ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
Статья посвящена проблеме использования иностранного языка как средства профессионального самоопределения. Анализируется межпредметный характер иностранного языка в качестве учебной дисциплины. Рассматривается роль иностранного языка как средства формирования профессиональной мотивации.

Ключевые слова: иностранный язык, межпредметные связи, профессиональная мотивация, профессиональное самоопределение


USE OF OPPORTUNITIES OF A FOREIGN LANGUAGE AS MEANS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
The article is devoted to the problem of use of a foreign language as means of professional self-determination. Intersubject character of a foreign language as a subject is analyzed. The role of a foreign language as means of formation of professional motivation is considered.

Keywords: foreign language, intersubject relations, professional motivation, professional self-determination


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Использование возможностей иностранного языка как средства профессионального самоопределения // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/04/6451 (дата обращения: 23.02.2024).

Современная модель традиционного образования в недостаточной степени реализует принцип непрерывности образования, оно оторвано от ориентации учащихся на будущую профессиональную деятельность, что выражается в частности в обучении иностранному языку.

В большинстве учебных заведений общего образования возможности иностранного языка как предмета, способствующего профессиональному самоопределению обучающихся, не используются в должной мере. Опыт нашей работы показывает, что недостатки подобного вида обучения особенно очевидны на старшей ступени общего образования. Обучающиеся не чувствуют потребности изучения иностранного языка, не видят перспектив практического применения иностранного языка в своей будущей профессиональной деятельности.

И.Л. Бим выделяет следующие функции старшего звена средней школы:

– обеспечение завершения школьниками общего полного среднего образования и подготовка выпускников школы к жизни и труду в современном постиндустриальном информационном обществе, содействие их социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира;

– помощь учащимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями;

– стимуляция старшеклассников к продолжению образования и создание условий для облегчения их перехода из одного звена системы образования в другое, их ориентация на самообразование. (1, с. 7)

В научно-методической литературе подчеркиваются большие возможности использования межпредметных связей иностранного языка с другими учебными дисциплинами (И.Л. Бим, М.М. Гохлернер, Т.А. Ладыженская, Н.А. Лошкарева, И.А. Рапопорт). И.Л. Бим подчеркивает межпредметный характер иностранного языка как учебной дисциплины и выделяет его способность хранить и передавать информацию, ориентирующую на конкретный профиль профессиональной деятельности.

Возможности ряда предметов (в частности гуманитарного цикла) в формировании профессиональной мотивации будущего специалиста не используются в должной мере. Принципы преемственности и последовательности в передаче и усвоении профессионально значимых знаний, умений, навыков и в формировании профессиональной мотивации применяется лишь в области точных и технических наук.

Учитывая техническую направленность вуза, возглавляющего Ассоциацию «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, мы не можем не признать положительную сторону данного момента. Однако, нами подчеркивается, что учебные предметы, не имеющие прямого отношения к техническому профилю обучения будущего специалиста (в частности, учитывая профиль нашей работы в высшей школе – иностранный язык), также могут оказать эффективную поддержку в процессе формирования профессиональной мотивации.

Недостаточное использование средств иностранного языка при формировании профессиональной мотивации особенно сказывается на этапе дошкольного и общего образования. Обучение иностранному языку в начальном и среднем звене школ, гимназий, лицеев, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс», не отражает специфики выбранной обучающимися специальности. Иностранный язык как учебный предмет приобретает профессионально-ориентированную направленность лишь  при обучении в старших профильных классах и в вузе Ассоциации и дифференцируется в зависимости от направления обучения в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства.

Мотивация будущей профессиональной деятельности и обучение иностранному языку в рамках Университетского учебного комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, если содержание обучения иностранному языку связано с профессией, то есть профессионально обусловлено, то это вносит весомый вклад в формирование профессиональной мотивации будущего специалиста. С другой стороны, знание цели изучения иностранного языка, осознание его роли в своей будущей профессии делает процесс обучения языку целенаправленным и осознанным, повышает уровень владения иностранным языком.

На наш взгляд, эффективность процесса обучения иностранному языку определяется осознанием учащимися его роли в будущей профессиональной деятельности. Исследование данной проблемы находит отражение в трудах Н.Е. Кузовлевой, М.А. Кудашевой, З.Н. Никитенко, Г.В. Роговой, В.А. Шерстеникиной и других).

Уровень владения иностранным языком можно повысить в условиях профильно-ориентированного обучения иностранному языку. Это обусловлено тем, что, во-первых, повысится профессиональная мотивация в обучении языку у студентов. Возьмем для примера автомобильно-дорожные специальности ПГУАС. Выбрав данную специальность в ВУЗе, студент уже проявил к ней интерес.

Сближая иностранный язык с профилирующими предметами, такими как: автомобили, история автомобильного транспорта, автомобильные двигатели, организация движения, технические средства организации движения, мы тем самым подкрепляем положительную мотивацию.

На современном этапе развития общества целесообразно введение раннего начала обучения, что подтверждается исследованиями М.З. Биболетова, И.Л. Бим, Н.А. Горлова, А.Д. Климентенко, Е.А. Ленская, Н.Н. Трубанева. Иностранный язык является одной из учебных дисциплин, средствами которой можно максимально ускорить процесс вхождения учащегося в профессию. В качестве эксперимента иностранный язык на элементарном уровне изучается даже в учреждениях дошкольного образования.

Преимущества раннего обучения иностранному языку в учреждениях дошкольного и начального школьного образования, реализующего принцип преемственности в обучении, очевидны:

– дошкольники обладают достаточно высоким уровнем памяти и легче чем взрослые усваивают лексические, грамматические и фонетические явления иностранного языка;

– раннее обучение иностранному языку снимает психологический барьер говорения на языке  и избавляет от боязни сделать ошибку на более старших этапах обучения;

– использование иностранного языка в игровой деятельности, музыке, рисовании, художественной самодеятельности создает ситуацию психологического комфорта и непринужденности изучения языка;

– говорение на иностранном языке способствует развитию речи на родном языке;

– работа в дошкольном учреждении учителей школы Ассоциации, куда поступит ребенок сократит и облегчит период адаптации к условиям начальной школы;

– поощрение говорения на иностранном языке в раннем возрасте создает для дошкольника ситуацию успеха и стимулирует дальнейшее изучение языка;

– начало изучения иностранного языка в учреждении дошкольного образования Ассоциации «Университетский учебный комплекс» обеспечит преемственность и последовательность в обучении.

Профессионально направленное изучение иностранного языка должно, на наш взгляд, сопровождать учащегося на всех этапах обучения в Ассоциации «Университетский учебный комплекс», начиная с элементарных познаний в детском саду и заканчивая высоким уровнем коммуникативной компетенции на этапе обучения в вузе комплекса.

В зависимости от ступени обучения в Ассоциации могут варьироваться формы обучения. В учреждениях дошкольного образования преимущество отдается игровым формам обучения иностранному языку, что соответствует психологии дошкольника. При обучении в школе наряду с традиционными уроками используются проектные методики, деловые игры. Студенты вуза Университетского учебного комплекса могут принимать участие в диспутах и конференциях на иностранном языке.

Изучая в учебном комплексе иностранный язык с учетом профессиональной направлености, учащиеся с самого начала обучения приобретают элементарные навыки работы со словарями, что находит практическое применение в профессиональной деятельности квалифицированного специалиста. К моменту поступления в высшее учебное заведение Ассоциации учащиеся имеют значительный опыт словарного поиска как в словарях нейтральной лексики, так и в локальных терминологических словарях, что облегчает процесс адаптации к особенностям изучения иностранного языка в вузе. Локальный терминологический словарь – это двуязычный словарь терминов, употребляемых в локально ограниченных сферах производства (строительства), где идет активный обмен научно-технической информацией между специалистами двух конкретных стран. (2, с. 117) Учащимся каждой специальности предлагаются терминологические словари разной профессиональной направленности, благодаря чему пополняется запас профессиональной лексики.

Таким образом, отличием в обучении иностранному языку в учебных учреждениях Университетского учебного комплекса должна являться его практическая ориентация на будущую профессиональную деятельность. Изучение иностранного языка в школах, гимназиях, лицеях Ассоциации ориентирует учащегося на обучение в вузе, стоящем во главе Университетского учебного комплекса: в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Профильное деление в старших классах учреждений общего образования комплекса позволяет средствами иностранного языка уделять особое внимание выбранному профилю будущей профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – №5. – с.7-8.
  2. Татаринов В.А. Составление локальных терминологических словарей как один из примеров подготовки специалистов по иностранному языку. – Иностранные языки в высшей школе. Учебно-методическое пособие под ред. Н.С. Чемоданова. – М.: Высшая школа. – 1982. – вып. 17. – 159 с.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: