ФЕНОМЕН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Санкт-Петербург департамент экономики, старший преподаватель

Аннотация
В статье анализируется появление и развитие феномена экономической психологии. Рассмотрен ретроспективный анализ показывающий, что еще до официального появления термина ряд крупных экономистов описывали влияние психологии, как на индивидов, так и на национальные экономики. Отмечается, что в последние исследования меняют вектор изучения и все больше утверждается, что индивид, чаще всего, ведет себя иррационально.

Ключевые слова: индивидуальная выгода, иррациональная рациональность, классификация Шульгина, неолиберальная форма управления, система ценностей, специфические черты хозяйствования, теория обмена, экономическая психология, экономическое поведение


THE PHENOMENON OF ECONOMIC PSYCHOLOGY IN HISTORICAL PERSPECTIVE

Gurianov Pavel Alekseevich
Higher School of Economics
St. Petersburg Department of Economics, Senior Lecturer

Abstract
The article examines the emergence and development of the phenomenon of economic psychology. Considered a retrospective analysis shows that even before the official appearance of the term a number of major economists have described the influence of psychology on individuals and on the national economy. It is noted that in a recent study change vector study and more states that the individual often behaves irrationally.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Феномен экономической психологии в исторической ретроспективе // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9705 (дата обращения: 01.03.2024).

Растущее количество исследований в области экономической психологии явно свидетельствует о возрастающем интересе со стороны научного сообщества к психологическим штрихам и аспектам экономического поведения. [1] Нет смысла доказывать цикличность развития мировой экономики, подверженной многократно все новыми спадами и подъемами в мировой экономике. Неотъемлемой частью данного процесса является нестабильность, что, особенно, заметно, в последнее время, как в российской так и в мировой экономике.

Считается, что термин экономическая психология, появился в самом начале XIX века, где то в 1901-1902гг. (по другим данным ранее в 1882г.) принадлежит данное открытие Г. Тарду. Проведенный ретроспективный анализ экономической психологии и поведения индивида в учении авторитетных ученых позволил найти элементы психологической и поведенческой экономики за долго до официального рождения. Можно вспомнить прекрасную работу А. Смита «Теория нравственных чувств» (1759) и еще ряд известных работ, таких как «Деонтология, или наука о морали» (1834) И. Бентама, «Основы политической экономии» (1871) К. Менгера и «Математическая психика» (1881) Ф. Эджуорта.

В российской историографии можно выделить Р. Орженцкого и его работу «Учение об экономическом явлении. Введение в теорию ценности» (1903). В ней автор писал, что «во всех случаях изучения экономических явлений мы не выходим за пределы психических процессов субъекта» и «если мы уничтожим различие между человеком и окружающим его внешним миром, если мы сведем все сущее к функциям нашего сознания или к силам материи, то этим устранится самый материал экономического изучения». [2, с. 111] Данные утверждения говорят о самобытности отечественной экономической мысли и о том, что мы, практически, не отставали от обсуждения важных теоретических проблематик того времени.

Очевидно, что на поступки отдельного индивида и (или) индивидов влияет психология. В каждом отдельном случаи идет схватка рационального начала с иррациональностью, под воздействием различных эмоциональных установок и зависимостей. Существует проблема в том, что граница между рациональностью и иррациональностью сильно размыта. Появляются уже такие термины, как иррациональная рациональность.

Ученые социологи с 50-ых годов XX века пытаются активно совмещать экономическую психологию в социологических исследованиях, появилась известная теория обмена Хоманса (зародилась на работах психолога Б. Скиннера). Это теория, до сих пор, имеет ряд последователей. Основная идея «обмен выгодами», но с явными свидетельствами роста иррациональности потребителей, теория Хоманса вызывает все больше сомнений. Данные сомнения, должны быть, разрешены с большим использованием методологии экономической науки.

Автономов В. выделяет «непосредственной причиной экономически иррационального поведения должна быть когнитивная несостоятельность субъекта».  [3 с. 40] Когнитивность, в узком смысле, по Чернявскому способность к интеллектуальному восприятию и переработке полученной внешней информации. В широком смысле это «акт» познания. В результате, Чернявский пришел к выводу, что ряд авторов «пытаются необоснованно трактовать экономическую иррациональность как эквивалент когнитивной несостоятельности». [3, с. 41]

Используем одно из определений иррациональности это означает, что «покупки не только не планируются, но и происходят под влиянием внезапного минутного желания, прихоти, каприза и которые удовлетворяют не рациональные цели, а внезапные капризы и желания». [4, с. 52]

С помощью экономической психологии в последние десятилетия пытаются объяснить множество различных процессов будь то поведение на рынке труда, капитала и товарном рынке; успешности предпринимательской стратегии и т.д. Считается, что индивид стремится получить максимально возможное количество благ за имеющуюся в его распоряжении материальных ценностей (вспомним законы Г. Госсена).  «Понятие рационального выбора и рационального поведения играет важнейшую роль в методологии экономической теории». [3, с. 39]

«Экономический человек» в рамках неоклассической экономической теории в качестве потребителя рассматривается как эгоист-максимизатор. Потребитель, имеющий первичные и вторичные потребности и устойчивость предпочтений [4, с. 51]

Сухой итог, только цена и доходы влияют на выбор индивида. Не слишком ли все упрощенно? Разве на члена общества потребления не влияет само это общество. Вспомним, В.И. Ленина четко осознававшего, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». [5, с. 104]

Активная часть общества задает новые вкусы и модные веяния. Зависит поведение индивидов от ментальности, культурных установок? На наш взгляд, да. Например, известные философы, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, И. А. Ильин, В. С. Соловьёв писали, что существуют определенные специфические черты хозяйствования в России. [6, с. 278]

Существует несколько подходов в поведенческих теориях потребителя. Подробную классификацию разработал М. Вебер состоящую из 4 вариантов: целенаправленное, целостно-рациональное, аффективное и традиционное. М.В. Шульгин попытался развить теорию М. Вебера разработав свою классификацию состоящую также из 4 видов: экономическая (выгода и рациональный эгоизм), институционально-социологические (максимизация престижа, мода и конформизм), институционально-психологические (решения принятые под воздействием стресса, страсти и различных пороков, например пьянство) и экономически не обоснованные (решения принятые в результате установленных традиций (обычаев) в обществе, а также на основе симпатий и антипатий). [7, с. 119-120]

Классификация Шульгина вызывает ряд вопросов, начиная с названий. Решения индивидов, что во второй, что в третьей группе можно обозначить как экономически не обоснованные, покупка в силу конформизма, или веяния моды (у других есть, пусть и у меня будет) или в состояние алкогольного (наркотического) опьянения экономически обоснована? На наш взгляд, это возможно, но только иногда. В итоге, классификация Шульгина выглядит довольно упрощенно и требует более глубокой проработки.

Конечно, М.В. Шульгин прав говоря о том, что «реакции отражают  индивидуальность экономического субъекта». [7] Точнее на сколько индивид способен не попадать под определенное влияние. Это влияние может быть различно. Экономика потребления создает огромное количество товаров, которые совершенно не нужны среднестатистическому жителю Земли, но благодаря маркетингу они продаются потребителю, убеждая его в определенной ценности. Все это приводит к все большим и большим тратам. Если граждане СССР были склонны к сбережениям (не только в силу определенного дефицита товара из-за искусственного уровня цен), то нынешнее поколение в массе своей не способно копить деньги. Это подтверждается социологическими опросами ВЦИОМА в 2014г. по результатам которого выявили, что 62% населения не имею никаких сбережений и приблизительно столько же не собираются этого делать в будущем.

Ученые продолжают изучать столь сложный феномен как экономическая психология. Именно это (изменение поведения индивидов) пытаются, сейчас, доказывать новые исследователи, такие как Л. Болтански и Л. Тевено и др. Сейчас, парадигма рациональности, существенно [8, с. 92] изменяется, иррациональное вытесняет рациональное. «Общество сегодня, с одной стороны, все еще глубоко привязано к идеям экономического планирования, индустриализации, с другой – стремится к неолиберальной форме управления. Но пока капитализм процветает – общество деградирует». [8, с. 93]  Потребности общества безграничны, но ресурсы на нашей планете нет. Но у разных поколений в разных меняются определенные позиции в системе ценностей.  [6, с. 279-280]

Ряд исследователей видят противостояние между Западом и Востоком. Западная цивилизация, начиная еще с эпохи Нового времени, базируется на основах рационализма, что обуславливает, прежде всего, приоритет индивидуальности в вопросах взаимоотношения индивидов. Восточное мировоззрение ближе к иррациональному, оно построено на социальной пассивности. [9] Им проще манипулировать, особенно, если значительная часть общества, отдельных стран, не владеет, хотя бы, элементарной финансово-экономической грамотностью. Много граждан России пострадало от этого в 90-е годы XX века, да и продолжает страдать, и в новом тысячелетии. В нашей стране, богатой природными и интеллектуальными ресурсами, значительно увеличился слой бедного, даже, можно, применить термин нищего населения, среди трудоспособных и активно работающих граждан. [10, с. 32]

Любой современный индивид должен обладать базовыми экономическими знаниями. Обладая ими, индивидам будет легче выбрать из нескольких вариантов – один, более рациональный. Необходима, также, воля индивида, как пишет, один из современных классиков «потребности, желания, привычки человека обретают подлинный смысл только в соотнесении с волей» и  «необходимость психического волевого усилия вызвана тем, что поле сознания человека ограничено и в нем одновременно может поместиться ограниченное количество идей или состояний». [2, с. 112]

Особенно актуальны становятся исследования о экономической психологии в условиях стагнации и рецессии экономики. Сегодня, когда рост российской экономики резко замедляется и в ближайшем будущем нас ждет новая рецессия. Ведь, в кризисных ситуациях, кажущиеся, на первый взгляд, рациональными действия больше экономить, меньше тратить, снять сбережения из кредитных ситуаций в действительности только усугубляют глубину кризиса («нарастание снежного кома»).


Библиографический список
  1. Пястолов С.М. Реальности психологии и экономики // TERRA ECONOMICUS. 2013.  Т. 11. № 1. С. 38-46
  2. Соколов Я.В., Львова Д.А. Теория психологической экономии Р.М. Орженицкого // Вестник СПб университета, 2010 № 2 Сер. 5 С. 109-120
  3. Чернявский А.Д. Рациональность в экономической теории // Известия Уральского федерального университета, Сер. общественные науки, 2011 Т. 97 № 4 С. 38-48
  4. Дорохова Ю.В. Исследовательские подходы к потребительскому поведению в системе социально-экономических отношений // Среднерусский вестник общественных наук, 2010 № 4 С. 50-56
  5. Ленин В.И. ПСС Т. 12
  6. Лукьянов А.С. Межпоколенные особенности экономического сознания // Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2014 № 3 С. 277-281
  7. Шульгин М.В. Предпосылки становления психолого-экономического метода анализа поведения // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2013 № 2 С. 118-123
  8. Дегтярева Е.С. К критическому осмыслению современного типа рациональности: экономико-социологический аспект // Теория и практика общественного развития, 2013 № 9 С. 92-94
  9. Двуреченская Т.А. О своеобразии русской философской традиции // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 2014 Т. 3 № 5 С. 5-8
  10. Троицкая И.В. Гуманистический раздел экономической психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007 Т. 9 № 42 С. 31-43

 



Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: