ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ

Фирсова Екатерина Валерьевна
Московский государственный областной университет
студентка второго курса заочного отделения магистратуры

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы терминологии и классификации жестокого обращения с детьми.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, насилие


CHILD ABUSE: PROBLEMS OF TERMINOLOGY AND CLASSIFICATION

Firsova Ekaterina Valerevna
Moscow State Regional University
second year master degree student

Abstract
This article is about problems of terminology and classification of child abuse.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Фирсова Е.В. Жестокое обращение с детьми: проблемы терминологии и классификации // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9840 (дата обращения: 21.02.2024).

(научное руководство: Розенова Марина Ивановна, д.пс.н. профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Руководитель магистерской программы «Позитивная психология: технологии консультирования и развития семьи»)

В современном обществе проблема насилия и жестокого обращения с детьми − одна из самых наболевших и острых. Последствия жестокого обращения оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка. Трудности выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на формирование личности и психики ребенка требуют отдельного внимания и тщательного исследования отечественных и зарубежных психологов.

Анализ литературы показывает, что тема жестокого обращения и насилия над детьми требует глубокого и систематического изучения данного феномена человеческих отношений.

Жестокое обращение с детьми отечественные и зарубежные ученые рассматривают с точки зрения теории девиантности, поскольку именно в такой форме обращения с детьми многие видят причину отклонений в развитии и поведении детей и подростков.

Жестокость − это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Понятия «жестокость» и «насилие» − более узкие и входят в семантическое поле  понятия «агрессия», которая рассматривается как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям  или вызывающее у них дискомфорт [6].

В отечественной и зарубежной психологии прослеживаются попытки дать как можно более точное определение  понятий «жестокое обращение» и  «насилие», а также провести четкую границу между этими понятиями или считать их синонимичными [22].  Найти общее определение понятия «жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как  его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особенностей страны и государственного уклада общества [17,  27].

В России термин «жестокое обращение с детьми» как юридическое понятие впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в1968 г., в котором жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось. В ныне действующем Семейном кодексе Российской Федерации (от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ) понятие также не раскрывается, оно упоминается в связи с понятиями «вред», «насилие», «интересы детей».

Всемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против других лиц, сообщества, результатом которого является (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии и различного рода ущерб» [13].

В ст.19 Конвенции о правах ребенка понятие «насилие» включает «все формы физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы и небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление».

Анализ отечественной и зарубежной литературы  указывает на обширную классификацию различных видов насилия, но прежде чем классифицировать виды стоит разобраться с определением понятий «жестокое обращение» и «насилие», чтобы понять есть ли в их сути разница или их можно считать синонимичными.

В русском языке, согласно словарям Д.Н. Ушакова (1940) и С.И. Ожегова (2008), «насилие»  – это применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-либо (что-либо), «притеснение», «принуждение», действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Г.Н Киреев (1990)  дает  следующее определение: «Насилие − особый вид отношений между людьми, сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, и, несмотря на то, что субъективный фактор опосредован и определен материальными отношениями, насилие существует там, тогда и постольку, где, когда и поскольку имеет место присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над ней» [11].

В Руководстве по предотвращению насилия над детьми М.Д. Асанова (1997) выделила четыре основных типа насилия: физическое, сексуальное, пренебрежение нуждами и психологическое, но точного определения понятия «жестокое обращение» и «насилие» не дала [23].

В своей работе Е. М.  Черепанова (1996)  пишет: «Насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Когда психологи сталкиваются с такими проблемами, то используют непереводимое английское слово абьюз (от англ. abuse) . Это слово было образовано из слияния двух слов и дословно означает “ненормальное использование” или “тобой злоупотребили”. В русском языке сравнительно недавно появилось словосочетание, которое, будучи ненормативной лексикой, тем не менее практически буквально отражает основной смысл: “тебя поимели”. Это значит, что тебя использовали, хотя ты был с этим не согласен, против твоего желания. Слово же “насилие” обычно обозначает лишь крайнюю степень выраженности абьюза, причем сопряженную с физическим воздействием. Абьюз включает в себя весь спектр ненормального использования − от оскорбления или издевательства и до крайнего физического и сексуального насилия» [25].

Так, ряд отечественных психологов Т.М. Журавлева, Т.Я Сафонова, Е.И. Цимбал (2001, 2007) не разделяют понятий «жестокое обращение» и «насилие», считают их синонимами и так определяют понятие «жестокое обращение»: «Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка и (или) создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [7, 24, 28]. Выделяют четыре формы насилия: психологическое, физическое, сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка. Насилие считают проявлением власти в межличностных отношениях.

Приведенные авторы  отмечают, что независимо от социокультурных правил и правовых норм, принятых в том или ином обществе, определение жестокого обращения (насилия) должно включать две взаимосвязанные  части: описание действий, которые взрослый совершает по отношению к ребенку, и определение вреда, которое эти действия наносят ребенку. При этом первая часть определения, по их мнению, может указывать как на характер действий, так и на их активность.

Н.В. Тарабрина (2001) классифицирует насилие по некоторым параметрам: явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика; происходящее в настоящем или случившееся в прошлом; единичное или множественное, длящееся многие  годы; по месту происшествия и окружения (дома, в школе, на улице) [34].

Н.О.Зиновьева и Н.Ф. Михайлова (2003) в своей работе в определении понятия «жестокое обращение» выделяют только действия, наносящие ребенку психологическую травму [14].

Я.К. Нелюбова (2009) выделяет «насилие» как сам термин, так и отдельное понятие: «Термин “насилие” означает принуждение, осуществляемое субъектом или группой лиц для достижения и сохранения собственных целей. К насильственным действиям относят любые действия, которые могут причинить физический, психологический или сексуальный ущерб и страдания». Также Я.К. Нелюбова выделяет домашнее или семейное насилие как отдельный феномен: «Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушении чувства страха» [28,c.6].

Е.Н. Волкова (2008)   дает определение каждому понятию отдельно, проводя границу между двумя феноменами отношений между взрослыми и детьми. Итак, по Е.Н. Волковой «насилие над ребенком» – это физическое или психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности. «Жестокое обращение с детьми»  – это умышленное или неосторожное действие со стороны взрослых и (или) других детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка [2, с.12].

В.В. Дерябина в своей диссертации «Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье» (2010) рассматривает существующие в отечественной и зарубежной психологической науке понятия «насилие», «жестокое обращение» и их виды. В своей презентации к семинару «Проблемы выявления жестокого обращения и насилия в отношении детей» дает комплексное определение понятия «насилие»  как «сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате которого возникают нарушения физического, психологического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, проявлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию» [34].

В 80-х годах в США и Канаде было проведено три крупных исследования распространенности жестокого обращения с детьми: Д. Финкелхор (D. Finkelhor, 1984) и Д. Рассел (D. Russel, 1986) – в США; Р. Бэджли с соавт. (R. Badgeley et. al., 1984) – в Канаде.Эти исследования позволили уточнить представления о видах насилия и их последствиях у детей [5].

В зарубежной литературе существует много определений “насилия” и “жестокого и небрежного обращения с детьми” (child abuse and neglect, CAN). С.Г. Кемпе с соавт. (С.Н. Kempe et al., 1962) впервые определил насилие как «злоупотребление ребенком», т.е. нанесение ему тяжелых физических повреждений родителем или попечителем, таких как переломы, субдуральная гематома и множественные травмы мягких тканей, что нередко влекло за собой инвалидность и/или смерть.

Д. Гил (D. Gil, 1970) в дальнейшем определил «злоупотребления в отношении детей» как действия, препятствующие достижению ребенком его физического и психологического потенциала [10].

В.Дж. Фонтана (VJ. Fontana, 1971) определил «злоупотребление в отношении ребенка» как элемент плохого обращения с детьми, что включало эмоциональную депривацию, пренебрежение и плохое питание. Все это названо компонентами «синдрома плохого обращения» с ребенком .

В зарубежной литературе М.Брассард и С.Харт (Brassard, Hart, Hardy, 1991) дают определение, поддерживающее патогенную роль характера действий взрослых в отношении ребенка и их преднамеренность.

B. Bonner (1995) дает определение понятия «физическое жестокое обращение», отделяя его от понятий «пренебрежение» и «психологическое насилие». По B. Bonner (1995), «физическое жестокое обращение» – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим уход или опеку [13].

Рут Соонетс (2000) рассматривает «жестокое обращение» как способы неадекватного обращения с ребенком. Выделяет насильственные действия с ребенком; заброшенность ребенка (то есть неудовлетворение его потребностей родителями или лицами их замещающих); чрезмерную опеку (то есть чрезмерную защищенность ребенка родителями). Классифицирует четыре вида насилия: эмоциональное, физическое, психологическое, сексуальное [25].

Многие зарубежные исследователи пытались объяснить жестокое обращение родителей с детьми, определить психологические и психосоциальные факторы риска насилия над детьми. Эти факторы связывались с взаимодействием в семье, с агрессией, направленной на ребенка, и особенно отмечалось их проявление в стрессовых ситуациях и обстоятельствах (Е. Merrill, 1962; В. Steele, С. Pollock, 1968, 1972; Е. Elmer, 1965; С.Н. Kempe et al., 1962; D. Rapoport, et al., 1988; K. Cigno, 1995; T. W. Wind, L. Silvern, 1994) [35].

В современной науке многие  психологи неустанно продолжают теоретические и эмпирические исследования проблем «жестокого обращения» и «насилия» в отношении детей, дабы  найти  единое понимание одной из наболевших и острых проблем общества.

Анализируя вышеизложенное, можно заметить, что феномен «жестокого обращения» и «насилия»  рождается и происходит в определенном типе отношений (Г.Н. Киреев, 1990), в которые вступают взрослый и ребенок. «Жестокое обращение» и «насилие» невозможны в семейных системах, с преобладанием безусловной любви и принятия [11].

Профессор кафедры педагогики и психологии  Югорского государственного Университета Гильманов С.А. в своей работе «Профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними» рассматривает понятие «жестокое обращение» с детьми  как частный случай «насилия» − поведения, в котором человеком другому человеку наносится вред, ущерб и пр. «Жестокое обращение» описывается им через понятие «насилие», так как, по его мнению, оно является родовой характеристикой жестокого обращения, а отличительным (видовым) признаком «жестокого обращения» является повторяемость и регулярность насилия [35]. В поиске определения понятия «жестокое обращение» мнение Гильманова С.А совпадает с определением Д. Гила, что «жестокое обращение – это действия, препятствующие достижению ребенком его физического и психологического потенциала».

В структурной основе жестокого обращения всегда лежат некоторые действия. В теории деятельности А.Н. Леонтьева [14] , были выделены структурные части любого действия. Так, структура действия по А.Н. Леонтьеву включает в себя следующие компоненты: субъект действия (человек); цель действия, которая достигается на основе какого либо мотива; направление действия на объект (субъект). Также действия выполняются субъектом по образцу (внешнему или внутреннему) и с учетом условий действия. Наконец, всякое действие включает определенную совокупность операций, выполняемых в определенном порядке и в соответствии с определенным правилом [4].

Так или иначе, из определений следует, что сильная сторона (взрослый) и жертва насилия (жестокого обращения) (ребенок) состоят в неких объектных односторонних или двухсторонних отношениях (см. определение по Г.Н. Кирееву).

Сравнение сущностных характеристик имеющихся определений  в соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева сведено в таблицу (таблица 1).

Таблица 1. Современные определения понятий «насилие» и «жестокое обращение»

Автор Сущность (цель, мотив) Средства (совокупность операций ) Результат
Конвенция о правах ребенка (1989) жестокое обращение все формы физического и психологического, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы и небрежного обращения, грубое обращение или эксплуатация, включая сексуальное злоупотребление
Д. Гил (D. Gil, 1970) «злоупотребления в отношении детей» действия, препятствующие достижению ребенком его физического и психологического потенциала
В.Дж. Фонтана (VJ. Fontana, 1971) «злоупотребление в отношении ребенка». элементы плохого обращения с детьми, эмоциональная депривация, пренебрежение и плохое питание
М.Брассард и С.Харт (Brassard, Hart, Hardy, 1991) преднамеренные действия взрослых в отношении ребенка
B. Bonner (1995) «физическое жестокое обращение»

 

любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18
Рут Суонтес (2000) «жестокое обращение» способы неадекватного обращения, насильственные действия, заброшенность (неудовлетворение потребностей); чрезмерная опека (чрезмерная защищенность ребенка).
С.Г. Кемпе с соавт. (С.Н. Kempe et al., 1962) насилие злоупотребление ребенком тяжелые физические повреждения, (переломы, субдуральная гематома и множественные травмы мягких тканей, инвалидность и смерть).
Е.Н. Волкова Насилие (2008) Физическое или психологическое, социальное воздействие Прерывание значимой деятельности и исполнение другой, противоречащей ей, либо угроза физическому или психологическому здоровью и целостности
Е.Н. Волкова Жестокое обращение (2008) Умышленное или неосторожное действие Травмы, нарушение  развития, смерть ребенка;  угроза правам и благополучию ребенка
Черепанова Е М ( 1996)

Насилие

abuse (абьюз)- ненормальное использование” или “тобой злоупотребили” – весь спектр ненормального использования (от оскорбления или издевательства и кончая крайним физическим и сексуальным насилием) Тяжелые психологические травмы

Продолжение 1 таблицы 1.

Автор Сущность (цель, мотив) Средства (совокупность операций ) Результат
Т.М. Журавлева, Т.Я Сафонова, Е.И. Цимбал  (2001), 2007) жестокое обращение, пренебрежением основными нуждами любые действия или бездействия нарушение здоровья и благополучия ребенка; создание условий, мешающих  оптимальному физическому или психическому развитию, ущемление прав и свободы
Н.О.Зиновьева и Н.Ф. Михайлова (2003) действия Психологическая  травма
Гильманов С.А. «жестокое обращение» (2012) поведение вред, ущерб и пр.
В.В. Дерябина (2010) комплексное определение понятия «насилие»,

 

сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального нарушения физического, психологического, психосексуального развития и здоровья ребенка, деформация личности, проявление отклонений в поведении, затруднения социальной адаптации.
Словарь Д.Н.Ушакова, (1940) С.И. Ожегова (1008),

насилие

применение физической силы к кому-нибудь принудительное воздействие на кого-либо (что-либо), «притеснение», «принуждение», действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Г.Н Киреев (1990)

Насилие

 особый вид отношений между людьми, сложившийся на базе противоположного отношения к природным, объективным условиям их существования, обусловлен материальными отношениями присвоение, подавление, подчинение воли субъекта, господство над  субьектом
Всемирная ассоциация здравоохранения (2002) Применение силы и власти Действие или угроза Телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии и различного рода ущерб (либо имеется высокая степень вероятности этого)
Выводимое понятие Сохранение власти,  контроля и (или) внушение чувства страха Преднамеренное (умышленное) применение  физической силы и власти;

Принудительное воздействие, притеснение;

Действие обидное, незаконное, своевольное, действительное или в виде угрозы;

Телесные повреждения;

Смерть;

Психологическая травма;

Отклонения в развитии или различного рода ущерб;

Сексуальный ущерб и страдания.

В результате, объединяя сущностные характеристики выше изложенных определений, можно вывести понятие: «жестокое обращение» – это такая форма отношений между людьми (взрослым и ребенком), имеющая целью сохранение власти, контроля и (или) внушение чувства страха, при которой допустимо:

  1. Преднамеренное (умышленное) применение  физической силы и власти;
  2. Принудительное воздействие, притеснение;
  3. Действие обидное, незаконное, своевольное, действительное или в виде угрозы;

результатом (либо высокой степенью вероятности) которой являются:

  1. Телесные повреждения;
  2. Смерть;
  3. Психологическая травма;
  4. Отклонения в развитии или различного рода ущерб;
  5. Сексуальный ущерб и страдания.

Таким образом, тщательно исследуя каждое определение в отдельности, находя отличия и схожесть в сущностных характеристиках и средствах, приходим к заключению, что насилие может являться жестоким обращением, но не всякое жестокое обращение является насилием. Однако при всем многообразии средств достижения цели насилия или жестокого обращения результаты и того и другого одинаковые. Отсюда вытекает, говоря математическим языком, что понятия «жестокое обращение»  и «насилие» синонимичные. Однако видно, что понятие «жестокое обращение» имеет более широкое семантическое поле, которое вмещает в себя такие понятия, как: «пренебрежение нуждами», «заброшенность ребенка», «эмоциональное и психологическое насилие», «физическое и сексуальное насилие», «насилие в школе» и пр. Таким образом, стоит признать, что «насилие» есть форма «жестокого обращения».

Тогда, используя понятие «жестокое обращение», нам становится проще классифицировать виды и формы жестокости вообще и по отношению к детям, в частности.

Жестокое обращение можно разделить на две формы:

  • Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения).
  • Бесконтактная  жестокость (без применения телесного соприкосновения).

В контактной форме жестокого обращения можно выделить виды:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие.

В бесконтактной форме жестокого обращения соответственно можно выделить следующие  виды:

  • сексуальное совращение;
  • психологическое насилие;
  • эмоциональное насилие;
  • пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности).

Наглядно классификация форм и видов жестокого обращения представлена в таблице 2.

Таблица 2. Классификация форм и видов жестокого обращения.

Форма Вид
Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

Физическое насилие

Сексуальное насилие

Бесконтактная  жестокость (без применения телесного соприкосновения)

 

Сексуальное совращение

 

Психологическое насилие

 

Эмоциональное насилие

 

Пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности)

 

Классификацию по Н.В. Тарабриной можно представить в виде  таблицы (таблица 3), характеризующей виды насилия относительно времени, длительности,  степени проявления и места происходящего.

Таблица 3. Классификация жестокого обращения относительно времени, длительности воздействия и места происходящего.

Дополнительные параметры Виды жестокого обращения
контактная бесконтактная
физическое сексуальное совращение психологическое эмоциональное пренебрежение
явное + + + + + +
косвенное + + + +
В настоящем + + + + + +
В прошлом + + + + + +
единичное + + + + + +
множественное + + + + + +
дома + + + + + +
В школе + + + + + +
На улице + + + + + +

Из приведенной таблицы видно, что контактная жестокость не может иметь косвенных характеристик. Собирая несколько определений каждого понятия разных авторов, опираясь на семантическое значение слов и синтезируя общее понятие исходя из сущностного значения феномена, мы постарались дать наиболее точные определения каждому виду жестокого обращения.

Итак, физическое насилие – это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически уязвимое положение, когда ему умышленно  причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения (И.Г. Малкина-Пых). К составу действий родителя (иных лиц)  относятся: презрительное отношение родителя к ребенку, применение жестоких приемов дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т. д.) [15, 16].

Ответственность за совершение физического насилия, различного по степени тяжести, предусмотрена уголовным законодательством Российской федерации (Статья 105. Убийство; Статья 106. Убийство матерью новорожденного ребенка; Статья 110. Доведение до самоубийства; Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта;  Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью; Статья 116. Побои; Статья 117. Истязание).

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка, с его согласия или без такового, в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости,  сексуальные действия со взрослыми (иными лицами) с целью получения последними сексуального удовольствия или выгоды (Я.К. Нелюбова). К составу действий родителя (иных лиц) относятся: принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого; трение половыми органами взрослого о тело ребенка; принуждение ребенка к манипуляции гениталиями взрослого; ощупывание гениталий ребенка или манипуляция ими; подражание половому сношению с помощью пальца; половое сношение с ребенком (вагинальное, через рот или анус) [20].

Сексуальное совращение (child sexual abuse) – это использование взрослыми детей в нарушающих социальные запреты сексуальных отношениях, на которые дети не могут дать осознанного согласия. К составу действий родителя (иных лиц) относятся: ласки, ощупывания, целование, и в том числе – тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка; рассматривание половых органов ребенка; демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку; подглядывание за ребенком во время купания, раздевания, в туалете; притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями; мастурбация в присутствии ребенка [6,12].

Ответственность за совершение сексуального   насилия предусмотрена УК РФ (Статья 131. Изнасилование; Статья 132. Насильственные действия сексуального характера; Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера; Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста; Статья 135. Развратные действия). Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них (Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями).

В бесконтактной форме жестокого обращения стоит различать близкие по результату воздействия на ребенка виды насилия  − это психологическое и эмоциональное насилие.

Психологическим насилием можно считать совершаемые по отношению к ребенку деяния, которые тормозят или вредят развитию его потенциальных способностей. К составу действий родителя (иных лиц) относятся: частые конфликты в семье (в среде, окружающих ребенка людей); непредсказуемое поведение взрослых (иных лиц) по отношению к ребенку [1, 21, 29]. В отличие от психологического, эмоциональное насилие можно определить как – любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни (Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова) [2, 14, 20]. К составу действий родителя (иных лиц) относятся: изоляция (отчуждение ребенка от нормального социального общения); угрюмость (отказ от обсуждения проблем); оскорбление; брань, издевки; запугивание наказанием; моральное разложение родителя (привлечение и принуждение ребенка к действиям, противоречащим общественным нормам и причиняющим ущерб ребенку); а также «торговля запретами» ( например, когда за отказ от выполнения уроков или уборки постели, следует запрет гулять или кушать сладкое).

По степени тяжести нанесенного вреда психике ребенка наименее тяжкая форма насилия − это пренебрежение нуждами ребенка, или так называемое содействие беспризорности. Пренебрежение нуждами (содействие беспризорности) − это когда в силу нежелания или неспособности со стороны родителей (иных лиц) происходит уменьшение или отсутствие контроля над действиями ребенка и связанное с этим недостаточное чувство ответственности за его физическое и психическое благополучие, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, повышается риск попадания ребенка в опасные ситуации, появляется угроза его здоровью и развитию [11, 16, 21]. В этом случае к составу действий родителя (иных лиц) относятся: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка обеспечения родителем (иных лиц) питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения; оставление ребенка без присмотра; лишение ребенка должного внимания и заботы.

Ответственность за совершение эмоционального насилия предусмотрена УК Российской Федерации (Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; Статья 110. Доведение до самоубийства; Статья 125. Оставление в опасности; Статья 127. Незаконное лишение свободы; Статья 129. Клевета; Статья 130. Оскорбление).

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:    лишению родительских прав (ст.69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса Российской Федерации),     отобрание ребенка при непосредственной  угрозе   жизни   ребенка   или   его   здоровью   (ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями)

Итак, причины и условия возникновения жестокого обращения, последствия для ребенка и семьи носят комплексный характер (медицинский, психологический, социальный и юридический) и  оказывают негативное влияние на развитие любого ребенка. Трудности выявления, причин и признаков насилия, а также отражение последствий на развитии личности и психики ребенка требуют отдельного внимания и тщательного исследования отечественных и зарубежных психологов. Данное исследование терминологических проблем понимания жестокости в отношении детей позволяет прийти к единому мнению относительно корневых определений и понятий важной проблемы общества.

В данной работе мы постарались разобраться в сущностных характеристиках большого количества существующих в настоящее время определений разных авторов. Пришли к выводу, что понятие «жестокое обращение» является более общим по отношению к понятию «насилие». Эти понятия не являются синонимами, а понятие «жестокое обращение» включает в себя понятие «насилие» как вид жестокого обращения. Объединяя воедино работу многих психологов и специалистов по проблеме жестокого обращения с детьми, разработана классификация форм и видов жестокого обращения с детьми, которая позволяет внести ясность в сферу отношений взрослых и детей. Данная классификация (табл.4) может быть применима в различных областях и сферах общественной жизни (медицинской, психологической, социальной и юридической).

Таблица 4. Расширенная классификация форм и видов жестокого обращения.

Формы жестокого обращения. Вид Сущностная характеристика Состав действий Результат
Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

 

Физическое насилие

 

вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставиться в физически уязвимое положение, когда ему умышленно  причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения. презрительное отношение родителя к ребенку, применение жестоких приемов дисциплинирования (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т. д.). 1.Телесные повреждения;

2.Смерть;

3.Психологическая травма;

4.Отклонения в развитии или  ущерб другого рода;

 

Контактная жестокость (с применением телесного соприкосновения)

 

Сексуальное насилие

 

вовлечение ребенка с его согласия или без такового в осознаваемые или неосознаваемые им, в силу функциональной незрелости, в сексуальные действия с взрослыми (иных лиц) с целью получения последними сексуального удовольствия или выгоды (Я.К. Нелюбова).  принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого; трение половыми органами взрослого о тело ребенка; принуждение ребенка к манипуляции гениталиями взрослого; ощупывание гениталий ребенка или манипуляция ими; подражание половому сношению с помощью пальца; половое сношение с ребенком (вагинальное, через рот или анус).

 

1.Телесные повреждения;

2.Смерть;

3.Психологическая травма;

4.Отклонения в развитии или  ущерб другого рода;

5.Сексуальный ущерб и страдания.

Бесконтактная  жестокость (без применения телесного соприкосновения)

 

Сексуальное совращение

 

использование взрослыми детей в нарушающих социальные запреты сексуальных отношениях, на которые дети не могут дать осознанного согласия.

 

 ласки, ощупывания, целование, и в том числе – тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка; рассматривание половых органов ребенка; демонстрация своего голого тела или своих половых органов ребенку; подглядывание за ребенком во время купания, раздевания, в туалете; притеснение ребенка смущающими взглядами, сексуальными высказываниями; мастурбация в присутствии ребенка.

 

1.Телесные повреждения;

3.Психологическая травма;

4.Отклонения в развитии или  ущерб другого рода;

5.Сексуальный ущерб и страдания.

Бесконтактная  жестокость (без применения телесного соприкосновения)

 

Психологическое насилие

 

совершаемые по отношению к ребенку деяния, которые тормозят или вредят развитию его потенциальных способностей. частые конфликты в семье (в среде, окружающих ребенка людей); непредсказуемое поведение взрослых (иных лиц) по отношению к ребенку. 3. Психологическая травма;

4.Отклонения в развитии или  ущерб другого рода;

 

Продолжение1 таблицы 4.

Формы жестокого обращения. Вид Сущностная характеристика Состав действий Результат
Бесконтактная  жестокость (без применения телесного соприкосновения)

 

Эмоциональное насилие

 

любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

 

 изоляция (отчуждение ребенка от нормального социального общения); угрюмость (отказ от обсуждения проблем); оскорбление; брань, издевки; запугивание наказанием; моральное разложение родителя (привлечение и принуждение ребенка к действиям, противоречащим общественным нормам и причиняющим ущерб ребенку); а также «торговля запретами» ( например, когда за отказ от выполнения уроков или уборки постели, следует запрет гулять или кушать сладкое 1.Телесные повреждения;

3.Психологическая травма;

4.Отклонения в развитии или  ущерб другого рода;

 

Бесконтактная  жестокость (без применения телесного соприкосновения)

 

Пренебрежение основными нуждами (Содействие беспризорности)

 

в силу нежелания или неспособности со стороны родителей (иных лиц), происходит уменьшение или отсутствие контроля над действиями ребенка и связанное с этим недостаточное чувство ответственности за его физическое и психическое благополучие, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, повышается риск попадания ребенка в опасные ситуации, появляется угроза его здоровью и развитию. отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка обеспечения родителем (иных лиц) питания, одежды, гигиенического ухода, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения; оставление ребенка без присмотра; лишение ребенка должного внимания и заботы. 1.Телесные повреждения;

2.Смерть;

3.Психологическая травма;

4.Отклонения в развитии или ущерб другого рода;

5.Сексуальный ущерб и страдания.


Библиографический список
  1. Варга А. Насильники поневоле // Индекс. – 2002. − №17. – С. 32-40
  2. Волкова Е.Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – № 6. С.24-28.
  3. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления // Под. ред. Е.Н. Волковой. – Спб.: Питер, 2008. – 240 с.
  4. Дейниченко Л.Б. Методы исследования мышления. Практикум по психологии. Учебно-методическое пособие для студентов-психологов.- М.:МГОУ, 2012.-142с.
  5. Дети и насилие. Материалы международного семинара “Права ребенка: проблемы насилия над детьми”. – МН.: МТС-Пресс, 2000 – 203 с.
  6. Ениколопов А.Н. Агрессивное поведение у детей: по данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении // особый ребенок. Исследования и опыт помощи. М., 1998.С.18-26
  7. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям. /под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цимбала ПМЦС» Озон», 2001
  8. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. – Спб.: Питер, 2007. – 256 с.
  9. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – Спб.: Речь, 2003. – 248 с.
  10. Ильина, С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение лисностных расстройств /С.В. Ильина// Вопросы психологии. – 1998. – №6. – с.65-74
  11.  Киреев Г.Н. Сущность насилия. – М.: Прометей, 1990. – 110 с.
  12. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика. 1998. N 5. С. 58-66.
  13. Куликова А.А., Защита прав ребенка. – Москва, Издательство Эксмо, 2005.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Академиа: Смысл, 2005.-352с
  15. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М., 2005.
  16. Малкини-Пых  И.Г. психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1008с.: ил. – (Справочник практического психолога).
  17. Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Под ред. Р. Хоггарта,2002 г.
  18. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г.Круга и др./ Пер.с англ. М: Издательство “Весь Мир”, 2003. – 376 с.
  19. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: Правовые аспекты, тренинговые занятия, рекомендации / авт.-сост. Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171с
  20. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления. / Под редакцией Волковой Е.Н. – СПб, 2007. – 240 с
  21. Розенова М.И. Институт замещающего родительства в России: необходимость, проблемы и возможности системного изучения. // Психология и психотехника. 2013. № 12. С. 1218-1223.Розенова М.И. Феноменология зависти. // Психология и психотехника. 2013. № 10 (61). С. 961-972.
  22. Розенова М.И. Неосознаваемые установки отношения родителей к детям. Монография. – Омск: Омское изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2011. – 160 с.
  23. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой.- М.: ВЛАДОС, 1997. – 504 с.
  24. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.: ТЦ «Сфера», 1993. – 268 с.
  25. Соонетс Р., Локо Т. и др. Недостойное обращение с детьми. – Тарту, 2000.
  26. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 256 с.
  27. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основными нуждами // Вестн. психосоциал. и коррекц.- реабилитац. работы.- 1995. – N 2. С. 67-85.
  28. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие) – М.РБФ НАН // Серия «Работа с детьми группы риска»; Выпуск 11, 2007
  29. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку Книга для школьных психологов, родителей и учителей — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с
  30. Benjamin A. (1987). The helping interview (3 rd ed.)Boston: Houghton Mifflin. Доступ к электронному ресурсу: http:www.vosp.ru.
  31. Carkhuff R. (1969). Helping and human relations (2 vols).New York: Holt, Rinehart&Winston.  Finkelhor D. (1984). Child sexual abuse: New theory and research.New York: Free Press. – 1984. – 120 p.
  32. Meichenbaum D. A clinical handbook/practical therapist manual for assessing and treating adults with post-traumatic stress disorder.Waterloo,Ontario: Institute Press. – 1994. – 120 p.
  33. Palmer, S. and McMahon, G. 1997 Client Assessment,London: Sage.
  34. http://www.myshared.ru «Проблемы выявления жестокого обращения и насилия в отношении детей. Семинар, 2010 год. Дерябина В.В. – к.п.н., зам. Директора, ЦПМСС «Озон», г. Москва, слайд №24. 09.10.2014. в 12.01
  35. http://www.hmrn.ru Ханты-Мансийский район Официальный сайт администрации муниципального образования. 09.10.2014  в 11.25


Все статьи автора «Фирсова Екатерина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: