Правотворчество — это действия уполномоченных органов по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) и отмене нормативных правовых актов; завершающая часть процесса правообразования.
Процесс правотворчества осуществляется на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.
Современная отечественная юридическая литература выделяет две группы субъектов правотворчества:
1. Субъекты, участвующие в нем в силу официально установленных полномочий.
2. Субъекты участвующие в правотворчестве в связи с законодательным наделением их только правотворческой инициативой.
На наш взгляд, данная классификация является весьма условной. Это связано с тем, что правотворческая инициатива является одной из разновидностей правотворческих полномочии и входит в их совокупность. К тому же данное деление субъектов не включает в себя все виды участников правотворческого процесса, не вносит ясность в их наименование.
Ряд ученых предлагает классифицировать участников правотворческого процесса в субъектах РФ исходя из анализа их роли в данной деятельности. Так, соответственно выделяют:
1. Правотворческие лица. Сюда относятся граждане, жители субъекта РФ, региональные законодательные органы.
2. Участники, оказывающие содействие правотворческим лицам. К ним причисляются избирательные комиссии, разработчики проектов законов, эксперты и другие, подобные им субъекты.
3. Лица, осуществляющие нормоконтроль и привлекающие к правотворческой ответственности. В эту группу входит Президент РФ, Минюст России, органы конституционного контроля субъектов РФ и др.
4. Лица, отстаивающие свои или чужие правотворческие интересы, — к данной категории относятся группы граждан, инициирующих принятие проекта закона, общественные объединения, депутаты, лоббисты и др. [3]
Таким образом, наука конституционного права следующим образом понимает сущность участников правотворчества в субъектах РФ:
Участники правотворческого процесса субъектов РФ – совокупность правотворческих лиц, лиц, которые оказывают содействие в издании закона, осуществляют нормоконтроль, привлекают к правотворческой ответственности и отстаивают свои правотворческие интересы или интересы третьих лиц.
Главным признаком, которым обладают все участники правотворческого процесса субъектов РФ, является их правотворческая правосубъектность.
Правотворческая правосубъектность — это вид общей правоспособности, исходя из чего под ней понимают возможность субъекта приобретать соответствующие права и обязанности, а также совершать установленные законом правотворческие действия.
В структуру правотворческой правоспособности входят следующие элементы:
1. Правоспособность.
2. Дееспособность.
3. Правовой статус. [4]
Специфика юридических норм, регулирующих отношения участников регионального правотворческого процесса, отражается в содержании правотворческой правоспособности. Изменения законодательства о правотворческой процедуре в регионах также вносят коррективы в сущность этой правоспособности.
К примеру, несложно заметить, что правотворческая способность гражданина существенно отличается от правоспособности законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ.
Конституционно – правовое значение правотворческой дееспособности заключается в том, что посредством нее субъект реализует принадлежащие ему права, обязанности и полномочия, в сфере разработки и принятия новых законодательных актов.
У всех участников наступление правотворческой дееспособности происходит по-разному, однако главным условием ее возникновения считается характер установленных прав, обязанностей и полномочий конкретного участника.
Закон закрепляет сам факт наличия и объем такой дееспособности в зависимости от различных критериев, к которым относят, например, сроки подготовки и издания правового акта, нормативные акты и договоры, которые требуют от участника правотворческого процесса совершить те или иные действия. [5]
Таким образом, в заключении хочется отметить, что участники правотворчества субъектов Российской Федерации неоднородны по своему составу. Их права, обязанности и полномочия зависят от различных критериев.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4, Ст. 445;
- «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон № 131-ФЗ: от 06.10.2003.: по состоянию на 02.08.2019. // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822;
- Самсонов В. И., Самсонова Е. В. Участники правотворческого процесса субъектов РФ / В.И.Самсонов, Е.В.Самсонова // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2007. – Т. 2. – №. 9. – С. 140—147;
- Каменская Е. В. Региональное правотворчество в Российской Федерации (вопросы теории) : автореф. дис…. канд. юрид. наук. / Е.В.Каменская. – Саратов, 2005.- 32 с;
- Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2004. – 373 с.