ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
Организация самостоятельной работы студентов выступает одной из ключевых проблем в современном образовательном процессе. Это напрямую взаимосвязано с процессом непрерывного увеличения объёма самостоятельной работы студентов в образовательных организациях при освоении ими учебного материала. Правильная и эффективная организация самостоятельной работы включает в себя развитие у студентов познавательной деятельности, результат которой – самоконтроль, оценка собственной деятельности, саморефлексия и в конце концов – саморазвитие.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Теоретические основы организации самостоятельной работы студентов образовательных организаций // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/08/46754 (дата обращения: 21.02.2024).

На сегодняшний день многоуровневая система высшего образования ориентирована на подготовку конкурентоспособного, мобильного, компетентного специалиста по важнейшим направлениям профессиональной деятельности. В соответствии  с  требованиями  ФГОС  ВО образовательная организация при формировании образовательных программ обязана обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов и сопровождать её методическим обеспечением [1].

В настоящий момент самостоятельная работа студентов рассматривается как один из основных компонентов высшего образования, так как именно она создает возможность постоянно повышать свою квалификацию, базу непрерывного образования, а также формирует готовность к самообразованию.

Важность проблемы организации самостоятельной работы студентов связана с той новой ролью самостоятельной работы, которую она приобрела в результате становления  в качестве ведущей формы организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена высокой значимостью проблемы активации самостоятельной работы студентов.

В настоящее время роль самостоятельной работы в процессе  подготовки  студентов существенно возрастает. Это явление обусловлено потребностями общества и работодателей – на сегодняшний день наиболее востребованными специалистами являются именно те кадры, которые способны к поиску и творческой индивидуальной переработке информации, а не просто к освоению готовых знаний. Данный факт, в свою очередь, отражается и в компетенциях, которые являются требованиями к профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, готовых к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Из вышеперечисленного исходит, что ключевыми векторами системы образования в настоящее время являются самообразование, самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и, наконец, самоактуализация. Говоря об учебном процессе, то в рамках самостоятельной работы студентов векторами выступают самоконтроль, оценка собственной деятельности, саморефлексия и саморазвитие[3].

Реализация ФГОС ВО проходит на основе модульно-компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не совокупность усвоенной информации, а способность студента действовать в различных ситуациях. Самостоятельная работа студентов как средство и форма организации учебно-познавательной деятельности способствует формированию общепрофессиональных и универсальных компетенций [2].

Проблема эффективной и оптимальной организации самостоятельной работы студентов в процессе их обучения в образовательной организации на сегодняшний день как никогда актуальна. Это связано с тем, что в настоящее время ФГОСы определяют самостоятельную работу студентов в качестве наиболее приоритетного и востребованного для общества и работодателей направления взаимодействия студентов и педагогов, а выполнение требований ФГОСов – это обязанность всех образовательных организаций [3].

Самостоятельная работа представляет собой значительно более широкое понятие, чем домашняя работа, которая представляет собой выполнение задания, данного преподавателем на дом для подготовки к следующему занятию [1].

Методические основы и теория формирования организации самостоятельной работы студентов были рассмотрены в исследованиях отечественных педагогов П.И. Пидкасистого, В.В. Давыдова, Г.И. Щукиной.

Несмотря на достаточный уровень изученности данной проблемы в отечественных педагогических исследованиях, она требует дальнейшего изучения конкретных аспектов, требующих разрешения. Это связано тем что в современных реалиях студентам необходимо самостоятельным образом применять полученные знания на практике, в частности, в профессиональной деятельности, используя при этом креативность и активный творческий потенциал. Помимо этого, необходимо, чтобы студенты умели приобретать знания, осваивать умения и навыки при тесном взаимодействии и сопровождении педагога, который является их наставником на учебном пути.

Продолжая мысль, следует отметить, что ключевая цель организации самостоятельной работы представляет собой обеспечение студентов помощью педагога в процессе освоения ими компетенций, необходимых для их квалифицированной профессиональной подготовки. Следовательно, данную цель можно достигнуть только в случае, если педагог будет систематическим образом контролировать образовательную деятельность студентов, а также осуществлять своевременное планирование учебного процесса.

Рассматривая теоретические основы педагогики XX века, можно наблюдать отсутствие единого мнения в определении самостоятельных работ. В научной литературе существуют разнообразные подходы к определению понятия «самостоятельная работа»:

  • средство,  формирующее  познавательные  способности  студентов, их направленность на непрерывное образование (Г.М. Коджаспирова);
  • активный метод, стимулирующий положительные мотивы, самоуправление, инициативу студентов (Л.В. Жарова);
  • вид учебного труда по освоению образовательной программы, осуществляемой при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов (С.Л. Троянская);
  •  процесс вовлечения  студентов  в  самостоятельно-познавательную  деятельность, средство ее логической и психологической организации (П.И. Пидкасистый);
  • работа, выполняемая студентами по заданию преподавателя в указанные сроки, но без его участия (Б.П. Есипов);
  • деятельность студентов по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного вмешательства преподавателя, но направляемая им (М.А. Измайлова) и т.д.

Таким образом, самостоятельная работа студентов представляет собой вид учебно-познавательной деятельности, осуществляемой при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения качественных результатов [1].


Библиографический список
  1. Жирякова А.В. Тестирование как эффективная форма контроля самостоятельной работы студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-effektivnaya-forma-kontrolya-samostoyatelnoy-raboty-studentov.
  2. Илюшина Е.С., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Федосеева Л.А. Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе // Интеграция наук. 2018. № 8 (23). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36948873.
  3. Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Грибина Г.А., Федосеева Л.А., Юрина В.М. Методика организации учебной деятельности студентов // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. 2019. № 12. С. 204-205 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42400175.


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: