ЧЕРКАШИН А.А. СПЕЦИФИКА ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ


ЧЕРКАШИН А.А. СПЕЦИФИКА ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ РУССКОЙ РОК-ПОЭЗИИ


Рубрика: Литературоведение, Филология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/03/690 (дата обращения: 28.09.2017).

Для определения специфики рок-поэзии как направления в русской литературе необходимо обратить внимание специфику русской рок-музыки как явления культурного. Рок-музыка являет наиболее яркий пример единства содержания и формы, для анализа которого необходимо определить основные способы ее бытования.

Минимальной единицей рок-музыки является рок-композиция, которая включает в себя текст (как основной элемент для русской рок-музыки) и музыкальные элементы такие, как собственно музыка и вокальная (или вокальные) партия. При этом музыка в рок-композиции так же специфична. Она включает в себя звуковые формы собственно рок-музыки, порождаемой собственно рок-инструментами, к которым можно отнести электро-гитару, барабанную установку (в рок-музыке барабанная установка намного сложнее, нежели, скажем, в джазе) бас-гитар. Рок-композиция может инструменты симфонической музыки, будь то фортепьяно, скрипка; порой немаловажное место в тех или иных композициях занимает музыка народных инструментов.
Если обратить внимание на другие способы бытования рок-музыки, то мы можем выделить такие формы, как альбом, концерт и видеоклип.
Альбом, помимо набора композиций и названия имеет еще один весьма значительный элемент – обложку, которая являет собой изобразительное искусство, она дополняет и углубляет идейно-тематическое содержания альбома. Как отмечает Доманский, «альбом обладает определенными свойствами, которые характерны для него вне зависимости от времени создания или музыкального направления: ограниченное время звучания, обязательное название, визуальная обложка, содержащая рисунок или/и фотографии, перечень песен и прочую информацию об альбоме (список участников записи, благодарности, порой тексты песен)… Все это может быть обозначено как жанровые признаки» [1]. «В идеальном варианте между музыкальным наполнением альбома и его зрительным образом начинало происходить какое-то невидимое раскачивание, возникали некие вибрации, своего рода новая реальность» [2], – пишет А. Кушнир.
Концерту же, исходя из того, что это есть некая театральная форма, присущи декорации, актерская игра находящихся на сцене и их сценические костюмы. Ярким примером концерта как единицы рок-музыки может служить сценический образ лидера группы «Алиса» К. Кинчева, который являет собой шута, а, следовательно, на основе этого, можно утверждать, что, к примеру, для песен из альбомы «Черная метка» сквозным лирическим героем является шут, а те или иные песни являются словами в устах оного.
Если же обратить внимание на элемент декораций, то для примера можно взять концерт группы «ДДТ» 12 декабря 1992 года в Москве, в сценическое пространство которого был втиснут огромный металлический шар на цепи, символизирующий разрушение, т. к. эта концертная программа посвящена распаду СССР.
Видеоклип же, в свою очередь, включает в себя помимо рок-композиции так же и элементы кинематографа, т.е. видеоклип является маленьким фильмом с героями, определенным сюжетом, звуковым наполнением которого является студийная запись песни. «Отношения клипа и исходной композиции (песни) не имеют никаких полных аналогий. Песня так же необходима клипу, как сценарий фильму» [3]
Наиболее ярким примером данной единицы рок-музыки является клип на песню группы «Алиса» «Паскуда», главными героями которого является некий человек, находящийся в состоянии наркотического опьянения и шут (его играет лидер группы «Алиса» К. Е. Кинчев), который является частью галлюцинаций. Галлюцинация составляет сюжетную канву клипа. При этом автор этой песни – гитарист Игорь Чумычкин, который выбросился из окна своей московской квартиры в состоянии наркотического опьянения, а песня входит в альбом «Черная метка» посвященный памяти погибшего музыканта группы «Алиса». В самом же тексте песни о наркотиках не говорится вообще, но суммируя интертекстуальный элемент и содержание клипа и песни мы можем углубить и расширить идейно-смысловой подтекст всего альбома, а альбом в свою очередь является вехой творческой эволюции автора.
Итак, с точки зрения формы, рок-музыка являет собой синкретизм разных направлений в искусстве. Как отмечает Щербенок А. В. в своей статье «Слово в русском роке», – «Не музыка или текст сами по себе, а тип отношений между ними обеспечивает специфичность русского рока» [4]. А частью этого синкретизма является стихотворная форма текста, которую, как уже было сказано ранее, невозможно понять в полной мере, не взяв в расчет вышеперечисленные формы искусства, являющиеся частью единицы рок-музыки.

Литература

1. Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 3. Тверь, 2000;
2. Кушнир А. 100 магнитоальбомов советского рока. М., 1999.// http://www.rockanet.ru/100/
3. Свиридов С.В. Рок-искусство и проблемы синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст 6. Тверь, 2002. // http://poetics.nm.ru/#rock
4. Щербенок А.В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст 2. Тверь, 1999. // http://poetics.nm.ru/#rock



Все статьи автора «Filosof»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: