В современном обществе Узбекистана происходят кардинальные изменения системы образовательных услуг. Одним из факторов обусловивших процессы реорганизации вузовской и послевузовской моделей образования являются процессы глобализации, затронувшие практически все аспекты национальной экономики, информатизации образовательного процесса, связанных с современными информационно коммуникационными технологиями. Появление более прогрессивных концепций, знакомство с передовым опытом стран, лидирующих на рынке образовательных услуг (прежде всего США, Европейского Союза, Японии и Китая), и дальнейшая модернизация на этой базе национальной модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики будущего специалиста – выпускника высшего образовательного учреждения, вопроса эффективности полученных знаний специалиста, и последнее – это умение приспособления в быстро меняющихся экономических и геополитических условиях своей профессиональной квалификации к новым требованиям и условиям времени.
В условиях модернизации и диверсификации национальной экономики Узбекистана работодатели предъявляют более высокие и серьезные требования к уровню подготовленности персонала, поэтому в целях повышения эффективности подготовки специалистов необходимо совершенствовать методики преподавания в бизнес-образовании.
На основании мониторинга современных педагогических технологий, мы можем считать, что система обучения специалистов в высшем образовательном учреждении (ВОУ) позволяет достичь следующих результатов:
- работа с текстом;
- коммуникативная грамотность;
- интеллектуальная и креативная деятельность;
- самоорганизация;
- широкая эрудиция и кругозор.
Рассмотрим вкратце некоторые из них.
Работа с текстом способствует формированию следующих знаний, практических навыков и умений:
- умение видеть чужой текст (чтение и системный анализ);
- умение создавать собственный текст (написание эссе, рефератов, докладов);
- владение языками (грамотная письменная и устная речь);
- начитанность (число прочитанных книг и наличие собственного мнения).
Коммуникативная грамотность проявляется в следующих навыках:
- навыки коммуникации (аргументирование, оппонирование, ведение переговоров);
- умение работать с литературой (быстрота поиска информации);
- работа как в локальной, так и глобальной сетях (Интранет и Интернет, интерактивные коммуникации).
Самоорганизация выражается в эффективном осуществлении следующих видов деятельности:
- командная работа (сжатые сроки выполнения проектов);
- time management (планирование и реализация планов);
- презентация (демонстрация результатов);
- самостоятельность и ответственность (индивидуальность и инициативность в проекте).
Современное бизнес-образование предполагает исключительное использование интерактивных методов обучения и инновационных технологий в учебном процессе ВОУ.
Активное обучение представляет собой способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Проведенная апробация активных методов обучения в Региональном центре переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при Ферганском государственном университете, позволяет нам отнести к ним:
- презентации;
- работу в группах;
- дискуссии;
- методы критического мышления;
- кейс-стади;
- метод мозгового штурма;
- викторины;
- ситуационный анализ;
- мини-исследования;
- SWOT-анализ;
- показ тематических видеофильмов;
- деловые игры;
- метод Insert – метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 10-минутное ассоциативное эссе;
- метод блиц-опроса;
- метод анкетирования;
- групповые бизнес-проекты и др.
Обмен опытом с профессиональными педагогами, активно использующих инновационные методы обучения в Ферганском государственном университете (ФерГУ), позволили выделить наиболее эффективные и уже апробированные образовательные технологии, предусматривающие обучение студентов различными видами деятельности:
- научно-исследовательская (участие в студенческих научно-практических конференциях, олимпиадах, научно-исследовательских проектах);
- экспериментальная (полевые исследования, занятия в лабораториях);
- практическая (выездные занятия в бизнес-структурах, учебная, производственная практика и работа на предприятиях, в фирмах, бизнес структурах);
- творческая (разработка инновационных проектов, участие в различных конкурсах, грантах) и др.
Проведенный нами социологический опрос среди студентов Физико-математического, Педагогического, Филологического и Социально-экономического факультетов ФерГУ[1] позволил выделить основные принципы качественного обучения. Обобщим их с аналитическую таблицу (таб.1.).
Таблица 1. Основные принципы качественного обучения
Принципы обучения | Используемые инструменты
и формы контроля |
Имидж преподавателей
(точная оценка собственной личности, сильные и слабые стороны, требующие развития) |
«практический опыт предмета»
(практические примеры) |
методика преподавания
(распределение видов работ по темам) |
|
Ожидания от изучения предмета
(четко определенный круг задач предмета) |
оценка
(критерии, формы, время) |
Стиль преподавания
(уверенность, внешность, манеры) |
технические средства
(наглядность, восприятие) |
Как показывают исследования, в целях повышения эффективности образовательных услуг и качества преподавания бизнес-дисциплин в ВОУ, необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности обучающихся, которых можно разделить на несколько категорий по определенным признакам (таб.2.).
Таблица 2. Категории обучающихся
№ | Категории студентов | Характеристики обучающихся |
1 | Активист | активная позиция, любознательность, участие |
2 | Мыслитель | наблюдатель, аналитик, наличие собственного решения, необходимость времени |
3 | Теоретик | логичность действий, модели решения, отстраненность |
4 | Прагматик | практичность, эксперимент в реальных условиях, новизна |
Практический опыт убеждает, что следует развивать эти способности путем индивидуального подхода к ним и рационального распределения заданий.
В свете вышесказанного неизменно возрастает роль преподавателя в процессе обучения, задача которого состоит в том, чтобы дать студентам систематизированные, углубленные теоретические знания, а также привить практические навыки и умения организации профессиональной деятельности.
Современная роль преподавателя, активно использующего инновационные педагогические образовательные технологии, по нашему мнению, заключается в том, что он одновременно выступает в качестве:
- организатора работы студентов на аудиторных занятиях;
- автора элективных курсов;
- преподавателя, объясняющего материал;
- наблюдателя, осуществляющего мониторинг посещаемости и успеваемости обучающихся;
- наставника (куратора, эдвайзера);
- консультанта, советника, помогающего в выполнении заданий и самостоятельных работ студентов;
- эксперта, проводящего мониторинг уровня знаний и подготовленности студентов.
Целями преподавания бизнес-дисциплин являются:
- заинтересовать обучающихся предметом изучения курса;
- увлечь их новым или интересным материалом;
- заинтриговать и пробудить любопытство студентов к актуальным проблемам или вопросам;
- найти контакт и развить творчество, креативный, оригинальный подход к решению конкретных проблем или ситуаций.
Исходя из поставленных целей структура бизнес-курса должна включать:
- теоретическая часть (лекционный материал, статьи, слайды презентации);
- практические задания (эссе, задачи, деловые игры, кейс-стади и т.д.);
- творческие задания (разработку бизнес-планов, инновационных проектов, маркетингового и рекламного бюджета и др.);
- письменные работы (контрольные, Quiz, курсовые работы, научные доклады, статьи);
- формы контроля (оценка за выполненные задания и представленные работы).
Одним из наиболее распространенных и широко применяемых в процессе обучения активных методов бизнес-дисциплин является анализ и обсуждение кейсов.
Кейс – это конкретная ситуация, которая обладает следующими характерными особенностями:
- описание реальных фактов и событий;
- не несет оценки события со стороны автора;
- не имеет единственного правильного решения;
- объединяет уникальность, исключительность и практическую значимость;
- предоставляет право выбора при формулировке проблемы и в поиске путей решения;
- имитация коммуникационного процесса при решении;
- создание концептуального знания.
Охарактеризуем основные виды кейсов, используемых в практике преподавания.
Традиционные «гарвардские» кейсы имеют следующие характеристики:
- содержат достоверную информацию на основе тесного сотрудничества с компанией;
- выявляют реальную проблему реальной компании, точность описания проблемы и ее решения;
- проблема явно не определена;
- изложение информации от лица менеджеров различных уровней;
- наличие финансовой информации;
- отсутствие дополнительной полезной информации;
- значительный объем материала;
- не содержат наводящих вопросов.
Модифицированным кейсам присущи аналогичные характеристики, с той лишь разницей, что в данном случае проблема явно не определена и имеется дополнительная полезная информация.
Ситуации, написанные без активного сотрудничества с компанией, характеризуются следующими особенностями:
- использование информации из различных внешних источников;
- описание действий компании на изменения окружающей среды;
- предполагают критический анализ со стороны студента;
- необходим самостоятельный поиск дополнительной информации.
Можно использовать вымышленные ситуации, для которых характерно следующее:
- использование реальных и вымышленных данных;
- информация касается специфической проблемы;
- содержат обобщенный теоретический материал.
Тактические и стратегические кейсы имеют характерные черты (таб. 3.).
Таблица 3. Характеристики тактического и стратегического кейсов
Характеристики | Тактический кейс | Стратегический кейс |
Цель | научить проводить квалифицированный анализ | развить логику, научить принимать обоснованные решения, разрабатывать стратегии на основе анализа в условиях неопределенности |
Основное содержание | касается определенной проблемы отдельной сферы деятельности | касается различных сфер деятельности |
Объем | от 5-6 предложений до 2 страниц | от 2 до 200 страниц |
Дополнительные замечания | при ответах на вопросы необходима дополнительная информация и знания из сопряженных областей | не имеются |
Структура | краткая характеристика фирмы
подробное описание отдельных элементов деятельности (например, реклама, технология производства, подготовка персонала) вопросы для обсуждения |
начало (имена и должности главных действующих лиц, общая характеристика фирмы, временные параметры, описание проблем с различных точек зрения, от имени сотрудников)
основная часть (история, внешняя среда, расширенное описание внутренней среды) заключение (сценарий, устанавливающий состояние срочности в решении проблемы или принятие решения) приложения (основные даты в истории, схема организационной структуры, данные бухгалтерской отчетности, статистика, фотографии) |
Технология работы с кейсами в аудитории представлена в таблице 4.
Таблица 4.Технология работы с кейсами в аудитории
Начальный этап обучения | Продвинутый этап обучения |
краткий обзор материала кейса;
выделить ключевые слова; задать общий вопрос “что происходит?”; задать вопросы относительно : впечатления о прочитанном; положения и возможных проблемах; возможных изменений; недостатков в деятельности и их причинах; неопределенности; согласия (несогласия) с определенным утверждением; сделать обобщения. |
изучить опыт деятельности;
провести глубокий анализ; учитывать временной контекст и развитие отрасли; изучить качественные переменные; уделить внимание символике; оценить мнения сторонних наблюдателей; использовать при анализе статистические методы; построить логические деревья; критический подход к цифрам; использовать свой жизненный опыт; задать вопрос “а что, если бы…? |
Для анализа кейсов используются следующие приемы:
- “заданные вопросы”;
- “опыт усвоенных уроков”;
- “реальные вопросы”;
- “цепочка событий”;
- “внутренний и внешний аудит”;
- “советы консультанта”;
- “мнение разгневанной личности”.
Стиль изложения кейсов может быть официальным, академическим или с использованием разговорной речи, а структура – временной, сюжетной или разъяснительной.
Наконец, в учебном процессе для контроля и оценки знаний студентов, для развития их творческих способностей могут использоваться следующие письменные работы:
эссе;
рецензия; анализ эпизода; отчеты; статья; реферат;
|
исследования;
обзор; дневниковая запись; очерк; путевые заметки.
|
В заключении следует отметить, что рассмотренные технологии, приемы и методы обучения будут способствовать повышению качества обучения в ВОУ и подготовке высококвалифицированных специалистов.
Безусловно, разнообразие методов и средств обучения как попытки отхода от единого шаблона в образовательном процессе, имеет при всех положительных его проявлениях и отрицательный момент: «калейдоскопичность» формы проведения занятий может стать причиной того, что студент в своих попытках быть вовлеченным в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным понять суть проблемы, которую необходимо раскрыть в процессе занятия. Признаемся, что сами оказались плену так называемых «интерактивных» методов, когда наши попытки разнообразия семинарских занятий, с одной стороны, действительно приводили к деятельностному участию студента в ходе урока, а с другой стороны – акцентируя свое внимание на выполнении разнообразных функций и ролей студент невольно терял ведущую идею занятия, оказывался «за бортом» разбираемой проблемы.
Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в вузе. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных, «модных» методик в образовательном процессе. Поэтому нововведения в методике обучения в университете, где происходит формирование гражданина, и уже тем самым каждое ВОУ несет ответственность за моральный и ценностный облик будущего поколения государства, требуют тщательного подготовительного этапа и изучения признанными педагогами, и уже затем должен последовать период практических «экспериментов» в рамках отдельных дисциплин.
[1] В ФерГУ всего семь факультетов, опрос проводился среди студентов четырех факультетов. Общее количество опрошенных составило 74 процента от общего контингента обучающихся студентов
Библиографический список
- Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.
- Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону, 1998.
- Подласый И. П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2008.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.—Воронеж, 1996.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л: Социальная педагогическая психология. СПб., 2009.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2007.
- Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 2007.
- Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М., 2009.
- Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 2008.