В настоящее время социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье, являются причинами, которые обусловливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. В связи с этим, направление исследований, в рамках которого сформулирована тема работы, является актуальным для психологии, ибо основано на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте.
Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве основного источника могут быть рассмотрены нарушения родительского отношения к ребенку, которые приводят к постоянным психологическим микротравмам детей.
Тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях (Р.С. Немова) [2].
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий (Ch.Spielberger (1983)) [2].
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка [7].
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В результате проведенных психологических исследований А.И.Захаров (2000) выявил, что особенностями структуры семьи с тревожным ребенком являются: недостаточная эмоциональная отзывчивость и эмпатичность матери, сочетающиеся с ее требовательностью и категоричностью, и мягкость, ранимость, мнительность отца, его неспособность управлять ситуацией в семье. Таким образом, можно наблюдать извращенную ролевую структуру семьи, в которой мать излишне «мужественна», а отец – «женственен». Очевидно, что родители с подобными характерологическими особенностями представляют ребенку искаженные образы для гендерной идентификации и усвоения гендерных ролей, что ведет к повышению уровня тревожности ребенка. Оба родителя обладают сходной структурой неудовлетворенных потребностей – в основном, это фрустрация потребности в эмоциональной близости, заостренное желание независимости, сочетающееся со страхом перемен, чувство внутреннего дискомфорта, недовольство собой. Однако душевная усталость, неэффективные способы самоутверждения не позволяют родителям адекватно увидеть и принять себя такими, какие они есть, искать конструктивные пути разрешения собственных конфликтов. Ребенок в таких семьях является субъектом, принимающим на себя проекции родительских конфликтов, а его тревожность становится отражением личностных проблем родителей.
Социальные стереотипы в воспитании детей способствуют развитию у девочек большей эмпатии и способности более глубоко понимать чувства других людей, а у мальчиков – способности скрывать и подавлять свои чувства. К благоприятным факторам развития эмоциональной сферы девочек можно отнести часто более тесную, чем у мальчиков, эмоциональную связь с матерью, а также «женские» игрушки (куклы) и игры (в дочки-матери, доктора). Требования социума позволяют девочке развивать коммуникативно-личностный потенциал. В процессе социализации у них поощряют стремление к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности, к свободному выражению своих чувств. Мальчиков, наоборот, стимулируют сдерживать, вытеснять чувства: «Не плачь! Ты должен быть мужчиной!». В поведении мальчиков в основном поощряется соревновательность, а не диалог, компромисс и открытое проявление чувств, в результате чего как основные стратегии усваиваются соперничество, манипуляция, авторитарность. Такие стили взаимодействия характеризуются недоверием к мнению другого, что не способствует развитию эмпатии и провоцирует развитие тревожности у мальчика. В обществе существуют различные для мужчин и женщин нормы и ожидания относительно проявления собственных чувств. Эмпатийная отзывчивость и эмоциональная экспрессия не соответствует традиционно мужской роли. Поэтому мальчику с детства «прививают» установку, что он не должен демонстрировать страх, тревогу, грусть или чрезмерно проявлять сочувствие, чтобы не прослыть «немужественным». В результате ребенок, стремится соответствовать мужской гендерной роли, вытесняя или подавляя свои эмоции, не отреагировав их конструктивно. Это усиливает внутреннее напряжение у мальчика и тревога растет.
Таким образом, воспитание мальчиков в современных условиях («привитие» фемининно-ориентированных ценностей в сочетании с маскулинно-ориентированными требованиями) влечет за собой негативные последствия: ограниченную эмоциональную жизнь, сложность в установлении близких отношений с другими людьми, страх потерять контроль над собой, и как результат – высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные стереотипы в воспитании детей способствуют развитию у девочек большей эмпатии и способности более глубоко понимать чувства других людей, а у мальчиков – способности скрывать и подавлять свои чувства. К благоприятным факторам развития эмоциональной сферы девочек можно отнести часто более тесную, чем у мальчиков, эмоциональную связь с матерью, а также «женские» игрушки (куклы) и игры (в дочки-матери, доктора). Требования социума позволяют девочке развивать коммуникативно-личностный потенциал. В процессе социализации у них поощряют стремление к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности, к свободному выражению своих чувств. Мальчиков, наоборот, стимулируют сдерживать, вытеснять чувства: «Не плачь! Ты должен быть мужчиной!». В поведении мальчиков в основном поощряется соревновательность, а не диалог, компромисс и открытое проявление чувств, в результате чего как основные стратегии усваиваются соперничество, манипуляция, авторитарность. Такие стили взаимодействия характеризуются недоверием к мнению другого, что не способствует развитию эмпатии и провоцирует развитие тревожности у мальчика.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – Спб.: Питер, 2004. – 224 с.
3. Баркан А.И. Его Величество Ребенок. – М.: Столетие, 1996. – 368 с.
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. – М., 1954. – С. 74 – 75.
5. Берн Э. «Развитие Я – концепции и воспитание». – М.: Прогресс, 1986. – 145 c.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательский центр «Академия», 1995. – 367 c.
7. Богданович В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. – Спб.: ТОО “Респеке”, 1995. – 238 c.