ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИЛИ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Петриченко Эльвира Сергеевна
Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова
студентка 4 курса факультета психологии и социальной педагогики

Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления отличий системы ценностных ориентаций дезадаптиованных подростков от системы ценностных ориентаций социально адаптированных подростков. Описан ход и проанализированы результаты эмпирического исследования. Исследование показало, что социально адаптированные подростки наиболее ориентированы на такие ценности, как «здоровье», «счастье в семье», «любовь», «дружба», «образование». Для дезадаптированных подростков приоритетными ценностями выступают «материальная обеспеченность», «развлечения», «отдых», «власть», «карьера».

Ключевые слова: подростковый возраст, социальная дезадаптация, ценнстные ориентаци.


VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS AS AN INDICATOR OF SOCIAL ADAPTATION OR DISADAPTATION

Petichenko Elvira Sergeevna
Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
4rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy

Abstract
Paper is devoted to a problem of identifying the differences of value orientations of teenagers from disadaptation system of value orientations socially adapted adolescents. Describes progress and analyze of the results of empirical research. Research showed that the most socially adapted teenagers focused on values such as "health", "happiness in the family", "love", "friendship", "education". For disadapted teenagers priority values advocates are "financial security", "entertainment", "holiday", "power", "career".

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/08/7497 (дата обращения: 21.02.2024).

В последние десяитилетия в России особо остро встает проблема подростковой социальной дезадаптации. На сегодняшний день статистика показывает, что каждый шестой ребенок в стране является трудным. И с каждым годом число таких детей увеличивается. Подростки стали чаще употреблять алкоголь и наркотики, в том числе «тяжелые», проявлять агрессивность, совершать противоправные поступки и преступления.

Причиной данного явления, на наш взгляд, является деморализация нашего общества, упразднение и замена жизненных ценностей подростков. Иными словами, такое поведение порождено кризисом ценностей, который наблюдается в современном обществе. Подростки выбирают неверные ценностные приоритеты, в результате чего их поведение становится асоциальным, нарушаются взаимоотношения с другими людьми.

Поэтому, очень важным звеном в коррекции и профилактике социальной дезадаптации подростков является изучение ценностных ориентаций молодого поколения как системы координат жизненного пространства личности.

Наше исследование направлено на выявление условий формирования у подростков  ценностных ориентаций. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что система ценностных ориентаций дезадаптиованных подростков отличается от системы ценностных ориентаций социально адаптированных подростков. Формирование «правильных» ценностных ориентаций у подростков является условием предупреждения их дезадаптации.

В данной статье мы сравним ценностные ориентации у социально адаптированных и дезадаптированных подростков. В дальнейшем это позволит разработать пути формирования ценностных ориентаций, предупреждающих социальную дезадаптацию.

Для более глубокого изучения данной проблемы мы обратились  к современным психолого-педагогическим исследованиям по адаптации и дезадаптации.

Ученые сходятся во мнении, что социальная адаптация тесно связана с социализацией человека, с процессами усвоения социальных норм поведения. Процесс социальной адаптации предлагается рассматривать на трех уровнях:

  • На уровне общества (макросреда);
  • На уровне малой группы (микросреда);
  • Внутриличностная адаптация [1].

Дезадаптация, по мнению Т.Д. Молодцовой, – это результат внутренней или внешней и нередко комплексной дезгармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми [2].

В своих работах Т.Д. Молодцова предлагает анализировать дезадаптацию в зависимости от степени распространенности в разных областях жизни и деятельности, а также в зависимости от того, в какой степени ею охвачена личность. По степени выраженности анализирует дезадаптацию как скрытую, открытую и ярко выраженную. По характеру возникновения анализирует как первичную, вторичную, а по длительности протекания – как ситуативную, временную и устойчивую.

Также можно выделить следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую и социальную дезадаптацию.

Социальную дезадаптацию принято рассматривать как неадекватное поведение относительно норм и требований той системы общественных интересов, в которую включается человек по мере своего социального развития [3]. Иными словами, социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права и часто характеризуется как педагогическая запущенность подростков.

Именно социальная дезадаптация, по мнению психологов, является основой девиантного поведения. Девиантное поведение, как отмечает О.П. Мищенко, представляет собой единство мотивационно-ценностного и операционального компонентов. Под психологическими проявлениями девиантности традиционно понимают деформации мотивационно-ценностной сферы личности. [4, с. 158].

Среди многих личностных черт социально дезадаптированных подростков, отмечаемых разными авторами, можно выделить наиболее часто встречающихся – недисциплинированность, конфликтность, жестокость нечестность и др. Так, по данным, полученным Д.И. Фельдштейном, нечестность характерна для 97% подростков, а агрессивность – 77%.

Одним из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития Б.Г. Ананьев считает  ценностные ориентации. Ценностные ориентации, по его мнению, образуют первичный класс личностных свойств, определяют собой структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, – характер и склонности человека [5].

Понятие «ориентация», согласно концепции З.И. Васильевой, следует рассматривать в двух аспектах: как интегративное лич­ностное образование и как процесс его формирования. В прямом смысле ориентация определяется как умение раз­бираться в окружающей обстановке. В переносном значении ори­ентация – это направленность какой-либо деятельности.

З.И. Васильева определяет ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [6, с. 12].

В работах учеников З.И. Васильевой представлена структура ценностных ориентаций, выделены их основные  компоненты:

  • когнитивный компонент (осознание объективной ценности);
  • мотивационный компонент (переживание ценности как потребности);
  • поведенческий (выражающийся в определенных поступках);
  • прогностический (программирование будущего) [7].

Ценностные ориентации формируются на протяжении всей жизни человека, но особое значение формирование системы ценностных ориентаций личности приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно в этот период ценностные ориентации выходят на тот уровень развития, который определяет воздействие на важнейшие личностные качества: направленность личности, ее активную социальную позицию.

Исходя из представленных теоретических положений, мы можем утверждать, что проведя сравнительное изучение ценностных ориентаций у социально адаптированных и дезадаптированных подростков, возможно будет разработать пути формирования таких ценностных ориентаций, которые будут служить предупреждением социальной дезадаптации.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

- беседа с психологом с целью выявления дезадаптированных подростков;

- анкетирование подростков с целью выявления дезадаптированных подростков;

- анкетирование подростков с целью изучения их ценностных ориентаций

Базой эмпирического исследования была выбрана школа  № 23 г. Таганрога. В исследовании принимали участие 50 человек 12-15 лет. Из них:

  • 25 человек – социально адаптированные подростки;
  • 25 человек – социально дезадаптированные подростки.

Для получения эмпирических данных мы использовали авторскую анкету, разработанную для выявления ценностных ориентаций подростков (Приложение 1).

Для обработки ответов на вопросы анкеты был использован количественный анализ. Анализ ответов на вопрос о том, какие жизненные ценности являются наиболее важными, отражен в таблице 1.

Таблица 1. Выявление наиболее важных жизненных ценностей подростков

                                            Подростки

Ценности

Социально адаптирован-

ные

Дезадаптиро-

ванные

Дружба 60% 40%
Счастье в семье 70% 10%
Здоровье 80% 40%
Любовь 60% 30%
Материальная обеспеченность 50% 100%
Развлечения, отдых 55% 100%
Образование 30% 0%
Саморазвитие и духовное просвещение 35% 0%
Власть 40% 80%
Нравственность 10% 0%
Карьера 30% 60%

Полученные данные позволяют выделить наиболее важные жизненные ценности социально адаптированных и дезадаптированных подростков. Прослеживается явное расхождение приоритетных ценностей данных групп подростков. Например, социально адаптированными подростками как наиболее важные были отмечены такие ценности, как «здоровье», «счастье в семье», «любовь», «дружба». Дезадаптированные подростки же отдали предпочтение, главным образом, таким ценностям, как «материальная обеспеченность», «развлечения, отдых», «власть», «карьера».

Хотелось бы отметить и тот факт, что перечень приоритетных ценностей дезадаптированных подростков был менее разнообразным. Такие ценности, как «образование», «саморазвитие и духовное просвещение», «нравственность» они вовсе оставили без внимания.

Далее мы выявляли предпочтения во времяпрепровождении подростков. Количественные данные анализа ответов на вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» помещены в таблицу № 2.

Таблица 2. Выявление предпочтений времяпрепровождения подростков

                                           Подростки

Занятия

Социально адаптирован-

ные

Дезадаптиро-

ванные

Встречи с друзьями 30% 35%
Просмотр телевизора 10% 35%
Занятия спортом 25% 5%
Чтение книг 5% 0%
Посещение кружков по интересам 25% 0%
Посещение дискотек, ночных клубов и др. 5% 25%

Из полученных данных мы можем увидеть, что для социально адаптированных подростков – это встречи с друзьями, занятия спортом, посещение кружков по интересам. Для дезадаптированных подростков – это встречи с друзьями, просмотр телевизора, посещение дискотек, ночных клубов и др. Единственное совпадение – встречи с друзьями. При этом следует учитывать, что друзья, с которыми ребята чаще всего общаются, для этих групп подростков разные.

Еще один вопрос, связанный с выявлением приоритетных жизненных ценностей подростков звучал следующим образом: «Как, на Ваш взгляд, должен выглядеть список из трех наиболее важных ценностей для идеального человека?». Результаты мы занесли в таблицу № 3.

Таблица 3. Выявление важных ценностей для идеального человека

                                               Подростки

 

Ценности идеального человека

Социально адаптированные Дезадаптированные
Счастье в семье 75% 35%
Материальная обеспеченность 45% 90%
Здоровье 70% 60%
Карьера 40% 75%
Развлечения, отдых 50% 75%
Власть 35% 90%
Дружба 80% 65%
Образование 45% 20%
Саморазвитие и духовное просвещение 35% 15%
Любовь 50% 25%
Нравственность 30% 0%

Ответы на этот вопрос также принципиально отличаются. Социально адаптированные подростки считают, что к ценностям идеального человека относятся следующие: «дружба», «счастье в семье», «здоровье», «любовь», «развлечения и отдых» и др. По мнению дезадаптированных подростков, идеальный человек должен обладать такими ценностями, как «власть», «материальная обеспеченность», «карьера», «развлечения, отдых» и др.

Ответы на следующий вопрос «Что, на Ваш взгляд, в большей степени способствует формированию жизненных ценностей подростков?» получили свое отражение в рис. 1 и рис. 2:

Рис 1. Определение факторов, способствующих формированию  жизненных ценностей (мнение социально адаптированных подростков)

 

Рис 2. Определение факторов, способствующих формированию  жизненных ценностей (мнение дезадаптированных подростков)

       Большинство социально адаптированных  подростков считает, что формированию жизненных ценностей в большей степени способствует семейное воспитание (50%), также, многие считают, что значительное влияние оказывают средства массовой информации (35%), влияние сверстников – 10%. И лишь некоторые (5%) считают, что общественное мнение играет самую важную роль в формировании жизненных ценностей подростков.

Дезадаптированные подростки выступили преимущественно за решающее влияние СМИ (40%) и влияние сверстников (30%), общественное мнение (20%). И лишь 5% выбрали семейное воспитание как главный фактор формирования ценностных ориентаций подростков.

Исходя из анализа результатов проведенного нами исследования, можно сделать вывод о том, что системы ценностей социально адаптированных и дезадаптированных подростков во многом отличаются. Для социально адаптированных подростков наиболее важными являются, в основном, здоровье, счастье в семье, любовь, дружба, образование и др. Для дезадаптированных подростков приоритетными ценностями выступает материальная обеспеченность, развлечения, отдых, власть, карьера и др.

Одной из первостепенных причин формирования именно таких ценностных ориентаций у социально дезадаптированных подростков, на наш взгляд, является тот факт, что главным фактором, в большей степени способствующим формированию ценностных ориентаций подростков, выступают средства массовой информации, социальная уличная микросреда, любительские объединения и др., в то время, как для социально адаптированных подростков таким фактором остается семейное воспитание.

Также, у социально дезадаптированных подростков отмечается слабая дифференциация ценностей в целом. Что касается сферы обучения и образования, то для большинства таких подростков данная сфера не является ценностью, что формирует низкую мотивацию учения. Социально адаптированные подростки в большей мере ориентированы на образование, саморазвитие и духовное просвещение.

Таким образом, в возникшей ситуации искажения системы ценностей дезадаптированных подростков возникает необходимость разработать пути формирования ценностных ориентаций, предупреждающих социальную дезадаптацию.

Приложение

Анкета для выявления ценностных ориентаций подростков

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

Правила заполнения: прочитайте внимательно вопрос и выберите один из предложенных ниже вариантов ответов. Выбранный ответ следует выделить.

Ваш пол: М___ Ж___

1. Какие жизненные ценности являются для вас наиболее важными?
Возможен выбор не более 3-х вариантов.

а) счастье в семье;
б) материальная обеспеченность;
в) здоровье;
г) любовь;
д) карьера;
е) нравственность;
ж) образование;
з) власть;
и)дружба;
к)развлечения, отдых;
л)саморазвитие и духовное просвещение;
м)другое_______________________

2. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?

а) читать книги;
б) смотреть телевизор;
в) встречаться с друзьями (подругами);
г) посещать кружки по интересам;
д) посещать дискотеки, ночные клубы;
е)заниматься спортом;
ж) другое_____________________

3. Как, на Ваш взгляд, должен выглядеть список из трех наиболее важных ценностей для идеального человека?

Возможен выбор не более 3-х вариантов.

а) счастье в семье;
б) материальная обеспеченность;
в) здоровье;
г) любовь;
д) карьера;
е) нравственность;
ж) образование;
з) власть;
и) дружба;
к) развлечения, отдых;
л) саморазвитие и духовное просвещение;

м) другое_____________________

4.Как, по Вашему мнению, молодежи должны прививаться правильные жизненные ориентиры?
а) через воспитание в семье;
б) через образование в школе;
в)через СМИ и общественное мнение.


Библиографический список
  1. Шалова С.Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов // Интернет-журнал «Науковедение». – 2012 – №3 (12) . – М., 2012 – Идентификационный номер статьи в журнале: 0421200136086. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf. (дата обращения: 14.07.2014)
  2. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов-н/Д., 2005
  3. Толстых А. В. Норма социальная — Статья из словаря «Социальная психология».
  4. Мищенко О.П. Предпосылки девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах. // Социально-гуманитарные знания. 2006. №2. С. 158-165
  5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
  6. Васильева З.И. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е гг. ХХ в. Россия). – СПб., 2003.
  7. Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза//Интернет-журнал «Науковедение». – 2013 – №3 (16). – М., 2013 – Идентификационный номер статьи в журнале: 48ПВН313. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf, (дата обращения: 14.07.2014)


Все статьи автора «Петриченко Эльвира Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: