СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Федосеева Любовь Алексеевна
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
студент

Аннотация
В данной статье характеризуются структурные компоненты трудовой деятельности студентов образовательных организаций профессионального обучения. Авторы статьи дают определение понятию трудового воспитания, характеризуют его сущностные характеристики, выявляют степень исследованности проблематики. Также в статье представлена непосредственно структура трудовой деятельности, структурные компоненты труда и компоненты профессионально-трудовой социализации студентов образовательных организаций профессионального обучения.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Федосеева Л.А. Структурные компоненты трудовой деятельности студентов // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/09/46560 (дата обращения: 21.02.2024).

Трудовое воспитание студентов непосредственным образом предполагает формирование у них творческого потенциала, порывов к познанию окружающей действительности. Трудовое воспитание как педагогическая категория представляет собой фундамент оптимального взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, влияет на продуктивность студентов в рамках учебной деятельности, в физической культуре, в спортивной и художественной деятельности.

Трудовое воспитание студентов представляет собой комплексный процесс вовлечения обучающихся в различные социально полезные мероприятия, организованные в стенах учебного заведения. Вовлечение студентов в трудовую деятельность необходимо для формирования у них опыта практической производственной деятельности, трудовых умений и навыков, развития у них трудового мышления, а также трудолюбия и сознания рабочего человека.

Трудовое воспитание представляет собой многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающее поколение перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, общественной деятельности, к управлению государством и производством.

Проблема трудового воспитания студентов как одна из наиболее важных педагогических проблем исследовалась многими учёными. Среди исследователей трудового воспитания школьников необходимо выделить А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупскую, С.Л. Рубинштейна, а также К.Н. Вентцеля. Современными исследованиями в области трудового воспитания обучающихся профессиональных учебных заведений занимаются такие учёные, как Р.И. Купчинов, С.В. Куликова, А.Г. Краснопёрова, В.А. Петьков, Л.Г. Филиппова и Н.В. Лабутина.

Основой трудового воспитания являются теория и практика воспитательной деятельности, которые направлены на необходимость связывать процесс воспитания с современным образом жизни, а содержание процесса воспитания – с социальным прогрессом в соответствии с моралью общества.

Сущность трудового воспитания обучающихся заключается в практическом усвоении подрастающим поколением социальных ценностей общества, позволяющем всесторонне участвовать в его жизни на основе общественно полезного труда.

Н.В. Лабутина считает, что структуру трудовой деятельности студентов можно представить следующим образом:

-                   предмет трудовой деятельности (то, что необходимо преобразовать в рамках труда);

-                   цель трудовой деятельности (то, что должно в итоге получиться в результате непосредственного воздействия на предмет трудовой деятельности);

-                   средства трудовой деятельности (то, что применяется для достижения цели труда);

-                   сама непосредственно трудовая деятельность, ориентированная на достижение цели [1].

А.Г. Краснопёрова и В.А. Петьков выделяют иные структурные компоненты трудовой деятельности студентов, которые включают:

-                   анализ результатов трудовой деятельности;

-                   работа над ошибками и определение путей исправления этих ошибок;

-                   усовершенствование методов и способов осуществления трудовой деятельности;

-                   создание наиболее совершенных продуктов труда, изделий [2].

Профессионально-трудовая социализация студентов представляет собой целенаправленный процесс, который непосредственным образом обеспечивает их профессионально-личностное становление и первичное вовлечение в профессиональную среду. Далее необходимо выделить структурные компоненты профессионально-трудовой социализации студентов:

-                   социально-адаптивный;

-                   мотивационно-ценностный;

-                   когнитивный;

-                   практический;

-                   оценочно-рефлексивный;

-                   эмоционально-волевой [3].

Обобщая вышесказанное, можно резюмировать, что основой трудового воспитания студентов профессиональных учебных заведений являются теория и практика воспитательной деятельности, которые направлены на необходимость связывать процесс воспитания с современным образом жизни, а содержание процесса воспитания – с социальным прогрессом в соответствии с моралью общества. Структурные компоненты трудовой деятельности студентов представлены предметом и целью трудовой деятельности, средствами достижения имеющейся цели, а также непосредственно самой трудовой деятельностью. Структурные компоненты трудовой деятельности могут быть и иными. Следует отметить, что процесс профессионально-трудовой социализации студентов также включает в себя структурные компоненты.


Библиографический список
  1. Лабутина Н.В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 2360 c.
  2. Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №3 (162).
  3. Труд – высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер [Электронный ресурс] URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov62.html, (дата обращения: 22.01.2021).


Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: