ЗАКОЛОДНИЙ Р.А. КОНЦЕПТОЛОГИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ

Ключевые слова: , , ,


ЗАКОЛОДНИЙ Р.А. КОНЦЕПТОЛОГИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПТОВ


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
// Гуманитарные научные исследования. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/02/647 (дата обращения: 29.09.2017).

Жизнь современного коммуникативного общества начинает определяться противоречиями, порождаемыми различием ценностных ориентаций между индивидами и социально-политической реальностью, что проявляется в возрастании степени ценностной конкуренции.

Анализ и как следствие преодоление ценностной конкуренции возможно благодаря развитию концептуального междисциплинарного аналитического подхода. Использование которого предоставит возможность выработки универсально-значимых методик анализа ценностей. Политическая концептология может являться подходом, способным преодолеть этот барьер.  В.П. Макаренко видит политическую концептологию  как междисциплинарный подход к исследованию, пониманию и моделированию политической реальности в ее взаимосвязях со всеми сферами социальной и природной реальности [2, С. 80]. Концептологическая методология в результате интеграции методик предоставляет возможность выработки наиболее универсальной методологии осознания ценностных, аксиологических качеств, присущих политическим концептам и концептуальным образованиям, выражающимся в ориентире, стремлении людей к тому, что значимо для каждого из них.

В этой статье будут проанализированы механизмы анализа аксиологической части концептуальных образований, в отличие от понятий, содержащих только информацию объективного характера.

Концепты содержат аксиологическое поле, формирующиеся под воздействием ценностной стороны действительности.   Концепт – это ментальное образование, функционирующее в различных областях общественного сознания (в научном, политическом, философском, религиозном, идеологическом, обыденном), которым соответствуют определенные типы дискурса. Политические концепты имеют кроме понятийного, еще и образное, аксиологическое, поведенческое, этимологическое и культурное измерения.

Усложнение анализа концептуальных образований, порождаемых плюрализмом ценностей, мы связываем с исследованием возможностей самих ценностей, с исследованием закономерностей возникновения их развития в социально-политической реальности.

Ценностимыслительные образы, фиксирующие стремление человека  к тому, что предстаёт для него как значимое, как необходимое.

Аксиология – (от греч. axia — ценность и logos — учение) — философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

Для анализа концептуальных образований, которые зачастую отражают ценностные тенденции, присущие данной действительности, можно использовать механизмы субъективации объектов исследования, которые входят в состав ресурсов  концептологии.  Личностный опыт индивида отражается в содержании концепта, отождествляясь с эпистемологической социально-политической парадигмальной определенностью.

Личностный опыт – это процесс и результат проживания и переживания человеком социально-культурной или социально-политической определенности, его внешних и внутренних отношений с действительностью. Во внутренних отношениях личностный опыт представлен взаимосвязанными и взаимодействующими мыслительными формами, которые во внешних отношениях воспроизводятся как поведение и деятельность человека.

Таким образом, обнаруживается, что ценности в значительной мере возникают в результате работы индивидуального сознания и являются элементом личностного опыта человека. Ценности выступают как мыслительные образы коллективно-личностного восприятия мира, фиксирующие стремление человека к тому, что значимо для него само по себе и что определяет предметную направленность его активности при установлении социально-политической формы его отношений с действительностью.

Ценности – это стремление к значимому самому по себе. Выделить что-то как значимое человек может в результате анализа, оценки или сравнения опыта. Проблема заключается в том, какие механизмы позволят это сделать с ценностями как частью крупных концептуальных образований? Эту познавательную операцию можно осуществить в процессе анализа концептуальных образований с учетом ценностной специфики в рамках конкретного коммуникативного дискурса. Данная методология позволит индивидам ориентироваться в плюральном пространстве концептов и ценностей, которыми наполнена современная социально-политическая реальность.

А. В. Лубский утверждает, что такого рода ориентация возможна и уже работает в рамках тенденции, в которой появляется тип ученого, «способного быть субъектным в производстве новых научных знаний о политической реальности. Эта субъектность проявляется в свободе научного творчества, которая выражается в том, что ученый, преодолевая «методологический прессинг» путем самоутверждения и самоактуализации, становится «автономным исследователем» и присваивает себе право выбирать методологические основания своей профессиональной деятельности и создавать личностно ориентированные картины изучаемой политической реальности»[1, С. 118]. Получается, что исследователь кроме осознания социально-политического контекста, получает возможность соотнести (сравнить) свою мировоззренческую парадигму, субъективируя объект исследования. Тем самым он имеет возможность вносить изменения, выстраивать определенную линию развития политической реальности, которая зависит от его мировоззренческой парадигмы, формирование которой происходит на основе собственного социально-политического опыта. В рамках этого перехода формируется новый тип методологического сознания.

В заключение отмечу, что субъект социально-политического действия наделяет исследуемый (анализируемый) объект своим ценностным оттенком.  Тем самым он превращается  из природного объекта в продукт субъективного творчества и личностную реальность за счет внесения в него ценностных, поведенческих, этимологических и культурных оттенков, что приводит к изменению исследуемого объекта. Аксиологический оттенок, сумма взглядов, отраженных в личной мировоззренческой парадигме, которая формируется на основе коллективного сознания с учетом личного опыта – это процесс личной субъективации. Ценностью в нем оказывается любой предмет, обладающий значением для индивида или для членов какой-либо социальной группы. Исследование этого процесса возможно благодаря методологическим ресурсам концептов, междисциплинарным подходам к исследованию, анализу, а также посредством сравнения концептуальных образований (в близких эпистемологических рамках), содержащих кроме понятийного образа еще ценностные, поведенческие, этимологические и культурные образования.

 

Список литературы:

1.  Лубский А.В. Политическая концептология как “захват мира политики” и приглашение к дискурсу // Политическая концептология. Ростов-на-Дону, 2009. №1. С. 117-128.

2. Макаренко В.П. Политическая концептология: первые итоги разработки // Политическая концептология. Ростов-на-Дону, 2009.  №1. С.79-116.

 



Все статьи автора «Iverson»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: