СРЕДСТВА И МОДЕЛЬ ПРОСЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ ТАТАРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Нуриева Л.К.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Нуриева Л.К. Средства и модель просемейного воспитания школьников на основе традиций татарской народной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2011/11/275 (дата обращения: 23.02.2024).

В подготовке молодежи к семейной жизни народ в течение веков руководствовался сложившимися обычаями и традициями, неписанными нормами и правилами, которые имели большую воспитательную силу, ибо они представляли выражение народной воли. Веления обычаев и традиций исполнялись беспрекословно, поскольку психологической основой их выступают привычки и коллективное их выполнение, овеянное общественным мнением. Они воспринимались личностью как непререкаемая истина. Обычаи соблюдались не путем морального принуждения, а добровольно. Каждое поколение выбирало соответствующие времени традиции и отказывалось от устаревших.
Историческое развитие народных традиций подготовки к семейной жизни всегда сохраняло в себе устойчивое общечеловеческое содержание, связанное с положительной оценкой таких качеств человека, как целомудрие, трудолюбие, товарищеская взаимопомощь и супружеское взаимопонимание и т.д. Основное содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни в народной педагогике составляла подготовка будущих отцов и матерей, жен и мужей.
В наше время необходимо выработать новый взгляд на процесс подготовки учащейся молодежи, с учетом национальных, этнопедагогических и других факторов, неразрывно связанных с передовой педагогической наукой. Речь идет о конкретных программах социально-педагогической работы с семьей, которые должны учитывать специфические особенности народной педагогики. У каждого из народов, населяющих Россию, сформировалась своя система правил и норм поведения, нашедшая воплощение в этнопедагогике.
Этнокультурные традиции воспитания лишь эпизодически используются в работе учебно-воспитательных учреждений. Значительная часть педагогов скептически настроены на использование аксиологического потенциала религии в воспитании будущих отцов и матерей, а родители нуждаются в научно-обоснованных рекомендациях по использованию этнокультурных норм, отвечающих современному образу жизни.
В последние полтора – два десятилетия резко сократилось время непосредственных контактов родителей с детьми, педагогические функции больше отделяются от родителей и передаются специализированным учебно-воспитательным и культурно-спортивным учреждениям.
В результате у ребенка не складываются представления о духовных ценностях родителей, не формируется духовный идеал.
В это время семья имеет немалые возможности для осуществления преемственной связи подрастающего поколения с прогрессивными традициями и обычаями народа. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что никакое воспитательное учреждение не может хранить моральные ценности и богатства народа так бережно, воплощать их в глубоких человеческих отношениях так глубоко, как семья .
Народная педагогика олицетворяет мысли и идеалы народа, его представления о человеке, семье, воспитании, нравственных ценностях. Богатую сокровищницу народной мудрости необходимо раскрывать ребенку в семье с раннего детства.
Традиции всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с ее бытом. Они, регулируют поведение и поступки членов семьи. Осознанно или неосознанно, добровольно или принужденно человек поступает в соответствии с семейными традициями, обязывающими его соблюдать определенные нормы поведения [6,15; 6,85].
Семейные традиции – это не только мероприятия, проводимые в определенный день или празднования юбилеев и дней рождения. В традициях находит свое выражение уважение к старшим, любовь к младшим, чувство такта, великодушие, душевная щедрость, — все то, без чего не может существовать семья, развивать и растить потомство. Традиции направлены на сохранение любви, покоя, правды.
Как показывают наблюдения, на семейную атмосферу влияют такие главные факторы: нравственная позиция родителей; отношение родителей к работе; взаимоотношения отца и матери; отношения между родителями и живущими в семье представителями старшего поколения; отношения между родителями и ребенком; отношения друг к другу братьев и сестер; методы воспитания.
Кроме того есть множество более мелких, трудно поддающихся учету: какие книги читают члены данной семьи (читают ли вообще); как принимают гостей; сколько времени проводят дома; как относятся к искусству; экономны или расточительны; насколько заботятся о чистоте и уюте и т.д.
Мощным фактором воспитания, самовоспитания и взаимного воспитания поколений является детская этническая среда, ее содержательное наполнение. Детская среда самобытна, и детская жизнь в известной степени обособляется от жизни взрослых. Мы говорим о детском труде, о детском здоровье, уме и даже о моральном «кодексе» детей. В процессе труда, игр, песен и плясок дети входили в определенные взаимоотношения друг с другом. Игры проходили при соблюдении уговора или правил, а это есть одно из проявлений того самого традиционного “морального кодекса”, который передавался из поколения в поколение.
У детей свои взгляды на родителей и близких, на сверстников, есть и присущий им мир, в котором ребенок не только объект, но и субъект воспитания, как воспитатель и как воспитуемый. Детская среда относительно самостоятельна, забота о которой предполагает постоянный контроль и руководство.
Школа должна быть методическим центром, консультантом по проблемам воспитания. Так, в школах города Казани и Республики Татарстан ученикам даются не только основы знаний об этикете, традициях и обычаях народов, заселяющих республику, но и проводится большая целенаправленная работа в этом направлении по просвещению родителей. Забота школы о повышении педагогической культуры родителей, становится одним из важных моментов взаимодействия школы и семьи.
Формирование совершенной личности требует отбора и применения средств воспитательного воздействия. Стоит обратиться, к таким средствам воздействия на сознание и чувства детей, как праздники, обряды, мифы, былины, сказки, игры, загадки, пословицы, песни.
Праздники и обряды – наиболее стереотипные разновидности народных традиций. Они несут людям радость и в то же время как бы аккумулируют в себе духовность и образ жизни, подчеркивая единство личного с жизнью всего этноса. В народной педагогике праздники являются и мощным средством воспитательного воздействия, и комплексными формами организации жизни и деятельности подрастающего поколения.
Мифология – первоначальная форма духовной культуры человечества, выражающей мироощущение и мировоззрение людей на определенной стадии их развития.
Многие мифологические образы выразительны, так как основные черты действующих в них героев извлечены, отражены и усилены до аллегории. Поэтому фольклор, базирующийся на традиционных канонах, одно из действенных средств народной педагогики.
Игра – самое лучшее воплощение идеи любви и свободы народной педагогики, ибо в игру никто не вовлечен насильно. Глубина народности любой воспитательной системы определяется местом в ней игры.
Игра – это не только развлечение и интересное время препровождение для детей, многие детские игры имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания.
Блестящими проявлениями народной педагогики назвал К.Д.Ушинский сказки. Известный русский фольклорист, литературовед Ш. Афанасьев ценил сказку как выражение высокого нравственного идеала и благородства народа и считал, что сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды; она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою.
Увлекательность сюжета, забавность сказок делают их весьма эффектным педагогическим средством. А.С.Макаренко говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула – к сложности. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна, что делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей.
Много в татарской народной педагогике поговорок, сказок, пословиц, народных шуток, осмысление которых дает возможность понять насколько проницательными были наши предки в деле подготовки детей и молодежи к семейной жизни.
Сегодня из-за незнания татарского народного фольклора обычаев и традиций наших дедушек и бабушек многие родители даже не представляют, что можно воспитывать и розыгрышами, шутками.
Народ позаботился не только об определении функции отдельных жанров устного творчества, но и распределил их среди отдельных возрастных групп в соответствии с конкретными задачами воспитания.
Приведенные выше общечеловеческие факторы и средства народной педагогики показывают, что процесс воспитания совершенного человека многогранен и обширен, многообразны и возможности его реализации. Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, все воспитывало, всех воспитывали [8,3-27].
Организация педагогической деятельности по подготовке школьников к семейной жизни с использованием традиций народной педагогики должна проводиться в контексте переосмысления всей учебно-воспитательной работы. С одной стороны, должна быть представлена, как целостная практика, принципиально отличная от предшествующей, а с другой – базироваться на ней и вбирать в себя ее лучшие характеристики.
Суть нового подхода – в соответствии с теоретической концепцией воспитаний построить вариативную модель организации подготовки школьников к семейной жизни. Основная цель – это реализация на практике социального заказа – подготовка успешного семьянина.
Значимыми составляющими модели этнопедагогизации национальной семьи являются:
а) предмет — этнопедагогическое пространство семьи и национальная традиционная система воспитания, процесс воспитания и его закономерности;
б) функции – теоретическая, технологическая и интерактивная;
в) методология и методы этнопедагогики семьи;
г) категориальный аппарат, в который входят раскрытые и обоснованные понятия: воспитание и его модификации; закономерности воспитания; воспитательное пространство и его разновидность — этнопедагогическое пространство семьи; традиционная система семейного воспитания; идеал как цель воспитания; средства, методы и организационные формы семейного воспитания.
Такая модель отражает инвариантную и вариативную части процесса формирования просемейной культуры подростков.
В результате внедрения данной модели мы должны получить как результат – повышение уровня подготовленности учащихся к семейной жизни.
Исходя из того, что система воспитания возникает, функционирует и развивается на основе определенной совокупности принципов, интегрирующих различные аспекты воспитания школьников, они представляют инвариантную часть рассматриваемой модели.
Такую роль выполняют следующие принципы:
- комплексный подход к формированию воспитуемого качества личности учащегося на познавательном, поведенческом уровнях в целостном учебно-воспитательном процессе;
- постоянный и всесторонний учет национально-культурного фактора во всех сферах (учебной и социокультурной) жизнедеятельности учащегося;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- представление учащегося как активного субъекта воспитательного процесса с учетом особенностей самого процесса в данной школе.
Представленные принципы реализуются целостно, в органическом единстве, неразрывно.
Вариативная часть рассматриваемой модели учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, формы и методы, педагогические условия и критерии.
Связующим звеном между инвариантной и вариативной частями модели являются задачи, с помощью которых достигаются конкретные цели, в зависимости от уровней сформированности знаний, мотивационной сферы и поведенческих характеристик личности школьника.
Достижение указанных целей обеспечивается прежде всего адекватным содержанием, в котором выделяются мировоззренческие идеи, нравственные ценности, этические и правовые нормы, умения и навыки, необходимые для формирования личности учащегося, отличающейся высоким уровнем подготовленности к семейной жизни в соответствии с современными требованиями жизни.
Важное условие – строгое соотнесение объема и содержания воспитания с реальными условиями.
Таким образом, с целью оживления и действенности учебно-воспитательной работы по подготовке школьников к семейной жизни с использованием традиций народной педагогики в основу ее содержания необходимо введение новых вопросов, изучение которых будет способствовать у учащихся повышению уровня общения с разными культурами, иными взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами, выработке терпимости и доброжелательности по отношению к другой культуре, психологии и идеологии.
Выбор средств и форм работы, наиболее эффективных для каждой типологической группы, будет способствовать повышению психолого-педагогической культуры семьи.


Библиографический список
  1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики.- 2-е изд. – М.: Педагогика, 1988
  2. Макаренко А.С. О воспитании /Сост. и авт. вступит. ста­тьи В.С Хелемендик. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
  3. Макаренко А.С. «Проектировать лучшее в человеке…». – Минск: Университетское, 1989. – 416 с.
  4. Мухаметзянов P.P., Синюк А.И. Подготовка сельских школьников к семейной жизни средствами татарской народной педагогики. «Актуальные проблемы семьи в современной Рос­сии»: Сборник материалов. – Пенза, 2002. – С. 47 -49.
  5. Нигматов З.Г. Использование народных традиций в воспитании учащихся: Учеб. пособие.- Казань: КГПИ, 1985.
  6. Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики. – Нижнекамск: Изд-во «Чишма», 2001,-104 с.
  7. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего челове­ка: (этика коммунистического воспитания)/Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – С. 66
  8. Ханбиков Я.И. Народные традиции и воспитание // Учен. зап Казан. гос. пед. ин-та. – Вып. 137. – Казань, 1974. – С. 3-27


Все статьи автора «Leyla Nuriyeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: