УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК И ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Емельянов Олег Анатольевич
Пермский Военный Институт ВВ МВД России

Аннотация
Данная статья посвящена педагогической профилактике девиантного поведения военнослужащих внутренних войск и обеспечение надежности профессиональной деятельности.

Ключевые слова: девиантное поведение военнослужащих


PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF INTERNAL TROOPS AND ENSURING THE RELIABILITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Emelyanov Oleg Anatolevich
Perm Military Institute MVD Russia

Abstract
This article is about pedagogical prevention of deviant behavior of internal troops and ensuring the reliability of professional activity.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Емельянов О.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения военнослужащих внутренних войск и обеспечение надежности профессиональной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/03/722 (дата обращения: 27.05.2017).

Целенаправленное изучение военно-исторических документов дало представление о научной и практической деятельности российских полководцев, генералов и офицеров в области предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении русских воинов при ведении войн и сражений. Если обобщить и систематизировать эти представления в виде основных и характерных тенденций по рассматриваемой проблеме, то можно отметить следующие военно-педагогические взгляды и идеи: в военные походы не брать слабых, трусливых, ленивых, недисциплинированных, неподготовленных ранее воинов, неспособных выполнить боевые задачи (рассказ о военных походах князя Киевского Святослава [1, с.80-99].); в общении с простыми солдатами и ополченцами, обращениях к ним должна быть вера в правду их поведения, действий и поступков со стороны видных военноначальников, таких как А. Невский при разгроме немецко-шведских захватчиков («Не в силе бог, но в правде» [2, с.63-65].); обязательность привлечения православной церкви для подготовки молодых людей к службе, воспитания у них высокого духа русского воинства, веры в победу, крепкой дисциплины, сочетающей организованность, инициативу и храбрость (преподобный Сергий Радонежский и Дмитрий Донской в ходе борьбы с монголо-татарскими завоевателями [3, с.16-32].); законодательно оформленные Петром I положения о качественном отборе на государеву службу ратных людей, строгой ответственности призванных на службу за побеги с государственной службы («Кто зъбежит впервые, и его бити кнутом; кто зъбежит в другие, и его бити кнутом, да поместного окладу него убавити пятьдесят четвертей; а кто зъбежит в третьие, и его бити кнутом, да у него же отняти поместье и отдачи в раздачью»), суровые наказания за измену («Такова переезъщина казнити смертию»), кражу («Бити кнутом нещадно», «Кто на службе у кого украдет лошадь, и ему за тое татьбу руку отсечь» [4, с.113].); табель о рангах, определявшей обязательный порядок прохождения государственной службы («Кто выше своего ранга будет себе почести требовать .. – тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалованья», «Наказывать нахалов и тунеядцев» [5, с.486-493]; строгой ответственности и обязательности выполнения требований воинских уставов и учреждений к бою («За нарушения тотчас чинить воинский суд …»[6]); о важности добротной физической подготовки военнослужащих, силы, перенесения тягот воинской службы, декларируемые во времена Г.А. Потемкина и П.А. Румянцева («Научать, чтобы солдат хороший вид дать умел, брюха не выпячивал, не разговаривал, не дрожал, со вниманием слушал команды, с проворством и бодростью выполнял» [7]); основные постулаты в уникальной «Науке побеждать» А.В. Суворова (« … субординация, экзерциция, послушание, обучение, дисциплина, ордер воинский, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость, победа») [8]; армейские заметки генерала М.И. Драгомирова о недопустимости отступления военнослужащих от правильных норм поведения в мирное и военное время («Всякое отступление от этой нормы вредно, потому что внушает и солдатам, и начальникам превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от человека» [9, с.31]), важности воспитания и изучения молодых рекрутов («Он – рекрут – за редкими исключениями поступает в часть более или менее запуганным, и сразу наталкивается … на дела, совершенно для него чуждые. Он и рад исполнить, да не знает, что и как. К этому присоединяется тоска по Родине, жизнь по часам и среди чуждых ему людей.  Очень многое зависит от того, как его повести. Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении. Это специализирование происходит тем успешнее, чем рациональнее и мягче вводят рекрута в новую для него область и чем более сообразуются при этом с его свойствами» [10, с.7-15]); о необходимости реформирования военного управления и высшей военной администрации, решительной замены ретроградов думающими и талантливыми начальниками, умеющими работать с любыми призывниками; о борьбе с солдатской анархией, удалении из армии виновников военного позора, коренном изменении системы офицерского образования (М.О.Меньшиков); о целесообразности воспитания воинов, чтобы иметь право переступать кровь, готовых отдать покой, уют, семейное счастье, силы, здоровье во имя спасения и блага Родины.

Особое место в научном наследии Ф. Энгельса и В.И. Ленина, их практической деятельности занимали вопросы профилактики и перевоспитания допризывной молодежи. Ф. Энгельс неоднократно подчеркивал, что вся жизнь и поведение будущего военнослужащего будет строго регламентирована уставами и приказами, исключающими проявление у них негативных качеств личности, отклонений в поведении. В военном деле, писал он, необходим для каждого действия «определенный, установленный  уставом способ, при котором нужная цель может быть достигнута в возможно более короткое время и наиболее удобным путем. Всякое отклонение от приписанного способа неизбежно связано с нарушением порядка» [11, с.282]. Поэтому в действиях и поведении будущих военнослужащих не должно быть никаких отрицательных проявлений, не  должна допускаться небрежность. В этих случаях у них формируются положительные привычки, качества личности, которые очень важны в моральном плане. О том, как следует проводить эту работу, В.И. Ленин говорил в выступлении перед слушателями Свердловского университета, отправляющимися на фронт. «Каждый из вас, – указывал он, – должен уметь подойти к отсталым, самым неразвитым красноармейцам, чтобы самым понятным языком, с точки зрения человека трудящегося, объяснить положение, помочь им в трудную минуту, устранить всякое колебание, научить их бороться с многочисленными проявлениями саботажа, вялости, обмана или измены» [12, с.246]. Все это делает процесс профилактики и перевоспитания военнослужащих важным и нужным в армейских и флотских условиях. И «здесь нельзя отделаться декретом, надо терпеливо и умело подходить, и мы идем к этому и будем идти. Дело требует быть очень осторожными, но твердыми» [13, с.267].

Феномен отклоняющегося поведения выходит за рамки допризывного и призывного возраста, достаточно часто проявляется в армейских условиях и потому требует исследования механизма деформации личности воина на разных возрастных этапах ее развития. Основы поведения, заложены до призыва на армейскую службу и для того, чтобы грамотно в последующем управлять развитием личности военнослужащих по призыву, необходимо всем категориям офицерам воспитателям знать механизмы деформации поведения военнослужащего.

Надёжность неразрывно связана с работоспособностью, как системным свойством, образующимся в результате включения в деятельность.

Профессиональная надёжность характеризует воина по конечному результату его служебно-боевой деятельности по точности и своевременности его действий. Функциональная надёжность отражает устойчивость и адекватность организма в конкретных условиях деятельности. Обращая на себя тот факт, что личностные характеристики надёжности военнослужащего нормативность поведения и отсутствие нарушений. Понятие надёжности присутствует функция нормативности, соответствия правилам, нормам, предупреждения их нарушений и контроля соблюдения.

Н.Д. Брутовский  писал, что надёжность солдата это показатель казарменной нравственности, результат специально проводимой работы. В условиях казармы, т.е. повседневной жизнедеятельности, она заключается в недопущении им проступков, на которые его толкает казарменный быт и вредных воззрений, чему способствует неудовлетворительный информационный дефицит и вечерняя праздность «Развитие такого чувства… нам кажется вредным относительно благонадёжности воззрений [0, с. 17]. Обеспечение надёжности солдата поддержание внутреннего порядка, лежащее на ротной администрации, она «…играет первостепенную роль в поддержании казарменной нравственности; если эти люди хороши, то дурной элемент в роте, в лице неисправимых людей, находится под постоянным давлением будет, так сказать, обессилен». Если администрация роты подобрана правильно, то ротному командиру остаётся заняться исправлением «дурного элемента», а если это невозможно,   то «отнятием у них возможности делать проступки». «Дурной элемент» называл Н.Д. Брутовский  «ненадёжными» людьми.

Путь к достижению повышения надежности  предполагает педагогическое обеспечение в решении ряда промежуточных задач, находящихся по отношению друг к другу в четкой логической взаимосвязи. Иными словами, педагогической профилактики в обеспечении надежности профессиональной деятельности представляет собой распределенный во времени эволюционный процесс.

По сути дела речь идет о педагогическом сопровождении субъекта профессиональной деятельности и последовательном “наращивании” его надежности на сменяющих друг друга этапах его профессионализации: профессиональное самоопределение, а в случае необходимости и  профессиональный отбор; профессиональная подготовка; адаптация к профессиональной деятельности; наконец, самый длительный по времени этап регулярной профессиональной деятельности, предполагающий не только поддержание на требуемом уровне профессионального мастерства, но и его постоянное совершенствование.

Профессиональная подготовка, в процессе которой субъект, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой системой профессиональных знаний, умений и навыков.

Военная служба – это особый род службы, требующий определённого отбора людей не только по физическим данным, но и с точки зрения способности решать узконаправленную задачу. Особенно важно это, если речь идёт о выполнении служебно-боевых задач.

Следует отметить, что особая специфика служебно-боевой деятельности военнослужащих подразделений внутренних войск МВД России в современных условиях социально-политической обстановки связана с выполнением возложенных на них задач на собственной территории, среди соотечественников. Это, безусловно, оказывает существенное воздействие на психоэмоциональное состояние военнослужащих. В ходе выполнения боевых задач в районах вооруженных конфликтов на психику военнослужащих оказывает воздействие, особый фактор – опасность. В обстановке чрезвычайных ситуаций опасность может быть воспринята как опасность для воинского подразделения, выполняющего боевую задачу и для собственной жизни, когда объективно существует возможность ранения или гибели. Неожиданность появления опасности и ее внезапность усиливает психологическое воздействие на военнослужащего. Деятельность военнослужащих в условиях чрезвычайных обстоятельств зависит также от полученных впечатлений в районе несения службы, эмоциональных потрясений. В этих условиях военнослужащие подвержены действию сильных раздражителей. Таким образом, при подготовке военнослужащих подразделений внутренних войск к выполнению служебно-боевых задач можно добиться положительных результатов лишь тогда, когда их физическая и боевая подготовка сочетаются со специально-направленной психологической подготовкой.

Важным элементом военно-педагогического воздействия на лич­ный состав петровской армии была идея воинской чести, нашедшая отражение в уставах Воинском – 1716 года и Морском – 1720 года. «Солдат – есть- имя почетное. От последнего рядового в армии до первого генерала – всякий есть солдат». Солдаты и матросы при развернутом знамени давали торжественное обещание: “Служить вер­но, исправно и послушно, во всем так поступать, как честному, верному м послушному, храброму и расторопному солдату надлежит”. Таким образом прививалось чувство взаимовыручки в бою, высокого товарищеского долга перед сослуживцами, верного служения Отечеству[14].

Сложные служебно-боевые задачи, которые внутренние войска выполняют в крайне экстремальных условиях оперативно-служебной обстановки, часто, в условиях длительного отрыва от пунктов постоянной дислокации, усиливают воспитательную работу с военнослужащими на качественное решение войсками служебно-боевых задач, формирование, а также укрепление в их рядах здоро­вого социально-психологического климата, своевременное разрешение различных социальных проблем, формирование высоких нравственных качеств у военнослужащих.

Специальное предназначение внутренних войск вызывает целый ряд особенностей в их деятельности по сравнению с другими войсками, предъявляет некоторые специфичные требования к личности воина этих войск. Обычно в Вооруженных Силах межличностные отношения воинов, как правило, не выходят за рамки взаимоотношений внутри воинских коллективов, т. к. основным содержанием их повседневной деятельности является отработка учебной программы, участие в учениях, в обслуживании боевой техники и т. д. Во внутренних же войсках складывается специфичная обстановка. Охраняя порученный объект или выполняя службу по охране общественного порядка, военнослужащий войск вступает в определенные государственно-правовые отношения с гражданами, может предъявлять к ним при этом требования, предусмотренные законами и иными правовыми актами. Поэтому характер межличностных отношений воинов внутренних войск в процессе воинской деятельности расширяется: между ними складываются не только определенные взаимоотношения внутри воинской среды, но и оформляются взаимоотношения по линии: воин – гражданин, воин – сотрудник объекта. Постоянное общение солдат, сержантов и офицеров с гражданскими лицами предъявляет повышенные требования к воинам с точки зрения их воспитанности, аккуратности, четкости в действиях, вежливости, честности и надёжности.

В повседневной профессиональной деятельности офицерского состава закономерности находят свое отражение в принципах обучения, воспитания и перевоспитания военнослужащих, под которыми понимаются руководящие положения, ведущие идеи и выработанные правила, определяющие вопросы организации, содержания и методики учебно-воспитательной работы в части, подразделении. Такими принципами в данном элементе считаются:

  • обеспечения единства воспитания и обучения;
  • прочности достигнутых результатов обучения и воспитания;
  • сознательности, активности и самостоятельности.

В соответствии с вышеперечисленными характеристиками деятельности по обобщению и распространению передового опыта целесообразно полагать, что методами такой работы будут являться: анализ практической деятельности; пример; критика и самокритика и др.

Формы работы: открытые занятия по различным темам и вопросам служебно-боевой деятельности; Военные советы; собрания; совещания; научно-практические конференции; практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта; педагогические консультации; самообразование и др.

Средствами, привлекаемыми к деятельности по обобщению и распространению передового опыта могут быть все визуальные и технические средства используемые в интересах обучения и воспитания военнослужащих.

Процесс повышения эффективности педагогической профилактики девиантного поведения обеспечение надежности профессиональной деятельности в педагогике занимает важное место как отдельная категория и представляет собой процесс целенаправленной работы органов управления внутренних войск по систематическому анализу целевых установок, методики и результатов, обобщению и распространению передового опыта, эффективной войсковой практики военно-педагогической деятельности должностных лиц частей и подразделений, направленной на предотвращение, выявление и преодоления различных проявлений девиантного поведения у военнослужащих.


Библиографический список
  1. Брутовский Н.Д. О казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках (заметки ротного командира) Военный сборник, Спб № 121884 г, № 21985 г.
  2. Повесть временных лет / В кн.: Полн. Собр. Летописей. – СПб., 1820. – Т. 1 – С. 80 – 99
  3. Симеоновская летопись // Полн. собр. летописей. – СПб., 1820. – Т. 18. – С. 63 – 65
  4. Шамбинего С. Повести о Мамаевом побоище. – СПб., 1906. – С. 16 – 32
  5. Хрестоматия по русской военной истории. – М.: Воениздат, 1947. – С. 113
  6. Табель о рангах // Полн. собр. законов Российской империи с1649 г. – СПб., 1830. – Т. 6. – С. 486 – 493
  7. Учреждение к бою // Русский инвалид, 1891, № 97
  8. Строевой устав пехотной экзерциции. – СПб., 1764. – Гл. 8.
  9. Суворов А.В. Наука побеждать. – СПб., 1809
  10. Драгомиров М.И. Учебник тактики. – СПб., 1881. – С. 31
  11. Драгомиров М.И. Сборник оригинальных и переводных статей. – СПб., 1881. – Т. 2. – С. 7 – 15
  12. Энгельс Ф. Ротное строевое учение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 15. – С. 282
  13. Ленин В.И. Речь перед слушателями Свердловского университета, отправляющимися на фронт, 24 октября1919 г. // Полн. собр. соч. – Т.  39. – С. 246
  14. Ленин В.И. 9 съезд РКП (б) // Полн. собр. соч. – Т. 40. – С. 267
  15. Марченко М.Н. Петр Великий. Духовный элемент в военной и политической деятельности государя. – СПб. 1897.


Все статьи автора «Олег Емельянов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: