ЧУКЛОВ А.В. ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ…


ЧУКЛОВ А.В. ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ...


Рубрика: Психология, Философия

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/03/686 (дата обращения: 26.05.2017).

Ненависть — интенсивное, отрицательно окрашенное чувство, отражающее восприятие объекта ненависти как крайне негативно влияющего на жизнь субъекта, препятствующего удовлетворению его важных потребностей[1].

В аспекте противоположности ненависть, в большей степени, следует рассматривать не как амбивалентность любви, а как ни странно, безразличия. И, наверное, в плане проявлений (эмоции, чувства, мысли, действия и т.п.) это, наиболее, разумно и логично). Но мы рассмотрим ненависть именно во взаимосвязи с любовью.

Есть такая пословица, народная мудрость: «От любви до ненависти один шаг». И действительно вспомните, как бывало, что любимый человек вдруг становился ненавистным, или наоборот. Почему же происходит так? Может у двух этих чувств один корень, одна основа?

Заглянем в прошлое.

Вспомним мифологию: Венера, Афродита, Лада, Лель, Купидон, Эрос (если перечислять и дальше, то понадобится слишком много места и времени)  – все они боги и богини любви.  Нынешняя религия достаточно легко соединила все эти разнообразные имена божеств, и сейчас часто мы слышим: «Бог это любовь». И, наверное, это и правильно, что любовь отождествляется с Богом (одним из подтверждением может быть то, что пока  ни объяснить что такое или кто такой Бог, что такое любовь никто не в состоянии).

«Любо́вь — чувство глубокой привязанности, сердечной склонности к кому или чему-нибудь».[2] Это если рассматривать любовь как чисто чувство, но на наш взгляд чувство это одно из составляющих любви – на практике, же она намного обширнее и всеобъемлющей. А если мы рассматриваем ненависть как амбивалентность любви, то и её назвать чисто чувством мы не можем и она должна иметь те же составляющие. А чувство как часть структуры и любви и ненависти, по всей видимости является тем «различителем», наполнителем (точнее даже будет сказать «красителем»), который и меняет полярность.

Но откуда, же ненависть, с чем её мы можем отождествить?

В мифологии наиболее подходит для покровительства и отождествления с ненавистью Антерос (Антерот, Антэрот) — бог отрицания любви, внушающий человеку ненависть к любящему его.[3] Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порождённая любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антерос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антеросом. Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антеросом (нимфа Дафна, Кассандра). Как мы видим два этих бога (Эрос и Антерос) всегда рядом и даже зависят друг от друга и можно сказать, что защищают друг друга от внешних врагов и недоброжелателей.

Позднее греки немного изменили происхождение этого бога и он стал входить в свиту Афродиты.

Однако затем верования греков переменились и родителями Эроса и Антероса (ненависть, страсть, мания) стали считаться Арес и Афродита (другие дети от этого союза Деймос (ужас), Фобос (страх) и Гармония).[4]

То есть с одной стороны противоположности: ужас, страх – гармония, любовь – ненависть; а с другой рожденные из одного чрева и одинаковых, одноименных составляющих: Арес (бог войны) и Афродита (богиня любви).

Таким образом, выделим два архетипа[5]: любви – Эрос (Эрот) и ненависти – Антерос, имеющие тождественное, родственное (говоря физиологическим языком – кровное родство) начало, корень, основу.

Архетипы как изначальные образы выражают в равной степени мысли, чувства, инстинкты (то есть, как мы уже говорили раньше: любовь и ненависть это не всего лишь чувства, а нечто более). Проявляются архетипы так же через них, мотивирую человека к неким действиям, испытывать разнообразные чувства, мыслить определенным образом. Применяя данные понятия об архетипах к любви и ненависти, можно вывести, что они имеют, по крайней мере, три составляющие: инстинкт – телесное влечение (любовь) или отвращение (ненависть), разум – мысли, чувство – положительные (любовь) или отрицательные (ненависть).

Почему же один и тот человек может вызывать в нас как ненависть, так и любовь? Наблюдая за человеком, мы можем определять (какой он для нас) его с точки зрения инстинктов – приятен он (она) или нет телесно, физически (многие называют это сексуальностью). Через данный аспект изменение полярности вряд ли возможно[6], поскольку управлять инстинктом чрезвычайно сложно, а мы рассматриваем обычных, нормальных, здоровых так сказать среднестатистических индивидов.

Через разум, так же проблематичны изменения, ведь сказать, сознательно приказать себе, что я этого человека больше не люблю, так чтобы действительно любовь сменилась ненавистью довольно сложно.

Что касается чувств, то тут такая же проблема: они либо положительные, либо отрицательные, либо есть либо нет.

Так через что же, через какой аспект любовь и ненависть сменяют друг друга? Наиболее вероятный вариант это через поведение объекта любви или ненависти. Архетипу для проявления себя необходимы определенные условия, в частности допуск нашего личного бессознательного и сознания, иначе они бы проявлялись безудержно и бесконтрольно. Поведение (поступки) объекта вызывает в нас (как в сознании, так и в бессознательном) определенные состояния, являясь тем самым условием для проявления архетипа: из сознания поступает сигнал, импульс в личное бессознательное, а из него уже в коллективное, откуда уже «приходит», по тому же самому пути, определенный образец, образ поведения, который мы называем архетипом. Изменение условий требует изменения архетипа. Поэтому смена поведения объекта ведет за собой замену архетипа. Подобным образом и может происходить изменение полярности «любовь – ненависть». Нередко бывает так, что любя человека сначала, потом узнавая, его больше и больше мы вдруг понимаем, что любовь превратилась в неприятие вплоть до ненависти. А каким образом это могло произойти – через поведение объекта (см. выше).

В завершение можно подвести ряд итогов.

Во-первых: любви и ненависти соответствуют архетипы: Эрос и  Антерос. Они проявляются, функционируют по тем же принципам, что и другие архетипы.

Во-вторых: проявляются архетипы в определенных условиях; смена условий меняет и архетип на другой.

В-третьих: изменение полярности «любовь – ненависть» зависит от поведения объекта.

 

Список литературы:

1)             Мифологический словарь./Гл. ред. Мелетинский Е.М. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

2)             Словарь Группы Лакановского Психоанализа. – С-П, 2008.

3)             Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001.

4) Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. – М.: Рус. Яз., 1993.

5) Ребер, Артур С. Большой толковый психологический словарь — 2-е издание. – Москва: ВечеАСТ, 2001.

6) Слободяник А. П. Любовь, определение // Психотерапия, внушение, гипноз. – Киев: Здоров’я, 1977.

7) Чекулаева Е.О. Великие мифы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

8) Юнг К. Г. Психика: структура и динамика. – М.: АСТ; Мн.: Харвест,  2005.


[1] Словарь Группы Лакановского Психоанализа. Санкт-Петербург, 2008

[2] Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. – М., 1993

[3] См. мифологическую литературу, к примеру: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001

[4] Там же.

[5] Архетип – образы, отпечатки, остатки опыта (прошлого) всего человечества сохранившееся и хранящиеся в коллективном бессознательном. Они «…представляют собой, так называемые осадки постоянно повторяющегося опыта человечества. Он представляет собой некий вид готовности всегда репрезентировать вновь и вновь одни и те же или подобные мифические представления. …Они одновременно эмпирически проявляют себя как силы, тенденции к повторению того же самого опыта. Ведь стоит только какому-то ни было архетипу обнаружить себя в сновидении, фантазии, жизни, он всегда привносит некое «особое влияние» или некую силу, позволяющую ему действовать «нуминозно», то есть ошеломляюще, что и побуждает индивида совершать те или иные поступки» (К. Г. Юнг «Психика: структура и динамика», 2005).

[6] Здесь мы не рассматриваем изменения полярности, привлекательности, сексуальности вследствие физических изменений объекта (инвалидность, увечья и т.п.). Так же стоит заметить, что в данном случае мы говорим об изменении с позиции сознания.



Все статьи автора «Артём Чуклов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: