ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Жирных Марина Александровна
МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100»

Аннотация
В статье описаны традиционные и нетрадиционны формы работы с родителями, способствующие повышению образовательных результатов обучающихся.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Жирных М.А. Основные формы работы с родителями, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2025. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2025/05/55576 (дата обращения: 17.05.2025).

Работа, направленная на развитие личности ученика, становится эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

В своей практической деятельности работа с родителями осуществляется следующим образом: работа со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры; работа с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных, в первую очередь, с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок».

В  МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100» используют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, главной целью которых является их обогащение педагогическими знаниями и навыками.

К традиционным формам воспитания относятся родительские собрания, консультации с родителями и индивидуальное общение с педагогом, посещение на дому, общение по телефону, а также использование социальных сетей – родительские чаты.

В основе нетрадиционных форм взаимодействия лежит принцип партнерства и диалога.  Эффективность данного подхода заключается не в навязывании конкретной точки зрения, а помощь в поиске собственного решения для выхода из проблемной ситуации.

Содержание работы с родителями имеет следующие направления:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, мастер-класс);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (Совет школы, родительские комитеты).

При решении учебных проблем использую следующие формы взаимодействия педагога и родителей:

1) совместное изучение особенностей и способностей детей;

2) выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;

3) обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;

4) знакомство родителей с особенностями учебных планов, образовательных стандартов, требованиями к учащимся, согласование этих требований;

5) учет мнения родителей на введение специальных предметов, курсов, факультативов.

Особое место во взаимодействии родителей и педагога отводится психолого-педагогическому сопровождению.

В учреждении  работает педагог-психолог, который составляет план работы с детьми ОВЗ, со слабоуспевающими, конфликтными обучающимися. Систематически проводится работа, как с детьми, так и с родителями. Психолог проводит родительские тренинги, на которых знакомит родителей с основными педагогическими приемами, актуальными вопросами воспитания и обучения детей. На мой взгляд, это одна из самых эффективных форм взаимодействия, направленная на коррекцию и улучшение отношений родителей со своим ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Популярной и эффективной формой работы с родителями является общешкольные родительские собрания. На начало года составляется план проведения общешкольных родительских собраний.

Главная цель такой формы работы – знакомство родителей с целями, задачами, направлениями деятельности образовательного учреждения, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ОУ, итогами проделанной работы.

В качестве итога предусмотрено награждение семей с высокими результатами образовательной  деятельности.

Еще одна форма – классные родительские собрания, которые проводятся минимум 4 раза в год. Родительское собрание помогает проанализировать достижения детей в учебной деятельности, скорректировать процесс обучения. Это возможность для демонстрации успехов ученика в его труде. Основной упор делается  на качество образования школьника, нераскрытый потенциал, мотивацию и заинтересованность в учебном процессе.

Также мы применяем следующие формы  участия родителей в образовательной деятельности:

- выполнение индивидуально или совместно с детьми творческих домашних заданий (составление кроссвордов, газеты, викторины, конкурсы, написание сочинения);

- организация экскурсий (на природу, в музей);

- выступление на классных часах или уроках перед учениками, проведение части урока;

- семейные конкурсы и соревнования;

- совместные проекты и исследования;

- подготовка различных мероприятий;

- обсуждение проблемной ситуации и поиск выходов из нее;

- круглый стол – обсуждение наиболее острых вопросов, касающихся воспитания детей, обмен опытом по проблемной ситуации, тренировка педагогического мышления;

- открытый урок – знакомство родителей с программой учебного предмета, календарно – тематическим планированием, особенностями преподавания, методами, формами, способами преподавания, требованиями учителя.

Такие уроки помогают избежать конфликтных ситуаций и недопонимания в отношениях родителей и педагога относительно учебного процесса.

Индивидуальная консультация – обмен информацией родителей и педагога, дающей реальную информацию об уровне обученности ребенка, трудностях, возникающих в учебном процессе, его поведении, социальном окружении, склонностях и т.д. Данная форма взаимодействия наиболее актуальна при наборе класса. Она помогает преодолеть беспокойство и тревоги родителей. При подготовке к консультации, готовится ряд вопросов, которые могут помочь при планировании работы с классом.

Такие консультации носят индивидуальный и ознакомительный характер, а также способствует налаживанию контакта между родителями и педагогом. Учитель при этом выясняет наиболее важную информацию для профессиональной деятельности: особенности здоровья, увлечения, интересы, модель общения в семье, моральные ценности и нормы семьи, особенности поведения и поведенческие реакции, черты характера ребенка.

Таким образом, подводя итог вышесказанного, можно сделать следующие выводы: семья и школа являются основными институтами воспитания ребенка и обладают богатыми потенциальными возможностями; воспитание детей в школе представляет собой продолжение воспитательного процесса в семье, особенностями школьного воспитания.


Библиографический список
  1. Механизмы повышения качества образования в образовательной организации (Методические материалы) / авторы-составители О.В. Созонтова, О.А. Притужалова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 105 с.
  2. Любицкая, К.А. Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе [Текст] / К.А. Любицкая, М.А. Шакарова // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 196 – 215.
  3. Я – эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие / составители: Н.В. Бысик, В.С. Евтюхова, М.А. Пинская. – М.: Университетская книга, 2017. – 164 с.


Все статьи автора «Жирных Марина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: