УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА

Дзюбенко Олег Леонидович
Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)
старший преподаватель 24 кафедры 2 факультета, кандидат педагогических наук

Аннотация
Модернизация современного военного образования предполагает решение проблем, связанных с информатизацией учебного процесса. Возрастающие требования к военным специалистам обусловливают формирование новых приоритетов в организации образовательного процесса в военных вузах.

Ключевые слова: геоинформационные системы, дистанционное зондирование Земли


EDUCATIONAL SUPPORT FOR THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY UNIVERSITY

Dzyubenko Oleg Leonidovich
Air Force Engineering University (Voronezh)
Senior Lecturer, Department 24 of 2 faculty, PhD

Abstract
Modernization of the modern military education involves solving problems related to the computerization of the educational process. Increasing requirements for military professionals responsible for the formation of new priorities in the organization of the educational process in the military academies.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л. Педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебный процесс военного ВУЗа // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/11/252 (дата обращения: 02.10.2017).

       Совершенствование профессиональной подготовки в военных вузах в настоящее время не представляется без изучения теории и практики современных информационных систем, в частности, геоинформационных систем и технологий (ГИС и Т), методов обработки пространственных данных, в том числе полученных с помощью данных дистанционного зондирования Земли (ДДЗ) и навигационных систем. Проблемы геоинформационного образования высшей школы исследовались А.М. Берлянтом, А.Д. Иванниковым, Е.Г. Капраловым, А.П. Карпиком, А.И. Мартыненко, И.В. Пролеткиным, В.С. Тикуновым, А.Ю. Уваровым и другими учеными, однако вопросы внедрения ГИС и Т, применения ДДЗ в военных вузах рассматривались недостаточно.

Следует особо подчеркнуть одно из приоритетных направлений современного развития ГИС и Т – совместное и широкое применение данных высокоточного глобального позиционирования того или иного объекта на воде или на суше, полученные с помощью системы ГЛОНАСС [1]. Эта система уже сейчас широко используются в морской навигации, воздухоплавании, геодезии, военной сфере. Применение ее в сочетании с ГИС и Т и ДДЗ образует мощную триаду высокоточной, актуальной, вплоть до режима реального времени, постоянно обновляемой, объективной и плотно насыщенной территориальной информации, которую можно будет использовать практически в любой области. Примеры успешного совместного использования этих систем войсками НАТО при проведении боевых действий в военных конфликтах в Афганистане и Ираке являются подтверждением того, что время широкого распространения этого направления в других военных областях практической деятельности в ближайшей перспективе.

В РФ применение ГИС и Т, ДДЗ нашло широкое применение в многообразных сферах и направлениях территориальной деятельности силовых ведомств: МО, МВД, МЧС, Пограничных войсках, ФСБ, ФСО и др.[2] Несмотря на разницу в задачах этих структур, их организацию и т.д., все они работают с пространственно-координированными данными, данными дистанционного зондирования, цифровой картографической информацией, причем не только с целью просмотра, но и анализа.

В настоящее время в силовых структурах в связи с внедрением новейших информационных технологий происходит изменение форм и способов ведения военных действий. В Вооруженных Силах (ВС) РФ применение ГИС и Т, ДДЗ должностными лицами органов военного управления происходит по многим видам деятельности: управление и контроль; анализ местности (планирование маршрутов передвижения, анализ взаимной видимости, преодоление водных преград и др.); анализ обстановки (моделирование перемещений объектов, наведение оружия и др.); разведка; логистика; тактическое планирование (управление ведением боя, поддержка огневых средств ведения боя, планирование операций десантирования с воздуха или морских средств, расстановка минных полей, моделирование боя, планирование специальных операций, планирование перемещения грузов и др.); навигация (воздушная навигация, контроль воздушного трафика, ввод координат, навигация по суше, морской поверхности, под водой и др.); оперативно-стратегическое планирование и др [3].

Исходя из сказанного, применение ГИС и Т в решении задач должностными лицами органов военного управления ВС является вполне обоснованным. Однако это требует разработки педагогического обеспечения внедрения ГИС и Т в военных вузах.

Процесс профессиональной подготовки специалистов в военном вузе станет наиболее качественным и результативным, а значит – более соответствующим целям и приоритетным направлениям развития современного военного образования, если будет реализовано педагогическое обеспечение внедрения ГИС и Т в профессиональную подготовку военных специалистов:

дополнены квалификационные требования к уровням профессиональной подготовки выпускников в результате овладения военными специалистами опытом работы с ГИС и Т;

разработана и внедрена военно-специальная дисциплина «Геоинформационные системы и технологии»;

разработаны модули военно-профессиональных учебных дисциплин по специальностям, отражающих применение ГИС и Т в решении задач ВС РФ и повышающих мотивацию и субъектную активность курсантов.

Для достижения обозначенной гипотезы  произведено решение следующих методических задач:

- обоснованы военные, педагогические и технологические положения, обеспечивающие внедрение ГИС и Т, выявленные в результате проведенного анализа и оценки современного состояния ГИС и Т, включающие обоснование методом экспертных оценок системы требований к подготовке военных специалистов в военных вузах в области ГИС и Т. В результате количественного и качественного анализа плотности распределения времени, необходимого для качественного изучения дисциплины с учетом различий способностей курсантов, математического моделирования оценки качества изучения курсантами дисциплины с учетом рационального распределения бюджета учебного времени, произведен отбор и структурирование содержания учебных модулей и дисциплины по ГИС и Т для системы подготовки военных специалистов, определены задачи, решение которых в будущей профессиональной деятельности выпускника военного вуза эффективнее производить с применением ГИС и Т, содержание дидактических единиц учебных модулей и дисциплины в целом, обеспечивающих формирование компетенций по применению ГИС и Т для:

 управления и контроля ситуации боевых действий, как авиации, так и сухопутных войск,

ведения наземной и воздушной разведки,

воздушной и наземной навигации,

проведения рекогносцировки при организации антитеррористической деятельности,

логистики в профессиональной деятельности военных специалистов и др.

- разработана педагогическая модель внедрения ГИС и Т в профессиональную подготовку специалистов наземного обеспечения ВВС, отражающая педагогические условия внедрения ГИС и Т в обучение курсантов, построенная как процессуально-компонентная система, включающая условия:

мотивационно-ценностные (формирование ценностного отношения курсантов к развитию субъектной активности, потребности к освоению, осуществлению и творческому преобразованию своей деятельности; развитие познавательного интереса к овладению методикой научного поиска посредством ГИС и Т)[4];

содержательно-целевые (формирование умений курсантов использовать ГИС и Т в качестве «прибора» поисковой деятельности, личностного саморазвития, формирование модельного мышления путем наглядного моделирования исследуемых процессов[5]);

организационно-деятельностные (субъект-субъектные отношения в совместной деятельности курсантов и преподавателей, обучение курсантов самостоятельной работе с использованием ГИС и Т)[6];

поисково-творческие (формирование умений курсантов самостоятельно конструировать образовательную и поисковую деятельность посредством ГИС и Т)[7],

рефлексивные (развитие у курсантов навыков и умений самоконтроля, формирование умений анализировать ситуации с помощью ГИС и Т, выбор возможностей ГИС и Т для выполнения поставленной задачи)

и другие условия, активизирующие познавательную деятельность (обеспечение возможности самостоятельного управления ситуацией, выбор режима учебной деятельности, вариативность действий в случае принятия самостоятельного решения после оценки оперативной и тактической обстановки посредством ГИС и Т; создание позитивных стимулов, побуждающих к учебной деятельности и повышающих качество профессиональной подготовки курсантов)[7,8].

- разработан и апробирован метод планирования бюджета учебного времени на изучение дисциплин, основанный на оценке плотности распределения времени, необходимого для качественного изучения дисциплины с учетом различий способностей курсантов и последующем аналитико-статистическом моделировании качества их подготовки. Сокращение времени на изучение дисциплины (и отдельных тем в ее составе) и рациональное распределение бюджета времени достигается за счет точного учета времени, необходимого для получения заданного распределения качества подготовки курсантов. При этом время, выделяемое на успешное изучение темы, представляется в виде суммы случайных величин, с заданным законами распределения, что позволило определить аналитический вид плотности распределения вероятности времени изучения темы и ее статистические характеристики. На основе полученных плотностей распределения вероятностей, в предположении одинаковых пороговых значений вероятностей качественного изучения темы, определяется время, необходимое для изучения дисциплины в целом.

- проведено моделирование оценки качества изучения курсантами дисциплины с учетом рационального распределения бюджета учебного времени проводилось в предположении последовательной процедуры построения парного распределения «потоков»: на курсантов, получивших «2» и «>2»; на «3» и «>3»; на «4» и «5». Такое разделение позволило использовать схему независимого испытания Бернулли, а искомые вероятности формирования соответствующих подмножеств рассматривать как биноминальное распределение с параметрами, которые определяются на основе эксперимента и нормативных рекомендаций по оценке знаний курсантов.

- разработано педагогическое обеспечение внедрения ГИС и Т в профессиональную подготовку специалистов наземного обеспечения ВВС, включающее:

дополнения к квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке выпускников в результате овладения военными специалистами опытом работы с ГИС и Т;

содержание военно-специальной дисциплины «Геоинформационные системы и технологии» в форме дидактических единиц, установленных на основе экспертного опроса;

разработку модулей военно-профессиональных учебных дисциплин по специальностям, отражающих применение ГИС и Т в решении профессиональных задач и повышающих мотивацию и субъектную активность курсантов.

Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

теоретические методы: изучение исходных данных в виде нормативных требований, изложенных в военной, специальной и педагогической литературе,  директивной и инструктивной документации, учебных, рабочих и компьютерных программах; проведение математического моделирования;

эмпирические методы: наблюдение, беседа, опрос, ранжирование, анализ результатов исследования, изучение и обобщение педагогического опыта;

статистические методы: количественный и качественный анализ данных, полученных в результате исследования, математическая обработка результатов эксперимента, моделирование с использованием методов теории вероятностей и математической статистики.

Таким образом, возрастающие объем и разнообразие необходимой информации при решении  оперативных и тактических задач требуют профессионально подготовленных военных специалистов для органов военного управления ВС РФ, грамотно регулирующих эффективные и контролируемые процессы сбора, накопления, интеграции и использования всех необходимых руководителю информационных ресурсов, т.е. применения геоинформационных технологий и автоматизированных систем. В РФ, в сфере образования, ГИС и Т, в основном, используются в учебном процессе при подготовке специалистов географических, геологических и других подобных специальностей, где традиционно используются картографические материалы и результаты геодезических измерений. В области военного образования при подготовке специалистов для органов военного управления геоинформационным системам, данным дистанционного зондирования не отводится должного внимания, не используется огромный потенциал ГИС и Т как инструмента для анализа разнородной информации, обработки геопространственных данных с целью принятия правильного решения в оперативной обстановке. До сих пор ГИС и Т, ДДЗ не нашли широкого применения в процессе повседневной деятельности должностных лиц органов военного управления ВС РФ, что является следствием отсутствия целенаправленной подготовки специалистов в военных вузах в области применения современных информационных технологий.


Библиографический список
  1. Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС // Под ред. В.Н. Харисова, А.И. Перова, В.А. Болдина – 2-е изд. М.: ИПРЖР, 1999. – 560 с.
  2. Берлянт А.М. Геоинформатика: наука, технология, учебная дисциплина.М.: Вестн. Моск. ун-та, 1992. – № 2. – С. 1 – 23.
  3. Зибров Г.В. Историко-педагогический анализ военно-профессиональной подготовки в вузах Военно-Воздушных Сил: Монография: – Воронеж: Научная книга, 2003. – 136 с.
  4. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
  5. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.:ACADEMIA, 2007. – 511 с.
  6. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Теоретическая психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2003. – 496 с.
  7. Платонов, К.К. Психология труда / К.К. Платонов. – М.: Профиздат, 1979. – С. 77-90.
  8. Атутов, П.Р. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе / П.Р. Атутов. – М.: Школа и производство. – 1999. – №11. – С. 5-12.


Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: