ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ В СТРУКТУРЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Макаренко Вера Константиновна1, Белоусова Ирина Борисовна2
1Пензенский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»
2Пензенский государственный университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теоретические основы физической культуры и спорта»

Аннотация
Данная статья посвящена разработке экспериментальной методики использования игрового и соревновательного методов в структуре обучения двигательным действиям. Собственные исследования позволяют рекомендовать данную методику тренерам детско- юношеских школ при подготовки юных спортсменов в разных видах спорта, а также учителям физической культуры общеобразовательных школ в работе с детьми младшего школьного возраста.

Ключевые слова: двигательные действия, игровой и соревновательный методы, результат, юные гимнастки


THE EXPERIMENTAL METHODOLOGY OF THE USE OF PLAYING AND COMPETITIVE METHODS IN THE STRUCTURE OF TRAINING IN MOTOR ACTIONS

Makarenko Vera Konstantinovna1, Belousova Irina Borisovna2
1Penza State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport
2Penza State University, candidate of medical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical culture and sport

Abstract
This article is devoted to development of experimental methodology of the use of playing and competition methods in the structure of educating in the motor actions. Own researches allow to recommend this methodology of the child and youth coaches at schools prepare young athletes in the different types of sport, and also to the physical culture teachers of secondary schools in work with children of primary school age.

Keywords: gaming and competitive methods, motor action, result, young gymnasts


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Экспериментальная методика применения игрового и соревновательного методов в структуре обучения двигательным действиям // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9837 (дата обращения: 23.02.2024).

Актуальность. Игровой и соревновательные методы основаны на активной двигательной деятельности детей. Эти методы, как правило, используются на том этапе, когда дети уже обладают достаточным объемом знаний и умений и могут свободно выбирать действия для решения поставленных задач. Данные методы имеют одно сходство: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между детьми, стремление к утверждению превосходства в том или ином действии [1, 2, 3]. В результате анализа литературных источников выявлено, что игровой и соревновательный методы применяются педагогами и тренерами преимущественно для развития двигательных качеств [1; 3; 4, №1, С. 32‒34]. В этой связи мы попытались разработать экспериментальную методику использования игрового и соревновательного методов при обучении двигательным действиям юных спортсменок в художественной гимнастике, так как одна из педагогических задач для девочек пяти- шестилетнего возраста научиться играть не только под руководством тренера, но и самостоятельно[3; 5; 6, №5, С. 173‒175].

Материал и методы. При выборе средств, используемых для составления модели соревновательно-игровой деятельности в художественной гимнастике, мы опирались на идею программированного обучения [3; 4; №1, С. 32‒34]. При этом мы руководствовались тем, что применяемые средства должны быть простыми и доступными. Процесс совершенствования тренировочной деятельности гимнасток можно рассматривать как определенный вид управления формированием и развитием психических и физических свойств и качеств занимающихся [7; 8; №2, С. 43‒47]. Сущность программированного обучения состоит в том, что весь объем информации разделяется на части, которые обучающиеся обязаны усвоить в строгой последовательности при непременном условии перехода к закреплению в соревновательно-игровой обстановке. При этом на всех этапах совершенствования должна быть обеспечена обратная связь между обучающим и обучающими.

Модель взаимосвязи между тренером и занимающимися при совершенствовании соревновательно-игрового действия предусматривает несколько этапов: А) со стороны тренера 1) задание ‒ ознакомление, показ, организация двигательных действий; 2) анализ с выявлением ошибок и путей их устанения; 3) оценка: правильно, неправильно; 4) обращение за помощью; Б) со стороны занимающихся: 1) восприятие задания и подготовка к его выполнению; 2) осмысление и распределение последовательности выполнения задания занимающихся; 3) выполнение соревновательно-игрового задания; 4) оценка: правильно, неправильно; 5) совершенствование предыдущего или получение нового задания [3; 4, №1, С. 32‒34].

Программированное обучение и особенно алгоритмизация отдельных сторон спортивной тренировки привлекает все большее внимание тренеров в художественной гимнастике. Под алгоритмом понимают точное предписание о выполнении в строго установленном порядке операций, дающих решение некоторых задач. В художественной гимнастике алгоритм (алгоритмическое предписание) представляет собой точное описание выполнения в строго установленном порядке элементов определенного двигательного действия, обеспечивающего высокую эффективность овладения определенными двигательными навыками [6, №5, С. 173‒175]. Задача тренера в данном случае состоит в выработке алгоритмических предписаний и организация соревновательно-игровой деятельности согласно этим предписаниям.

В учебно-тренировочном процессе алгоритмизацию соревновательно-игровых упражнений можно разделить на четыре взаимосвязанных этапа [3]: 1) общее ознакомление с техникой выполнеия двигательного действия или игрового приема; 2) разучивание его в упрощенных, специально созданных условиях; 3) разучивание в усложненных условиях; 4) совершенствование приема в игре или соревновании, близких к официальным.

На первом этапе создается четкое представление о технике изучаемого двигательного действия. Для этого тренер использует неоднократное объяснение и показ: вначале быстро, как в игровой обстановке, а затем медленно, обращая внимание на наиболее важные детали движения. Далее занимающиеся самостоятельно выполняют двигательные действия. Необходимо добиваться, чтобы первые пробные попытки выполнения приема содержали меньше ошибок, поскольку при этом формирование двигательного навыка будет проходить более успешно.

На втором этапе перед гимнастками ставится задача овладеть правильной структурой движения. Двигательное действие выполняют в упрощенных условиях: например, акробатические элементы ‒ кувырки, перевороты, мост из положения стоя на мягких матах со страховкой. Наиболее сложные приемы изучаются расчлененно (по частям). Только после этого упражнение выполняется полностью. Для каждой игры или двигательного действия разрабатывается методика последовательного разучивания игровых приемов на основе принципа «от простого к сложному».

Постепенно усложняются условия выполнения приема путем занятия более удобного исходного положения, уменьшения расстояния, быстроты передвижения, высоты полета предметов (при бросках) и т.д. При соревновательно-игровом выполнении движений необходимо выявлять и исправлять ошибки. Вначале исправляются грубые (основные) ошибки в технике выполнения, а затем второстепенные (мелкие). Для этого применяется повторный показ, объяснение двигательного действия по частям, медленно и т. п. Разучивание приема соревновательно-игровой деятельности в усложненных условиях необходимо для доведения его исполнения до близкого к идеальному, без ошибок, быстро и непринужденно. В усложненных условиях добиваются правильного взаимодействия с предметом (скакалка, мяч, обруч, булавы и т.д.). Усложнение условий для разучивания двигательных действий достигается повышением скорости выполнения приема, изменение высоты полета предметов, увеличением амплитуды движения. Объем усложнений зависит от степени владения гимнастками технических приемов. При хорошем владении техникой движений можно вводить целый комплекс усложняюших условий.

На четвертом этапе тренер добивается того, чтобы прием выполнялся правильно при внезапном изменении соревновательно-игровых ситуаций, а также рационально использовался гимнастками в конкретной игровой обстановке. На данном этапе используются игровые упражнения, учебные игры с определенной установкой на выполнение приема. Совершенствование приема в игре создает условия для творчества, инициативы, быстрого принятия решений.

Кроме алгоритмизации в своей методике соревновательно-игровых упражнений мы использовали еще один элемент программированного обучения ‒ карточки-задания. Эти задания представляют собой схему, с помощью которой происходит совершенствование двигательных действий в соревновательно-игровой обстановке. Под алгоритмическим предписанием в карточках выступают точные указания о выполнении в установленном порядке элементов (вариантов) двигательного действия, используемые в игре или соревновании и обеспечивающие высокую эффективность овладения двигательными навыками. С этой целью нами были разработаны карточки-задания по соревновательно-игровой деятельности в занятиях с юными спортсменками в художественной гимнастике. В каждом задании были указаны конкретные задачи, способствующие развитию и воспитанию как целого ряда психофизических качеств, так и формированию и совершенствованию отдельных технических элементов в условиях, приближенных к соревновательной обстановке. Эти задачи на первых этапах могут быть сокращены до минимума или при успешном освоении дополнены и усложнены более высокими требованиями как к количеству, содержанию, трудности выполнения упражнения, так и к сочетанию, комбинированию различных вариантов двигательной деятельности.

Все соревновательно-игровые задания были построены по одной принципиальной системе: они состоят из четырех разделов передачи нужной информации, включающих схему построения, содержание двигательных действий, правила их выполнения и организационно-методические указания (ОМУ). Обучение происходило через словесную, наглядную и практическую информацию. В соревновательно-игровой практике все вышеперечисленные виды информации были взаимообусловлены и применялись комплексно (таблица).

Таблица. Экспериментальная методика применения игрового и соревновательного методов в структуре обучения двигательным действиям (ДД)

Этапы обучения

Задачи на этапе обучения

Приемы игрового и соревновательного методов

Объект оценки

1

2

3

4

1.Ознакомление с ДД Осознать двигательную задачу, сформировать зрительное представление игровые задания и игры, содержащие близкие по структуре изучаемым, ранее встречающиеся в двигательном опыте детей ДД Умение описать ДД
2. Разучивание ДД Сформировать двигательное умение, способность стабильно, на удовлетворитель

ном уровне решать двигательную задачу

а) игровые упражнения, имеющие ролевую или сюжетную окраску;

б) игры-задания, содержащие отдельные элементы ДД;

в) игры–эстафеты, содержащие выполнение ДД в сочетании с другими;

г) соревнования на качество выполнения ДД

Способность выполнять стабильно ДД в стандартных условиях
3. Совершенствование ДД Сформировать двигательный навык, добиться максимальной свободы, целесообразной быстроты, вариативности, автомотизированности ДД а) эстафеты, содержащие изучаемые ДД в сочетании с другими;

б) сюжетно- ролевые игры, где исполнение роли или развитие сюжета требует выполнения ДД в различных вариантах;

в) подвижные игры, включающие ДД как составную часть игровых действий, от качества которых зависит результат игры;

г) соревнования на качество и результат;

д) игры, приближенные к спортивным, ДД выполняется в изменяющихся условиях

Способность выполнить ДД в изменяющейся обстановке, его эффективность и соответствие выполнения условиям игры или соревнования

Выводы. Включение в учебно-тренировочный процесс юных гимнасток элементов игровой и соревновательной деятельности, адекватных возрастным особенностям спортсменок, улучшает эмоциональный фон тренировки, способствует повышению активности и сознательности и положительно сказывается на физической работоспособности девочек (на это указывают 64% опрошенных тренеров). Карточки-задания могут помочь тренеру интересно и увлекательно провести совершенствование любого учебного материала. Разработанный и систематизированный материал по подвижным играм и соревновательным упражнениям может широко использоваться тренерами и учителями физической культуры в занятиях с детьми младшего школьного возраста.


Библиографический список
  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
  2. Белоусова И.Б., Макаренко В.К Комплексные методики диагностики и оценки функционального состояния спортсменов // Наука и образование в ХХI веке: Сб. науч. тр. по матер. Междун. научн.-прак. конф. ‒ Мин-во обр. и науки. М.: «АР-Консалт», 2014 г. – ч. 1. ‒ 80 с.
  3. Гуревия И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. ‒ М.: Физкультура и спорт, 1986. ‒ 168 с.
  4. Рекутина Н.В. Игровой и соревновательный методы обучения // Физическая культура в школе. ‒ 1988.
  5. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры. – М., Академия, 2012. – 400 с.
  6. Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Эффективность использования игрового и соревновательного методов в учебно-тренровочном процессе юных спортсменок в художественной гимнастике // Современные научные исследования и инновации. ‒ 2014. ‒ №5 [Электронный ресурс] URL: //wed. Snauka.ru./2014/05/32824.
  7. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. – М., Дрофа, 2003. – 56 с.
  8. Куцаев В.В. Спортивные конкурсы и соревнования // Физическая культура в школе. – 2006. ‒ №2.


Все статьи автора «Белоусова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: