Ценности в современном обществе не могут возникнуть случайным образом и существовать независимо друг от друга. Педагогические ценности, а значит и система педагогики в целом, зависят от экономических, политических и социальных общественных отношений. Соответственно, изменения потребностей личности, социума и государства влекут за собой и трансформацию системы педагогических ценностей, что достаточно актуально в настоящее время.
В нашем понимании педагогические ценности выступают нормами, которые упорядочивают и регламентируют педагогический процесс, а также выступают системообразующим звеном между взглядами общества на систему образования и непосредственно деятельностью педагога [3, 216].
Относительно понятия аксиологического подхода в педагогике, вытекающего из теории о ценностях, можно сказать, что он определяется как система способов использования педагогических ресурсов в целях развития личности, определяющая также возможности совершенствования системы образования в целом [4, 20]. Отличительная особенность данного подхода состоит в том, что основой обучения и воспитания обучающихся является формирование нравственного сознания, а именно осознание значимости общечеловеческих ценностей.
Содержание аксиологического подхода выражается в совокупности следующих принципов [2, 76]:
- понимание и принятие педагогом личностных ценностей обучающихся как мотивов и внутренних регуляторов их поведения;
- умением педагога переносить общечеловеческие духовные ценности во внутренние ориентации ученика;
- способность педагога активизировать ценностный поиск обучающихся не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности.
Можно сделать общий вывод о том, что подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности, которая базируется на аксиологическом подходе, позволит реализовать важнейшие цели образования, связанные с формированием и развитием у обучающихся системы ценностных ориентаций, а именно:
- осознание социальной роли педагогической профессии, ее значимости для общества, а также становление собственного отношения будущего специалиста к основным педагогическим ценностям;
- формирование педагогического мировоззрения, конкретных профессиональных норм поведения, представлений, взглядов и понятий, относящихся к сфере деятельности будущего преподавателя и регламентирующих ее;
- выработка личных установок и развитие ценностного опыта студента в целях определения и реализации стратегий его профессионального развития;
- применение технологий преподавания, которые раскрывают культурно-ценностный потенциал студентов и стимулируют их мотивацию к познанию ценностей;
- использование педагогических технологий, нацеленных на реализацию принципов гуманизма, личностно ориентированного обучения, системности и непрерывности образования;
- организация обучения с учетом жизненного опыта обучающихся.
Таким образом, аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры отражает ценностную направленность личности педагога, которая выражается в сформированности не только ценностного сознания, но и потребности в профессиональной деятельности преподавателя. Такая потребность заключается в осознанном и активном стремлении применить имеющиеся у него знания, умения и навыки для достижения образовательных и воспитательных целей образования. Отметим, что процесс и результат освоения ценностей педагогом напрямую зависит от его личностных качеств, мировоззрения, профессиональной позиции, квалификации и стажа и, составляя систему его ценностных установок и ориентаций, отражает его внутренний мир.
Библиографический список
- Алдошина М.И. Аксиологический компонент образования как фактор профессионально-педагогической культуры // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти академика РАО В.А. Сластёнина. (Рязань, 03–04 октября 2017 года). Рязань: ООО «Концепция», 2017. С. 87-91.
- Железнякова С.И. Профессиональная культура современного педагога: базовые ценности и вызовы времени // Дискуссия. 2016. №10 (73). С. 72-78.
- Поляруш А.А. Современное образование с позиций аксиологии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №5-1. С. 216-218.
- Сухоруких А.В. Аксиология гуманистической педагогики в условиях модернизации и цифровизации образования // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2019. №1. С. 19-28.
- Ходырев Александр Михайлович Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. №2 (113). С. 34-40.
- Шаляпина С.В. Формирование ценностей педагогической деятельности у студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. №2 (38). С. 179-183.