УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Завьялова Татьяна Борисовна
Морской технический колледж
Методист

Аннотация
Кто он сегодня — современный преподаватель? Источник информации, носитель инноваций, консультант, модератор, наблюдатель, ресурс , справочник, советник, тот кто учит других или постоянно учится сам? Какой он — современный преподаватель? Творческий,самокритичный ,предприимчивый, стрессоустойчивый, владеющий информацией, психолог?

Ключевые слова: новые образовательные технологии, современный преподаватель


USING NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE QUALITY OF EDUCATION

Zavyalova Tatyana Borisovna
Marine Technical College
Methodist

Abstract
Who is a modern teacher today? Is he a source of information, innovation consultant, moderator, observer, resource guide, counselor, one who teaches others or himself constantly learning? What qualities has a modern teacher? Is he creative, self-critical, enterprising, a psychologist? Doesn't he have stress?

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Завьялова Т.Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2011/10/106 (дата обращения: 28.09.2017).

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к специалистам разных сфер деятельности, требует активного внедрения новых технологических решений. Разумеется, не обошли эти  тенденции и сферу образования . Наступление информационных технологий требует подготовки подрастающего поколения к реалиям информационного общества. Однако  и очень значима качественная подготовка специалистов в профессиональной области.  Сверх важной задачей в подготовке и повышении квалификации специалистов становится информационная культура и информационная компетентность. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон.  Но существуют большие разночтения в его понимании и употреблении.   Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогика в современном мире переживает период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Она вплотную подошла к пониманию того, что воспитательный труд в своем общем виде отличается от других видов общественно полезного труда только спецификой, имеет свой продукт, свои технологии и их рыночную стоимость. А поэтому овладение технологиями становится сверх важным, приоритетным, как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг. Доскональное знание педагогических технологий, свой высокий профессионализм — вот что современный педагог выставляет на рынок труда. А определять успех в работе преподавателя уже скоро будет в большей степени технология  , а  не индивидуальное мастерство .

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения учащихся, является освоение учителями современных педагогических технологий с последующим внедрением в учебно-воспитательный процесс. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития курсантов, формирования у них компетенций, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.

Выйти из сложившейся ситуации можно, организовав обучение в рамках целостных образовательных технологий.

Образовательные технологии в настоящее время концентрируется вокруг четырех генеральных идей:

Укрупнение дидактических единиц.

Концепция укрупнения дидактических единиц, выдвинутая П.М. Эрдниевым, ныне общепризнанна. Отчасти ее следствием было внедрение лекционно-семинарских и вообще цельноблочных технологий. Типичная технология этого направления – «метод проектов». Этим методом в нашем ОУ успешно пользуется преподаватель истории   Т.С.Червякова.

Планирование результатов обучения. Речь идет о многопрофильном и многоуровневом планировании результатов обучения и языке такого планирования. Процесс, который ведет к достижению планируемых результатов, называется дифференцированным обучением.

Психологизация образовательного процесса. Учет в обучении психологических феноменов, построение самого учебного процесса на их основе. В частности, необходимость использования ведущей деятельности и мотивации  подростков влечет целесообразность группового обучения.

Компьютеризация.  Компьютер сегодня это средство усиления интеллекта обучаемых, их развития. Также, важно использование компьютеров как инструментов управления учебным процессом  и информационных машин, средств коммуникаций. В Морском техническом колледже почти каждый каб инет оснащен компьютером, имеется три компьютерных класса с интерактивными досками и видиопроекторами, все компьютеры имеют выход в интернет, внутри колледжа создана корпоративная сеть для обмена информацией между сотрудниками.

На сегодняшний день общая площадь зданий колледжа достигает 33000 м2. В этих зданиях располагаются 54 учебных класса и специализированных кабинета, 10 лабораторий, 10 учебно-производственных мастерских, полигон для специализированной тренажерной подготовки моряков, два спортивных зала, два борцовских зала, два тренажёрных зала, плавательный бассейн.

Многие преподаватели не полностью осознают преимущества, которые можно извлечь из использования передовых образовательных технологий, это люди довольно консервативные.   А между тем в каждом из указанных направлений есть серьезные достижения. Для того что бы увлечь новыми технологиями преподавателей в нашем ОУ разработана и успешно действует рейтинговая система оценки их труда. Кроме того огромное влияние на работу всего коллектива оказывает внедренная 6 лет назад Система менеджмента качества. В октябре 2005 года Система менеджмента качества колледжа была сертифицирована Русским Регистром на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 в отношении подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты в сфере начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования персонала судоходных компаний.

Главная цель СПб МТК в области качества – обеспечить безусловное соответствие предоставляемых услуг в области  подготовки высококвалифицированных специалистов для работы на морском и речном транспорте  международным и государственным требованиям и стремиться к тому, чтобы уровень услуги отвечал ожиданиям потребителя.

Интегральная технология .

Автором этой технологии является профессор московской академии повышения   квалификации и переподготовки работников образования Гузеев Вячеслав Валерьянович. Наши преподаватели физики и математики М.Л. Шмидт  и  О.А.  Шарапова используют эту технологию в своей работе.

ИТ сочетает личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяя обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.  Она является развитием цельноблочных технологий. Минимальной единицей учебного процесса в ней является блок уроков, в структуре которого условно выделяются постоянная и переменная части. Уроки постоянной части определяются в основном характером учебного материала и меньше зависят от других параметров в отличие от уроков переменной части, которые полностью зависят от течения процесса обучения и высоко чувствительны к информации обратной связи. Ни один из учеников, традиционно называемых «слабыми», не чувствует дискомфорта, так как все характеристики их состояния имеют временно-ситуативный характер и не оглашаются. Все приемы педагогической техники также направлены на обеспечение психологической комфортности учеников, что позволяет даже увеличить предметно- содержательную нагрузку их труда. Критерии выбора моделей обучения таковы, что оставляют максимум свободы творчества высокопрофессиональному педагогу с развитой интуицией, но защищают учеников от недостаточно компетентного учителя. Компьютерная поддержка обучения занимает свои естественные ниши, повышая эффективность процесса, но отсутствие этой поддержки не ведет к негативным последствиям интегральная технология устойчива к средствам обучения. В целом можно утверждать, что интегральная технология обеспечивает каждому ученику право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.

Планирование результатов обучения в ИТ осуществляется на языке конкретных умений в виде трехуровневых систем задач. Уровни следующие:

  • минимальный – соответствует оценке «3», решение задач обязательного набора по образцу, результаты обучения удовлетворяют некоторым минимальным требованиям общества, отвечают минимальным установкам федерального, регионального или местного (школьного) образовательного стандарта.
  • общий – соответствует оценке «4», решение задач, представляющих собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями;
  • продвинутый – соответствует оценке «5»,решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанных явными и латентными связями.

Заметим, что  речь идет именно об уровнях планируемых результатов обучения, которые не следует путать с уровнями обученности, уровнями усвоения и им подобными, фиксируемыми по окончании того или иного учебного периода. Планирование результатов обучения в виде множества задач позволяет и сам процесс обучения построить как процесс последовательного решения с учителем или без него серии целесообразно подобранных задач, так как познавательная задача, субъективно принятая учеником, не будучи сама по себе объектом познания, выступает в обучении как опосредствующее звено между учащимся (субъектом) и объектом познания. В ходе решения задачи происходит известное изменение  и субъекта, и объекта познания. Столкнувшись с неизвестной ситуацией в задаче, курсант  переживает состояние потребности в ее разрешении. Эта потребность побуждает его к специфическому действию в отношении объекта, а именно к его преобразованию. Преобразуя объект, учащийся одновременно пополняет, совершенствует свои знания и развивает собственные познавательные способности. Меняется структура и характер познавательной деятельности ученика, а также и первоначальная структура самого объекта познания.

Блок уроков Интегральной технологии выглядит следующим образом:

1 Вводное повторение
2 Изучение нового материала (основной объем).
3 Закрепление (тренинг-минимум).
4 Изучение нового материала (доп. объем)
5 Развивающее дифференцированное закрепление.
6 Обобщающее повторение.
7 Контроль.
8 Коррекция.

 

Предметно — ориентированные технологии обучения

  • Технология постановки цели
  • Технология полного усвоения (по материалам М. С. Кларина)
  • Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
  • Технология концентрированного обучения

 Личностно — ориентированные технологии обучения

  • Технология обучения как учебного исследования
  • Технология педагогических мастерских
  • Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
  • Технология эвристического обучения

 

  • Распространение опыта использования имитационных методов обучения планируется колледжем в виде семинаров и стажировок педагогических работников образовательных учреждений транспортной отрасли. С этой целью планируется также использование рекламно-информационных презентаций и учебных фильмов.

Не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от его опыта работы, педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость. Зачастую учитель учитывает различные требования, методические рекомендации, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопечные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна технология не поможет учителю добиться своих целей. Деятельность педагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т.д.) должна соотноситься, соответствовать деятельности ученика ( его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т.д.). Только на такой основе преподаватель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. А вот степень повышения качества образования и мотивацивации  учебного процесса еще требует обобщения. В документах  ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.   Для проведения тренажёрной подготовки курсантов и переподготовки моряков в колледже в 1997 году был создан и в дальнейшем постоянно расширяется многофункциональный Учебно-тренажёрный центр (УТЦ), который на сегодняшний день полностью обеспечивает проведение необходимой тренажёрной подготовки курсантов и выпускников колледжа. Качество тренажерной подготовки и соответствие материально-технической базы требованиям нормативных документов Министерства транспорта РФ регулярно проверяются представителями признанных Минтрансом организаций во время плановых проверок, и подтверждается соответствующими сертификатами и свидетельствами. Разработанная в колледже в 2008 году инновационная образовательная программа «Оптимизация процесса подготовки специалистов для морского и речного флота на основе внедрения интегрированных комплексов, объединяющих реальное судовое оборудование и компьютерные тренажеры», позволила привлечь для развития учебно-материальной базы колледжа дополнительное финансирование на сумму свыше 47 млн. руб. На эти средства колледжем приобретен быстроходный морской катер оснащенный самым современным навигационным оборудованием и двигателями с системами автоматического регулирования и дистанционного управления, рассчитанный на 12 рабочих мест обучаемых, что позволяет проводить первичное практическое обучение не только матросов и мотористов, но и судоводителей и судомехаников. Установлена новейшая версия интегрированного навигационного мостика с круговой визуализацией, который может имитировать до 40 наименований навигационного оборудования и аппаратуры управления современного морского судна. Тренажер такого уровня – единственный в Северо-Западном регионе . Он широко используется для тренажерной подготовки действующего плавсостава судоходных компаний и курсантов колледжа. Примерный перечень кабинетов, лабораторий и др. по реализации основной профессиональной образовательной программы, имеющийся в ГОС СПО повышенного уровня по специальностям 180406 и 190502 включает комплексы: учебно-тренажерный с комплексным навигационным тренажёром для несения ходовой вахты, с комплексным тренажёром судовой энергетической установки, тренажёрами предотвращения столкновений судов, тренажером ГМССБ. ИОП, внедряемая в колледже, предлагает дальнейшее развитие системы тренажерной подготовки моряков на комплексном тренажере, включающем в себя действующие элементы судовой энергетической установки (главный двигатель, вспомогательные дизель-генераторы, главный распределительный щит судовой электростанции, вспомогательные механизмы) управляемые с центрального поста управления судном (ЦПУ), связанным с интегрированным навигационным мостиком. Эта система позволит в стенах учебного заведения без риска аварийного повреждения судна проводить комплексную тренировку экипажа в составе судоводителей (капитана и вахтенного помощника), рулевых, вахтенных механика и мотористов, судового электрика. Судовое оборудование и программно-аппаратные комплексы позволят имитировать различные, в том числе критические, ситуации, связанные с возникновением различных неисправностей оборудования и ошибками судового персонала. Это позволит безопасно обучить экипаж способам предотвращения аварийных ситуаций, действиям персонала в аварийных ситуациях для минимизации их последствий. Высокая степень имитации оборудования судна позволяет повысить качество подготовки и обучать специалистов, в том числе для военно-морского флота, до достижения ими 18-летнего возраста. С 2007 года колледж заключил контракты с Министерством обороны РФ о допризывной подготовке специалистов для военно-морского флота по военно-учетным специальностям. Обучение несовершеннолетних морским профессиям и специальностям на реальном работающем судне невозможно из-за ограничительных норм действующего законодательства РФ. Приобретение и использование специализированных морских учебных судов, несомненно, обойдется для образовательного учреждения значительно дороже имитации судового оборудования. Оборудованы помещения для лаборатории судовых энергетических установок. Закуплено также специализированное обучающе-тестирующее программное обеспечение, рекомендованное Министерством транспорта РФ, которое используется для проверки знаний при дипломировании в Морских квалификационных комиссиях. Инновационная образовательная программа, внедряемая в колледже, направлена на повышение качества подготовки кадров рабочих и специалистов для морского и речного флота России в свете Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2030 года, разработанной Министерством промышленности и энергетики по поручению Президента РФ.  Руководителем и разработчиком ИОП является заместитель директора по учебно — методической работе, руководитель РЦ Пустошный П.П. Подготовка курсантов в колледже производится в соответствии с образовательными стандартами РФ и требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками (ПДНВ 78). Программа стратегического развития колледжа   содержит значительный объём мероприятий по развитию учебно-материальной базы, совершенствованию учебно-программной документации, модернизации учебно-воспитательного процесса в связи с созданием ресурсных центров, совершенствованию методической работы, модернизации процесса управления колледжем, совершенствованию организации социального партнерства. В настоящее время семь работников колледжа имеют почётное звание заслуженного учителя РФ, пятьдесят три сотрудника имеют звание почётного работника профессионального образования, два преподавтеля защитили кандидатские диссертации, директор колледжа В.А.Никитин — доктор экономических наук. За последние годы значительно улучшились структура и содержание подготовки специалистов в колледже.  Колледж дает глубокое и адекватное рынку труда образование.


Библиографический список
  1. Подласый, И.П. Где помогут технологии.//Школьные технологии.-2003
  2. Подласый, И.П. Учитель, рынок, технология// Школьные технологии – 2003
  3. Ермолаева М.Г. Современный урок. Анализ тенденции возможности. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2008.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.


Все статьи автора «Мицкевич Андрей Анатольевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: