На данный момент активно происходят различные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, причиной тому стали научно-технические достижения, которые интегрируются во все отрасли, тем самым развивается и общество, социум. Так актуализировалась проблема по нахождению новых ценностей нового общества, и как их интегрировать в учебный процесс. И решить проблему культурного застоя в обществе, призвана аксиологическая педагогика.
Аксиологическая педагогика это отрасль педагогики, а также одно из ведущих направлений ее развития, заключающаяся в определении наиболее важных культурных, социальных и нравственных ценностей обучающихся. Данное направление основывается на том, что обучающийся рассматривается как наивысшая ценность общества. На аксиологии можно строить и основывать весь современный учебно-образовательный процесс.
Наиболее важную роль в аксиологии играет понятие ценности, в которую закладывается все социальное и культурное развитие на данный момент времени. Ценности представляют собой знания о разграничении добра и зла, понятия красоты, истины, нравственности, добродетели, а также прямо противоположных понятиях о лжи, корысти, зависти, ненависти, безнравственности и т.д. В педагогике аксиологический подход к образовательной деятельности обладает характерным содержанием обучения, формами, методами и способами организации образовательной деятельности, дидактическими средствами воспитания.
В состав предметности педагогического подхода в педагогике являются такие ценности, как:
1. Педагогические явления, которые заключаются в том, что педагогика исследует не только новые педагогические инновации, современные отрасли, подходы и технологии, но и она также обращена к традиционным, классическим педагогическим процессам и явлениям, которые хорошо известны из опыта педагогической деятельности. Все педагогические процессы составляют большую ценностную группу, которую исследует современная аксиологическая педагогика.
2. Научно-исследовательские педагогические труды, монографии, трактаты и т.д. Заключаются в том, что результаты научного педагогического исследования подлежат такому же анализу, как и иные процессы, то есть по ценностному качеству их можно рассматривать по нескольким аспектам, таким как: актуальность поднятой проблемы исследования, новизна работы, теоретической и практической значимости педагогического эксперимента, исследования.
3. Определенные ценности, необходимые для обучающихся. Это чаще всего базовые ценности, без которых невозможна социальная адаптация и социализация обучающихся и понимания различных социальных процессов, то есть такие как понятия о добре и зле, истине и лжи и т.д.
4. Инновационная деятельность в педагогике. Если результат преобразованной, модернизированной образовательной деятельности соответствует поставленной образовательной цели, то содержание образования и учебно-образовательный процесс обладает большой педагогической ценностью и значимостью в современном образовательном пространстве.
Таким образом, аксиологический подход в педагогике обладает большим потенциалом для развития в будущем и существенно улучшит качество учебно-образовательной и воспитательной деятельности образовательных организаций.
Библиографический список
- Сластенин В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М.:МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 220 с.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. С.77-78.