ПРАВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛ)

Дронова Елена Николаевна1, Мыльникова Анна Викторовна1
1Алтайский государственный университет

Аннотация
В работе актуализируется вопрос социально-правового консультирования семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Представлены данные проведенного исследования в г. Барнаул, которые показывают содержание и проблемы реализации консультативной помощи для семей с детьми.

Ключевые слова: , , , , , , ,


ПРАВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛ)

Dronova Elena Nikolaevna1, Mylnikova Anna Viktorovna1
1Altai State University

Abstract
In this paper increasingly pressing issue social-legal counseling of families with children in difficult situations. Authors present results of research in Barnaul: сontent and problem counseling families with children.

Keywords: counseling., difficult life situation, families with children, social and legal assistance


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н., Мыльникова А.В. // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6733 (дата обращения: 23.02.2024).

«Развитие системы консультативной… поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей» – одна из ключевых задач укрепления семьи, закрепленная в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года [3].
Консультирование является той социально-педагогической практикой работы специалистов с семьями с детьми, которая позволяет предупреждать трудные жизненные ситуации, максимально привлекая собственные ресурсы клиента как субъекта само- и взаимопомощи.
В 2013 году в г. Барнаул нами проведено исследование по оценке состояния консультативной помощи и поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в вопросах обеспечения прав и социальных гарантий.
На первом этапе исследования, оперируя данными по числу обращений к уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, мы оценили восстребованность консультативной поддержки как способа реагирования на уже возникшие трудные жизненные ситуации семей с детьми в регионе. Всего в 2013 году к Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае поступило 1985 обращений, по сравнению с 2012 г. их количество снизилось на 137. В том числе снижение обращений произошло и по вопросам охраны и защиты прав детей – с 155 до 92. Снижение числа обращений связано с активным развитием различных форм дистанционного оказания государственных услуг населению, сети общественных центров доступа к информации, активизацией информирования общества о деятельности органов государственной власти, а также работой созданного в крае института Уполномоченного при губернаторе Алтайского края по правам ребенка. При снижении числа обращений о правах детей, как и прежде, семьи Алтайского края беспокоятся об общедоступном и бесплатном дошкольном образовании, об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о решении проблем, связанных с усыновлением, опекунством, лишением родительских прав, взыскании алиментов и др. Отличительная особенность обращений родителей – превалирование жалоб [1].
Второй этап исследования был направлен на изучение восстребованности консультативной помощи семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В исследовании приняли участие семьи, состоящие на учете органах социальной защиты населения и получающие социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения по месту жительства. В результате обработки данных анкетного опроса получены следующие результаты:
– по критерию «информированность по вопросам социальных гарантий для семей с детьми и применение норм права»: знают о льготах приема и содержания детей в детских дошкольных учреждениях и учреждениях общего среднего образования – 25% (не знают – 75%); знают и пользуются транспортными льготами для семей с детьми – 5% (не знают – 95%); знают и пользуются налоговыми вычетами «на ребенка» по налогу на доходы физических лиц – 60% (нет – 40%); информированы о трудовых гарантиях и льготах для работников с детьми – 20% (нет – 80%); пользуются субсидиями по оплате жилищно-коммунальных услуг – 20% (нет – 80%); получают ежемесячное пособие на ребенка – 90% (нет – 10 %);
– по критерию «потребность в консультации по вопросам реализации социальных гарантий для семей с детьми»: нуждаются в консультационных услугах – 75% (не нуждаются – 25%);
– по критерию «частота обращений за консультативной помощью к специалисту и удовлетворенность»: обращаются к консультативной помощи по необходимости – 55%, из них 63% – удовлетворены консультацией, 37% – нет (не обращаются за консультативной помощью – 45%);
– по критерию «обращаемость к субъектам консультативной помощи»: обращаются к социальному педагогу школы – 37%, специалисту центра социального обслуживания населения – 27%, уполномоченному по правам человека/ребенка – 18%, к частному юристу – 18%; консультативная помощь правового характера, как показывают ответы родителей, не оказывается в дошкольных образовательных учреждениях («в таких организациях информация правового характера представлена в виде стендовой наглядности, «разъяснений сотрудники дошкольных образовательных учреждений не дают»); кроме того, не доверяют родители подразделению по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, считая их «карательными» инстанциями, а не органами профилактики, а в учреждения социальной защиты населения семьи с детьми «боятся нести свои проблемы, опасаясь огласки».
На третьем этапе исследования проводилось интервьюирование субъектов консультирования семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Респондентами выступили сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как субъекты индивидуальной профилактической работы в соответствии с №120-ФЗ [2]. Результаты исследования показывают, что в школе, отделе по защите прав детства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Аппарате уполномоченного по правам человека консультативная помощь социально-правового характера семьям с детьми оказывается ежедневно, в отличие от дошкольных образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, органов внутренних дел. Так, например, респонденты отмечают следующее. Заместитель заведующей по воспитательно-методической работе дошкольного образовательного учреждения: «…У нас нет как таковой правовой консультативной помощи. Если у родителей возникают такие вопросы, они обращаются к воспитателю. Консультируются редко, в основном интересуют текущие вопросы…». Заместитель директора по организационным вопросам учреждения социального обслуживания: «…Консультативная помощь семьям с детьми правового характера оказывается, но статистика не ведется. Бывает в месяц 6 и более звонков, а бывает весь месяц без звонков…Число клиентов по данным вопросам может варьироваться в зависимости от выхода новых законодательных актов. В среднем, по вопросам защиты прав ребенка в месяц обращаются около 10 семей…». Инспектор по делам несовершеннолетним: «..Родители обращаются за помощью, когда перестают справляться с ребенком, когда дети совершили правонарушение и преступление…». За консультативной помощью по социально-правовым вопросам обращаются родители, при этом спектр обращений – вариативен: решение семейных споров, оформлением льгот, опеки, помощь в защите нарушенных прав и интересов семьи и детей. Вопросы, связанные с жильем и социальной поддержкой самые востребованные среди семей с детьми. Консультируются по таким вопросам, как ипотека, льготы, приватизация, сделки с недвижимостью, улучшение жилищных условий, опека, льготы, услуги центра социального обслуживания, бесплатные консультации и др. Дискуссионным стал вопрос: «Сотрудничаете ли Вы с другими организациями, службами при оказании консультативной помощи? Возникают ли трудности при этом?». Представитель учреждения социального обслуживания населения отметила: «…Налажено межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики… Осуществляется сотрудничество с приемными депутатов, бесплатными консультациями, общественными организациями, работаем с телефонами «горячей линии» и другими службами. Трудностей при взаимодействии не возникает…Имеются совместные планы работы, договора, соглашения…». Социальный педагог школы: «Школа сотрудничает с отделом по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологическим диспансером, центром помощи семье и детям, органом опеки и попечительства. Трудности взаимодействия возникают, например, с отделом по делам несовершеннолетних, так как инспектор очень занят, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав относится как главенствующая организация, очень сложно найти общий язык…». Инспектор отдела по защите прав детства, инспектор комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалист аппарата уполномоченного по правам человека не имеют сложностей межведомственного взаимодействия. Специалист Аппарата уполномоченного по правам человека: «Мы сотрудничаем с другими организациями, службами при оказании консультативной помощи, но мы самостоятельная организация. Мы не просим помощь у других. Уполномоченный самостоятельно делает запросы по компетенции в разные органы, чтобы они изучили данную проблему». В части рекомендаций по повышению результативности консультативной помощи семьям с детьми респонденты предлагают: «наладить межведомственное взаимодействие», «создавать и развивать в городе пункты бесплатной правовой помощи», «повышать правовую грамотность специалистов работающих с семьями с детьми в системе повышения квалификации», «формировать у детей и родителей психологическую готовность обращаться за консультативной помощью до наступления проблемной ситуации», «решить кадровый вопрос в учреждениях системы профилактики, повышать привлекательность профессиональной деятельности социального педагога и специалиста по социальной работе», «разнообразить формы предоставления консультативной помощи – очная, дистанционная, «на дому» и др.».
В заключении отметим, что проведенное исследование актуализировало проблемы:

1) повышения уровня правовых знаний семей с детьми в части социальных гарантий и их реализации;

2) на фоне потребности в социально-правовых услугах семей с детьми недостаточного уровня оказания им данных услуг по месту жительства;

3) межведомственного взаимодействия структур в целях повышения удовлетворенности семей с детьми консультативной помощью превентивного характера.


Библиографический список
  1. О деятельности уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2013 году // Права. Свободы. Человек: Информационный бюллетень по правам человека в Алтайском крае. – 2014. – №17. – Режим доступа: http://protmen.ru/?page_id=3191
  2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. – 1999. – №26. – Ст. 3177.
  3. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 // СЗ РФ. – 2007. – №42. – Ст. 5009.


Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: