

Парадоксальным можно считать то, что новая жизнь храма началась в условиях крайнего социокультурного и идентичностного кризиса. В 1990-е гг. колхоз «Большевик» закрылся, на его материально-технической базе были образованы СПК (Сельскохозяйственный Производственный Кооператив) «Тихоновский» (в д. Тихоново, председатель – Дрохин Юрий Данилович), СПК «Имени Горшкова А. В.» (в д. Нечаевской) и СПК «Аббакумовский» (в д. Аббакумово). Храм и кладбище перешли в муниципальную, дом священника – в частную собственность. С тех пор храмовое здание не числится на балансе сельскохозяйственного предприятия Тихоново.

Согласно памяти, на собрании СПК «Тихоновский» жители Тихоново и его окрестностей решили возродить церковь. Всё, что хранилось внутри здания, было ненужным ввиду отсутствия целеустремлённой деятельности у предприятий в то время. Согласно воспоминаниям людей, сотрудники СПК и жители многих деревень вынесли всё нецерковное содержимое. Многие, вывозившие весь этот, как сами называют, «хлам», первыми прочувствовали горестную участь храма изнутри и, не сдерживавшись, плакали. Жители Тихоново думают, что на уборку храма приходили люди всех возрастов от трёх лет. Иногда говорят, что здание было разделено на комнатки для складывания разных вещей, было заставлено полностью, среди них был только двадцатисантиметровый проход от двери до алтаря. Мусор вывозили на трёх тракторных телегах на свалку на продолжении улицы Декабристов. Люди замазывали трещины в стенах храмового здания цементом, ломали внутренние перегородки, построенные колхозом «Большевик».[58] Не вызывает сомнение преувеличенность таких стереотипов в связи с тем, что люди так говорили в случаях, когда им предлагали продолжить восстановление храма, они пытались приукрасить степень своей озабоченности храмом. По событиям 2010-2012 гг. становится понятно, что жители не очень сильно заинтересованы в этой деятельности, на субботники в 2010 г. приходило очень небольшое количество людей, члены прихода бойкотировали многие решения Настоятеля. Однако некоторая часть информации о субботниках всё-таки является верной.

Церковное здание («Склад №3 колхоза „Большевик”») было преобразовано в молитвенный дом-часовню, начало обслуживаться Ерлексским приходом Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По большим церковным праздникам начал приезжать священник в храм и в деревни. Первые службы проводил настоятель Ерлексского прихода протоиерей Виктор Антонович Чиркунов. Почтальон Сидорова Нина Петровна организовывала субботники по уборке церкви и кладбища, СПК «Тихоновский» посадил цветы около колокольни. И после того, как люди убирались, стали лучше видны фрески. Тогда же и был освящён торфогрязелечебный родник в урочище Свиное Поле между пос. Тасино и д. Избищи, отец Виктор подарил храму несколько икон и аудиокнигу «Жизнь Иисуса Христа» в библиотеку д. Тихоново ЦБС Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл. Согласно общественной мысли, с целью попросить восстановления тихоновского храма почтальон Сидорова Н. П. ездила во Владимирскую епархию. Там отказывались содержать храмы в малонаселённых деревнях, которые не приносят епархии экономического дохода.

После отца Виктора священники в Ерлексском приходе по разным причинам часто менялись. Сначала епархия назначила архимандрита Стефана (Николая Чернявского), который умер силу своего возраста в 2005 г., затем служил его сын протоиерей Афанасий Чернявский, разбившийся на дороге в 2007 г. Тогда в Ерлекс был переведён протоиерей Александр Вячеславович Кондрушов из с. Дубасово, возглавляющий приход до сих пор.

Согласно показаниям местных жителей, в 2007 г. по их просьбе администрация Уршельского сельского поселения выделила средства на 6 листов оконного стекла, однако они были вставлены лишь в 2010 г.

19 августа 2007 г. в д. Тихоново в первый раз оказался автор настоящего исследования. Ещё тогда его крайне обеспокоило состояние церкви и факт о том, что она не восстанавливается и сбор средств на её реставрацию не организован. В 2009 г. начались более серьёзные попытки к восстановлению, которые в настоящее время встречают затруднения ввиду неопределённости местных жителей. Восстановлению храма препятствует ряд социокультурных факторов.

В настоящее время исторические исследования Тихоново должны продолжаться с учётом подхода через политологический и социально-психологический анализ исторической памяти и менее устойчивых воспоминаний местных жителей. Игнорировать пусть и неточные замифологизированные стереотипы, по нашему мнению, непродуктивно; но к ним должен быть критичный научный подход, а не просто их компилирование, как это было в предыдущих исследованиях, содержащих много фактических неточностей[59]. Мы надеемся, что в ближайшие несколько лет нам удастся высококачественно проанализировать многие вопросы политической и церковной истории Тихоново с использованием методов разных общественных наук – политологии (в т. ч. политической социологии и политической психологии), психологии (социальной) и социологии, применив весьма плодотворные предыдущие труды разных исследователей[60].

Список источников – данные живой памяти местных жителей:

Андрющенко А. Д., 2009.

Гусарова З. Я., 2009.

Гусева Г., 2009.

Дрохин Ю. Д., 2009.

Кишова В. В., 2009.

Клюев П. Т., 2009.

Круглова М. Т., 2009.

Кузнецова В. Д., 2009.

Мурычев А. Д., 2009.

Мурычев М. Д., 2009.

Мурычева В. Ф., 2009.

Сидорова Н. П., 2009.

Терехина Г. М., 2009.

Чижова (Заяева) Г. А., 2009.

Чиркунов В. А., прот., 2009.


[1] Гусарова З. Я., 2009.

[2] Андрющенко А. Д., 2009.

[3] Андрющенко А. Д., 2009.

[4] Владимирский губернский статистический отдел. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Предварительные итоги переписи по Владимирской губернии. Выпуск 2. Владимир: Губстатотдел, 1927. С. 92-93.

[5] Андрющенко А. Д., 2009.

[6] Мурычева В. Ф., 2009, Чистяков, А. А., Капкова, Н. С. Православные храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области [Текст] / А. А. Чистяков, Н. С. Капкова. Владимир : Транзит – ИКС, 2006. С. 78-79.

[7] Мурычева В. Ф., 2009, Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии [Неизданная рукопись] – Село Тихоново, 1986-1989. Т. 1. От далёкого прошлого до 1917 года. С. 36-41.

[8] Факультет Прикладной Информатики и Математики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Флоринский Николай Васильевич [В Интернете]. / Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. – Дата обращения: 1 январь 2010 г. – Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iYOjXdeKheCxyUeiUd8WgeC1Vee1j68si9001sy5g9NLUsy5Wc8jgfSid6C*i901V9d8ctOuhfe8iTcGZeu-yPrRn9XItBk*

[9] Круглова М. Т., 2009.

[10] Факультет Прикладной Информатики и Математики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Ильичёв Иван Петрович [В Интернете]. / Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. – Дата обращения: 1 январь 2010 г. – Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iYOjXdeKheCxyUeiUd8WgeC1Vee1j68si9001sy5g9NLUsy5Wc8jgfSid6C*i901V9d8ctOuhfe8iTcGZeu-yPrRn9X6sC**

[11] Факультет Прикладной Информатики и Математики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Денисова Ирина Тимофеевна [В Интернете]. / Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. – Дата обращения: 1 январь 2010 г. – Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcGUse0EdO0Ve8icse1ae8VyAn2iA1QiAHYsCLu2dOiUTaxXA0snC**

[12] Факультет Прикладной Информатики и Математики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Денисова Ирина Тимофеевна [В Интернете]. / Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. – Дата обращения: 1 январь 2010 г. – Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcGUse0EdO0Ve8icse1ae8VyAn2iA1QiAHYsCLu2dOiUTaxXA0snC**

[13]Андрющенко А. Д., 2009, Гусарова З. Я., 2009, Дрохин Ю. Д., 2009, Кишова В. В., 2009, Клюев П. Т., 2009, Кузнецова В. Д., 2009, Мурычев А. Д., 2009, Мурычев М. Д., 2009, Мурычева В. Ф., 2009, Сидорова Н. П., 2009, Терехина Г. М., 2009, Чижова (Заяева) Г. А., 2009.

Чистяков, А. А., Капкова, Н. С. Православные храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области [Текст] / А. А. Чистяков, Н. С. Капкова. Владимир : Транзит – ИКС, 2006. С. 78-79.

[14] Мурычева В. Ф., 2009, Чистяков, А. А., Капкова, Н. С. Православные храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области [Текст] / А. А. Чистяков, Н. С. Капкова. Владимир : Транзит – ИКС, 2006. С. 78-79.

[15] Андрющенко А. Д., 2009, Гусева Г., 2009, Кузнецова В. Д., 2009, Сидорова Н. П., 2009, Чистяков, А. А., Капкова, Н. С. Православные храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области [Текст] / А. А. Чистяков, Н. С. Капкова. Владимир : Транзит – ИКС, 2006. С. 78-79.

[16] Андрющенко А. Д., 2009, Гусева Г., 2009.

[17] Мурычева М. Д., 2009.

[18] Андрющенко А. Д., 2009, Гусарова З. Я., 2009., Гусева Г., 2009, Дрохин Ю. Д., 2009, Кишова В. В., 2009, Клюев П. Т., 2009.Кузнецова В. Д., 2009, Терехина Г. М., 2009.

[19] Мурычев А. Д., 2009, Мурычев М. Д., 2009, Мурычева В. Ф., 2009.

[20] Они же.

[21] Они же.

[22] Гусева Г., 2009, Кузнецова В. Д., 2009.

[23] Горшков А. В. Разбег. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. 96 с. (Творцы девятой пятилетки. Т. 3).

[24] Горшков А. В. Школа коммунизма для крестьянства. – Москва: Знание, 1969. 32 с. (Библиотечка о проекте Примерного Устава колхоза. Т. 2)

[25] Горшков А. В. Разбег. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. С. 5.

[26] Там же. С. 3.

[27] Там же. С. 3-4.

[28] См., например: Там же. С. 8.

[29] Там же. С. 9.

[30] Там же.

[31] Кучинов А. М. Влияние социокультурных традиций на имидж России [Текст] // Имидж России: город, регион, страна: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 1 ноября 2011 г. / Под ред. И.А. Василенко. — Москва: Издатель Воробьёв А.В.,2011. С. 34-38.

[32] Горшков А. В. Разбег. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. С. 10-11.

[33] Там же. С. 63.

[34] Там же. С. 10.

[35] Там же. С. 11.

[36] Там же. С. 12.

[37] Там же.

[38] Там же. С. 13.

[39] Там же.

[40] Там же. С. 13-15.

[41] Там же. С. 18-19.

[42] Там же. С. 23.

[43] Там же. С. 17.

[44] Там же. С. 6.

[45] Там же.

[46] Там же. С. 4.

[47] Там же. С. 4-5.

[48] Там же. С. 37.

[49] Там же. С. 45.

[50] Там же. С. 33, 47, 50.

[51] Там же. С. 60.

[52] Там же. С. 64.

[53] Там же.

[54] Там же. С. 66.

[55] Там же. С. 73.

[56] Там же. С. 77.

[57] Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии [Неизданная рукопись]: в 2-х тт. – Село Тихоново, 1986-1989.

[58]Кузнецова В. Д., 2009, Сидорова Н. П., 2009, Чиркунов В. А., прот., 2009.

[59] Кучинов А. М. Храм Воскресения Христова в Тихоново [Неизданная рукопись] – Москва, 2010. 73 с., Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии [Неизданная рукопись]: в 2-х тт. – Село Тихоново, 1986-1989, Чистяков, А. А., Капкова, Н. С. Православные храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области [Текст] / А. А. Чистяков, Н. С. Капкова. Владимир : Транзит – ИКС, 2006. 94 с.

[60] Тех же.


Библиографический список
  1. Владимирский губернский статистический отдел. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Предварительные итоги переписи по Владимирской губернии. Вып. 2. Владимир: Губстатотдел, 1927. 128 с.
  2. Горшков А. В. Разбег. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1973. 96 с. (Творцы девятой пятилетки. Т. 3).
  3. Горшков А. В. Школа коммунизма для крестьянства. – Москва: Знание, 1969. 32 с. (Библиотечка о проекте Примерного Устава колхоза. Т. 2)
  4. Кучинов А. М. Влияние социокультурных традиций на имидж России [Текст] // Имидж России: город, регион, страна: материалы научной конференции кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова 1 ноября 2011 г. / Под ред. И.А. Василенко. — Москва: Издатель Воробьёв А.В.,2011. С. 34-38.
  5. Кучинов А. М. Храм Воскресения Христова в Тихоново [Неизданная рукопись] – Москва, 2010. 73 с.
  6. Савельев И. В. История села Тихоново бывшей Ягодинской волости Судогодского уезда Владимирской губернии [Неизданная рукопись]: в 2-х тт. – Село Тихоново, 1986-1989.
  7. Чистяков, А. А., Капкова, Н. С. Православные храмы и приходы Гусь-Хрустального района Владимирской области [Текст] / А. А. Чистяков, Н. С. Капкова. – Владимир: Транзит – ИКС, 2006. 94 с.
  8. Факультет Прикладной Информатики и Математики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Денисова Ирина Тимофеевна [В Интернете]. / Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. – Дата обращения: 1 январь 2010 г. – Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcGUse0EdO0Ve8icse1ae8VyAn2iA1QiAHYsCLu2dOiUTaxXA0snC**
  9. Факультет Прикладной Информатики и Математики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Ильичёв Иван Петрович [В Интернете]. / Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. – Дата обращения: 1 январь 2010 г. – Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iYOjXdeKheCxyUeiUd8WgeC1Vee1j68si9001sy5g9NLUsy5Wc8jgfSid6C*i901V9d8ctOuhfe8iTcGZeu-yPrRn9X6sC**
  10. Факультет Прикладной Информатики и Математики Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Флоринский Николай Васильевич [В Интернете]. / Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. – Дата обращения: 1 январь 2010 г. – Режим доступа: http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iYOjXdeKheCxyUeiUd8WgeC1Vee1j68si9001sy5g9NLUsy5Wc8jgfSid6C*i901V9d8ctOuhfe8iTcGZeu-yPrRn9XItBk*


Все статьи автора «artemiy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: