В современной пенитенциарной системе России наблюдается последовательное движение к гуманизации исполнения наказания. Данный факт объясняется тем, что с момента вступления Российской Федерации в 1996 году в Совет Европы, а также ратификации ряда международных конвенций по защите прав осуждённых, Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России) прогрессивно стремится приблизиться к международным стандартам. Новеллы отражаются в федеральных законах, нормативно – правовых актах РФ. Необходимо отметить, что правила гуманного обращения с осужденными, лицами, содержащимися под стражей, обеспечение их всем необходимым для жизнедеятельности распространяются и на конвоируемых лиц в пути следования.
На наш взгляд представляется актуальным рассмотреть и проанализировать функционирование систем жизнеобеспечения в период конвоирования по автодорожным маршрутам в специальных автомобилях.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время, в теоретическом, а, следовательно, и в практическом аспекте обращение с осужденными (лицами, содержащимися под стражей) должно быть на подобающем уровне, в соответствии с международными стандартами. Недопустимо в отношении них унижение человеческого достоинства, ущемление прав, а тем более жестокое обращение.
Россия стала одной из первых стран, в которой применялось перемещение осужденных с помощью специальных автомобилей. Еще в 1909 году в пенитенциарной системе России при конвоировании использовались немецкие фургоны NAG. Примерно в то же время в стране стартовало собственное производство таких автомобилей. Однако, вмещали они лишь 8 осужденных и набирали скорость до 25 км/ч.
В результате научно-технического прогресса Российская пенитенциарная система применяет различные спецавтомобили типа «АЗ». К тому же и требования теперь к ним предъявляются другие. Осужденные царской России не могли даже мечтать о таких условиях. ФСИН России ежегодно закупает десятки спецавтомобилей типа «АЗ».
С 2008 года в отечественной уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) функционируют оперативно-служебные автомобили «АЗ» на шасси КамАЗ-4308 (вместимостью 30–32 человека), КамАЗ-43114 (КамАЗ-5350) повышенной проходимости (вместимостью 30–32 человека), КамАЗ-65117 (вместимостью 50–52 человека), ГАЗ-3221 «Газель» (вместимостью 7 человек). С 2012 года налажен выпуск новой модификации спецавтомобиля типа «АЗ» на шасси ГАЗ-33106 «Валдай» (вместимостью 15 человек). Производство кузова спецавтомобилей типа «АЗ» осуществляется в одной из исправительных колоний (далее – ИК) в Республике Башкортостан.
Долгое время, несмотря на комфортабельность современных автомобилей для конвоирования заключенных, не решался вопрос отправления ими естественных нужд. Данный момент не урегулирован в действующих нормативно-правовых актах. В Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию, утв. совместным приказом Минюста России и МВД России, говорится лишь о том, что вывод осужденных в туалет осуществляется через каждые 2-3 часа на остановках в учреждениях УИС, на соответствующем маршруте в пути следования.
Однако необходимо обратить внимание на человеческий фактор. Как поступать сотрудникам в случае острой необходимости вывода в туалет того или иного осужденного? Решая данный вопрос, с 2013 года спецавтомобили стали изготавливать с возможностью установки биотуалетов на случай конвоирования осужденных на большие расстояния или в условиях автомобильных пробок в городах-мегаполисах, а также дополнительными видеокамерами снаружи автомобилей для осуществления безопасного движения при маневрах. Все спецавтомобили, используемые ФСИН России, изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза. Автомобили оборудуются системами отопления, кондиционирования, видеоконтроля за соблюдением режима содержания и несением службы караула, связи и бортовым спутниковым навигационным оборудованием.
В силу статьи 76 УИК РФ при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия [1]. С 2014 года в оперативно-служебных автомобилях типа «АЗ» предусматриваются отдельные отсеки, оборудованные биотуалетом. К биотуалетам также применяются требования безопасности.
Двери камер и туалетной кабины должны быть оснащены однотипными унифицированными механическими замками с автоматически срабатывающим ригелем и съемной ручкой и соответствовать следующим требованиям:
- размер ригеля замка в поперечном сечении должен быть не менее 15 мм x 8 мм;
- форма соприкасающихся поверхностей ригеля и «ответной части» должна обеспечивать свободное, без заеданий срабатывание ригеля;
Ширина проемов дверей камер и туалетной кабины должна составлять не менее 510 мм. Зазор между стойкой дверного проема и дверью со стороны замка должен быть не более 5 мм.
На дверях камер и туалетной кабины должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения ключа для их открывания, на дверях камер – их номера, высота цифр – 60 +/- 2 мм, ширина – 13 +/- 1 мм, нумерация камер справа налево. Таким образом, законодатель урегулировал детально моменты обеспечения безопасности в спецавтомобиле.
Вместе с тем, неурегулированным остаётся вопрос санитарного обслуживания (уборки) биотуалетов. На наш взгляд данный вопрос, возможно, решить следующим образом. Во время остановки в учреждениях УИС в процессе конвоирования по автодорожным маршрутам, о чем говорится в Инструкции, осужденные отряда хозяйственного обслуживания должны осуществлять уборку и санитарную обработку биотуалетов под наблюдением сотрудников караула. В связи с этим, следует ввести дополнительный пункт к обязанностям хозобслуги в учреждениях УИС с соответствующим содержанием.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на то что, в модернизированных специальных автомобилях для осужденных появились биотуалеты, их практическое применение не осуществляется. Они закрыты на замок и не эксплуатируются по назначению. Это связано с тем, что не урегулирован вопрос их обслуживания. В обязанностях сотрудников, осуществляющих конвоирование нет пункта по обслуживанию туалетов, и быть не может, у них абсолютно другие задачи в пути следования. Сами осужденные также не могут осуществлять уборку биотуалетов, так как это нарушает правила безопасности и изоляции осужденных.
На сегодняшний день отдел конвоирования осужденных в своей деятельности руководствуется многими нормативно-правовыми актами, введенными до внедрения технических новелл. В связи с этим для точного руководства правовой базой для сотрудников УИС считаем необходимым внести изменения в приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279
«Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы». А именно в абзац 2 пункт 73 раздела XII. «Оборудование обменных пунктов и транспортных средств для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании». Предлагается следующая формулировка данного абзаца:
«К оборудованию специальных автомобилей относятся: спецкузов, осветительные приборы, средства оповещения и связи, биотуалеты».
Представляется необходимым урегулировать вопрос санитарной обработки биотуалетов в спецавтомобилях. Для осуществления уборки необходимо привлекать отряд хозяйственного обслуживания учреждений УИС. Таким образом, санитарно – гигиеническое состояние биотуалетов будет обеспечиваться через каждые 3 – 5 часов на остановках в учреждениях УИС отрядом хозяйственной обслуживания данного учреждения, поскольку введение специальной должности по уборке биотуалетов с экономической позиции является неэффективным.
Библиографический список
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017)// Собрание законодательства РФ. — 13.01.1997. — № 2. — Ст. 198.
- Приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279
«Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».