ДЕЛОВАЯ ИГРА «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Подольская Олеся Александровна
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
преподаватель кафедры дошкольной и коррекционной педагогики

Аннотация
В статье рассматривается проблема профилактики наркомании среди детей и подростков. Предлагается проведение деловой игры «Я выбираю жизнь» как одной из путей профилактической борьбы с наркотиками.

Ключевые слова: наркомания, наркотики, окружающая среда, подросток


THE BUSINESS GAME "I CHOOSE LIFE" AS ONE OF FORMS OF PREVENTION OF DRUG ADDICTION AMONG CHILDREN AND TEENAGERS

Podolskay Olesya Aleksandrovna
Yelets State Ivan Bunin University
lecturer, department of preschool pedagogy and correctional

Abstract
In article the problem of prevention of drug addiction among children and teenagers is considered. Carrying out the business game "I Choose life" as one of ways of preventive fight against drugs is offered.

Keywords: drug addiction, drugs, environment, teenager


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Подольская О.А. Деловая игра «Я выбираю жизнь» как одна из форм профилактики наркомании среди детей и подростков // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/08/7516 (дата обращения: 24.02.2024).

Одной из проблем современного российского общества является проблема распространения наркомании среди детей и подростков. Наркомания как деструктивное социальное проявление имеет отношение ко всем сферам человеческого общежития как социального института.

Данной проблемой занимались А.Л. Арефьев, С.Б. Белогуров, Н.В. Вострокнутов, С.Б. Зайцев, Б.А. Никифоров, М.М. Русакова, Г.В. Шевченко, Ф.Э. Шергер и др.

Наркотизация общества имеет тяжелые асоциальные последствия, которые включают в себя не только полную деградацию человеческой личности, но и ведет к ранней смерти человека злоупотребляющего наркотическими веществами. Это в конечном итоге приносит большой урон обществу с демографической, экономической, социальной и духовной точки зрения.

Поэтому работа по профилактике наркомании представляет собой широкий комплекс различных мер профилактического, медицинского и административного характера.

Исследования о вреде наркомании проводятся достаточно давно, но не приносят желаемых результатов. Происходит это в силу причин, которые были освещены в выступлении главного санитарного врача России Г.П. Онищенко. Он сказал, что одной из причин массового распространения наркотиков является пагубная деятельность международных наркокартелей, которые «в постсоветское время определили территорию бывшего Советского Союза, как путь для наркотрафика страны Европы. Следовательно, нам приходится бороться не просто с употреблением наркотиков, но и с массовым их распространением».

Предлагаемая ниже деловая игра на тему: «Я выбираю жизнь», позволит нам убедиться в необходимости целесообразности профилактической работы по наркомании [1].

Цель: знакомство с информацией о вреде потребления наркотиков в любом их виде; развитие умения сказать: «Нет! – наркотикам»; воспитание сознания необходимости оградить самого себя и членов окружающего близкого личности социума от пагубного влияния наркотических средств во всем их многообразии.

Оборудование: карточки с ситуациями, карточки с ролями, карточки с понятиями, ватман, маркеры.

Ход мероприятия

Ведущий. Что такое наркотики? Почему люди их употребляют? Что такое наркомания? На эти и  другие вопросы мы с вами ответим в ходе нашей встречи. Чтобы ответить, на первый вопрос мы просим сесть вас по секторам, разбившись на четыре команды и совместно определить, что такое наркотики? (участники до начала игры получают жетоны четырех цветов). Представление командами вариантов ответов. Совместно с ведущим определяется содержание понятий наркотики, наркомания. (помощники ведущего дают научные определения этим терминам).

Римский ученый Гален много веков назад описывал симптомы наркомании, используя знания древних греков, которые впервые определили наркоманию как средство онемения и потери ясного сознания людьми, которые употребляли растения, содержащие наркотические вещества. Гален, определяя состояние наркотического опьянения человека, четко разделял состояние алкогольного применения состояние человека и особенности поведения, самочувствия человека, который получил дозу наркотического одурманивания. Врачи средних веков на Западе (Германия, Италия, Испания) большое количество своих исследований посвятили применению наркотиков в чисто лечебных целях, но применение таких лекарств как опий, морфий, кокаин привели к тому, что очень скоро их стали применять как наркотики для получения одурманивающего эффекта. Первая мировая война стерла все моральные границы в применении наркотиков.

По данным ОВЗ с 1914 по 1923 год мир захлестнула первая волна всеобщей наркотизации. Если до войны «благородные» наркотики морфий и кокаин употребляли лишь представители элит различных обществ, то после войны с этими наркотиками познакомились все представители различных социальных лестниц. Вторая волна наркотиков захлестнула мир с конца 60-х годов XX века. Можно сказать, что распространение наркотиков по миру имеет так называемый эффект чистильщика, когда сотни тысяч молодых, здоровых людей, получая определенные дозы, становятся наркоманами и заканчивают свою жизнь, не дожив до 30-40 лет.

Ведущий.  Человек-наркоман: люди-наркоманы, кто они такие? Средствами массовой информации эти образы подаются по-разному – одни до ужаса страшными, другие, наоборот, показаны мучениками, жертвами…

Так кто же такой наркоман? Мы выделили три характерных и ярко выраженных точки зрения на этот вопрос. Ваша задача определиться, какая из них вам ближе, и объяснить почему?

Даются три зарисовки портретов – наркоманов, зачитываются помощниками ведущего.

Ведущий. Да действительно, наркоманы – это в первую очередь, больные люди, и,  самое страшное, многие из них уже неизлечимы. Зачитываются письма наркоманов.

Ведущий. Наркотики наносят непоправимый вред нашему организму, в первую очередь они поражают головной мозг. Об этом много написано и порой опасность  уже не воспринимается должным образом. Мы предлагаем вам посмотреть одну видеозарисовку.

Несмотря на то что, мы много знаем о наркотиках, о том, какой смертельный вред они нам могут нанести, мы продолжаем их пробовать. Попробовав один раз, не многие могут от них отказаться. Каковы на ваш взгляд причины того, что ваши сверстники решаются попробовать наркотик?

Действительно, это чаще всего происходит в компании. Давайте попробуем представить, как это происходит. Для этого мне необходимо 6 человек.

Один из них будет представлять новичка в компании, другой – его близкого друга, все остальные хорошего знакомого. Задача близкого друга и остальных уговорить новичка попробовать наркотик. Все остальные участники внимательно смотрят, какими способами ребята уговаривают товарища принять наркотик, почему человек согласился или не согласился это сделать? Что бы вы сделали в подобной ситуации?

Следующая ситуация. Все вы находитесь на вечеринке у своих друзей.  Кто-то вам знаком, кого-то вы видите впервые. Вы пришли сюда хорошо отдохнуть, познакомиться с новыми людьми, пообщаться. Но есть  маленькое «но»: на этой тусовке присутствуют люди, которые принимают наркотики, более того, болеют СПИДом. На карточках, которые вам раздадут, роль каждого будет обозначена. Но вы не вскрываете карточки до конца игры. В ходе вечеринки вы выбираете себе одного или нескольких партнеров, которые вам больше всего импонируют, с которыми вы хотели бы вступить в близкий контакт. Этот контакт вы будете обозначать через рукопожатие. Когда музыка остановится, вы вскроете свои карточки.

Я прошу, больных СПИДом и тех, кого они заразили, сесть с одной стороны, а здоровых – остаться с другой.

Ведущий задает вопросы обеим группам:

1. Что вы чувствуете по отношению к тем людям, которые остались здоровыми?

2. Как вы относитесь к партнеру, который вас заразил?

3. Что вы почувствовали, когда увидели в своих руках карточку с названием страшной болезни?

4. Как вы относитесь к больным людям?

5. Чувствуете ли вину за то, что остались здоровыми?

Эта тема очень актуальна и для подростков, и для взрослых. Об этом нужно чаще говорить, каждому нужно научиться смело, выражать свое мнение. Только в этом случае  мы сможем кого-то остановить у смертельной черты. У нас с вами есть возможность выразить свое отношение к данной проблеме и попытаться найти единомышленников. Для этого мы предлагаем вам вновь поработать группами и придумать призыв-обращение к сверстникам, которое касалось бы проблем, связанных с наркоманией.


Библиографический список
  1. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: Методическое пособие / Под ред. В.В. Аршиновой. М., 2005.


Все статьи автора «lesik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: