Работа, направленная на развитие личности ученика, становится эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
В своей практической деятельности работа с родителями осуществляется следующим образом: работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры; работа с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».
В МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» используют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, главной целью которых является их обогащение педагогическими знаниями и навыками.
К традиционным формам воспитания относятся родительские собрания, консультации с родителями и индивидуальное общение с педагогом, посещение на дому, общение по телефону, а также использование социальных сетей – родительские чаты.
В основе нетрадиционных форм взаимодействия лежит принцип партнерства и диалога. Эффективность данного подхода заключается не в навязывании конкретной точки зрения, а помощь в поиске собственного решения для выхода из проблемной ситуации.
Содержание работы с родителями имеет следующие направления:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, мастер-класс);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (Совет школы, родительские комитеты).
При решении учебных проблем использую следующие формы взаимодействия педагога и родителей:
1) совместное изучение особенностей и способностей детей;
2) выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;
3) обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;
4) знакомство родителей с особенностями учебных планов, образовательных стандартов, требованиями к учащимся, согласование этих требований;
5) учет мнения родителей на введение специальных предметов, курсов, факультативов.
Особое место во взаимодействии родителей и педагога отводится психолого-педагогическому сопровождению.
В учреждении работает педагог-психолог, который составляет план работы с детьми ОВЗ, со слабоуспевающими, конфликтными обучающимися. Систематически проводится работа, как с детьми, так и с родителями. Психолог проводит родительские тренинги, на которых знакомит родителей с основными педагогическими приемами, актуальными вопросами воспитания и обучения детей. На мой взгляд, это одна из самых эффективных форм взаимодействия, направленная на коррекцию и улучшение отношений родителей со своим ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Популярной и эффективной формой работы с родителями является общешкольные родительские собрания. На начало года составляется план проведения общешкольных родительских собраний.
Главная цель такой формы работы – знакомство родителей с целями, задачами, направлениями деятельности образовательного учреждения, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ОУ, итогами проделанной работы.
В качестве итога предусмотрено награждение семей с высокими результатами образовательной деятельности.
Еще одна форма – классные родительские собрания, которые проводятся минимум 4 раза в год. Родительское собрание помогает проанализировать достижения детей в учебной деятельности, скорректировать процесс обучения. Это возможность для демонстрации успехов ученика в его труде. Основной упор делается на качество образования школьника, нераскрытый потенциал, мотивацию и заинтересованность в учебном процессе.
Также мы применяем следующие формы участия родителей в образовательной деятельности:
- выполнение индивидуально или совместно с детьми творческих домашних заданий (составление кроссвордов, газеты, викторины, конкурсы, написание сочинения);
- организация экскурсий (на природу, в музей);
- выступление на классных часах или уроках перед учениками, проведение части урока;
- семейные конкурсы и соревнования;
- совместные проекты и исследования;
- подготовка различных мероприятий;
- обсуждение проблемной ситуации и поиск выходов из нее;
- круглый стол – обсуждение наиболее острых вопросов, касающихся воспитания детей, обмен опытом по проблемной ситуации, тренировка педагогического мышления;
- открытый урок – знакомство родителей с программой учебного предмета, календарно – тематическим планированием, особенностями преподавания, методами, формами, способами преподавания, требованиями учителя.
Такие уроки помогают избежать конфликтных ситуаций и недопонимания в отношениях родителей и педагога относительно учебного процесса.
Индивидуальная консультация – обмен информацией родителей и педагога, дающей реальную информацию об уровне обученности ребенка, трудностях, возникающих в учебном процессе, его поведении, социальном окружении, склонностях и т.д. Данная форма взаимодействия наиболее актуальна при наборе класса. Она помогает преодолеть беспокойство и тревоги родителей. При подготовке к консультации, готовится ряд вопросов, которые могут помочь при планировании работы с классом.
Такие консультации носят индивидуальный и ознакомительный характер, а также способствует налаживанию контакта между родителями и педагогом. Учитель при этом выясняет наиболее важную информацию для профессиональной деятельности: особенности здоровья, увлечения, интересы, модель общения в семье, моральные ценности и нормы семьи, особенности поведения и поведенческие реакции, черты характера ребенка.
Таким образом, подводя итог вышесказанного, можно сделать следующие выводы: семья и школа являются основными институтами воспитания ребенка и обладают богатыми потенциальными возможностями; воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье, особенностями школьного воспитания.
Библиографический список
- Механизмы повышения качества образования в образовательной организации (Методические материалы) / авторы-составители О.В. Созонтова, О.А. Притужалова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 105 с.
- Любицкая, К.А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе [Текст] / К.А. Любицкая, М.А. Шакарова // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 196 – 215.
- Я – эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / составители: Н.В. Бысик, В.С. Евтюхова, М.А. Пинская. – М.: Университетская книга, 2017. – 164 с.