Целенаправленное изучение военно-исторических документов дало представление о научной и практической деятельности российских полководцев, генералов и офицеров в области предупреждения и преодоления различных отклонений в поведении русских воинов при ведении войн и сражений. Если обобщить и систематизировать эти представления в виде основных и характерных тенденций по рассматриваемой проблеме, то можно отметить следующие военно-педагогические взгляды и идеи: в военные походы не брать слабых, трусливых, ленивых, недисциплинированных, неподготовленных ранее воинов, неспособных выполнить боевые задачи (рассказ о военных походах князя Киевского Святослава [1, с.80-99].); в общении с простыми солдатами и ополченцами, обращениях к ним должна быть вера в правду их поведения, действий и поступков со стороны видных военноначальников, таких как А. Невский при разгроме немецко-шведских захватчиков («Не в силе бог, но в правде» [2, с.63-65].); обязательность привлечения православной церкви для подготовки молодых людей к службе, воспитания у них высокого духа русского воинства, веры в победу, крепкой дисциплины, сочетающей организованность, инициативу и храбрость (преподобный Сергий Радонежский и Дмитрий Донской в ходе борьбы с монголо-татарскими завоевателями [3, с.16-32].); законодательно оформленные Петром I положения о качественном отборе на государеву службу ратных людей, строгой ответственности призванных на службу за побеги с государственной службы («Кто зъбежит впервые, и его бити кнутом; кто зъбежит в другие, и его бити кнутом, да поместного окладу него убавити пятьдесят четвертей; а кто зъбежит в третьие, и его бити кнутом, да у него же отняти поместье и отдачи в раздачью»), суровые наказания за измену («Такова переезъщина казнити смертию»), кражу («Бити кнутом нещадно», «Кто на службе у кого украдет лошадь, и ему за тое татьбу руку отсечь» [4, с.113].); табель о рангах, определявшей обязательный порядок прохождения государственной службы («Кто выше своего ранга будет себе почести требовать .. – тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалованья», «Наказывать нахалов и тунеядцев» [5, с.486-493]; строгой ответственности и обязательности выполнения требований воинских уставов и учреждений к бою («За нарушения тотчас чинить воинский суд …»[6]); о важности добротной физической подготовки военнослужащих, силы, перенесения тягот воинской службы, декларируемые во времена Г.А. Потемкина и П.А. Румянцева («Научать, чтобы солдат хороший вид дать умел, брюха не выпячивал, не разговаривал, не дрожал, со вниманием слушал команды, с проворством и бодростью выполнял» [7]); основные постулаты в уникальной «Науке побеждать» А.В. Суворова (« … субординация, экзерциция, послушание, обучение, дисциплина, ордер воинский, чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость, победа») [8]; армейские заметки генерала М.И. Драгомирова о недопустимости отступления военнослужащих от правильных норм поведения в мирное и военное время («Всякое отступление от этой нормы вредно, потому что внушает и солдатам, и начальникам превратное понятие о том, что можно и чего нельзя требовать в бою от человека» [9, с.31]), важности воспитания и изучения молодых рекрутов («Он – рекрут – за редкими исключениями поступает в часть более или менее запуганным, и сразу наталкивается … на дела, совершенно для него чуждые. Он и рад исполнить, да не знает, что и как. К этому присоединяется тоска по Родине, жизнь по часам и среди чуждых ему людей. Очень многое зависит от того, как его повести. Все дело в том, чтобы силы и способности, данные человеку природой, не ломая, специализировать в военном направлении. Это специализирование происходит тем успешнее, чем рациональнее и мягче вводят рекрута в новую для него область и чем более сообразуются при этом с его свойствами» [10, с.7-15]); о необходимости реформирования военного управления и высшей военной администрации, решительной замены ретроградов думающими и талантливыми начальниками, умеющими работать с любыми призывниками; о борьбе с солдатской анархией, удалении из армии виновников военного позора, коренном изменении системы офицерского образования (М.О.Меньшиков); о целесообразности воспитания воинов, чтобы иметь право переступать кровь, готовых отдать покой, уют, семейное счастье, силы, здоровье во имя спасения и блага Родины.
Особое место в научном наследии Ф. Энгельса и В.И. Ленина, их практической деятельности занимали вопросы профилактики и перевоспитания допризывной молодежи. Ф. Энгельс неоднократно подчеркивал, что вся жизнь и поведение будущего военнослужащего будет строго регламентирована уставами и приказами, исключающими проявление у них негативных качеств личности, отклонений в поведении. В военном деле, писал он, необходим для каждого действия «определенный, установленный уставом способ, при котором нужная цель может быть достигнута в возможно более короткое время и наиболее удобным путем. Всякое отклонение от приписанного способа неизбежно связано с нарушением порядка» [11, с.282]. Поэтому в действиях и поведении будущих военнослужащих не должно быть никаких отрицательных проявлений, не должна допускаться небрежность. В этих случаях у них формируются положительные привычки, качества личности, которые очень важны в моральном плане. О том, как следует проводить эту работу, В.И. Ленин говорил в выступлении перед слушателями Свердловского университета, отправляющимися на фронт. «Каждый из вас, – указывал он, – должен уметь подойти к отсталым, самым неразвитым красноармейцам, чтобы самым понятным языком, с точки зрения человека трудящегося, объяснить положение, помочь им в трудную минуту, устранить всякое колебание, научить их бороться с многочисленными проявлениями саботажа, вялости, обмана или измены» [12, с.246]. Все это делает процесс профилактики и перевоспитания военнослужащих важным и нужным в армейских и флотских условиях. И «здесь нельзя отделаться декретом, надо терпеливо и умело подходить, и мы идем к этому и будем идти. Дело требует быть очень осторожными, но твердыми» [13, с.267].
Феномен отклоняющегося поведения выходит за рамки допризывного и призывного возраста, достаточно часто проявляется в армейских условиях и потому требует исследования механизма деформации личности воина на разных возрастных этапах ее развития. Основы поведения, заложены до призыва на армейскую службу и для того, чтобы грамотно в последующем управлять развитием личности военнослужащих по призыву, необходимо всем категориям офицерам воспитателям знать механизмы деформации поведения военнослужащего.
Надёжность неразрывно связана с работоспособностью, как системным свойством, образующимся в результате включения в деятельность.
Профессиональная надёжность характеризует воина по конечному результату его служебно-боевой деятельности по точности и своевременности его действий. Функциональная надёжность отражает устойчивость и адекватность организма в конкретных условиях деятельности. Обращая на себя тот факт, что личностные характеристики надёжности военнослужащего нормативность поведения и отсутствие нарушений. Понятие надёжности присутствует функция нормативности, соответствия правилам, нормам, предупреждения их нарушений и контроля соблюдения.
Н.Д. Брутовский писал, что надёжность солдата это показатель казарменной нравственности, результат специально проводимой работы. В условиях казармы, т.е. повседневной жизнедеятельности, она заключается в недопущении им проступков, на которые его толкает казарменный быт и вредных воззрений, чему способствует неудовлетворительный информационный дефицит и вечерняя праздность «Развитие такого чувства… нам кажется вредным относительно благонадёжности воззрений [0, с. 17]. Обеспечение надёжности солдата поддержание внутреннего порядка, лежащее на ротной администрации, она «…играет первостепенную роль в поддержании казарменной нравственности; если эти люди хороши, то дурной элемент в роте, в лице неисправимых людей, находится под постоянным давлением будет, так сказать, обессилен». Если администрация роты подобрана правильно, то ротному командиру остаётся заняться исправлением «дурного элемента», а если это невозможно, то «отнятием у них возможности делать проступки». «Дурной элемент» называл Н.Д. Брутовский «ненадёжными» людьми.
Путь к достижению повышения надежности предполагает педагогическое обеспечение в решении ряда промежуточных задач, находящихся по отношению друг к другу в четкой логической взаимосвязи. Иными словами, педагогической профилактики в обеспечении надежности профессиональной деятельности представляет собой распределенный во времени эволюционный процесс.
По сути дела речь идет о педагогическом сопровождении субъекта профессиональной деятельности и последовательном “наращивании” его надежности на сменяющих друг друга этапах его профессионализации: профессиональное самоопределение, а в случае необходимости и профессиональный отбор; профессиональная подготовка; адаптация к профессиональной деятельности; наконец, самый длительный по времени этап регулярной профессиональной деятельности, предполагающий не только поддержание на требуемом уровне профессионального мастерства, но и его постоянное совершенствование.
Профессиональная подготовка, в процессе которой субъект, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой системой профессиональных знаний, умений и навыков.
Военная служба – это особый род службы, требующий определённого отбора людей не только по физическим данным, но и с точки зрения способности решать узконаправленную задачу. Особенно важно это, если речь идёт о выполнении служебно-боевых задач.
Следует отметить, что особая специфика служебно-боевой деятельности военнослужащих подразделений внутренних войск МВД России в современных условиях социально-политической обстановки связана с выполнением возложенных на них задач на собственной территории, среди соотечественников. Это, безусловно, оказывает существенное воздействие на психоэмоциональное состояние военнослужащих. В ходе выполнения боевых задач в районах вооруженных конфликтов на психику военнослужащих оказывает воздействие, особый фактор – опасность. В обстановке чрезвычайных ситуаций опасность может быть воспринята как опасность для воинского подразделения, выполняющего боевую задачу и для собственной жизни, когда объективно существует возможность ранения или гибели. Неожиданность появления опасности и ее внезапность усиливает психологическое воздействие на военнослужащего. Деятельность военнослужащих в условиях чрезвычайных обстоятельств зависит также от полученных впечатлений в районе несения службы, эмоциональных потрясений. В этих условиях военнослужащие подвержены действию сильных раздражителей. Таким образом, при подготовке военнослужащих подразделений внутренних войск к выполнению служебно-боевых задач можно добиться положительных результатов лишь тогда, когда их физическая и боевая подготовка сочетаются со специально-направленной психологической подготовкой.
Важным элементом военно-педагогического воздействия на личный состав петровской армии была идея воинской чести, нашедшая отражение в уставах Воинском – 1716 года и Морском – 1720 года. «Солдат – есть- имя почетное. От последнего рядового в армии до первого генерала – всякий есть солдат». Солдаты и матросы при развернутом знамени давали торжественное обещание: “Служить верно, исправно и послушно, во всем так поступать, как честному, верному м послушному, храброму и расторопному солдату надлежит”. Таким образом прививалось чувство взаимовыручки в бою, высокого товарищеского долга перед сослуживцами, верного служения Отечеству[14].
Сложные служебно-боевые задачи, которые внутренние войска выполняют в крайне экстремальных условиях оперативно-служебной обстановки, часто, в условиях длительного отрыва от пунктов постоянной дислокации, усиливают воспитательную работу с военнослужащими на качественное решение войсками служебно-боевых задач, формирование, а также укрепление в их рядах здорового социально-психологического климата, своевременное разрешение различных социальных проблем, формирование высоких нравственных качеств у военнослужащих.
Специальное предназначение внутренних войск вызывает целый ряд особенностей в их деятельности по сравнению с другими войсками, предъявляет некоторые специфичные требования к личности воина этих войск. Обычно в Вооруженных Силах межличностные отношения воинов, как правило, не выходят за рамки взаимоотношений внутри воинских коллективов, т. к. основным содержанием их повседневной деятельности является отработка учебной программы, участие в учениях, в обслуживании боевой техники и т. д. Во внутренних же войсках складывается специфичная обстановка. Охраняя порученный объект или выполняя службу по охране общественного порядка, военнослужащий войск вступает в определенные государственно-правовые отношения с гражданами, может предъявлять к ним при этом требования, предусмотренные законами и иными правовыми актами. Поэтому характер межличностных отношений воинов внутренних войск в процессе воинской деятельности расширяется: между ними складываются не только определенные взаимоотношения внутри воинской среды, но и оформляются взаимоотношения по линии: воин – гражданин, воин – сотрудник объекта. Постоянное общение солдат, сержантов и офицеров с гражданскими лицами предъявляет повышенные требования к воинам с точки зрения их воспитанности, аккуратности, четкости в действиях, вежливости, честности и надёжности.
В повседневной профессиональной деятельности офицерского состава закономерности находят свое отражение в принципах обучения, воспитания и перевоспитания военнослужащих, под которыми понимаются руководящие положения, ведущие идеи и выработанные правила, определяющие вопросы организации, содержания и методики учебно-воспитательной работы в части, подразделении. Такими принципами в данном элементе считаются:
- обеспечения единства воспитания и обучения;
- прочности достигнутых результатов обучения и воспитания;
- сознательности, активности и самостоятельности.
В соответствии с вышеперечисленными характеристиками деятельности по обобщению и распространению передового опыта целесообразно полагать, что методами такой работы будут являться: анализ практической деятельности; пример; критика и самокритика и др.
Формы работы: открытые занятия по различным темам и вопросам служебно-боевой деятельности; Военные советы; собрания; совещания; научно-практические конференции; практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта; педагогические консультации; самообразование и др.
Средствами, привлекаемыми к деятельности по обобщению и распространению передового опыта могут быть все визуальные и технические средства используемые в интересах обучения и воспитания военнослужащих.
Процесс повышения эффективности педагогической профилактики девиантного поведения обеспечение надежности профессиональной деятельности в педагогике занимает важное место как отдельная категория и представляет собой процесс целенаправленной работы органов управления внутренних войск по систематическому анализу целевых установок, методики и результатов, обобщению и распространению передового опыта, эффективной войсковой практики военно-педагогической деятельности должностных лиц частей и подразделений, направленной на предотвращение, выявление и преодоления различных проявлений девиантного поведения у военнослужащих.
Библиографический список
- Брутовский Н.Д. О казарменной нравственности и о внутреннем порядке в войсках (заметки ротного командира) Военный сборник, Спб № 121884 г, № 21985 г.
- Повесть временных лет / В кн.: Полн. Собр. Летописей. – СПб., 1820. – Т. 1 – С. 80 – 99
- Симеоновская летопись // Полн. собр. летописей. – СПб., 1820. – Т. 18. – С. 63 – 65
- Шамбинего С. Повести о Мамаевом побоище. – СПб., 1906. – С. 16 – 32
- Хрестоматия по русской военной истории. – М.: Воениздат, 1947. – С. 113
- Табель о рангах // Полн. собр. законов Российской империи с1649 г. – СПб., 1830. – Т. 6. – С. 486 – 493
- Учреждение к бою // Русский инвалид, 1891, № 97
- Строевой устав пехотной экзерциции. – СПб., 1764. – Гл. 8.
- Суворов А.В. Наука побеждать. – СПб., 1809
- Драгомиров М.И. Учебник тактики. – СПб., 1881. – С. 31
- Драгомиров М.И. Сборник оригинальных и переводных статей. – СПб., 1881. – Т. 2. – С. 7 – 15
- Энгельс Ф. Ротное строевое учение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 15. – С. 282
- Ленин В.И. Речь перед слушателями Свердловского университета, отправляющимися на фронт, 24 октября1919 г. // Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 246
- Ленин В.И. 9 съезд РКП (б) // Полн. собр. соч. – Т. 40. – С. 267
- Марченко М.Н. Петр Великий. Духовный элемент в военной и политической деятельности государя. – СПб. 1897.