В настоящее время наблюдается процесс возрастающей интеграции российских ВУЗов в мировую систему образования. Все больше студентов, аспирантов, преподавателей выезжают за рубеж на стажировки и по различным грантам. Студенты СВФУ имеют возможность участвовать в различных программах: Программы Университета Арктики («Север-Север», «Высокоширотный Север»), программа стажировок в европейских вузах-партнерах проекта Эразмус Mundus Action II «IAMONET-RU», программы стажировок в европейских вузах-партнерах проект AURORA, стипендиальные и обменные программы с вузами АТР (КНР, Республика Корея, Япония), стипендиальная программа зарубежных стажировок СВФУ «NEFU academic mobility» и т.д. Средством общения в таких случаях выступает язык принимающего государства.
В связи с этим главной целью нашего университета является повышение качества образования и развитие партнерских отношений с университетами разных стран. Результатом интеграционного процесса является рост мотивационного изучения иностранного языка, обновление подходов к обучению и изучению иностранного языка, а также личностный рост студентов.
Cовременные условия диктуют новую модель преподавания иностранного языка на неязыковых факультетах, позволяющую достаточно быстро и качественно обучить студентов не только рецептивным, репродуктивным, но и продуктивным творческим видам речевой деятельности. Об одном таком творческом виде овладения иностранным языком пойдет речь в данной статье.
Овладение иностранным языком более продуктивным может быть в процессе творческой деятельности. Преподаватель должен продумывать такие виды деятельности, через которые осуществляется активное отношение обучающегося к миру. Именно творческий метод позволяет активировать формы овладения иностранным языком. К ним можно отнести в первую очередь коммуникативные творческие упражнения: ролевые (деловые, проблемно-обучающие) игры, групповые дискуссии, межличностные диалоги, проектные методики, «круглый стол» и т.д. Такие формы организации учебного занятия побуждают к активизации личностной позиции и творческого мышления.
Одной из новых форм работы со студентами, используемых нами на занятиях по иностранному языку со студентами младших курсов неязыковых специальностей, является посещение музеев. Музей, являясь сокровищницей духовного наследия и культурных ценностей, обладая огромными потенциальными возможностями воздействия на личность, является универсальным средством для повышения образовательного уровня, культурного развития и саморазвития. «Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации – опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времен через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности»[1, с. 18-19]. Мы посещаем ежегодно выставки и экспозиции художественного национального музея и его филиала – галереи западного искусства. Музейные фонды располагают подлинниками работ великих русских мастеров XVIII, XIX веков, хорошо представлено искусство XX, начала XXI веков, имеется качественное собрание зарубежного искуcства XVI, XIX веков. Самая значительная коллекция – искусство Якутии XVIII-начала XIX века. Можно ознакомиться с коллекциями якутской резной кости, художественной обработки металла, резьбы по дереву, изделий из бересты, узорного шитья и бисерной вышивки, плетения из конского волоса [2].
Посещая музеи, мы добиваемся выполнения следующих задач:
- повышение интереса к изучению иностранного языка;
- развитие навыков самостоятельного обучения;
- развитие творческих способностей;
- развитие способности извлекать информацию из первоисточника на основе просмотра музейных предметов, памятников духовной и материальной культуры разных эпох. Подобные занятия помогают расширить кругозор и повысить интерес к изучаемому предмету. Знакомство с творчеством художников Якутии, России, Западной Европы, с историей создания картин способствуют формированию интереса и уважению национальной истории, искусству, обычаям и традициям различных стран. Такая форма работы предполагает полноправное участие обучаемого в коммуникативном процессе, раскрытие индивидуальных способностей, формирование разносторонней личности с реализацией потенциала каждого. «Диалог музея и посетителя, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного. Поэтому в новой образовательной концепции большая роль придается апелляции к внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере, творческому воображению» [3, с. 17].
Лучшая форма закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний – творческая работа. После ознакомления с национальной культурой и культурой других стран студенты получают практические задания, связанные с самостоятельной поисковой деятельностью – подготовить презентации на иностранном языке в программе Power Point, которая доступна на всех компьютерах, достаточно проста в управлении, удобна для использования. Цель такого задания – практическое применение базовых языковых знаний, коммуникативных умений по иностранному языку, самостоятельный поиск дополнительной информации на иноязычных сайтах и проявление творческой активности.
В процессе поиска и отбора материала по теме студенты изучают справочную литературу, обращаются к ресурсам интернета и специальным словарям, при этом происходит ознакомление с новой лексикой, совершенствуются рецептивные лексические навыки. Работа студента со словарем в целях обогащения лексического запаса должна превратиться в процесс поиска, активизирующего познавательные интересы, соединяющего учебу и игру. Ценность игры в том, что она способна трудное сделать не просто легким, но и увлекательным, она открывает шлюзы для развития целого потока неисчерпаемых возможностей личности [4, с. 336].
Студентам предлагается следующая примерная тематика: «Творчество известного художника», «Известный музей мира», «Картина, которая произвела на меня огромное впечатление», «Современная живопись Якутии», «Западно-Европейское искусство XVII-XVIII веков» и др. Свои работы студенты представляют и обсуждают на расширенном обобщающем занятии. Выступления способствуют формированию уверенности перед публикой, дискуссионных навыков, что непременно пригодится им в будущей профессиональной деятельности. В процессе презентации на иностранном языке развиваются навыки логичного и правильного в языковом отношении высказывания, а слушатели учатся воспринимать визуально и аудитивно речевой материал. Обсуждение подготовленных материалов не просто знакомит студентов с культурой своей и другой страны, но и способствует оригинальности, динамизму мышления, наблюдательности, коммуникативной ответственности.
Таким образом, можно утверждать, что такая форма работы со студентами улучшает качество знаний по иностранному языку, совершенствует практические умения и навыки, развивает творческую активность, инициативу и воспитывает толерантность и уважение к духовным ценностям разных стран и народов.
Библиографический список
- Гнедовский М. Б. Музей и образование. М., 1989.
- http://www.sakhamuseum.ru
- Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001.
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.