История светского женского школьного образования в Таре началась с открытия училища, учрежденного в 1860 году. Наряду с данным училищем, женские учебные заведения открывались в середине XIX в. также в Тюмени, Ишиме, Кургане [1; 2; 3; 4]. В 1872 г. училище становится прогимназией, просуществовав в этом качестве до 1917 года. Перед Первой мировой войной в прогимназии проводились различные преобразования, произошла смена начальницы учебного заведения, не была решена проблема с постройкой нового здания школы. Отдельным периодам работы прогимназии ранее посвящены некоторые публикации автора [5; 6; 7]
Со второй половины 1911 г. при Тарской женской прогимназии были закрыты младшее отделение приготовительного класса и 1-й параллельный класс. Из учениц прогимназии 10 проживали в сиропитательном заведении имени Немчинова, остальные у родителей или лиц заступающих их место. 22 декабря 1911 г. была уволена по болезни начальница прогимназии Е.И. Сосунова, вместо нее назначена К.П. Никулина [8, л. 581].
В течение 1911 г. Тарская прогимназия содержалась на средства из сумм госказначейства – 2250 руб., от города – 1000 руб., сбора за учение – 2000 руб., на членский взнос и пожертвования членов попечительного совета – 70 руб., единовременное пожертвование члена попечительного совета К.В. Балыкова – 100 руб [8, л. 581-581об.].
Прогимназия помещалась в собственном доме. В 1911 г. здание подвергалось ремонту на сумму 192 руб. 90 коп. Была проведена внутренняя побелка помещения, поправка дверей и пола, перекладка печей и поправка классной мебели. Здание не удовлетворяло требованиям гигиены, так как было очень ветхо и тесно с неправильным освещением и недостаточным кубическим содержанием воздуха. Отсутствовали рекреационный зал, помещения для библиотеки и рукоделий. Во время перемены часть детей оставалась в классах, так как коридор был слишком тесен. По этой причине правильная вентиляция классов нарушалась. Квартира для начальницы при прогимназии отсутствовала, и потому в свободное от занятий время помещение оставалось на попечении сторожа и горничной [8, л. 581].
По примеру прошлых лет в школах Тобольской губернии продолжали проводиться праздники древонасаждений [9; 10; 11; 12]. В Тарской женской прогимназии 5 июня 1911 г. обсуждался вопрос о древонасаждении. Председатель педсовета Ф.И. Сеньков в исполнение предложения попечителя ЗСУО от 17 марта представил протокол заседания педсовет от 27 мая по вопросу об устройстве праздника древонасаждения. Принимая во внимание, что устройство праздника древонасаждения вело к ослаблению вредного влияния уничтожения лесов и служило полезным средством к воспитанию в детях здравых понятий о лесе, необходимости бережного отношения к местным богатствам, накопленным природою в течение долгих лет, и любви к лесу, педсовет нашел весьма желательным устроить праздник древонасаждений для учениц прогимназии [13, л. 416].
На педсовете обсуждались следующие вопросы:
1) Какое место в городе предназначить для посадки деревьев.
2) Где приобрести посадочный материал.
3) Средства необходимые для празднования.
4) Каким должен быть праздник древонасаждения.
В результате педсовет постановил:
1) Просить Тарскую городскую управу отвести одну из ближайших к прогимназии площадь города для посадки деревьев и принять на себя расходы на постройку ограды около площади и охрану ее.
2) Просить чинов лесного ведомства о бесплатном отпуске для праздника посадочного материала в количестве 400 экземпляров.
3) Просить попечительный совет устроить подписку по сбору пожертвований на покрытие расходов по устройству праздника древонасаждения.
4) При благоприятном условии, если место будет отведено городом, и посадочный материал отпущен лесным ведомством, праздник провести по следующей программе:
а. Молебен.
б. Слово законоучителя.
в. Речь на тему о пользе и вреде, наносимом лесу людьми.
г. Знакомство учащихся с посадкой деревьев.
д. Знакомство учащихся с посадкой деревьев.
е. Посадка деревьев учащимися на ранее определенном каждой ученице месте под пение стихотворений духовного содержания.
ж) Угощение учащихся.
и) Устройство литературного утра по программе соответствующей этому празднику [13, л. 416-416об.].
Отмечалось в прогимназии 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости и 200-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. 19 февраля 1911 г. в прогимназии состоялось торжественное празднование 50-летия со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости. 8 ноября 1911 г. прогимназия праздновала юбилей рождения М.В.Ломоносова, совпавший с днем открытия прогимназии и актом раздачи наград ученицам [8, л. 582об., 584].
Из необязательных предметов в Тарской прогимназии преподавались французский и немецкий языки, пение. Языки имели право изучать ученицы нормальных классов за отдельную плату. Пение проводилось общее и по классам. Ему обучались все ученицы нормальных классов. Пение преподавал священник о. Павел Князев [8, л. 583].
Работа прогимназии регулярно проверялась учебным начальством. 30 апреля 1911 г. Тарскую прогимназию посетил директор училищ Тобольской губернии Г.Я. Маляревский. Он присутствовал на уроках французского и немецкого языков.
Умственное и нравственное воспитание зависело от пополнения библиотеки. В 1911 г. библиотеки прогимназии были пополнены книгами и журналами. Кроме того, было приобретено множество географических и исторических карт, другие учебные пособия [8, л. 584].
Ученическая библиотека к 1 января 1913 г. имела 707 названий в 843 томах на сумму 574 руб. 25 коп. Книги ученической библиотеки были распределены по классам, в соответствии с развитием учениц, и выдавались по одному разу в неделю, каждому классу в определенный день недели [14, л. 324].
В прогимназии обучались иногородние ученицы. В 1912 г. 44 иногородние ученицы жили на частных квартирах, а 7 беднейших учениц находились в приюте имени Немчинова, что составляло около 20 % от общего количества учащихся [14, л. 324об.].
На заседаниях педсовета рассматривались вопросы о питании нуждающихся учениц, о древонасаждении, о программе празднования юбилея Отечественной войны 1812 года, о запрещении ученицам запрещать кинематограф, о возможности преподавания домоводства, о поднятии религиозно-нравственного чувства в учащихся [14, л. 325].
В целях воспитания в ученицах религиозного и патриотического чувств в воскресные и царские дни, под наблюдением дежурных учительниц, гимназистки ходили в церковь. В торжественных случаях в здании прогимназии устраивались богослужения – всенощное бдение, молебен, панихида. Учительница русского языка Никулина устраивала в воскресные дни чтения русских писателей с разбором их произведений [8, л. 584-584об.].
Весной и осенью в хорошую погоду дежурными учительницами, во время перемен во дворе прогимназии устраивались игры, а зимой учениц водили гулять по городу. Устройство игр и гимнастики в здании было невозможно вследствие тесноты. Врач при гимназии в 1911 г. отсутствовал [8, л. 584об.].
Таблица 1. Состав учениц Тарской женской прогимназии по вероисповеданию и сословию
Вероисповедание |
1912 г. |
% |
1913 г. |
% |
||
Православное |
246 |
93,9 |
226 |
94,2 |
||
Римско-католич. |
4 |
1,5 |
2 |
0,8 |
||
Иные христиане |
2 |
0,8 |
2 | 0,8 | ||
Иудейское |
9 |
34 |
9 | 3,8 | ||
Магометанское |
1 |
0,4 |
1 | 0,4 | ||
Сословие | ||||||
Потомственные дворяне |
4 |
1,5 |
2 |
0,8 |
||
Лич. дворяне и чиновники |
29 |
11,1 |
29 |
12,1 |
||
Духовного звания |
6 |
2,3 |
8 |
3,3 |
||
Почет. граждан и купцов |
3 |
1,1 |
3 |
1,3 |
||
Мещан |
96 |
36,7 |
104 |
43,3 |
||
Казаков и солдат |
1 |
0,4 |
29 |
12,1 |
||
Крестьян |
123 |
46,9 |
55 |
22,9 |
||
Прочих сословий |
- |
- |
10 |
4,2 |
||
Всего |
262 |
100 |
240 |
100 |
||
К 1 января 1913 г. в прогимназии обучались 262 ученицы. Православного вероисповедания 246, римско-католического – 4, иных христиан – 2, иудейского – 9, магометанского – 1. По сословиям: потомственных дворян – 4, личных дворян и чиновников – 29, духовного звания – 6, почетных граждан и купцов – 3, мещан – 96, казаков – 1, крестьян – 123 [14, л. 326]. Затем происходит незначительное уменьшение количества учениц.
Из необязательных предметов в 1913 г. преподавались французский и немецкий языки, рисование и пение. Языки имели право изучать ученицы нормальных классов за отдельную плату. Французский изучали 34 человека, немецкий язык – 53. Пению и рисованию обучались все ученицы прогимназии, кроме учащихся приготовительного класса. Пение бывало общее и по классам. Экскурсий не проводилось [15, л. 997].
Таблица 2. Источники финансирования Тарской женской прогимназии
Источники финансирования | 1912 г. | 1913 г. |
Государственное казначейство | 2000 | 2000 |
От города | 1000 | 1000 |
Сбор за учение | 2609 руб. 50 коп. | 3200 руб. 50 коп. |
Проценты с капитала | 19 руб. | 95 руб. |
Единоврем.пожерт. К. Балыкова | 100 | 100 |
Из спецсредств и капитал. МНП | 800 | 750 |
Из разных источников | 531 руб. 83 коп. | 142 руб. 26 коп. |
Из остатков спецсредств | - | 571 руб. 54 коп. |
Всего | 7050 руб. 33 коп. | 7859 руб. 30 коп. |
Финансирование прогимназии оставалось стабильным. Существенную часть финансирования школы составлял сбор за право учения. Плата за учение в 1912 г. в зависимости от класса варьировалась от 5 до 15 руб. в год. Средняя стоимость обучения одной ученицы равнялась около 27 руб. [14, л. 326об.-327]
В годы перед Первой мировой войной учебно-воспитательный процесс в Тарской женской прогимназии проходил в рамках общероссийских тенденций. Существенно на деятельность учебного заведения влияло тесное помещение, в котором располагалась прогимназия. Основу финансирования школы составляли средства, полученные от сбора за учение, государственного казначейства и городского самоуправления.
Библиографический список
- Сулимов В.С. Светская школа Ишима (1817–1917 гг.). Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 204 с.
- Сулимов В.С. Провинциальная школа России XIX – начала ХХ в. На примере города Ишима. Deutschland: LAP, 2011. 218 с.
- Сулимов В.С. Гимназии Ишима во второй половине XIX – начале XX веков. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 208 с.
- Сулимов В.С. Развитие светского женского образования в Тобольской губернии середины XIX века // Политика, государство и право. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/08/1822 (дата обращения: 10.08.2014).
- Сулимов В.С. Открытие женского училища в Таре // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья. Материалы VI региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.В. Ваганова (г. Тара). Омск, 2012. С. 212–217.
- Сулимов В.С. Тарская женская прогимназия в годы I мировой войны // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья. Материалы VI региональной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.В. Ваганова (г. Тара). Омск, 2012. С. 217–220.
- Сулимов В.С. Тарская женская прогимназия перед Первой мировой войной // Всерос. научно-практич. конф. «Малые города России: история и современность». Тара, 2012. С. 108–112.
- Государственный архив Томской области (далее – ГАТО). Ф. 126. Оп. 2. Д. 2800.
- Сулимов В.С. Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX–XX веков // Аграрный вестник Урала. Екатеринбург, 2011. № 10. С. 19–20.
- Сулимов В.С. Организация праздников древонасаждения в Шадринском уезде Пермской губернии на рубеже XIX–ХХ веков // История и археология Восточной Европы. Материалы I Международ. научн. конф. «Проблемы аграрной истории и археологии Восточной Европы». Брянск, 2011. С. 177–179.
- Сулимов В.С. Участие учащихся школ Кургана в празднике древонасаждения в начале ХХ века // Тобольск научный – 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск, 2011. С. 227–229.
- Сулимов В.С. Праздник двевонасаждения в Кургане в начале ХХ века // IX Зыряновские чтения: Материалы Всерос. научн.-практич. конф. Курган, 2011. С. 230–231.
- ГАТО. Ф. 126. Оп.2. Д. 2710.
- ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 2936.
- ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 3002.