На сегодняшний день многоуровневая система высшего образования ориентирована на подготовку конкурентоспособного, мобильного, компетентного специалиста по важнейшим направлениям профессиональной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС ВО образовательная организация при формировании образовательных программ обязана обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов и сопровождать её методическим обеспечением [1].
В настоящий момент самостоятельная работа студентов рассматривается как один из основных компонентов высшего образования, так как именно она создает возможность постоянно повышать свою квалификацию, базу непрерывного образования, а также формирует готовность к самообразованию.
Важность проблемы организации самостоятельной работы студентов связана с той новой ролью самостоятельной работы, которую она приобрела в результате становления в качестве ведущей формы организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена высокой значимостью проблемы активации самостоятельной работы студентов.
В настоящее время роль самостоятельной работы в процессе подготовки студентов существенно возрастает. Это явление обусловлено потребностями общества и работодателей – на сегодняшний день наиболее востребованными специалистами являются именно те кадры, которые способны к поиску и творческой индивидуальной переработке информации, а не просто к освоению готовых знаний. Данный факт, в свою очередь, отражается и в компетенциях, которые являются требованиями к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, готовых к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Из вышеперечисленного исходит, что ключевыми векторами системы образования в настоящее время являются самообразование, самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и, наконец, самоактуализация. Говоря об учебном процессе, то в рамках самостоятельной работы студентов векторами выступают самоконтроль, оценка собственной деятельности, саморефлексия и саморазвитие[3].
Реализация ФГОС ВО проходит на основе модульно-компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не совокупность усвоенной информации, а способность студента действовать в различных ситуациях. Самостоятельная работа студентов как средство и форма организации учебно-познавательной деятельности способствует формированию общепрофессиональных и универсальных компетенций [2].
Проблема эффективной и оптимальной организации самостоятельной работы студентов в процессе их обучения в образовательной организации на сегодняшний день как никогда актуальна. Это связано с тем, что в настоящее время ФГОСы определяют самостоятельную работу студентов в качестве наиболее приоритетного и востребованного для общества и работодателей направления взаимодействия студентов и педагогов, а выполнение требований ФГОСов – это обязанность всех образовательных организаций [3].
Самостоятельная работа представляет собой значительно более широкое понятие, чем домашняя работа, которая представляет собой выполнение задания, данного преподавателем на дом для подготовки к следующему занятию [1].
Методические основы и теория формирования организации самостоятельной работы студентов были рассмотрены в исследованиях отечественных педагогов П.И. Пидкасистого, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной.
Несмотря на достаточный уровень изученности данной проблемы в отечественных педагогических исследованиях, она требует дальнейшего изучения конкретных аспектов, требующих разрешения. Это связано тем что в современных реалиях студентам необходимо самостоятельным образом применять полученные знания на практике, в частности, в профессиональной деятельности, используя при этом креативность и активный творческий потенциал. Помимо этого, необходимо, чтобы студенты умели приобретать знания, осваивать умения и навыки при тесном взаимодействии и сопровождении педагога, который является их наставником на учебном пути.
Продолжая мысль, следует отметить, что ключевая цель организации самостоятельной работы представляет собой обеспечение студентов помощью педагога в процессе освоения ими компетенций, необходимых для их квалифицированной профессиональной подготовки. Следовательно, данную цель можно достигнуть только в случае, если педагог будет систематическим образом контролировать образовательную деятельность студентов, а также осуществлять своевременное планирование учебного процесса.
Рассматривая теоретические основы педагогики XX века, можно наблюдать отсутствие единого мнения в определении самостоятельных работ. В научной литературе существуют разнообразные подходы к определению понятия «самостоятельная работа»:
- средство, формирующее познавательные способности студентов, их направленность на непрерывное образование (Г.М. Коджаспирова);
- активный метод, стимулирующий положительные мотивы, самоуправление, инициативу студентов (Л.В. Жарова);
- вид учебного труда по освоению образовательной программы, осуществляемой при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов (С.Л. Троянская);
- процесс вовлечения студентов в самостоятельно-познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации (П.И. Пидкасистый);
- работа, выполняемая студентами по заданию преподавателя в указанные сроки, но без его участия (Б.П. Есипов);
- деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного вмешательства преподавателя, но направляемая им (М.А. Измайлова) и т.д.
Таким образом, самостоятельная работа студентов представляет собой вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемой при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов [1].
Библиографический список
- Жирякова А.В. Тестирование как эффективная форма контроля самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-effektivnaya-forma-kontrolya-samostoyatelnoy-raboty-studentov.
- Илюшина Е.С., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе // Интеграция наук. 2018. № 8 (23). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36948873.
- Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Грибина Г.А., Федосеева Л.А., Юрина В.М. Методика организации учебной деятельности студентов // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. 2019. № 12. С. 204-205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42400175.