КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Усманова Елена Фанильевна
Мордовский гуманитарный институт
кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права

Аннотация
В статье рассматриваются различные виды речевой коммуникации юриста. Проводится классификация речевой юридической коммуникации по различным основаниям, основным из которых являются виды юридической практики.

Ключевые слова: Речевая коммуникация юриста, судебная коммуникация, юридическая практика


CLASSIFICATION OF SPEECH COMMUNICATION IN LEGAL PRACTICE

Usmanova Elena Fanilievna
Mordovian humanitarian Institute
PhD, Associate Professor, Head. Department of Theory and History of State and Law

Abstract
The article discusses the various types of verbal communication lawyer. A classification of legal speech communication for various reasons, the main of which are types of legal practice.

Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Усманова Е.Ф. Классификация речевой коммуникации в юридической практике // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/01/9416 (дата обращения: 22.02.2024).

Классификация речевой коммуникации юриста – это распределение речевой коммуникации по видам в соответствии с важнейшими признаками. Выделение различных видов речевой коммуникации в юридической практике возможно по нескольким основаниям. Основным критерием, по которому можно классифицировать речевую коммуникацию в юридической практике – это по виду юридической практики. Юридическая практика в зависимости от субъектов разграничивается на законодательную, судебную, следственную, адвокатскую, нотариальную и другие виды. Соответственно речевая коммуникация в зависимости от вида юридической практики может быть: законодательная (речевая коммуникация при разработке, издании и совершенствовании нормативно-правовых предписаний), судебная (речевая коммуникация при производстве дел в судах разных уровней), адвокатская (речевая коммуникация, используемая в работе адвоката),  следственная (речевая коммуникация в деятельности следственных органов), нотариальная (речевая коммуникация в работе нотариусов).

Законодательная речевая коммуникация – это речевое общение при разработке, издании и совершенствовании нормативно-правовых предписаний. Для того чтобы право могло стать эффективным инструментом управления обществом, известные идеи и правила должны получит закрепление в законах и иных официальных источниках.

Судебная речевая коммуникация – это совокупность актов речевого общения в судах общей юрисдикции в процессе осуществления судебной власти. Согласно точке зрения Т.В. Губаевой, «судебная коммуникация – это речевое общение, которое необходимо для рассмотрения и разрешения правовых споров в порядке административного, гражданского, уголовного и конституционного судопроизводства, а также в арбитражном суде»[1, с.220]. Самое главное в коммуникативных свойствах личности судьи заключается не в стремлении быть приятным в общении, а в способности и желании подробно разобраться во всех обстоятельствах данного дела. В коммуникативных качествах судьи не должно быть повышенной жестикуляции, раздражительности, грубости, излишней назидательности, насмешки. Судья непременно должен быть тактичным, вежливым, сдержанным. Ошибочно полагать, что роль судьи сводится только к внимательному выслушиванию объяснений и ответов на задаваемые вопросы. Судье крайне желательно уметь активно воздействовать на подсудимых и свидетелей, дающих ложные показания. Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, раздражительность, судье необходимы большой такт, чуткость и знание психологии личности. При этом при осуществлении своих полномочий судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

По словам А.Ф. Кони, общество должно верить в свой суд, должно уважать его деятелей, значит, судья должен обладать развитыми речевыми навыками и умениями: умением ставить вопросы; обосновывать и адекватно формулировать решения в нормативной и правоприменительной практике; безошибочно толковать смысл словесных сообщений, содержащих ту или иную правовую информацию; выступать публично в судебных заседаниях. Это особенно важно, потому что возрожден суд присяжных, в котором большое значение приобретает грамотная речь адвоката, прокурора, возрастает роль судьи. В суде присяжных коммуникативные качества речи, особенно ясность, логичность и точность, должны быть присущи речи председательствующего судьи, чтобы содержащееся в его напутственном слове юридическое наставление способствовало «подтягиванию» нравственного и правового сознания присяжных заседателей до уровня решаемых ими сложных и ответственных вопросов о виновности.

Гражданский процесс развивается в значительной степени в зависимости от речевой активности сторон: от умения правильно выразить свою позицию, от способности и желания отстаивать свои доводы и опровергать утверждения противоположной стороны. В гражданском судебном процессе участвуют суд, стороны, их адвокаты, свидетели, прокурор, эксперт. «Особенности судебной коммуникации в гражданском процессе обусловлены автономным методом гражданско-правового регулирования и принципом диспозитивности гражданского судопроизводства» [2, с.70]. Как известно, в порядке гражданского судопроизводства разрешаются споры, возникающие из гражданских, семейных и трудовых правоотношений. Предполагается относительная свобода в поведении сторон, их равное положение, способность самостоятельно выбирать тот или иной вариант поведения. Высказывание каждого предполагает ответ или вопрос других участников процесса, иначе говоря, с самого начала судебного процесса рождается диалог. Судебная коммуникация в гражданском процессе характеризуется зависимостью от автономного метода гражданско–правового регулирования, процессуальных принципов диспозитивности и состязательности, речевой субъективности сторон и относительной свободы их речевого поведения.

Судебная коммуникация в уголовном процессе отличается публичностью речевого общения, его зависимостью от авторитарного метода правового регулирования в сочетании с процессуальным принципом состязательности; последовательной передачей информации из одной стадии процесса в другую при условии смены профессиональных речевых субъектов, осуществляющих властную правоприменительную деятельность; эмоциональной напряженностью, вызванной желанием избежать ответственности за совершенное преступление – с одной стороны, жаждой возмездия – с другой; смешанным словоупотреблением, сочетающим элементы обыденной разговорной и профессиональной юридической речи.

Речевая коммуникация в арбитражном процессе может быть представлена как диалог, в котором обнаруживается стремление к согласованию позиций, к тому, чтобы урегулировать конфликт в процессе судебного разбирательства. Она по форме близка к переговорам, суд стремится помочь конфликтующим сторонам в сближении позиций, найти компромиссный вариант решения проблемы.

Следственная речевая коммуникация – это речевое общение при производстве следственных действий. Следственная работа представляет собой взаимоотношения следователя с участвующими в деле людьми. Речь – главный инструмент в профессиональной деятельности следователя. Такие коммуникативные умения и навыки, как умение задавать вопросы, умение внимательно слушать, навыки преодоления психологических барьеров в общении, навыки выравнивания эмоционального напряжения в беседе, умение воспринять то, что партнер был не в состоянии выразить, имеют большое значение для следователя. Умение четко и грамотно передавать свои мысли для сотрудников правоохранительных органов также важно, как и иметь конкретные знания, а способность слушать и слышать, не менее значима, чем умение говорить. [4]

Адвокатская речевая коммуникация имеет свои особенности. Адвокату необходимы знания не только в профессиональной области, но и развитые коммуникативные качества, так как вся деятельность адвоката осуществляется во взаимоотношениях с людьми. Согласно п. 2 ст. 15 Кодекса профессиональной этики адвоката, адвокат должен воздерживаться от употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката, при составлении документов и высказываниях при осуществлении адвокатской деятельности; употребления в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражений, порочащих другого адвоката, а также критики правильности действий и консультаций другого адвоката, ранее оказывающего юридическую помощь этим лицам.

Нотариальная речевая коммуникация – это речевое общение при совершении нотариальных действий. Нотариус, выполняя свои профессиональные обязанности, вынужден советовать, разъяснять, задавать вопросы, отвечать на них, оказывать правовую помощь населению. Совершение нотариальных действий требует наличия у работников нотариальных контор развитых речевых коммуникативных навыков, так как труд нотариусов связан с постоянным общением с людьми.

Также можно выделить и другие виды речевой юридической коммуникации, применяя классификацию, предложенную Н.И. Формановской [4]:

1) по характеру связи общающихся (по степени коммуникативности): непосредственная, контакт «с глазу на глаз», с активной обратной связью (диалог, монолог, полилог) и опосредованная (выступление в средствах массовой информации, телефонный разговор);

2) по положению коммуникантов в пространстве и времени: контактная, при которой собеседники видят друг друга, могут опираться на ситуацию, использовать мимику, интонацию (допросы, переговоры) и дистантная, при которой люди разделены в пространстве и во времени (общение по телефону);

3) по установочной задаче (по характеру передаваемой информации): фатическая, основанная на установлении контакта, поддержании речевых отношений, на их регулировании, когда говорящий ставит целью показать свое эмоциональное состояние, получить сочувствие, информационная, при которой сообщаются факты, даются адресату новые знания, не рассчитывая на ответную реакцию и воздействующая, основанная на доверии к говорящему, его авторитете, при которой ставится задача убедить или переубедить собеседника;

4) по количеству участников: межличностная, в которой количественные отношения один – один осуществляются, как правило, в форме диалога, групповая, где отношения один – несколько, осуществляются в форме полилога и массовая, отношения один – много (печать, радио, телевидение);

5) с точки зрения соблюдения строгих правил поведения и употребления готового текста: свободная, подразумевающая неограниченный выбор речевых средств и стереотипная, характеризующаяся жестким соблюдением социально-коммуникативных правил (например, тексты присяг, поздравлений);

6) по постоянной/переменной коммуникативной роли говорящего и слушающего: монолог, когда речь длится достаточно продолжительно, не перебивается высказываниями других и требует предварительной подготовки, при которой она неоднократно проговаривается, перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения, имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности (например, судебная речь) и диалог, при котором речь поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно диалогическая речь не полностью развернута, так как многое или следует из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественного ответа на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.

Таким образом, коммуникативный акт в юридической практике не сводится лишь к сообщению и передаче пусть даже важной социально значимой информации.  Речевая юридическая коммуникация  – это особый комплекс и процедура передачи информационных конструкций и норм регламентации внешней деятельностной активности индивидов. При этом общий характер такой информации и нормирования на практике оказывается максимально «освобожденным» от субъективного восприятия того или иного проявления внешней психологической реальности. Задачи профессиональной деятельности юриста формируются на основе правового подхода и состоят в получении достаточно полного представления о том, что должен делать юрист, какие материалы он должен подготовить и в каких ситуациях, кому они должны быть представлены. От результатов его работы зависит вся правоприменительная практика, безопасность и стабильность в государстве.


Библиографический список
  1. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. – Казань: Каз. ун-т, 1995. – С. 220.
  2. Баркалова О. Взаимосвязь устной и письменной речи в гражданском судебном процессе // Российская юстиция . – 2001. – № 7. – С. 70.
  3. Усманова Е.Ф. Речевая коммуникация в юридической практике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Саранск, 2005.
  4. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. – М.: Русский язык, 2002.


Все статьи автора «Усманова Елена Фанильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: