ТЕХНОПОЛИС КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Неборский Егор Валентинович
Удмуртский государственный университет
канд. пед. наук

Аннотация
В статье рассматривается технополис как форма развития инновационных исследований.

Ключевые слова: инновационные исследования, технополис


TECHNOPOLIS AS A FORM OF INNOVATION RESEARCH

Neborskiy Egor Valentinovich
Udmurt State University
Candidate. ped. Sciences

Abstract
In the article the technopolis as a form of innovative research.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Неборский Е.В. Технополис как форма развития инновационных исследований // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/01/565 (дата обращения: 21.02.2024).

Сегодня в мире, во множестве стран, развиваются научные исследования, посвященные вопросу интеграции образования, науки и бизнеса. Возникновение самой концепции интеграции принято относить к Стэнфордскому университету в США, где выросла «Силиконовая долина». Однако различные культурные, политические, исторические, социально-экономические и прочие аспекты, существующие в различных странах мира, привели к тому, что американская концепция претерпела изменения, а некоторые концепции, по разным причинам, развивались обособлено. Сегодня существуют и такие известные образования как София-Антиполис (Франция), Левен-ла-Нев (Бельгия) и т.д.
В этой статье я собираюсь дать общую характеристику одной из форм интеграции, которая возникла в Японии и получила не менее широкое распространение, чем американская концепция. Данная форма получила название технополис [2, с. 139].

Понятие технополис возникло в Японии в начале 1980-х гг., когда правительство страны, в лице Министерства внешней торговли и промышленности, осуществило реализацию национальной стратегической программы, которая подразумевала усиление региональной экономики через планомерное развитие новых научно-технических центров и выработку тесного сотрудничества между университетом (наукой) и местными властями (регулирующим звеном). Предполагалось, что создание специальных уникальных рекреационных условий для развития науки по соседству с бизнесом, приведет к тесному сотрудничеству науки и крупных частных компаний. Термин технополис символизирует синтез двух важных идей: «технология», т.е. модернизация традиционных отраслей японской промышленности на основе новейших технологий, и «полис», т.е. город-государство, где существует равновесие между частной формой производства, признаваемыми обществом идеями и общественным характером управления.
Япония избрала для себя особую форму интеграции образования, науки и производства в силу специфических особенностей региона. Японцы не желали отказываться от традиций, а решили, что их сохранение возможно в случае развития тех технологий, которые будут полезны для традиционных отраслей хозяйства. Сохранение традиций путем развития наукоемких технологий – так в двух словах можно охарактеризовать мотив японского правительства при создании технополисов. Отсюда вытекали и особенности технополисов, в корне отличающих их от амери-канской концепции интеграции образования, науки и производства, которые были организованы в форме исследовательских университетов и научно-исследовательских парков.
Специализация технополиса – одна из таких особенностей. Наука была разделена на сектора, по специализации, и рассредоточена по префектурам. Каждый технополис нес ответственность за разработку стратегии для своего региона, опирающуюся на его хозяйственные отрасли. Эта региональная стратегия включала в себя: концентрацию государственных и частных исследовательских институтов в зонах технополисов, поддержку гибридных технологий, повышение научного уровня лабораторий местных университетов, создание технологических центров, формирование совместных проектов и организацию фи-нансирования научных исследований.

Еще одной особенностью технополисов являлась планировка. Дело в том, что Министерство внешней торговли и промышленности Японии устанавливала общую схему для планировки научного города, но некоторые из них, тем не менее, смогли достичь индивидуальности. Например, Нагаока-сити напоминает «Силиконовую Долину»: ее предприятия расположены в новой «Технодолине Синако». Хиросима, префектуры Ямагути и Миядзаки выстроили новые научные городки по образцу крупнейшего японского города науки Цукуба. Хамамацу, Тояма и Убе расширяют научные и инженерные факультеты своих местных университетов. Большинство технополисов создают центры «пограничной технологии», а также инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса [1, с. 57].
Научное ядро большинства технополисов представлено не только университетами (Хоккайдо, Акита, Хиросима, Кагосима, Цукуба), но также и другими учебными заведениями, например, такими, как Колледж естественных наук и технологии Нагаоки, Медицинский колледж Хамамацу, Колледж медицины ― и фармакологии Тоямы. Инженерный колледж Кумамото и др. «Сердцем» каждого технополиса является «мягкая» инфраструктура из людей, информации, финансов и услуг. Для разработки этих ресурсов формируется множество разнообразных региональных стратегий.
Финансирование технополисов предполагают участие государст-венных и муниципальных органов, а также крупного частного капитала. Строительство технополисов в основном финансируется на региональном уровне. В регионах созданы специальные «фонды технополисов», образуемые за счет местных налогов и взносов корпораций. Компаниям, которые вкладывают средства в технополисы, предоставляются три типа стимулов: налоговые льготы, стимулирующие субсидии и финансовые стимулы. Кроме того, крупной компании иногда выгоднее вложить деньги в эксперимент на стадии апробации нового продукта, чем рисковать, перестраивая производство внутри. Меры по государственному налогообложению предусматривают ускоренную амортизацию ― 30% стоимости для оборудования (только в первый год) и 15% для зданий и сооружений, построенных в зонах технополисов. Кроме того, центральное правительство предлагает концессионные займы под 2,7% годовых с выплатой в течение 15 лет.
Японское правительство также субсидирует одну треть всех капитальных вложений в сооружения и оборудование для проектов совместных исследований, которые ведутся в сотрудничестве с местными промышленными исследовательскими лабораториями. Кроме того, Японский банк развития, Японская корпорация регионального развития, Японская организация внешней торговли, являющиеся специальными отделениями Министерства внешней торговли и промышленности, предоставляют под низкие проценты кредиты на новые технологии, экономию энергии и меры контроля за загрязнением окружающей среды. Технологии, которым придается особенно большое значение, финансируется Управлением промышленной науки и техники Ми-нистерства внешней торговли и промышленности.

Основной сферой исследований технополисов является электроника, робототехника, хотя существуют исследования и в области медицины, био-логии, космической промышленности и т.д. Технополисы генерируют мно-жество передовых идей и технологий, проводят разнообразные ис-следования, имеющие как теоретическое, так и прикладное значение. Они способствуют постоянному развитию национального потенциала и его эффективному применению. Не случайно Япония неизменно занимает одно из лидирующих мест по обеспеченности технологиями, скорости их освоения и внедрения в производство, уровню развития высокотехнологичных отраслей. Продукция этих отраслей в равной мере удовлетворяет запросы внутреннего рынка и позволяет стране (наряду с США и Германией) играть ведущую роль в мировой торговле. Конкурен-тоспособность японской продукции на мировом рынке необычайно высока. Высокий уровень жизни японского населения, уровень образования и квалификации, условия труда на японских предприятиях, успехи японского менеджмента ― все это также является заслугой системы технополисов.


Библиографический список
  1. Неборский Е.В. Модели интеграции образования, науки и бизнеса в университетах США, Европы и Японии // Проблемы современного образования. 2011. №1. С. 48–59.
  2. Неборский Е.В. Способы осуществления интеграции образования, науки и бизнеса в университетах за рубежом // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». Волгоград: ВГПУ Издательство «Перемена», 2011. №1. С. 137–141.


Все статьи автора «neborskiy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: