ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛКОВЫССКОГО УЕЗДА В XIX ВЕКЕ

Гресь Сергей Михайлович
Гродненский государственный медицинский университет
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук

Аннотация
Система образования на территории Беларуси начала своё становление с создания Адукационной комиссии в Речи Посполитой. После включения белорусских земель в состав Российской империи она претерпевает значительные изменения. Это было связано с развитием промышленности и торговли, усложнением бюрократической системы, которые требовали значительного количества образованных людей.
Основой системы образования становятся приходские училища, которые давали начальное образование (с 1864 г. они получили название церковно-приходских школ). Актуальность работы состоит в исследовании становления начальной ступени образования в Волковысском уезде, так как до настоящего времени данной проблемой никто не занимался.
Работа построена на архивных материалах из фондов Национального исторического архива в городе Гродно, а так же на исторических источниках данного периода.

Ключевые слова: Łyskava, волость, Лысково, Местечко, приходское училище, система образования, ученики, учителя


FORMATION OF THE SYSTEM OF EDUCATION VOLKOVYSK COUNTY TERRITORY IN THE XIX CENTURY

Gres Sergei Mikhailovich
Grodno State Medical University
Ph.D. in History, Associate Professor of Social Sciences and Humanities

Abstract
The education system in Belarus began its formation by creating Adukatsionnoy Commission in Rzeczpospolita. After switching on the Belarusian lands in the Russian Empire, it is undergoing significant changes. This was associated with the development of industry and commerce, the increasing complexity of the bureaucratic system, which required a large amount of educated people.
The basis of the education system are parochial schools, which gave primary education (1864 they were called parochial schools). Relevance of the work is to study the formation of primary education in the county Volkovisskij as hitherto this problem no one did.
The work is based on archival materials from the National Historical Archive in Grodno, as well as on the historical sources of the period.

Keywords: Izabelin, parish, parochial school, Place, students, teachers, the education system


Рубрика: История

Библиографическая ссылка на статью:
Гресь С.М. Формирование системы образования на территории Волковысского уезда в XIX веке // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/05/6632 (дата обращения: 25.02.2024).

Реформа образования в Российской империи началась с создания в сентябре 1802 г. Министерства народного просвещения. Основой образовательного процесса в начальной школе были предметы, которые преподавались и ранее. Определённый пересмотр взглядов на систему образования произошёл после восстания декабристов и особенно после восстания 1830-1831 гг. Граф Новосильцев проанализировав положение начального образования, справедливо заметил, что оно находится под сильным влиянием католической церкви и требует к себе более пристального внимания.

Одним из первых учебных заведений Волковысского уезда было училище католических миссионеров. Оно начало свою работу в местечке Лысково в 1797 году. Согласие на открытие этого учебного заведения дал губернатор Репин, по результатам работы временной комиссии.[1, с. 123] Училище не отличалось высоким уровнем преподавания, что вызывало предупреждения со стороны Виленского университета, который курировал деятельность этого учебного заведения. Основой образования были такие предметы как история религии, природоведение, языки и математика. Курировал работу училища местный помещик К. Биспинг. К 1816 г. на территории уезда работало 2 уездных школы в Свислочи 6-классная, где работало 10 учителей и обучалось 281 учеников; Лысковская миссионерская 5-классная, работало 7 учителей, обучалось 148 учеников, а к 1829 г. работало уже 15 приходских школ при церквях.[2, с. 10]

Создание Виленского учебного округа положительно сказалось на становлении системы образования. В скором времени появляется чёткая система обучения, включавшая в себя приходские и уездные училища, гимназии и Виленский университет. Однако основной проблемой по-прежнему остаётся недостаток квалифицированных кадров учителей. В первые годы ими работали священники местных приходов. Только начиная с 1 января 1844 г. в систему образования начали активно внедряться светские учителя.

В 1845 г. в Волковысском уезде было создано 2 приходских училища в Свислочи и Яловке, а в 1846 г. был открыт частный пансион в Волковыске.[3, с. 185] Причём учебное заведение в Свислочи было открыто на месте бывшей гимназии, которая была закрыта после польского восстания 1830-1831 гг. Как видно система образования в уезде была развита относительно слабо. Чувствовалась острая нехватка школ для получения начального образования. Доступ к образованию был затруднён, особенно для детей крестьян.

В первой половине XIX века на территории Волковысского уезда были организованы следующие учебные заведения:

  1. уездное дворянское училище в Свислочи на содержание которого выделялось 1698 руб. Оно было открыто 15 августа 1851 г. после перевода Свислочской гимназии в Ошмяны. Размещается учебное заведение в собственном каменном одноэтажном доме. Это помещение было подарено В. Тышкевичем, бывшим владельцем местечка. В училище обучается 37 учеников. Библиотека этого училища одна из самых богатых в уезде и насчитывает 1278 названий книг, 2618 томов, 27 географических карт, 1 глобус. В 1858 г. училище преобразовано в прогимназию.
  2. Волковысское приходское училище было основано в 1841 г. На его содержание выделялось 170 руб. Учебный корпус размещается в деревянном доме. В училище обучалось 23 ученика.
  3. Изабелинское приходское училище основано в 1839 г. (открылось в 1840 г.). Государство выделяло на содержание 150 руб. Находится в каменном доме, обучается 21 ученик.
  4. Росское приходское училище основано в 1800 г. Находится в собственном деревянном доме, обучается 15 учеников.
  5. Лысковское приходское училище основано в 1824 г. (открыто в 1840 г.). На содержание выделялось 130 руб. Размещается в помещичьем имении. Количество учеников 10. Пришло на смену училищу пиаров, которое существовало с 1797 г.;
  6. Верейковское приходское училище основано в 1853 г. (открыто в 1857 г.) Размещается в помещичьем имении. Количество учеников 24.[3, с. 210-211]

Из приведённых данных следует, что в первой половине XIX века население уезда было слабо охвачено образовательным процессом. Все приходские училища находились в местечках, что и предопределило состав их учеников. В основном это были дети местных жителей и купцов, ребят из крестьянских семей было по-прежнему очень мало.

Вторая половина XIX в. стала временем кардинальных изменений в экономической и общественной жизни Российской империи. Реформы, которые проводило правительство, требовало наличия грамотных людей, поэтому школьная реформа, должна была активизировать процессы получения начального и среднего образования низшими слоями населения. Школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность разных ступеней обучения, увеличилось количество начальных школ. На территории Беларуси не было земских школ, и общественность не допускалась к управлению народным образованием. Для Беларуси и Литвы были разработаны и утверждены 23 марта 1863 г. специальные «Временные правила для народных школ Виленской, Ковенской, Минской и Витебской губерний».[4, с. 12] 

Одновременно с возникновением начального образования в местечках, происходило становление и сельских приходских училищ в деревнях Волковысского уезда. Начиная со второй половины XIX века приходские училища получили название церковно-приходских школ и стали пользоваться большой популярностью среди православных верующих. Такие заведения возникают в Клепачах (на содержание выделено 302 руб. 50 коп. – всего 19 учеников (8 содержалось за казённый счёт, 11 проживали в окрестных деревнях), в Волпе – (выделено на содержание 250 руб. Всего 26 учеников которые проживали в окрестных деревнях), в Яловке (выделено на содержание 250 руб. Всего 21 ученик все проживали в окрестных деревнях), в Свислочи (выделено на содержание 250 руб. Всего 65 учеников 44 мальчика и 21 девочка, все проживали в окрестных деревнях), в Порозово – выделено на содержание 250 руб. Всего 23 ученика, все проживали в окрестных деревнях). Общее количество учащихся составляло 154 человека, из них 8 содержалось за государственный счёт, учёбу остальных оплачивали родители. Данные училища готовили сельских писарей и их помощников.[5, с. 4]

В среднем в Волковысском уезде соотношение между детьми которые посещали школы и общим количеством детей школьного возраста находилось на уровне 0,59%, что было крайне мало. Столь низкое соотношение обуславливалось наличием приходских школ, которые принадлежали православной церкви, соответственно дети католического вероисповедания не посещали эти заведения. В 1860 г. на территории Волковысского уезда, сельские приходские училища в ведомстве палаты Государственных имуществ имелись в количестве 5, а обучалось в них 243 ученика.[3, с. 250, 252]

В качестве примера можно рассмотреть местечко Изабелин. Здесь успешно развивалось промышленное производство. Первая мануфактура появились в 1804 году, и принадлежала еврею Мовше Гершовичу Ланеборту.[6, с. 10] К 1815 году здесь размещается суконная мануфактура Стравинского, которая была оснащена 16 машинами.[7, с. 1072] Поэтому было принято решение об открытии в местечке Изабелин приходского училища. В архивном документе об открытии школ в Изабелинской волости приводятся следующие слова: «…ныне Литовский Синод, по оказавшиеся надобности учредить подобное училище в Гродненской губернии Волковысского уезда в местечке Изабелин, вследствие поселения там фабрикантов немецкой нации…».[8, с. 122] Как видно из приведённого отрывка первые учебные заведения в Изабелине появились ещё в начале XIX века и были тесно связаны с возросшими потребностями мануфактурного производства. Однако достоверных сведений о реализации данного проекта в архивах не обнаружено. Только в 40-ых годах XIX в. в местечке было открыто приходское училище, о котором упоминалось ранее.

После отмены крепостного права в Российской империи проводятся серьёзные мероприятия по ликвидации неграмотности среди низших слоёв населения. В 1864 году в Изабелине открывается двухклассное приходское училище. Основная часть учеников данного учебного заведения были представители крестьянских семей, однако здесь проходили обучение и дети потомственных дворян, горожане, несколько ребят, чьи родители были лицами духовного звания. В состав учебного округа входили дети из четырех деревень Изабелинской волости (Павловщина, Матвеевцы, Рупейки, Жарковщина). Само приходское училище являлось собственностью деревни. В нем обучалось 572 мальчика, 553 – девочки, в том числе неграмотных 166 со 174 дворов; среди них детей в возрасте от 8 до 12 лет – 146.[9, с. 25] Кроме училища в Изабелине в этой же волости находились Улезловское и Каменицкое одноклассное церковно-приходские училища. В августе 1864 года двухклассное приходское училище было преобразовано в одноклассное народное училище. С этой целью Гродненское уездное казначейство выделило сто рублей. Позже учебное заведение существовало за счёт местного населения и пожертвований помещиков. Данные по некоторым годам, о перечислении денежных средств на нужды училища следующие: в 1872 г. было перечислено 570 руб., в 1878 г. перечислено 1009 руб., в 1887 г. перечислено 983 руб.[10, с. 26-28]. До 1884 г. училище арендовало два дома в деревне. В 1884 г. был построен дом для училища. Вот как он описывается в архивных документах «ширина 12,5 и вышина 4,5 аршина, в нем класс длинной 12,5 аршинов и шириной 7,5 аршинов, высота 3 ¾ аршина, 5 окон. В училище имелось две голландские печи, две плиты и одна русская печь. Освещение в школе керосиновое».[11, с. 45] Для создания условий по практическому применению навыков училищу было передано 1405,5 кв. саженей земли. Эта земля была распределена следующим образом: 135 аршинов находилось под садом, в котором росло 75 плодовых деревьев, 115 ягодных кустов, 12 деревьев, 40 кустов, 64 кв. сажени занимало здание училища, под питомник было отведено 6,5 кв. саженей, под огород 645 кв. саженей, полевой надел составлял 555 кв. саженей. За год учебное заведение получало доход с земли 20 рублей. Также в училище имелись свои пасеки: 6 ульев по системе Левицкого и один по системе Дадане. Все что производилось на земле и пасеках продавалось на местном рынке. Заработанные деньги расходовались на покупку учебников и демонстрационных пособий. Государство ежегодно выделяло для содержания училища 1225 руб., собирались земские сборы в объёме 395 руб., сельское общество передавало 9 руб. 50 коп.[10, с. 26-28]

Если говорить учебных занятиях в училище, то следует отметить, что в училище, преподавали: чтение, письмо, арифметику, вычисление, географию, геометрию.[12,с. 34-36] учительский коллектив состоял из местных жителей, получивших образование в Волковысском уезде. Фома Семенович Грасевич – окончил курсы в Свислочской учительской семинарии в 1881 г., по окончании учебного заведения получил звание начального народного учителя и заработную плату 420 руб.; преподавателем истории работал воспитанник Жировицкого духовного училища, который прошел курсы в Свислочской учительской семинарии Владимир Георгиевич Кузьминский; Зинаида Петровна Шакун, имела звание домашней учительницы.[12,с. 34-36].

Кроме того, значительное место в преподавании отводилось Закону Божьему. Преподавание его велось протоиереем Михайловским Евстафием Иосифовичем. Он окончил курсы в Литовской духовной семинарии в 1869 году. Работал в училище с 1875 года. Его жалование в училище составляло 120 рублей. Кроме того здесь обучали церковному и светскому пению. Преподавал пение Николай Сосновский.

В силу того, что основную массу учеников составляли крестьянские дети, в училище были организованы практические занятие по сельскому хозяйству. На уроках изучали правила ведения сельского хозяйства, часто сажали деревья, кусты и другие сельскохозяйственные культуры. В училище на каждого ребенка была заведена картотека. В ней записывалось краткие сведения о детях, которые обучались в училище. Исследуя данную картотеку, следует сделать выводы о том, что ученики были из середняцких и зажиточных семей. Заведующим народным училище был Фома Грасевич [11, с. 45].

К концу XIX в. для более широкого охвата населения грамотностью в Волковысском уезде начали организовывать школы письменности. Данные школы призваны были подготовить учеников для поступления в приходские училища. Так в 1895 году на территории Изабелинской волости такие учебные заведения были открыты в Дрогичанах, Хоружанцах, Забогонях и Козейках. Дрогичанская школа письменности относится к переходящему типу. Учитель Александр Купрашевич окончил курсы в Изабелинском училище. Учебников было недостаточно, своего помещения не имела и переходила из одного дома в другой помесячно. Училось там 29 воспитанников из них 25 мальчиков и 4 девочки. Всего в районе проживало училища 200 мальчиков и 210 девочек. В Казейковская школа письменности относилась к тому же типу что и предыдущая. Обучалось в ней 30 учеников из них 27 мальчиков (всего проживало 95) и 3 девочки (всего 102). Педагогом был Иван Новик который окончил курсы Велико – Лапеницкого народного училища. В Хоружанской школе обучалось 24 мальчика и 3 девочки. Всего в деревне было 46 мальчиков и 55 девочек. Учителем был Иван Лукашевич, который окончил курс в Подоросском народном училище.[13, с. 73-76]

Подводя итог исследованию становления системы образования на территории Волковысского уезда необходимо отметить следующие моменты:

1. было ликвидировано засилье католицизма и схоластики, что сделало образование максимально приближенным к требованиям местного населения;

2. к концу XIX века окончательно сложилась система начального образования, благодаря которой грамотность стала доступной для всех слоёв населения;

3. на территории Волковысского уезда была создана система начального обучения, в результате чего, количество грамотного населения значительно увеличилось (в конце XIX в. к таковым относилось около 20% детей в возрасте от 8 до 15 лет);

4. в продвижении грамотности в уезде значительное место отводилось местным кадрам.


Библиографический список
  1. Людко П.Ш. Эканамічныя і сацыяльныя змены ў краі ў I-ай палове ХІХ ст. / Памяць. Ваўкавыскі раён. Мн.: БЕЛТА, 2004. – 528 с.
  2. Сборник материалов для истории просвещения в России, извлечённых из архива Министерства народного просвещения. В 4 т. Т. 4. Вып. 1. СПб.: типография П.П. Сойкина, 1902. – 349 с.
  3. Бобровский П. Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния. Приложения. В 2 ч. Ч. 2, СПб.: типография департамента Генерального штаба, 1863, 500 с.
  4. Орловский Е.Ф. К истории народного образования в Гродненской губернии. – Гродно: Губернская типогр., 1899. – 60 с.
  5. Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (далее НИАБ в Гродно) Ф.363. – Оп. 1. – Д. 5. Л. 4.
  6. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 18 – Оп. 2 – Д. 393 – Л. 10.
  7. П. Бобровский. Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния. В 2 ч. Ч. 2, СПб.: типография Иосифа Огрызко, 1863, 1080 с.
  8. НИАБ в Гродно Ф. 38. – Оп. 1. – Д. 1801. – Л. 122.
  9. НИАБ в Гродно Ф. 38. – Оп. 2. – Д. 804. – Л. 25.
  10. НИАБ в Гродно Ф. 882. – Оп. 3. – Д. 43. – Л. 26-28
  11. НИАБ в Гродно Ф. 842. – Оп. 1. – Д. 12. – Л. 45
  12. НИАБ в Гродно Ф. 882. – Оп. 3. – Д. 43. – Л. 34-36
  13. НИАБ в Гродно Ф. 1. – Оп. 18. – Д. 332. – Л. 73-76


Все статьи автора «Гресь Сергей Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: